Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ

martin_man 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
В работе рассмотрена проблема диагностики индивидуальных особенностей младших школьников. Индивидуальные особенности у младших школьников характеризуются: отношением и уважением к труду, к людям любой профессии, знанием этих профессий, к какой профессии интересы и склонности могут быть применимы, отношением к учению, самопознанием, адекватной самооценкой.
Введение

Профессиональная ориентация – как система научно обоснованных психолого-педагогических мероприятий, которые направлены на подготовку к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества в современных условиях во многом определяет успешность человека, влияет на дальнейшую его жизнь, социализацию, профессиональный и карьерный рост. [1, с.7] Между тем, современные цифры весьма неутешительны. Г.В. Резапкина в своих исследованиях приводит результаты проведенного исследования, согласно которым порядка 48% школьников выбирают профессию под влиянием эмоций (нравится – не нравится) и, не оценивая своих возможностей. Внутреннюю неуверенность отмечают у себя 35% юношей и девушек. Вполне стандартная ситуация современной действительности складывается из следующей схемы - даже при условии профориентационной работы в школе, при получении аттестата большое количество выпускников в лучшем случае уверены, что «правильно» выбрали для себя набор предметов для сдачи ЕГЭ, тогда как многие сомневаются даже в правильности этого выбора [12, с. 51] . В настоящее время в психолого-педагогической теории и практике накоплено достаточно большое количество различных форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников, в том числе младшего возраста. Проблема профессиональной ориентации, возможности ее максимально эффективного решения рассматривалась такими отечественными и зарубежными учеными как Л. А. Йоваша, А. Я. Журкина, Е. А. Климова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. И. Головаха, Е. М. Иванова, Т. В. Кудрявцев, И. Ю. Кузнецов, В. Ф. Сафин, Ю. К. Стрелков, Ф. Парсонс, А. Маслоу, К. Роджерс, У. Джейд и др. Идея профориентационной работы находит свое развитие и уточнение в концепции профильного обучения, где указано, что профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Мобильность и динамичность современного общества, появление новых отраслей хозяйства, новых технологий труда, изменения социальной ситуации в обществе, «раннее» взросление детей позволяет говорить о целесообразности более ранней системы профориентации. [39,с.42]. К сожалению, не смотря на всю важность проблемы, профориентационной работе с младшими школьниками уделяется мало внимания, формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется эпизодически, отсутствует преемственность и система в работе. Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время имеются работы по проблеме профессиональной ориентации в начальных классах. Данная проблематика нашла свое отражение в трудах отечественных ученых Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и др. Между тем, несмотря на значительное количество исследований, методических разработок, рекомендаций, анализ практики показал, что на современном этапе профориентация ориентирована преимущественно на школьников, начиная с подросткового возраста, тогда как младшим школьникам в контексте рассматриваемой проблемы не уделяется должного внимания; кроме того профориентация младших школьников проходит преимущественно через трудовое воспитание, знакомство детей с миром профессий и их востребованностью на рынке труда, тогда как диагностика индивидуальных особенностей как основа ранней профориентации практически не представлена в работе с учащимися начальных классов. Целью исследования: выявление индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста как основы ранней профориентации, разработка и оценка программы профориентации для детей начальной школы. Объект исследования: профориентационная работа. Предмет исследования: диагностика индивидуальных особенностей как основа ранней профориентации. Гипотеза: профориентация в младшем школьном возрасте будет протекать эффективно, если технологию работы с детьми построить как единство диагностической работы, предполагающей изучение индивидуальных особенностей детей, развивающей, просветительской деятельности, направленной на расширение знаний и представлений детей о мире профессий, знакомство со спецификой современного рынка труда, воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы, развитие, мотивации, интересов и склонностей детей, выработку навыков организации своей работы и работы товарищей; проявление активности и инициативности в поиске полезных дел. На основании цели были выделены следующие задачи: Задачи исследования: 1. Изучить подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме профориентации. 2. Проанализировать возможность, рассмотреть подходы к диагностике индивидуальных особенностей младших школьников в контексте профориентационной работы. 3. Разработать диагностическую программу для выявления индивидуальных особенностей детей как основы ранней профориентации. 4. Выполнить исследование индивидуальных особенностей младших школьников, проанализировать полученные данные и обобщить результаты эксперимента. 5. Оценить эффективность разработанной программы. 6. Составить рекомендации. Методами исследования явились: 1. Анализ психолого-педагогической литературы проблеме исследования; 2. Психолого-педагогический эксперимент в единстве трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный; 3. Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования. Метод представления данных – таблицы, диаграммы. В исследовании для выявления индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста как основы ранней профориентации использованы следующие психодиагностические методики: Тест «Знаешь ли ты профессии?»; Методика неоконченных предложений; Диагностика на выявление интересов младших школьников; Методика «Мой герой»; Методика «Составление расписания на неделю» (С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна). Теоретическая значимость: систематизированы и обобщены различные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме выбора будущей профессии младших школьников. Практическая значимость: заключается в том, что в работе представлена полностью апробированная и готовая к использованию технология профориентационной работы педагога-психолога с младшими школьниками, предполагающая единство следующих этапов: диагностика - выявление интересов и склонностей к различным видам трудовой деятельности; программа работы с детьми, направленная на расширение представлений детей о мире профессий, формирование учебно-познавательных мотивов, развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, воспитание уважения к труду, представителям различных профессий; консультирование и просвещение родителей и педагогов. База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новогуровская средняя общеобразовательная школа» Тульской области. Выборка исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 3 класса возрасте от 9 до 10 лет. Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Апробация исследования: Результаты исследования представлены в следующих публикациях: 1. Подготовка младших школьников к выбору профессии. Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2018». 2. "Технология работы педагога-психолога по подготовке младших школьников к осознанному выбору профессии. Академия педагогических идей «Новация». – 2018. – №4 (апрель). – АРТ 74-эл. – 0,2 п. л. – URL: http://akademnova.ru/page/875548 Работа отмечена: 1. Сертификатом участника X Международной студенческой электронной научной конференции «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2018»; 2. Диплом за лучшую НИРС на Международной студенческой лектронной научной конференции «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2018». 3. Дипломом (III место) межвузовского (заочного) конкурса научных статей студентов «Научный потенциал»
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ 9 1.1. Понятие «профориентационная работа»: анализ отечественных и зарубежных подходов 9 1.2. Сущность формирования представлений о мире труда и профессий в младшем школьном возрасте 13 1.3. Особенности профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста 19 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ 26 2.1. Диагностическая программа исследования 26 2.2. Описание программы профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста 28 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ 35 3.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 35 3.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 43 3.3. Выводы и рекомендации 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Список литературы

1. Антоненко А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» // Начальная школа. - 2013. - № 4. - С. 48-59. 2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 2011. – 309с. 3. Болотина Л.Р. Педагогика и методика начального обучения.- М., 2011. 4. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии / Школа и производство. - 2010. 5. Выбор профессии. Энциклопедия для детей/Под ред. В. Белоусовой. - М., 2003. 6. Газман О.С. Содержание профориентационной деятельности.- М., 2002. 7. Георгиевский В.А. Проведение праздников в начальных классах: Пособие для учителя начальных классов. - М., 2003. 8. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. - М., 2005. 9. Гузеев В.И. Основа авторской технологии // Народное образование. - №9, 2015. 10. Диагностика психического развития детей - М., 2008. 11. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии. - Кемерово, 2016. – 46с. 12. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация младших школьников. – М 13. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа. - 2009. -№ 12. - С. 154 14. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 2006. – 63с. 15. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 2009 16. Климова Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 2003. 17. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МГУ, 2005. 18. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - М., 2003. 19. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. - М., 2011. - 160 с. 20. Крупская Н.К. О профессиональной ориентации школьников.- М., 2006. 21. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред.А.Ф. Кудряшова. - М., 2002. 22. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7-ми т., том 5. - М., 2006. 23. Милушкин В. Как и чему учить на уроках труда. Журнал «Народное образование». - №10, 2007. 24. Панков В.А. Трудовое воспитание младших школьников. Книга для учителя. - М., 2004. 25. Педагогика. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М., 2012. 26. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2. - М., 2001. 27. Производительный труд школьников / Под ред. В.А. Полякова.- М., 2006. 28. Профориентация школьников: сб. учеб.-метод. материалов / Сост., ред. и комментарии Т.В. Черникова. - Волгоград: Учитель, 2006. 29. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 2002. 30. Пряжников Н.С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. - М.: МГУ, 2005. 31. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2006. 32. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2009. 33. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 2010. – 223 с. 34. Самоукин Н.В. Игры в школе и дома. - М., 2007. 35. Селиванова В.С. Теория и методика воспитания младших школьников - М.: Академия, 2009. 36. Сластенин В.А. Педагогика.- М., 2006. 37. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 2008. 38. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе.- М., 2009. 39. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 2009. 40. Теория и практика воспитания: Учебное пособие /Под ред. Л.А. Еремкиной. - Рязань, 2007. 41. Тихоненко А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач // Начальная школа.- 2008.- №8.- С.76-83. 42. Федорошин Б.А. Профконсультационная работа. – М.,2003. – 195с. 43. Чернышева И.Д. Трудовое воспитание младших школьников. - М., 2003. 44. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. - М., 2010. - 326с. 45. Черткова Н.А. Сколько профессий, столько дорог. - М., 2012. - 294с. 46. Чистяков С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М., 2003. 47. Школа и выбор профессии / Под ред. А.Е. Деркача и др. - М., 2007. 48. Щегорцев В.А. Организация профориентационной и профконсультационной работы. - М., 2006. 49. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 2007. 50. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 2007. 51. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 2009. 52. Яковлева С.В. Мир профессий // Начальная школа. - 2016. - № 29. - С. 12-13 53. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М., 2011. 54. URL https://moluch.ru/archive/53/7011/ [Электронный ресурс] Парфенова Ю.А. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками. Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 719-721. 55. URL: https://e-koncept.ru/2014/54102. [Электронный ресурс] Абросимова Л. Н. Профессиональная ориентация младших школьников. "Тропинка в профессию" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 6–10.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ 1.1. Понятие «профориентационная работа»: анализ отечественных и зарубежных подходов Профориентационная работа понятие многогранное. Так называют и раздел науки о труде, и комплексную работу с молодыми людьми или с безработными, направленную на их трудоустройство. В рамках данного курса профориентацию целесообразно рассматривать как одну из сфер деятельности психолога. Это психологическое сопровождение самоопределяющейся личности. [12; с.10] На сегодняшний день психологи имеют в своем арсенале большое количество профориентационных тестов, технологий, стратегий и психодиагностических методик. [6; с.43] Профориентационная работа в психологии - очень обширное значение и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики объемный план действий по оказанию помощи при выборе профессии. [15; с.103] По определению Е.А. Климова, профориентационная работа – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [17; с.56] С.Н.Чистякова определяет профориентацию как научно-практическую систему деятельности, осуществляемой школой, семьей, производственными коллективами, учреждениями начального, среднего и высшего образования, культуры. Их работа направлена на достижение соответствия особенностей личности школьника, требованиям избираемой профессии и потребностям в стране. [44; с.5]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg