Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

СООТНОШЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

martin_man 280 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Дипломное исследование было посвящено изучению влияние прикладного творчества на эмоциональное выгорание матери. Теоретическое осмысление подходов и полученные в дипломной работе эмпирические данные позволяют сделать вывод, что феномен эмоционального «выгорания» в последние десятилетия претерпел значительные изменения и нашел отражение в отношениях матерей с детьми.
Введение

Актуальность. Развитие синдрома эмоционального «выгорания» у матерей связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение с ребенком, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации, и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в семье. Это нечеткая организация и планирование времени, недостаточность необходимых средств, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов в семье. Синдром эмоционального «выгорания» или феномен эмоционального «выгорания», проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности женщина, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором». Говорить о материнском выгорании гораздо сложнее, ведь само понятие «выгорание» относится, прежде всего, к профессиональной сфере. В процессе взаимодействия с ребенком женщина неизбежно сталкивается с различными видами трудностей. Изучая детско-родительские отношения, отечественные и зарубежные исследователи в основном акцентируют внимание на эффективности развития личности ребенка в процессе этих отношений 3. Фрейд, Э. (1993) Фромм, А. (2003) Хорни, (1997) Д.В.. Подобина О.Б.(2005) Марковская И.М. (2006) др.). Проблемы матери в этом аспекте изучены недостаточно. Поэтому особую актуальность приобретает исследование психологических трудностей матери, которые могут возникать в процессе взаимодействия с ребенком и нарастать по мере его взросления. Проблема изучения данного феномена в предлагаемом ракурсе заключается в определении спектра личностных особенностей, обусловливающих опасность эмоционального «выгорания» матери в отношениях с ребенком. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика развития эмоционального выгорания с помощью прикладного творчества помогут предупредить его возникновение у матерей и помочь в приостановке начавшегося процесса, а также способствовать предупреждению деформаций личности не только матери, но и ребенка. Таким образом, исследование данного феномена в контексте детско-родительских отношений является важным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Теоретической базой исследования стали: (В.В. Бойко (1999), В.Е. Орел (2001), А.А. Рукавишников (1999), Л.А. Китаев-Смык (2007), Н.Е. Водопьянова (2003) и др.). В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. [1] Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Существуют множество способов профилактики эмоционального выгорания, например: дыхательная терапия, медитации, контрастный душ, проживание эмоций. Необходимо стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам в семье; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. [2] Мы предполагаем, что прикладное творчество также является способом профилактики эмоционального выгорания и приносит нам огромное удовольствие. В творчестве каждый человек получает много возможностей высказаться, выразить свои чувства и эмоции. Объектом исследования является занятость женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Предметом исследования является соотношение творческого процесса и степени эмоционального «выгорания» матери. Гипотезы исследования. Мамы, вовлеченные в творческую деятельность, в меньшей степени подвержены эмоциональному выгоранию. Целью работы является проверка гипотезы и определение, является ли вовлеченность в творческую деятельность средством профилактики эмоционального выгорания матери. Задачи: - изучить теоретические подходы к проблеме изучения синдрома эмоционального выгорания в трудах зарубежных и отечественных авторов; - определить сущность феномена «выгорания» и особенности его проявления в родительской деятельности личности; - сформировать комплекс методических процедур, адекватных задачам исследования. Для проверки гипотез и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - тестирование с использованием «Опросника на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)» позволяющий определить наличие синдрома «эмоционального выгорания». Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных в психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, методами математический статистики – U-критерий Манна — Уитни (англ. Mann — Whitney U-test) — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы с целью предотвращения "эмоционального выгорания" женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, с помощью прикладной творческой деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МАТЕРИ В ЕЕ ОТНОШЕНИЯХ С РЕБЕНКОМ………………………………………………………………………7 1.1 Эмоциональное «выгорание» как предмет психологического анализа…………………………………………………………………………….7 1.2 Проявления эмоционального «выгорания» у матерей………………….13 1.3 Факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми……………………………………………………………………………..15 1.4 Прикладное творчество, как один из методов предотвращения эмоционального выгорания матери ……………………………………………..23 Выводы по первой главе………………………………………………………28 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ЭМОЦИОНЛЬНОГО ВЫГОРНИЯ МАТЕРИ…………………………………………………………………….……..29 2.1 Планирование и организация исследования……………………………..29 2.2 Проведение исследования и обсуждение результатов мероприятия…..31 Выводы по второй главе………………………………………………………36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...41 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………44 ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………48
Список литературы

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. 256 с. 2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 154 с. 3. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности к матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38— 47. 4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с: ил. 5. Водопьянова Н.Е. Профессиональное «выгорание» и ресурсы его преодоления // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2003. 6. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» у врачей-стоматологов // Стоматолог. 2002. № 7. С. 35—39. 7. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. С. 443—463. 8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психологическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб., 1997. 9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром «выгорания»: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. 11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2005. 336 с. 12. Карвасарского Б. Д. СПб., 2000. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб., 1999. 13. Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007. № 4. С. 2—21. 14. Копытин А.И. Арт-терапия — новые горизонты / - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. 15. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2006. 150 с. 16. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности: хрестоматия. Т. 2. Самара: ИД «БАХРАХ», 1999. С. 197—244. 17. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. 496 с. 18. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.С. 35—42. 19. Орел В.Е., Рукавишников А.А. Исследование влияния факторов рабочей среды на феномен психического «выгорания» в профессиях социальной сферы // Социальная психология XXI в. 1999. Т. 2. С. 164—67. 20 Орлов Д.Н., Подсадный С.А., Шойгу Ю.С. Синдром психического «выгорания» личности в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы к вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «BURNOUT» // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007. 168 с. 21. Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 22. Пономарев Я Л. Психология творчества. М., Наука, 1976. - 303с.\ 23. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического «выгорания» у педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03, 19.00.05. Ярославль, 2001. 23 с. 24. Рукавишников А.А. Опросник «психического выгорания» для учителей. Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2001. 25. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. 185 с. 26. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента): автореф. дис. ... канд. психол. Наук. СПб., 2002. 20 с. 27. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. 240 с. 28. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57— 64. 29 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика,1993. 144 с. 30. Фромм Э. Азбука для родителей. М.: Астрель, 2003. 349 с. 31. Хорни К. Уход от женственности // Собрание сочинений: в 3 т. / Психология женщины: невротическая личность нашего времени. М.: Смысл, 1997. Т. 1.496 с. 32. Maslach C, Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Burnout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МАТЕРИ В ЕЕ ОТНОШЕНИЯХ С РЕБЕНКОМ 1.1 Эмоциональное «выгорание» как предмет психологического анализа Термин «синдром выгорания» (от греч. syndrome — «сочетание» и англ. burn-out — «прекращение горения») предложил американский психотерапевт Х.Дж. Фреденберг в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые наблюдал у работников психиатрических учреждений. [18;23] Реакцией на появление нового термина был огромный поток публикаций практиков в различных профессиональных областях. В основном это были представители профессий «человек—человек», от которых в работе требовалась эмоциональная вовлеченность. [1;6;9;13] Некоторые из авторов, в т. ч. М. Кинг, возражали против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например, посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией или «хандрой» (в более корректном психиатрическом термине — дистимией), либо как Л. Морроу рассматривали его как «странную психиатрическую химеру». Другие исследователи устанавливали связи с существующими моделями, например, СЕ. Хобфол, Дж. Фриди (1993) — с концепцией общего стресса Г. Селье; СТ. Миер (1983) — с выученной беспомощностью и А. Адлер (1972) — с психодинамикой беспомощности у представителей помогающих профессий, А. Бандура (1973) — с моделью самоэффективности и компетентности и Д.Х. Малан (1979) — с компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий». [20]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg