Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка

martin_man 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 119 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Теоретически и практически доказано, что ПИ является необходи-мым основанием для развития лингвистических и коммуникативных спо-собностей, формирования языковой и речевой компетенций школьников и универсальными – для всех предметов школьного курса, который постигается учащимися на языковой основе. Проанализированы смежные с ПИ понятия «познавательная деятельность», «познавательная активность», «познавательные способности».
Введение

Актуальность данного исследования. Во всех сферах общественной и производственной деятельности в современной жизни в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. Сегодняшние выпускники должны не только обладать прочными и глубокими знаниями, но и уметь пользоваться родным языком как средством общения, средством познания мира и самого себя, воспринимать русский язык как воплощение культуры и традиций народа. В связи со сказанным выше особое значение приобретает развитие тех познавательного интереса учащихся, которые «отвечают» за овладение предметом «русский язык» и формирование языковой и речевой компетенций школьников и которые ложатся в основу формирования специальных способностей: лингвистических, языковых, коммуникативных, творческих. Следовательно, развитие познавательного интереса – это одна из важнейших задач, стоящих перед учителем русского языка. Актуальность развития познавательного интереса учащихся на уро-ках русского языка определяется целым рядом причин социального, лингвистического, дидактического и методического порядка: ? во-первых, общей тенденцией развития современного материального и духовного мира, в котором важна личность с определяющими ее способностями; ? во-вторых, требованием современной образовательной стратегии развивать языковую личность, способную самостоятельно ориентироваться в лингвистической и другой информации, усваивать и перерабатывать ее, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на родном языке и готовую к самоопределению и самореализации в окружающем мире; ? в-третьих, необходимостью переориентации обучения русскому языку на практический аспект, на привлечение учащихся к исследователь-скому поведению, которое сегодня рассматривается не как узкоспециали-зированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая способность личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере; ? в-четвертых, необходимостью формирования у школьников це-лостной языковой картины мира путем интегративного подхода; ? в-пятых, недостаточной разработанностью проблемы развития познавательных способностей на уроках русского языка. Изучение научной литературы позволило нам выявить определенные причины затруднений при освоении учащимися школьного курса русского языка, среди которых – недостаточно высокий уровень развития познавательного интереса учащихся, влияющий на успешность учебной деятельности школьников и формирование прочных и глубоких знаний по русскому языку, языковых и коммуникативных умений по предмету, необходимых для самореализации человека в жизни. Существует большое количество научно-педагогических исследова-ний, в том числе и современных, посвященных организации обучения на интегративной основе, например, в трудах таких авторов, как Г.В. Алек-сандрова, М.Т. Баранов, H.A. Белова, Н.К. Винокурова, С.Г. Воровщиков, А.Я. Данилюк, И.Ф. Коложвари, С.А. Леонов, С.С. Пичугин, М.Б. Успенский, Е.Е. Фролова, Т.И. Шамова, Е.Г. Шатова и др. На сегодняшний день существует ряд противоречий: ? между содержанием современного образования по русскому языку и требованиями, предъявляемыми к выпускникам общеобразовательных школ: общество нуждается в эрудированных, творческих и мобильных гражданах, способных к быстрому поиску решения новых задач; ? между необходимостью формирования у младших школьников целостной картины мира, в том числе языковой, и действующей предметоцентрической системой обучения: внутренние закономерности творческого развития учащихся наиболее полно выявляются при системном изучении языковых явлений, законов, фактов с привлечением содержания и способов действий из других школьных предметов, а не в ходе отдельного изучения русского языка, хотя предметоцентрическая система является основой для интегративного обучения русскому языку; ? между имеющимися научными данными об интегративном под-ходе в обучении и недостаточностью его использования на уроках русского языка для развития познавательного интереса младших школьников; Все вышеизложенное и определило выбор темы исследования: «Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка», а также ее актуальность. Объектом данного исследования является процесс развития позна-вательного интереса младших школьников на уроках русского языка. Предмет исследования: содержание и средства интегративного подхода с целью развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографии. Гипотеза исследования состоит из ряда предположений, основные из которых заключаются в следующем: развитие и совершенствование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языкам в начальной школе будет эффективным, если: ? определить роль, место и специфику содержания интегративного подхода, учитывающего возрастные особенности учащихся и закономерности развития личности средствами русского родного языка; ? организовать целенаправленное и системное внедрение познава-тельных задач интегративного характера на основе учета уровней их сложности на уроках русского языка в начальной школе; ? последовательно обучить приемам решения интегративных задач разных типов в процессе познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка. Цель исследования: теоретически обосновать эффективность ис-пользования интегративного подхода на уроках русского языка при изучении орфографических тем для развития познавательного интереса младших школьников и найти оптимальные условия для их совершенствования. Для достижения данной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: ? уточнить понятие «интеграция» в педагогическом процессе, определить роль и место интегративного подхода в развитии познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка, проанализировать учебники по русскому языку разных учебно-методических комплексов на предмет выявления заданий интегративного характера, направленных на развитие познавательных способностей учащихся; ? разработать методику организации и проведения интегрирован-ного урока, обеспечивающего развитие языковых способностей учащихся, отобрать наиболее действенные элементы развивающего проблемного обучения, продуктивные методы и приемы для интегрированных уроков русского языка с целью развития познавательного интереса младших школьников; ? установить степень готовности учителей к работе по развитию познавательного интереса учащихся посредством внедрения интегративного подхода, рассмотреть основные направления диагностики познавательных способностей и знаний младших школьников на уроках русского языка. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: ? теоретический (изучение и анализ литературы по лингвистике, педагогике и психологии, методике преподавания русского языка по теме исследования); ? социально-педагогический (наблюдения за учебным процессом на уроках русского языка, анализ сформированности познавательных способностей учащихся на основе письменных и устных работ учащихся, беседы с учениками, их родителями и учителями); ? социолого-педагогический (анкетирование и тестирование уча-щихся и учителей, беседы с педагогами, учащимися, родителями); ? экспериментальный (организация и проведение комплексного педагогического эксперимента: констатирующего и формирующего); ? статистический (обработка данных комплексного педагогического эксперимента, анализ и обобщение результатов исследования). Теоретико-методическую базу исследования составили научные работы педагогов и психологов, занимающихся: ? вопросами учебной и исследовательской деятельности (Ю.К. Ба-банский, Л.И. Божович, С.Г. Воровщиков, Б.В. Всесвятский, И.А.Зимняя, М.С. Коган, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, П.И. Пидкасистый, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина и др.); ? методикой преподавания русского языка, связанной с вопросами обогащения содержания предмета, актуальными проблемами и инновационными тенденциями методики преподавания русского языка (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, В.А. Добромыслов, Т.К. Донская, А.П.Еремеева, Э.В.Криворотова, М.Р. Львов, Т.В. Напольнова, Т.М. Пахнова, Р.Б. Сабаткоева, И.А. Сотова, Л.А. Тростенцова, М.Б. Успенский, Л.П. Федоренко, Л.А. Ходякова, Е.Г. Шатова и др.); ? вопросами интеграции в обучении (Н.С. Антонов, Г.И. Белень-кий, М.А. Власова, А.Я. Данилюк, И.Д. Зверев, И.Ф. Коложвари, В.Н.Максимова, С.С. Пичугин, Н.Н. Ушаков, И.Я. Химик, Н.К. Чапаев, А.А. Ятайкина и др.), в том числе вопросами внедрения интегративного подхода при обучении русскому языку (М.Т. Баранов, Н.А. Белова, А.Д.Дейкина, М.Б. Успенский, Е.Г. Шатова и др.); ? исследованиями образовательных технологий (С.Г. Воровщиков, Г.К. Селевко, Т.И. Шамова и др.); ? вопросами использования элементов проблемного обучения (В.В.Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Е.Г.Шатова и др.); ? методикой работы с системой познавательных и поисковых задач на уроках русского языка (Н.П. Балкунова, Н.Д. Десяева, Э.В. Криворотова, Т.В. Напольнова, Т.В. Соколова, Е.Г. Шатова и др.). Практическая значимость исследования состоит в том, что: ? разработана программа опытного обучения, направленная на реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач интегрированных уроков русского языка; ? предложена совокупность познавательных лингвистических за-дач интегративного характера, на материале орфографии и технология целенаправленной, системной, последовательной работы, в которой учитываются определенные критерии отбора и составления этих задач; ? составлены методические рекомендации для учителей русского языка по развитию познавательного интереса младших школьников на всех этапах урока путем решения интегративных лингвистических задач; ? описаны сценарии уроков и их фрагментов, содержащие ото-бранные в зависимости от этапа освоения лингвистической темы и способа решения познавательных задач интегративного характера. База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской области.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках русского языка 10 1.1 Развивающее обучение как одно из направлений со-вершенствования познавательного интереса учащихся на уроках русского языка ………………………………………. 10 1.2 Роль и место интегративного подхода в развитии по-знавательного интереса учащихся ………………………… 25 1.3 Использование элементов проблемного обучения в системе развивающего образования на интегрированном уроке русского языка ………………………………………… 41 Глава 2 Опытно-экспериментальная проверка развития по-знавательного интереса учащихся на уроках русского языка на основе интегративного подхода ……………………………… 75 2.1 Констатирующий эксперимент и его результаты: диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся начальных классов ………………………………. 75 2.2 Формирующий эксперимент: опытное развитие по-знавательного интереса учащихся при использовании лингвистических задач интегративного характера …….. 88 2.3 Анализ динамики развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста в процессе традиционного и экспериментального обучения русскому языку …………………………………………………………… 94 Заключение …………………………………………………………. 106 Список литературы ……………………………………………….. 110
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. Пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, Раритет, 2007. – 704 с. 2. Александрова, Г.В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных; уроков русского языка / Г.В. Александрова. – М.: Флинта, 2013. –121 с. 3. Антонов, Н.С. Интегративная функция обучения / Н.С. Антонов. – М.: Педагогика, 2009. –304 с. 4. Антонова, Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка / Е.С. Антонова //РЯШ. – 2010. – № 7. – С. 3-8. 5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб.пособ. / Ю,К. Бабанский. – М.: Академия, 2008. – 479 с. 6. Балкунова, Н.П. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием поисковых задач / Н.П. Балкунова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 270 с. 7. Баранов, М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе / М.Т. Баранов // РЯШ. – 2009. – № 3. – С. 9-14. 8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 2006. – 444 с. 9. Белова, H.A. Научно-методическая подготовка студентов-русистов к интеграции филологических дисциплин в школьном образова-нии / Н.А. Белова. – М.: Русский язык, 2008. – 46 с. 10. Белова, H.A. Текст как интегрирующая основа филологических дисциплин / Н.А. Белова // Язык. Текст. Смысл / отв.ред. С.М. Колесникова. – М.: МГОУ, 2015. – С.113-116. 11. Белова, H.A. Типы интегрированных уроков русского языка и литературы / Н.А. Белорва // РЯШ. – 2008. – № 4. – С.3-5. 12. Белова, H.A. Формирование профессиональной, компетенции студентов-филологов в области интегрированного обучения школьников русскому языку и литературе / Н.А. Белова, Л.В. Кирдянова, Е.А. Клякина, Т.П. Малявина // Совершенствование методической компетенции учителя-филолога: инновационые подходы: комплексная монография. – СПб.: Речь, 2012. – 176 с. 13. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения: в 2-х т. – Т.1. – М.: ПРосвещение, 1989. – 304 с. 14. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения: в 2-х т. – Т.2. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с. 15. Брунер, Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский / Дж.Брунер // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С.3-13. 16. Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. – М.: Педагогика, 2009. – 96 с. 17. Буслаев, Ф.И. О преподавании Отечественного языка / Ф.И. Бу-слаев. – М.: Флинта, 2007. – 512 с. 18. Винокурова, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников / Н.К.Винокурова. – М.: ACT Астрель, 2014. – 414с. 19. Винокурова, Н.К. Развиваем познавательные возможности уча-щихся: Практические рекомендации / Н.К. Винокурова. – М.: Центральное изд., 2015. – 130с. 20. Власова, М.А. Актуализация взаимосвязи родного и иностранного языков как дидактическое условие совершенствования речевой деятельности учащихся / М.А. Власова. – Волгоград: Перемена, 2014. – 198 с. 21. Воровщиков, С.Г. Азбука логичного мышления: учеб. пособие / С.Г. Воровщиков. – М.: «Центральное издательство», 2015. – 288с. 22. Воровщиков, С.Г. Школа должна учить, мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. – М.: Педагогика, 2009. – 352 с. 23. Всесвятский, Б.В. Метод исканий (исследовательский) и новые программы / Б.В. Всесвятский // На путях к новой школе. – 2004. –№ 4-5. – С. 21-33. 24. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 480 с. 25. Гегель. Соч.: в4 т. – М: Наука, 1989. – Т.4. – 521 с. 26. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную фило-софию / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 2005. – 448 с. 27. Гозман, Т.М. Организационно-педагогические условия повыше-ния квалификации учителей в области интеграции образовательного про-цесса / Т.М. Гозман. – СПб.: Питер, 2010. – 124 с. 28. Данилюк, А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (опыт теоретической дидактики) / А.Я. Данилюк. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 232 с. 29. Долгих, О.Д. Формы и методы работы по активизации интеллектуально-творческих возможностей детей начальной школы / О.Д. Долгих // Психологическое сопровождение образовательного процесса. Психологическое сопровождение одаренных и мотивированных детей: Программы по развитию познавательной активности учащихся.– М.: Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы, 2007. – С.89-92. 30. Доризо, Н.К. Вдохновение завтрашнего дня / Н.К. Доризо. – М.: Детская литература, 2006. – 92 с. 31. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учеб. Пособие / В.Н. Дружинин. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 256 с. 32. Еникеев, М.И. Активизация познавательной деятельности уча-щихся при изложении знаний учителем / М.И. Еникеев. – СПб.: Речь, 2009. – 221 с. 33. Енисеев, M.К. Научные основы интеграции знаний и усвоения изучаемого материала в процессе связи его с известным школьникам / М.К. Енисеев. – М.: гардарики, 2008. – 439 с. 34. Журинский, А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / сост. Е.В. Муравенко. – М.: Изд. «Индрик», 2005. – 208 с. 35. Заботин, В.В. О познавательной роли вопросов в обучении / В.В.Заботин // Педагогика. – 2007. – № 9. – С. 47-58. 36. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпрета-ция: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2011. – С. 82-89. 37. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. –2005. – № 1. – С.41-45. 38. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 2007. – 236 с. 39. Зверев, И.Д. Взаимная связь учебных предметов / И.Д. Зверев // Знание. – 2007. – № 1. – 215 с. 40. Зверев, И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема / И.Д. Зверев // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в школе. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 13-19. 41. Зимняя, И.А. Педагогическая: психология: учеб. Пособие / И.А.Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 480 с. 42. Интеграция образования: проблемы и перспективы. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 156 с. 43. Казарепов, В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников / В.И. Казарепов // Педагогика. – 2013. – № 3. – С.25. 44. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2015. – 176 с. 45. Колесина, К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе / К.Ю. Колесина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 197 с. 46. Коложвари, И.Ф. Интегрированный курс: как его разработать / И.Ф. Коложвари, Л.Ф. Сеченикова // Народное образование. – 2009. – №№1,2 – С.2–19. 47. Коложвари, И.Ф. Как организовать интегрированный урок? / И.Ф. Коложвари, Л.Ф. Сеченикова // Народное образование. – 2006. – № 1. – С.87-89. 48. Коротков, Г.П. Принципы целостности / Г.П. Коротков. – СПб.: Речь, 2008. – 126 с. 49. Крейдлин, Г.Е., Шмелев А.Д. Математика помогает лингвистике: Кн. для учащихся / Г.Е. Крейдлин, А.Д. Шмелев. – М.: Просвещение, 2004. – 176с. 50. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Педагогика, 2008. – 432 с. 51. Кузьмина, Н.В. Понятие «подсистема» и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2010. – С.9-11. 52. Куришкина, Л.А. Управление развитием образовательного про-цесса в школе на основе идеи интеграции / Л.А. Куришкина. – М.: Флинта, 2012. – 205 с. 53. Леонов, С.А. Интегрированный урок литературы / С.А. Леонов. – М.: Гардарики, 2009. – 170 с. 54. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла / А.А. Леонтьев // Образовательная система «Школа 2100». – М.: БАЛАСС, 2013. – 368 с. 55. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2005. – 80 с. 56. Лернер, И.Я. Система методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2006. – 64 с. 57. Лысак, Л.И. Школа творческого развития личности / Л.И. Лысак, Н.П. Капустин, Л.А. Комиссарова, С.М. Коровкина.–— М.: Педагогическое общество России, 2012. – 96 с. 58. Львов, М.Р. Методикаобучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – СПб.: Речь, 2007. – 493 с. 59. Макарова, В.Ю. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием поисковых задач / В.Ю. Макарова. – М.: Изд-во МПГУ, 2015. –270 с. 60. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В.Н. Максимова. – М.: Педагогика, 2007. – 160 с. 61. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И.Махмутов. – М.: Педагогика, 2008. – 192 с. 62. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И.Махмутов. – Казань: Таткнигиздат, 2006. – 551 с. 63. Махмутов, М.И. Вопросы интегративного потенциала дидактики / М.И. Махмутов, Л.А. Артемьева // Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ/ под ред. М.И. Махмутова и др.– М.: Изд-во МГУ, 2009. – С.4-44. 64. Мельникова, Е.Ж Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Ж. Мельникова. – М: Педагогика, 2012. –168 с. 65. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. / под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2010. – 365 с. 66. Напольнова, Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка / Т.В. Напольнова. – Волгорад: Перемена, 2009. ¬– 355 с. 67. Напольнова, Т.В. Активизация мыслительной деятельности уча-щихся на уроках русского языка / Т.В. Напольнова. – М.: Русский язык, 2007. – 111 с. 68. Напольнова, Т.В. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка: Пособие / Т.В. Напольнова, Н.Д.Десяева. – М.: Прометей, 2009. – 288с. 69. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М.: Педагогика, 2007. – 208 с. 70. Палей, И.Р. О применении «вопросов» в школьном преподавании грамматики / И.Р. Палей // РЯШ. – 2005. – № 4. – С. 21-28. 71. Панов, Б.Т. Типы и структуры уроков русского языка: Пособие для учителя / Б.Т. Панов. – М.: Русский язык, 2006. – 213 с. 72. Пашкова, Ю.А. Развитие познавательных способностей учащихся средствами интеллектуальных и социально-психологических тренингов / Ю.А. Пашкова. – Ставрополь: Изд-во КГПУ, 2007. – 251 с. 73. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М.: Высшая школа, 2009. – 211 с. 74. Пичугин, С.С. Интегративный подход к построению образова-тельного процесса как условие развития творческих способностей млад-ших школьников / С.С. Пичугин. – М.: Прометей, 2013. – 194 с. 75. Плескацевич, Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения / Н.М. Плескацевич. – Минск: Харвест, 2009. – 220 с. 76. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. 77. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования (Серия «Энциклопедия образовательных технологий») / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2015. – 192 с. 78. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности уча-щихся в обучении / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 2006. – 148 с. 79. Смирнов, В.Ф. Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье) / В.Ф. Смирнов, А.Н. Чирва. – М.: Новая школа, 2013. – 208 с. 80. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн.для учителя / Н.Ф. Талызина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 672 с. 81. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. – М.: Просвещение, 2006. – 542 с. 82. Ушаков, H.H. Межпредметные связи в преподавании русского языка / Н.Н. Ушаков. – М.: Русский язык, 2007. – 176 с. 83. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи: учеб. пособие / Л.П. Федоренко. М.: Дело, 2010. – 159 с. 84. Фролова, Е.Е. Педагогические основы интеграции гуманитарных предметов в условиях общеобразовательной школы / Е.Е. Фролова. – СПб.: Питер, 2014. – 202 с. 85. Харитонова, И.В. Учение Аристотеля и системный подход в со-временной фразеологии / И.В. Харитонова // Язык, культура, общество, лингвистическая подготовка учителя-словесника: проблемы новых линг-вистических курсов. – М.: Прометей, 2011. – С. 115-117. 86. Химик, И.А. Программа курса «Основы художественной культуры» с методическими и справочными материалами / И.А. Химик. – М.: Мысль, 2007. – 121 с. 87. Чапаев, Н.К. Теоретико-методологические основы педагогиче-ской интеграции / Н.К. Чапаев. – Екатеринбург: Дело, 2008. – 560 с. 88. Шамова, Т.Н. Избранное / Т.Н. Шамова. – М.: «Центральное из-дательство», 2014. – 320 с. 89. Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб.пособие / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2016. – 254с. 90. Шевченко Л.A. Педагогические основы конструирования систе-мы интегрированного курса литературы русского зарубежья / Л.А. Шев-ченко. – СПб.: Речь, 2013. – 171с. 91. Шохор-Троцкий, С.И. Методика арифметики: Пособие для учи-телей / С.И. Шохор-Троцкий. – Минск: Харвест, 2005. – 343 с. 92. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А.Н. Щукин. – М.: Изд. ACT, 2014. – 746 с. 93. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 2009. – 555 с. 94. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. (Воспитание и обуче-ние) / И.С. Якиманская. – М.: Флинта, 2010. – 144 с. 95. Ямбург, Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель / Е.А. Ямбург. – М.: Владос, 2006. – 340с. 96. Ятайкина, А.А. Об интегрированном подходе в обучении / А.А.Ятайкина // Школьные технологии. – 2011. – № 6. – С. 10-15.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках русского языка 1.1 Развивающее обучение как одно их направлений совершенствования познавательного интереса учащихся на уроках русского языка В современной школе существует две образовательных парадигмы: формирующая (ориентация на более или менее механическое усвоение набора знаний и навыков) и развивающая (ориентация на развитие лично-сти, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала) [26]. Данное исследование, посвященное развитию познавательного инте-реса (ПИ) учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка, опирается на развивающую парадигму. Поэтому обратимся к исто-рии развивающего обучения. Рассмотрение вопроса развития ПИ учащихся невозможно без обращения к работам Л.С. Выготского, который в 30-е годы XX столетия заложил основы развивающего обучения. Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей [93]. Наше внимание привлекают истоки этой системы, история ее становления. В начале XX века господствовали три подхода к решению вопроса о влиянии обучения на развитие ребенка. В трактовке сторонников первого подхода (А. Гезелла, З. Фрейда и Ж. Пиаже) – развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой теории, развитие должно пройти определенные законченные циклы прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребенка, то есть циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Таким образом, «исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя по существу» [24, с.376]. В рамках второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и др.) обучение отождествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. Согласно этой теории, любое обучение является развивающим.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 103 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg