Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

martin_man 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Массовая и популярная культура - явление гораздо более сложное и укорененное в социально-исторической действительности, чем это представляется ее многочисленным критикам и у нас в стране, и на Западе. Массовая и популярная культура — понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Значимость массовой и популярной культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа и стиля жизни. Культурные образцы, коды, стили и моды поступают к человеку через механизмы массовой и популярной культуры. Кроме того, понятие массовой и популярной культуры включает в себя нормы поведения, культуру труда, популярную науку и искусство — все то, что составляет повседневную жизнь людей.
Введение

Актуальность темы исследования по большей части определяется тем, что такое явление как массовая культура во всём своём многообразии достаточно сложна и противоречива. Она способна трансформироваться под влиянием разного рода факторов, например таких как: социальные, технические, эстетические и т.п. Массовая культура выделяется своей стремительной отзывчивостью на требования потребителя в настоящий период времени. Можно сказать, что она обладает высоким уровнем мобильности и адаптации к требованиям общества. Данные обстоятельства говорят о том что такое явление как массовая культура несомненно нуждается в теоретическом осмыслении на новом критическом уровне. Безусловно, следует учитывать опыт предыдущих поколений исследователей, занимающихся изучением феномена массовой культуры, как в мировой, так и в отечественной практике. Так же актуальность изучения данной темы обусловлена той ролью, которую массовая культура играет в процессе социализации молодёжи в стремительно глобализирующемся мире. При всех положительных сторонах процесса глобализации всё же следует осознавать необходимость сохранения национальных культурных традиций, приемственности молодым поколением этих традиций, дабы избежать формирования стандартизированного монокультурного мира. Молодёжь ввиду своего ещё не до конца сформированного личностного сознания, безусловно, является более восприимчивой частью общества по отношению к тем трендам и ценностям, что несет в себе массовая культура. На данном этапе молодые люди встречаются с явлениями массовой культуры повсеместно, поэтому можно говорить достаточно объективно, что данная культура несет непосредственное влияние в формировании молодой личности, выстраивание её внутренних ценностей, внутреннего мира. При таких условиях большое значение имеет анализ процессов внедрения и потребления массового культурного продукта, то каким образом он влияет на процессы социализации молодого поколения и как эти процессы можно контролировать. Массовая культура в свою очередь необратимо влияет на формирование общественного мнения, на такое средство общественного контроля как моральное осуждение. По сути стираются границы того, что ранее считалось недопустимым для отдельно взятого общества. Всё это говорит о том, что традиционная национальная культура начала стремительно терять свои позиции, на первый план выходит новая массовая стандартизированная культура. Нельзя сказать, что общество спокойно смотрит на данный факт. Наоборот, довольно часто можно услышать мнения, что духовный мир молодёжи находится на достаточно низком уровне, люди настороженно смотрит на современную социокультурную ситуацию в своей стране. Ещё в 60-е годы XX века западные социологи и философы, актуализируя проблемы гуманизма, отмечали, что XXI столетие должно стать веком гуманитарных наук. Это проблематичное высказывание выражает идею о том, что для выживания современной цивилизации очень важно обеспечить возрождение гуманистических ценностей во всех сферах жизни, а в особенности в сфере массовой культуры. Поэтому разработка концепции отношений между массовой культурой и обществом, между массовой культурой и индивидуальной личностью становится центром обширного круга поисков социологов, философов, культурологов, психологов и т.д. Современные исследователи имеют особый взгляд на зарождение и формирование популярной культуры как самостоятельной и довольно сильной категории. Они говорят о том, что на современном этапе становится довольно сложно определить чёткие критерии различия культуры «высокой» и культуры «низкой». Также исследователи связывают это с тем, что современная социология не рассматривает "массу" как определенное социальное образование, способное служить базой или субъектом массовой культуры. Поэтому социологи используют понятие "массовая культура" достаточно условно, указывая на то, что роль соответствующего социального феномена значительно изменилась по истечении десятилетий с момента возникновения дискуссий о массовой культуре и массовом обществе. Например, наряду с изменением роли массовой культуры в обществе и ее медиазацией внутри этого социального явления происходит определенное расслоение, равно как и расслоение ее аудитории; многие сюжеты, жанры, принадлежавшие ранее исключительно элитарной культуре, ныне заимствуются и массовой. Отношение к традиционно элитарной культуре также меняется, равно как и взгляды на то, что причислять к элитарной культуре. Если взять за пример то, что в данный период времени происходит в Российской Федерации, мы можем увидеть, как массовая культура имеет преобладающие влияние на общественное, а главным образом на молодёжное сознание. Более того, после развала СССР произошёл некий культурный диссонанс. Поколение, выросшее в условиях советского коммунистического пространства, не может окончательно адаптироваться к условиям новой свободной демократической жизни, так как в своё время в их голове были абсолютно другие ценности и нормы. При всём этом противоречии именно старшее поколение должно продвигать нравственные нормы в умы своих детей, да и всего молодого поколения в целом. Но ввиду данных глобальных изменений в устройстве общества они не способны достаточно чётко определить, что наиболее ценно на данном этапе жизни. В связи с такого рода несостоятельностью старшего поколения дать молодёжи некие духовные постулаты, массовая культура берёт эту функцию на себя и завоёвывает достаточно серьезный авторитет в глазах молодёжи. Особую актуальность рассматриваемой проблеме придаёт активное развитие средств массовой информации и коммуникации. Интернет сейчас есть практически в каждом доме, поэтому каждый человек при желании способен воспользоваться данной формой проявления глобализации. Не стоит и говорить о том, что основные пользователи сети интернет, несомненно, молодые люди. Они получают информацию по большей степени именно из данного сервиса и привыкли доверять ему, не всегда проверяя её достоверность. Другими словами, средства массовой коммуникации должны пониматься как "культурные посредники", развитие которых рассматривается как фундаментальная непрерывная трансформация способов производства и циркуляции символических форм в современных обществах. Именно таким образом понимается медиазация культуры как процесс, характерный для современного общества. Степень разработанности проблемы. Первые попытки теоретического осмысления феномена массовой культуры относятся к рубежу XIX-XX вв. Они связаны с именами Г. Лебона, Г. Тарда, 3. Фрейда и других ученых, которые рассматривали проблему массовой культуры в тесной связи с развернувшимся процессом перерождения гражданского общества в массовое. В середине 30-х гг. массовая культура становится предметом анализа в работах одного из крупнейших мыслителей XX века X. Ортеги-и-Гассета, который в своих классических трудах «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства» излагает собственное теоретическое видение данного феномена. Разрабатывая вопрос о природе массового общества, представители Франкфуртской школы социальных исследований - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, В. Беньямин, Г. Маркузе - делали акцент на демонстрации тех негативных моментов, которые проявляются в условиях массового общества в экономике, политике и, естественно, в духовной жизни. В работах Д. Белла, Э. Шилза, Ж. Фурастье, А. Турена, Дж.К. Гэлбрейта, Э. Тоффлера, Г. Кана, К.Э. Боулдинга и других обосновывается идея о том, что переход общества с индустриальной на постиндустриальную стадию развития ведет к усреднению культуры. В отечественной культурологической науке интенсивное обсуждение проблемы массовой культуры началось примерно в 60-х годах. В работах отечественных исследователей: Г. Ашина, В. Глазычева, Б. Грушина, Ю. Давыдова, Е. Карцевой, А. Кукаркина, Г. Оганова, Г. Шестакова и других - массовая культура рассматривалась как феномен, обусловленный общим кризисом системы капитализма. В настоящее время проблемой массовой культуры занимаются такие отечественные ученые, как К. 3. Акопян, В. Е. Васильев, Г. Голицын, И. В. Головачева, Л. Н. Дергунова, А.В. Захаров, Н. М. Зоркая, Э. А. Орлова, Н. А. Руднев и многие другие. Представления данных исследователей о массовой культуре отличаются мировоззренческим и методологическим плюрализмом, признанием факта культурного многообразия как естественного состояния культуры постиндустриального общества. Не смотря на некоторую разницу в подходах к осмыслению феномена массовости в рамках социокультурного пространства, центральное место в большинстве исследований данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). В трудах этих философов и ученых массовая культура трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку. Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт. Объект исследования – массовая культура как феномен современного общества. Предмет исследования – особенности влияния массовой культуры на молодёжь. Цель исследования - выявить специфические механизмы влияния массовой культуры на процесс социализации современной молодёжи. Задачи исследования: 1. Изучить природу массовой культуры; 2. Понять механизмы внедрения и потребления массового культурного продукта; 3. Выявить место и роль массовой культуры в системе базовой культуры общества; 4. Продемонстрировать значение СМИ и интернета в процессе распространения ценностей массовой культуры в РФ. 5. Определить перспективы развития и влияния массовой культуры на молодёжь современной России. Методологическая база исследования представлена теоретическими методами (метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы моделирования и абстрагирования), теоретико-эмпирическими (общенаучными) методами (индукция, дедукция, анализ, классификация, систематизация) и методами изучения документации и информационных материалов. Структура диссертации представлена введением, двумя главами, объединяющими шесть параграфов, заключением и библиографией.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………..10 1.1 Культура и ее роль в современном мире…………………………………...10 1.2 Массовая культура и ее место в культуре современного общества……...18 1.3 Влияние массовой культуры на сознание молодёжи……………………...30 ГЛАВА 2. РОЛЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ…………………………37 2.1 Особенности социализации современной молодёжи……………………...37 2.2 Механизмы влияния массовой культуры на социализацию современной молодёжи…………………………………………………………………………47 2.3 Значение СМИ и интернета в процессе распространения ценностей массовой культуры в РФ………………………………………………………...56 Заключение……………………………………………………………………….66 Библиография…………………………………………………………………….73
Список литературы

1. Аблеев С. Р., Кузьминская С. И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. Научно-практический вестник. Выпуск 2012/1 (N 8). 2. Акопян К. З. Массовая культура. – М.: Альфа-М, 2014. 3. Акопян К.З., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я. и др. - Массовая культура: Учебное пособие. - М., 2014. 4. Андерсон Б. - Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. - М., 2011.- с. 30 5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 2009. 6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. 7. Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965. 8. Ашин Г. К. - Доктрина "массового общества". М., 1971. 9. Барт Р. Мифологии. – М., 1988. 10. Белл Д. - Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Мысль, 2013. с. – 96. 11. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О) под ред. Джери Д. - Вече, ACT, 2009. – 544с. 12. Васильева В.Е., Соколов Е.Г. - Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Ч. I. / Под ред. В.Е. Васильевой и Е.Г. Соколова. СПб., 2011.- с.7. 13. Вейдле В.В. - Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества // ЭОН: Альманах старой и новой культуры. Вып. IV. М., 2006.- с. 52. 14. Глазычев В. Л. - Проблема «массовой культуры». - Журнал «Вопросы философии» № 12, - 1970. 15. Гриндер Дж.; Бэндлер Р. Формирование транса. – М., 1994. 16. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995. 17. Гуревич П.С. - Философия культуры. - М.: Nota bene, 2010. - 352 с. 18. Давыдов Ю.Н. - Искусство и элита. - М.: Искусство, 1966, - 343 с. 19. Дацкевич И. Феномен массовой культуры. – М.: ИНИОН РАН, 2012. – С. 35. 20. Дуков Е.В. - Современные цивилизационные тренды и крах массовой культуры // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей) / Под ред. Е.В. Дукова, Н.И. Кузнецовой. М., 2008.- с. 16. 21. Ерасов Б.С. - Социальная культурология. – М., 2006. – с. 410. 22. Заславская Т.И. - Социентальная трансформация российского общества: деятельностно - структурная концепция. – М.: Дело, 2012. 23. Зиновьев А.А. - Глобальный человейник. - М., 2013. — с. 42. 24. Зоркая Н.М. - На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.- с. 109. 25. Иваненкова А. С. - Молодежь и массовая культура в современной России. – СПб. – 2012. – с.165 - 167. 26. Иванов Д.В. - Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2012. 27. Ильин В. И. - Потребление как дискурс. - СПб: Интерсоцис, 2008. – с.77. 28. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2011. 29. Климова Л.Е., Молчанова Е.Н., Черникова В.Е. - Масс-медиа в культуре информационного общества. - Ставрополь, 2007. - с. 60-84. 30. Кондаков И.В. - Элитарная культура // Культурология. ХХ век: Энциклопедия. Т. I. СПб., 2008.- с. 387-388. 31. Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 1997. 32. Костина А.В. - Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2015.- с. 23 - 53. 33. Костылева Т.В. - По дорогам культуры индивидуальных миров // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей) / Под ред. Е.В. Дукова, Н.И. Кузнецовой. М., 2008.- с. 101. 34. Ле Бон Г. «Толпотворение» // Новое время. - №3, 1994. 35. Леонтьев А.Н. - Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6,- с. 23–38. 36. Лисеев Р. П. - Молодежный журнал и клубная культура. Тезисы научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире» / Под ред. В. И. Конькова. - СПб., 2011. – с.100. 37. Литвинова Е.Н. - Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве: к проблеме взаимодействия, - 2010, - с. 195-199. 38. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. М.: Наука. 2004,- с. 94. 39. Маркузе Г. - Одномерный человек. М., 1994. 40. Межуев В.М. - Философия культуры. Эпоха классики.- М., 2003. — с. 39-41. 41. Московичи С. Век толп. – М., 1996. 42. Негодаев И.А. - Информатизация культуры: монография. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2003. - 320 с. 43. Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990. 44. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 45. Ортега-и-Гассет Х. - Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.- с. 310-311. 46. Ортега-и-Гассет Х. - Дегуманизация общества. М.: Радуга,1991. – 639с. 47. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. 48. Пелевин В. - «Поколение Пи». Generation «П». – М.: Издательство Эксмо, 2009. – с.131. 49. Рабочая книга социолога. - М., 1983. 50. Радугин А.Л. - Культурология. М.: Издательство «Центр», 2011.- с. 85-86. 51. Разлогов К. - Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – с. 134. 52. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. 53. Сафаров Р.А. Социологические исследования. – М., 1979. 54. Сноу Ч. П. Две культуры. – М., 1973. 55. Соколов Е.Г. - Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2012.- с. 40 – 161. 56. Сорокин П. - Человек, цивилизация, общество. М., 1992.- с. 452. 57. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов.— М.: Мысль, 2013.— 863 с. 58. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор Г. В. Осипов. М., 1998. 59. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко; 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — с.196. 60. Стельцов Н.Н. - "Массовое общество" // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. с. — с.349 61. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 гг. М., 1988. 62. Феномен массовой культуры URL: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/fenomen-massovoy-kulturyi 63. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – Минск, 1991. 64. Фромм Э. - Бегство от свободы. М., 1989.- с. 46. 65. Хренов Н.А. - "Человек играющий" в русской культуре. СПб., 2005. – с. 53. 66. Хрестоматия по культурологии URL: http://kulturoznanie.ru/?div=dop_mass_culture 67. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. – М., 2011. 68. Шерковин Ю.А. - Психологические проблемы массовых информационных процессов. М. Мысль 1973г. - 215 с. 69. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». – М.: Искусство, 1988. – С.124. 70. Эко У. - Средние века уже начались // Иностранная литература, 1994, № 4.- с. 259-268. 71. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – С.190.
Отрывок из работы

1. Теоретико-методологические основы исследования массовой культуры. 1.1 Культура и ее роль в современном мире В последние годы радикально изменилось отношение к культуре. Общество стало задумываться о важности той роли, которую она играет в современном мире. Произошёл процесс признания культуры как одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Культура - это историческая категория, потому что она возникает с появлением человека. Человек погружен в культурную среду от рождения, а его духовная внешность формируется под влиянием культуры. Поэтому каждый шаг в эволюции человечества также является этапом в развитии культуры. По отношению к человеку культура выступает как «инструмент» выживания и как неотъемлемый «элемент» его жизни. Культура для человека - это традиции и ритуалы, нормы и ценности, это и великие литературные произведения, и чудеса архитектурного строения; культура - это всё то, что окружает человека на протяжении всей его жизни, так как именно он и является её творцом. Культура имеет преобразующую функцию. Трансформация окружающей действительности - это фундаментальная человеческая потребность, потребность в преобразовании. В этом индивид находит себя, творя великие произведения, он делает мир лучше и сам поднимается выше всех обычных материальных мирских утех. Именно культура формирует и организует образ мира, создавая единую мировую систему и общее поведение для всех участников взаимодействия. Культура, несомненно, носит социальный характер. Так как она не может существовать отдельно от общества. Как писал Ортега и Гассет X: «культура является неотъемлемой частью общества, она неразрывно связана с человеком как с социальным существом. Нет культуры без общества равно как и общества без культуры. Во времена кризиса в обществе растет потребность в культуре как стабилизирующем факторе. Культура должна стать основой человеческого развития» [44. c. 17].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg