Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Культурно-образовательное пространство сельской школы как условие успешной социализации подростка

martin_man 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Село как фактор социализации подрастающих поколений имеет ряд типичных особенностей: экономико-географические - локальность территориального пространства, социокультурные - открытость общественной жизни, социально-педагогические - специфический микроклимат, усредненность стиля жизни, малорефлексивность жителей, неудовлетворительное состояние здоровья подрастающих поколений, ограниченность выбора образовательных учреждений, дефицит высокопрофессиональных педагогических кадров, консервативность форм социально-педагогической деятельности.
Введение

Введение. Существенная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно - ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения. Особое место в социальной системе села, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Сельская школа в образовательном пространстве России составляет 70,4 % от числа общих образовательных школ; в сельской местности обучается 28,8 % учащихся и работает 41 % педагогических кадров страны. Подход связи между экономическими и социальными проблемами села нашел отражение в работах И.В. Копотевой, С.А. Меркушева, М.В. Прохорчука, И.Э. Михаментурова. Социально-экономические проблемы и некоторые аспекты социально-психологических особенностей села представлены в трудах И.В. Копотевой, Е.Н. Сихашвили, О.Ю. Талановой, М.В. Прохорчука, В.К. Федотовой. В результате преобразований, произошедших в российском обществе за последние два десятилетия, в сельской местности обострились проблемы социального воспитания подрастающих поколений, это привлекло внимание исследователей. Село равно как условие социализации исследуется А.В. Мудриком; проблема реализации школой социально-педагогических влияний на сельскую среду представлена в работах В.М. Долговой, Т.Г. Зеленовой, О.Л. Самойловой, Т.Ф. Малышевой, О.И. Сельковой. Наравне со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, обычаи и традиции, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры и дополнительного образования и т.д. Для построения эффективной образовательной системы необходимо понимать и учитывать влияние социальной среды, знать условия жизни и развития ребенка, всего поколения молодежи, отражая эти особенности среды в нормативно-правовой базе регионов, и даже районов России. Один из ключевых ограничивающих условий формирования сельского образования сегодня является ограниченность ресурсов на селе: финансовых, материально-технических, педагогических. В связи с введением достаточно жестких образовательных стандартов сельская школа в содержании своей деятельности в значительной степени утратила свою специфику и стала ориентироваться на образовательную модель городской школы. Такая ориентация отрицательно влияет на развитие сельской школы, сельского социума в целом, на условиях и возможностях развития сельского школьника. Таким образом, в развитии современного образования на селе наблюдаются противоречия между: • зависимостью работы сельской школы и качества образования от региональных факторов, в частности от экономического положения региона; • объективной ролью школы как социально-культурного центра села и отсутствием нормативно-правового, экономического и субъективного - на уровне педагогического коллектива и органов управления - признания этой роли; • образовательными интересами сельских школьников и возможностью их полноценного удовлетворения в условиях сельской школы; • вынужденной изолированностью сельских школьников и усиленной потребностью в социальных связях для успешной социализации в современном мире. Целью данной дипломной работы является изучение места школы в социально-культурной сфере села (на примере МБОУ Бондарской СОШ). Задачи: • теоретический анализ положения сельской школы в России; • проведение исследования, направленного на изучение места школы в социально-культурной сфере села, на выявление возможностей и роли сельской школы в развитии образования на селе; Объект исследования: процесс формирования воспитательного пространства села. Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования школой воспитательного пространства села. В работе были использованы следующие методы: • анализ психолого-педагогической литературы; • наблюдение; • педагогический эксперимент; • статистические методы обработки экспериментальных данных. Педагогическое исследование проводилось в III этапа: • 2015-2016 годы – работа с психолого-педагогической литературой; • 2016-2017 уч. г. – проведение эксперимента; • 2017-2018 уч.г. – обобщение результатов работы, оформление дипломной работы.
Содержание

Введение ………………………………………………… …. . 3 Глава 1 Школа в социально-культурной сфере села ……………………………………………………………………….7 1.1. Особенности социально-культурной среды современного российского села ………………….…………………………………7 1.2. Школа как образовательный институт …………………………..14 1.3. Особенности организации и функционирования сельских школ России……………………………………………………..24 Глава 2 Школа и сельский социум как открытая образовательная среда……………………………………………………………………..34 2.1 Опыт работы социально-активной школы………………………34 2.2 . Результаты функционирования социально-активной школы…50 Заключение ……………………………………………………………59 Список литературы ……………………………………….…………62
Список литературы

1. Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" 2.Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения. Утв. пост. Правительства РФ от 10.12.1999 №1379.// Вестник образования, февраль, 4, 2000. 3. План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (утв. Правительством РФ 1 марта 2016 г.). // Официальные документы в образовании, 2016. 4.Аллак, Ж. Вклад в будущее: приоритеты в образовании / Ж.Аллак - М., Педагогика-Пресс, 1993.- 163 с. 5.Андрейко, А. Укрепим сельскую школу - возродим деревню. - Интервью с директором Федеральной авторской школы с. Коткозеро Олонецкого района респ. Карелия / Перемены, 2003. №4. с. 9 -16. 6.Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: Сб. научн. статей / Под ред. Л.И. Новиковой, Л.В. Алиевой. - М., Изд-во СОПиР РФ, 2000. - 72 с. 7.Гаврилин, А.В. Воспитательное пространство сельского района как поле диалога субъектов воспитания / Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа. (Сб. научн. статей.) / Под ред. Бочарова В.Г., Борисенков В.П. и др. - М.: АСоПиР, 2000. 8.Гуров, В.Н. Социальная педагогика в действии. Опыт работы школы №26 г. Ставрополя. Методическое пособие для учителя / В.Н.Гуров, Л.Я. Селюкина, Н.Ф. Шинкаренко. - Ставрополь, 1994. 9.Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов / М.П. Гурьянова. - Минск: Амалфея, 2002. - 448 с. 10.Гурьянова, М.П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Метод. рекомендации / М.П. Гурьянова, В.Б. Орлов. - М.: ИПСР РАО, 2003. - 191 с. 12.Исаев, Ю. Психолого-педагогическая культура сельской школы / Народное образование, 1999. №7-8. 13.История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит., 2000. - 544 с. 14.Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М,2009. 15.Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - М., 1993, №1. 16.Лобок, А.М. Содержание образования: конфликт парадигм / Авторская школа. - М., изд. «Эврика», 2003. 17Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1999.- 350с. 18.Ломов Б.Ф. Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села - М.: Педагогика, 2010. – 305 с. 19.Лукина, А.К. Социально-педагогическое проектирование введения профильного обучения в регионе: монография / А.К. Лукина. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. - 240 с. 20.Лукина, А.К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие / А.К. Лукина. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. - 278 с. 21.Лукина, А.К. Региональная модель профильного обучения школьников: Красноярский вариант: Монография / А.К. Лукина. - М.: ИСПР РАО, 2005. - 80 с. 22.Лукьяненко, Л.С. Социально-педагогическая поддержка сельской семьи / Л.С. Лукьяненко, И.О. Барковская. - М., 2006. - с. 23.Лухманов, Н.Д. Социально-географические аспекты реструктуризации сети школ в сельской местности / Н.Д. Лухманов, В.Н. Аванесова, И.В. Канцебовская. - М.: НПФ «Аделиз», 2001. 24.Мелентьева, Ю.П. Сельская библиотека: Проблемы развития и перспективы: Научно методическое пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Либерия, 2003. - 96 с. 25.Место школы в системе образования страны/ www.5ballov.ru /yandex/ 2005. 26.Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 184 с. 27.О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности /www.innovbusiness.ru /yandex/ 2007. 28.Опыт реструктуризации сети сельских школ в Московской области/ www.ipk.admin.tstu.ru/newscod/ rambler/ 2007. 29.Пичугина, Г.В. Сельская школа: Труд и личность: Метод. пособие / Г.В. Пичугина. - М.: ИСПС, 2004. - 246 с. 30.Село и школа. - Москва: Эврика, 2005 год, 416 с. 31.Силласте, Г.Г. Сельская школа и село России в начале XXI века: Монография / Под. общ. ред. Ю.В. Борисова. - М.: Центр образовательной литературы, 2003. - 502 с. 32.Современная сельская школа в условиях реализации Национальных проектов. - М., 2006. 33.Стрельцов, Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А. Стрельцов. - М: , 1991. - с. 34.Сычева, Ю.В. Народное просвещение на селе: уроки земства / Ю.В. Сычева. - М.: ИСПС РАО, 2005. - 112 с. 35.Школа - культурный центр. Новые ценности образования, 3 (18) 2004. 36.Фрумин, И.Д. Тайны школы / И.Д. Фрумин. - Красноярск, 1999. 37.Фрумин, И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. - М., 1993, №1. 38.Хижняков, С.С. Народное просвещение на селе: уроки земства / С.С. Хижняков. - М.: ИСПС РАО, 2005. - 112 с. 39.Ясвин,В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. - М., 2000, №2. 40.Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.., 2001.
Отрывок из работы

Глава I. Школа в социально-культурной сфере села 1.1. Особенности социально-культурной среды современного российского села Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения и пр. По определению Ю.В. Сычева, социальная среда - это сложный, многогранный, а нередко и противоречивый мир. Это все социальные условия и ситуация, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени, вся материальная и духовная культура общества [34]. Б.Ф. Ломов определил социальную среду как систему исторически развивающихся общественных отношений - экономических, гражданских, политических, в которые он (человек) непосредственно включен и функцией которых является его индивидуальная деятельность [18]. Независимо от подхода к построению структуры социальной среды и конкретных элементов, все авторы выделяют ее общие признаки: - это сложное, многомерное, системное, иерархически устроенное образование. Системность среды подразумевает наличие сложных, нелинейных связей и взаимовлияний между различными ее компонентами. Многомерность среды означает, что в ней существует множество «измерений», сторон, различных элементов, и в зависимости от обстоятельств, задач, подхода, могут быть выделены различные основания для построения среды как системы и различные содержания [7].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg