Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическая поддержка развития личностных качеств у младших школьников

martin_man 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
В настоящее время кардинально изменены приоритеты целей начального образования, которое призвано обеспечить начальный этап становления личности младшего школьника, выявление и целостное раз-витие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. Новейшие достижения российских и зарубежных ученых свиде-тельствуют, что именно младший школьный возраст оказывается решаю-щим в дальнейшем развитии и становлении личности ребенка.
Введение

В контексте задач гуманизации образования особое место занима¬ет начальное обучение, поскольку оно является тем фундаментом, от ко-торого прямо зависит, какое здание образования в целом может быть на этом основании возведено. В связи с этим повышается ответственность начальной школы за формирование не только знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности ученика, как творческая активность и ду-ховность, которые необходимо развивать, начиная с первых дней пребы-вания ребенка в школе на основе формирования ведущего вида деятель-ности для этого возраста – учебной. Ведущим направлением в современном образовании является лич-ностно-ориентированный подход, который в центр образовательной си-стемы ставит личность ребенка, обеспечение комфортных условий, бес-конфликтных и безо¬пасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Данный подход разработали Н.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Л.М. Кустов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др. Таким образом, прежняя исходная приоритетная ориентация обра-зования только на цели государства сменяется личностной ориентацией. Закон «Об образовании» лишает школу права и возможности навязывать учащимся те или иные мировоззренческие взгляды, убеждения, установ-ки и ориентирует на создание условий для свободного развития лично-сти. Сама доктрина отечественного образования находятся еще в разра-ботке, но ее ключевые моменты можно выделить и сейчас: ? в социальном отношении система образования должна иметь ва-риа¬тивный и развивающий характер. То есть должны существовать вари-ан¬ты образовательных учреждений, удовлетворяющих запросы общества (школы, лицеи, гимназии и др.); ? в дидактическом отношении образование должно иметь гумани-стиче¬скую, личностно ориентированную направленность. Знания, умения, на¬выки являются не целью, а средством развития познавательных и лично¬стных качеств ребенка; средством развития и становления личности, обеспечения возможностей его самосовершенствования и самораскры¬тия; ? в психологическом отношении современное образования должно обеспечить формирование у учителя и учащихся способности быть субъ¬ектом своего развития. Эта система должна иметь субъект-субъектив¬ный тип взаимодействия, когда каждый его участник становится средст¬вом и условием развития другого. Сегодня главная задача школы, в том числе начальной, заключается в организации такого образовательного процесса, который бы способство¬вал формированию индивидуального стиля жизни, обеспечивал условия для развития у детей качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение. Однако мы можем констатировать тот факт, что существующее в настоящее время традиционное обучение не формирует у учеников каче-ства, которые соответствовали бы социальному заказу общества. Цель та-кого обучения заключается в передаче учащимся определенных зна¬ний, формировании умений, навыков, подготовке к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. В имеющихся учебных программах, пособиях начального образо-вания, в практике традиционного просвещения мир реальных объектов нередко подменяется готовыми понятиями и другими идеализированны-ми продуктами познания, полученными не учениками, а специалистами, учеными, авторами учебников. Изучение детьми информации о чужих знаниях практически не оставляет места для создания ими собственных представлений о реальном мире. При этом в значительно большей мере происходит формирование, «ваяние» личности заранее заданного типа, а не развитие уникальных воз¬можностей, индивидуальности, заложенных в ребенка природой, что обу¬словливает достаточно авторитарную позицию учителя. Дети здесь явля¬ются «объектом» обучения, а поэтому часто пассивны, инертны, бездея¬тельны. Результатом подобной организации учебного труда является не¬достаточно высокое качество знаний учащихся, слабое развитие навыков самостоятельной деятельности, отсутствие готовности к непрерывному об¬разованию, к дальнейшей жизнедеятельности. В связи с этим в настоящее время является актуальной проблема развития личности. Назрела необходимость совершенство¬вания образовательной системы, которая бы позволила обеспечить рост индивидуальных психических ресурсов каждого школьника, его творче-ских способностей с тем, чтобы создать ему условия для реализации себя, своих интересов, социальных установок, для формирования его будущей жизнедеятельности и гражданской зрелости, для самостоятельного реше-ния жизненных и профессиональных задач. Поиск путей разрешения данной проблемы и противоречий опре-делили цель исследования: теоретически обосновать и выявить основы становления и развития личности младшего школьника в образователь-ном процессе, обретения им своего образа неповторимой индивидуаль-ности, духовности, творческого начала, обеспечивающие дальнейшую жизнедеятельность человека. Объектом исследования является отечественный образователь¬ный процесс в современной начальной школе. Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка раз-вития личности младшего школьника в современном образова¬тельном процессе. Из поставленной цели нами была сформулирована гипо¬теза иссле-дования. Развитие личности младшего школьника будет осуществляться успешно в образовательном процессе, если ? начальная школа будет реализовывать единый личностно ориентиро¬ванный подход к процессу обучения и воспитания младших школьни¬ков, независимо от существующих программ; ? при этом начальное образование будет гарантировать каждому уча¬щемуся переход от учебной деятельности к практической деятельно-сти в реальной жизненной ситуации; ? весь учебно-воспитательный процесс будет построен на отноше-нии к ученику как субъекту учебной деятельности. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Изучить степень проработанности проблемы развития и ста-новления личности младшего школьника в современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. 2. Уточнить и теоретически обосновать сущность понятия «раз-витие» с ориентацией на преемственность между всеми звеньями образо-вательного процесса. 3. Теоретически обосновать органическое сочетание цели учебно-го процесса и конечного его результата в виде модели учебного занятия в начальной школе, создающее условия для развития и становления лич-ности младшего школьника. 4. Разработать для учителя начальных классов программу изуче-ния развития и становления личности младшего школьника, обеспечи-вающую ему систематическую и своевременную коррекцию развития, воспитания и обучения учащихся. Методологической основой исследования явился системный под-ход, который послужил основой для создания модели начального образо¬вания, развития и становления личности младшего школьника. Построе¬ние системы понятий и общая характеристика понятийного аппарата ис¬следования осуществляется с опорой на философские, психологические и педагогические теории развития общества и развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Сериков, Н.Ф. Талызина, В.А. Черкасов, Т.И. Шамова и др.) Развитие и становление личности учащегося и личности учителя, его готовность к творческому труду охарактеризованы с позиции личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и др.) Деятельностный подход, теория соотношения познания и учебной деятельности, профессиональной деятельности использованы при рас-крытии понятия «личность», «учебная деятельность», «педагогическая деятельность» (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.М. Левитан, А.Я. Найн, В.А. Черкасов, Д.Б. Эльконин и др.) Проведенное нами исследование базировалось также на психоло-гических теориях познания, содержательной структуры личности, пси-хологических и педагогических теориях инноватики (развивающего обу-чения, акмеологии, деонтоглогии и др.), педагогических теориях образо-вательных систем, становления и развития личности школьника и лично-сти учителя; теориях социального, психологического и педагогического исследования; федеральных и региональных документах о начальном об-разовании, об инновационной деятельности учителя. Практическая значимость исследования: выявленные теоретиче-ские закономерности позволяют реализовать предложенную концепцию развития и становления личности учащих¬ся начальной школы, построен-ную на едином личностно ориентиро¬ванном подходе к процессу обучения и воспитания младших школь¬ников; созданная «Программа изучения личности младшего школьника» предложена в качестве основы изучения развития и становления лич¬ности младшего школьника в образовательном процессе в школах г. Мичуринска и Тамбовской области; предложенная система подготовки учителей начальных классов может быть включена в практическую деятельность педагогических вузов и колледжей. Экспериментальная база исследования: СП МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской области.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Психолого-педагогические основы развития личности младших школьников ………………………………………… 9 1.1 Личность как научная категория …………………….. 9 1.2 Понятие «развитие» и «становление» личности младшего школьника в образовательном процессе …….. 20 1.3 Учебная деятельность младшего школьника как основа его развития …………………………………………….. 29 Глава 2 Результаты опытно-экспериментальной работы по оцениванию развития личности младшего школьника в образовательном процессе ……………………………………………… 44 2.1 Система подготовки учителя для современной начальной школы …………………………………………… 44 2.2 Этапы, цели, задачи и методы опытно-экспериментального исследования ………………………… 60 2.3 Опытно-экспериментальное оценивание развития личности младшего школьника в образовательном процессе …………………………………………………………….. 72 Заключение …………………………………………………………. 83 Список литературы ……………………………………………….. 88
Список литературы

1. Андреев, И.Д. Педагогика творческого саморазвития / И.Д. Ан-дреев. – Казань: Изд- во Казанского ун-та, 2006. – 567 с. 2. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности: Склонность и одаренность / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2008. – 275 с. 3. Амонашвили, Ш.А. Педагогика сотрудничества и перспективы / Ш.А. Амонашвили. – М.: Гардарики, 2005. – 102с. 4. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельно-сти / Ю.К. Бабанский. – М.: Академия, 2007. – 196 с. 5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П.Беспалько. – М: Педагогика, 2010. – 296 с. 6. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологии. –2009. – № 2. – С. 27-34. 7. Божович, Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 286 с. 8. Божович, Л.И. Психолого-педагогические требования к совре-менному уроку / Л.И. Божович, И.С. Якиманская // Педагогика. – 2005. – № 9. – С.31-36. 9. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2008. – № 5. – С.12-15. 10. Бондаревская, E.B. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2009. – №4. – С.11-15. 11. Брунер, Дж. О познавательном развитии / Дж. Брунер, Р. Олвер, П. Тринфилд // Исследования развития познавательной деятельности. – М.: Педагогика, 2005. – 189 с. 12. Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования детей млад-шего школьного возраста / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – Томск: «Пе-ленг», 2013. – 72 с. 13. Виноградова, Н.Ф. Начальная школа сегодня и завтра / Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательство центр «Венгина-Гриф», 2012. – 27 с. 14. Временный государственный образовательный стандарт. Начальное образование. – М.: Педагогика, 2010. – 46 с. 15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 479 с. 16. Выготский, Л.С. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. –М.: Педагогика, 2004. – 312 с. 17. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в психологии. – М.: Смысл, 2006. – С. 236-277. 18. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как педагогическая проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования. – М.: Инноватор, 2011. – № 3. – 112 с. 19. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // Педагогика. – 2005. – № 1.– С. 29-40. 20. Давыдов, В.В. Проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 28-37. 21. Давыдов, В.В. Проблемы изучения связи обучения и умственного развития детей / В.В. Давыдов // Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. – М.: Педагогика, 2007. – 240 с. 22. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 2010. – 116 с. 23. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности у младших школьников / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2010. – 246 с. 24. Дружинина, Н.В. Психодиагностика общих способностей / Н.В.Дружинина. – М.: Академия, 2012. – 203 с. 25. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – М.: Дом педагогики, 2006. – 208 с. 26. Дусавицкий, А.К. Личность учителя развивающего обучения / А.К. Дусавицкий // Феникс. – 2007. – № 6. – С. 23-33. 27. 3агвязинский, В.И. Педагогическое мастерство учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 2007. – 160 с. 28. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В.Занков. – М.: Владос, 2006. – 142 с. 29. Ивашкин, B.C. Психологическое изучение школьников: учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2-13. – 109 с. 30. Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 2007. – 144 с. 31. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогиче-ские идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. – М.: Творческая пе-дагогика, 2008. – 80 с. 32. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на ос-нове исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. – Рига: ИПП «Эксперимент» 2010. – 176с. 33. Котлярова, И.О. Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования Ъ И.О. Котлярова. – Челябинск: ЧИД ПОПР, 2009. – 340 с. 34. Краевский, В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / В.В. Краевский. – Волгоград: Перемена, 2011. – 86 с. 35. Крутецкий, В.А. Педагогические способности как профессио-нально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя / В.А. Крутецкий. – М.: Изд-во МПГУ, 2007. – С.36-46. 36. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. – СПб.: Питер, 2011. – 114 с. 37. Леонтьев, А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / А.Н. Леонтьев. – М.: Мысль, 2007. – 224 с. 38. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2005. – 354 с. 39. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев. Т.1 – М.: Педагогика, 2006. – 287 с. 40. Люблен Николов. Структура человеческой деятельности / Люб-лен Николов. – М.: Владос, 2004. – 211 с. 41. Львов, М.Р. Школа творческого мышления / М.Р. Львов. – М.: Изд-во «Дидакт», 2013. – 180 с. 42. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлоф, Л.М. Фридман. – М.: Флинта, 2009. – 134 с. 43. Михольчик, Т.С. Семинарские и практические занятия, кон-трольные и курсовые работы по психологии: учеб. пособие для студентов / Т.С. Михольчик, В.Я. Гурьянов. – М.: Владос, 2007. – 180 с. 44. Начальное образование в России. Инновация и практика. – М.: Мысль, 2011. – 241 с. 45. Новое педагогическое мышление / под ред.А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2010. – С.14-18. 46. Обучение через развитие познавательных процессов. – М: Школа, 2008. – 173 с. 47. О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об обра-зовании». – М.: Новая школа, 2006. – 160 с. 48. Педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов и педагогиче-ских колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 2010. – 602 с. 49. Петровский, A.B. Психология развивающейся личности / А.В.Петровский. – М.: Педагогика, 2007. – 268 с. 50. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Пи-тюков. – М.: Респандентство,2015. – 26 с. 51. Пиаже Жан. Избранные психологические труды/ под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 690 с. 52. Пирогов, В.И. Формирование активной жизненной позиции школьников / В.И. Пирогов. – М.: Педагогика, 2011. – 102 с. 53. Психолого-педагогические эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе. – СПб.: Питер, 2008. – 168 с. 54. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровскго. – М: Педагогика, 2007. – 240 с. 55. Рахимов, А.З. Нравственная психология / А.З. Нахимов. – Уфа: Изд-во «Наука, образование, культура», 2006. – 102 с. 56. Рахимов,А.З. Педагогическая акмеология / А.З. Рахимов. – Уфа: Изд-во «Наука, образование, культура», 2009. – 245 с. 57. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2007. – 103 с. 58. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Владос, 2009. – 358 с. 59. Селевко, Г.Р. Современные образовательные технологии / Г.Р.Селевко. – М.: Народное образование, 2012. – 25 с. 60. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 2014. – 164 с. 61. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. –М.: Изд-во МГПИ, 2005. – 164 с. 62. Слободчиков, В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 55-64. 63. Соловейчик, М.С. Методические задачи как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности / М.С. Соловейчик // Начальная школа. – 2010. – №2. – С.48-51 64. Столетов, В.Н. Становление личности / В.Н. Столетов. – М.: Мысль, 2014. – 334 с. 65. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. В.В.Краевского. – М.: Академия, 2009. – 320 с. 66. Трубайчук, Л.В. Интегрированный курс чтения и письма в 1 классе / Л.В. Трубайчук. – СПб.: Речь, 2013. – 214 с. 67. Трубайчук, Л.В. Нестандартные формы и приемы обучения чте-нию и русскому языку в начальной школе / Л.В. Трубайчук. – Спб.: Речь, 2014. – 46 с. 68. Философский словарь / под ред. И.Г. Фролова. – М.: Смысл, 2009. – 589 с. 69. Фридман, Л.M. Изучение личности школьника и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман. – М.: Владос, 2008. – 207 с. 70. Шамова, Т.И. Психологический анализ организационных про-блем инновационной школы / Т.И. Шамова // Инновационное обучение: стратегия и практика. –М.: ТЦ Сфера, 2014. – С. 33-50. 71. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 2013. – 156 с. 72. Черкасов, В.А. Комплексно-деятельностный подход в исследовании учебно-воспитательного процесса / В.А. Черкасов // Проблемы оптимизации формирования и развития личности. – М.: Гардарики, 2010. – С.179-192. 73. Черкасов, A.A. Развитие духовности школьника / А.А. Черкасов, Т.А. Фомина, Ш.Ш. Хайрулин. –Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. – 164 с. 74. Черкасов, В.А. Жизнедеятельность лицея / В.А. Черкасов. – Че-лябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 110с. 75. Эльконин, Д.Б. Психологические условия развивающего обуче-ния / Д.Б. Эльконин // Обучение и развитие младших школьников. – М.: Педагогика, 2006. – 302 с. 76. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Изд-воМГУ, 2009. – 96 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Психолого-педагогические основы развития личности младших школьников 1.1 Личность как научная категория Проблема личности является одной из главных в социологии, соци-альной психологии, а сейчас активно разрабатывается и в педагогике (П.А.Шавир, А.Я. Найн, Л.М. Кустов и др.). В психологической литературе под личностью понимается человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразо-вания мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности [53]. Личность, в определениях П.А. Рудика, А.Ц. Пуни, А.В. Петровского и других, представляет собой в психологическом смысле многоплановый предмет. Как личность каждый из нас характеризуется степенью протекания психологических явлений, психологическими чертами, психологическими отношениями к миру и т.д. На наш взгляд, наиболее полно понятие «личность» раскрыто в работах Л.И. Божович. «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием... У человека, достигнувшего такого уровня психического развития, когда его можно назвать личностью, все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают отдельную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеются доминирующие мотивы, определяющие иерархическое строение этой сферы [8, с.67].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg