Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социально-педагогические условия организации сотрудничества семьи и начальной школы

martin_man 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 126 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить и научно обосновать психолого-педагогические условия эффективного взаимодей-ствия учителя и родителей в начальной школе. Нами уточнена сущность понятия «эффективное взаимодействие учителя и родителей в начальной школе», под которым понимается устойчивый,действенный, результативный процесс, включающий в свою структуру общение, отношение, связи между субъектами воспитательного процесса.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время отмечается повы-шенное внимание к семье со стороны всех институтов воспитания. В со-временных условиях, когда идет бурная перестройка политического и со-циально- экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Присталь-ный интерес к семье объясняется тем, что в последние десятилетия всё глубже проявляются признаки кризиса российской семьи как педагогиче-ской системы. Семья как основополагающий институт в структуре обще-ства особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной деятельности. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации, что во многом связано с её адаптационными возможностями и приспосабливаемостью к новым условиям. Кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, родители порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, что не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребёнка из-под влияния семьи. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьёй, привели к возникновению совершенно новых, ранее считавшихся нети-пичными проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть у своих детей авторитетом и образцом для подражания. Дети перестали обращаться к родителям за советом и за помощью, считая их неспособными к выживанию в новых условиях. Снижение воспитательной роли семьи – факт, не вызывающий сомнения. В последние годы ею утеряны многие ценности, которые веками считались основой семейного воспитания. Испытывая большие трудности в выполнении своих педагогико-воспитательных функций, семья тем не менее объективно остается веду-щим социальным институтом в формировании и развитии социально зна-чимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения (М.С. Аль-Амари, С.П. Артюхова, Л.В. Байбородова, И.В. Бестужев-Лада, Р.Л. Болотина, В.С. Глушкова, В.Н. Гуров, И.А. Хоменко, А.Г. Хрипкова). В семейном воспитании есть свои преимущества и ценные средства: родительский авторитет, возможность индивидуального подхода к детям, положительный пример родителей, учет возрастных особенностей, духовная связь и нравственная преемственность поколений. Влияние семьи, падающее на тонкую и остро воспринимающую мир психологическую структуру человека, чрезвычайно велико и устойчиво. Многие из этих влияний оставляют след на всю жизнь – «впечатываются» (импринтинг) в личностную структуру человека через первичные образы, действия, слова, стиль поведения. Педагог не может игнорировать глубокое влияние семьи на школьника, он не властен кардинально изменить семейные условия жизни детей, не уполномочен вмешиваться в уклад семейной жизни. Предмет его профессиональной деятельности – ребенок, приходящий в школу из семьи. Взаимодействие учителя и родителей важно на всех этапах школь-ной жизни, но особую остроту, особое значение оно приобретает в первые годы пребывания ребенка в школе (О.С. Богданова, Л.Р. Болотина, В.С. Глушкова, И.В. Егоров, А.В. Маишева, М.Ф. Матюхина, О.Н. Урбанская, Л.М. Фридман, Н.Е. Щуркова), когда ребенок еще особенно тесно связан с семьей, еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освое-ние новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности свя-зывается с активной позицией учителя и родителей. Тем важнее становит-ся их взаимодействие в начальной школе. Семья передает функцию воспитания школе. И продолжает оказы-вать сильное воспитательное влияние на ребенка. Процесс его личностного формирования обретает двух мощных субъектов воспитания: первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный, – школа. Первейшее условие их взаимодействия – исчерпывающее представление о функциях и содержании воспитательной деятельности друг друга, чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга, и, при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга, могли выполнять реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном результате. Современный школьник стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью. Современные педагоги и родители должны понять, что работать се-годня можно только на территории единого пространства, ибо формула воспитания проста – это взаимопонимание плюс взаимодействие, резуль-татом чего является жизненный успех ребёнка (А.И. Антонов, Н.И. Болдырев, Т.П. Гаврилова, И.В. Гребенников, Р.М. Капралова, С.М. Корниенко, И.М. Марковская, В.А. Миславский, В.Г. Сенько, Ю.Х. Хамяляйнен и др.). Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъек-тами образовательного процесса, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Озабоченная совершенно неожиданными негативными проявлениями рыночной экономики, семья, в свою очередь, пытается сформулировать новые требования к школе, выполнение которых должно, по мнению родителей, помочь детям найти своё место в жизни. Готова ли школа помочь им в этом? Умеет ли она грамотно выстроить систему взаимодействия с родителями? На эти и другие вопросы призвана ответить педагогическая наука. Сегодня на первый план выступает задача воспитания личности. Главное средство её решения – взаимодействие всех субъектов воспита-тельной деятельности (педагогов, родителей, детей). В работах В.А.Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание». По его мнению, воспитание не может рассматриваться только как школьное или только как семейное, так как личность ребенка едина и процесс её формирования носит целостный ха-рактер. В этом целостном процессе воспитания школе принадлежит веду-щая роль. Школа была, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Педагог-профессионал протягивает руку для союза, потому, что он знает, что он может предложить семье в целях достойного воспитания школьника (М.С. Аль-Амари, П. Артюхова, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Т.В. Воликова, Б.З. Вульфов, И.Д. Демакова, Н.Е. Кожанова, В.А. Маишева, А.С. Роботова, В.Г. Сенько, Н.П.Спицин, И.А. Хоменко и др.). Однако, взаимоотношения учителя и родителей еще не всегда нор-мальны, а их действия – согласованы (Ю.П. Азаров, В.Н. Белоногова, Т.Н. Жаренкова, И. Зимина, Н. Литарова, А.К. Миноваров, Л.А. Николенко, А.С. Роботова, Н.И. Стрекалова, О.А. Шостакович, Н.Е. Щуркова и др.). Зачастую они выступают как «противники», которые борются за влияние на детей. Углубляется отчуждение родителей от школы. Разнообразие форм совместной деятельности учителя и родителей не всегда приводит к необходимому качеству. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с одновременным требованием «принять меры», указание на одни лишь недостатки в воспитании ребенка, без психолого-педагогического анализа причин, результатов наблюдения, педагогических рекомендаций, – неприемлемо. Родителей это ставит в оппозицию к школе. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения, иначе ребёнок будет всегда оказываться в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа – другую, он станет теряться в ориентирах, что нередко приводит к потере внутренней гармонии и нарушению психического здоровья. В свою очередь, педагоги считают себя вправе предъявлять родите-лям претензии (и не без оснований), указывая на неухоженность детей, неприученность к элементарным нормам поведения, на невнимание к детям, на их заброшенность в семье и грубое к ним отношение. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск способов взаимодействия с родителями, исключающих авторитаризм и дидактизм. Следовательно, нужен психолого-педагогический анализ эффективного и неэффективного взаимодействия учителя и родителей. Анализ причин, приводящих к неэффективному взаимодействию учителя и родителей, позволит избежать повторения допущенных ошибок, обоснованно проектировать последующие изменения. В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами по-иска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть выявлена, если получено знание о механизме данной деятельности, о её преобразовании, ведущей к заданной цели, к её результатам. Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и начальной школы. Объект исследования: взаимодействие учителя и родителей как субъектов воспитательного процесса. Предмет исследования: психолого-педагогические условия эффек-тивного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе. Методологическую основу исследования составляет личностно-деятельностный, полисубъектный (диалогический), индивидуально-творческий подходы к познанию и проектированию процессов и явлений в образовании (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, Б.А. Введенский, О.С. Газман, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Шиянов), философские положения о диалектическом соотношении единичного, общего и особенного (М.С. Каган, И.С. Кон, Н.К. Михайловский, И.И. Резвицкий, В.П. Тугаринов и др.), гуманистическая парадигма образования (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, К. Роджерс, М.И. Рожков). На основе указанных целей предмета исследования сформулирована гипотеза: эффективное взаимодействие учителя и родителей в начальной школе – устойчивый, действенный, результативный процесс общения, от-ношений, связи между субъектами воспитательного процесса. Целями, предметом и гипотезой исследования определяются его за-дачи: 1. Выявить сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родите-лей в начальной школе как объекта психолого-педагогического исследования. 2. Разработать структурно-содержательную модель эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе и модель процесса его формирования. 3. Эмпирически проверить технологию формирования взаимодей-ствия учителя и родителей на применимость и эффективность. В исследовании использовались следующие научно-педагогические методы: теоретические (анализ проблемы и предмета исследования, син-тез, классификация и обобщение научных данных, моделирование, поня-тийно-терминологический), а также эмпирические методы (наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, изучение педагогической докумен-тации, педагогический эксперимент), методы математической статистики при количественной обработке получаемых результатов. Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской области. Практическая значимость исследования. Экспериментально про-веренная технология формирования эффективного взаимодействия учите-ля и родителей в начальной школе может быть использована в педагогической практике школы. Диагностический инструментарий может быть полезен в педагогическом мониторинге. ?
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Взаимодействие учителя и родителей как объект психолого-педагогического исследования …………………………. 12 1.1 Взаимодействие учителя и родителей: сущность, структура, особенности взаимодействия учителя и роди-телей в начальной школе ……………………………………. 12 1.2 Законы, закономерности, принципы, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе ………………….. 20 Глава 2 Эмпирическая проверка психолого-педагогических условий эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе ………………………………………………….. 32 2.1 Структурно-содержательная и функциональная мо-дель эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе ……………………………………………. 32 2.2 Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе ………….. 39 2.3 Ход эмпирического исследования, анализ …………… 47 Заключение …………………………………………………………. 65 Список литературы ……………………………………………….. 72 Приложение …………………………………………………………. 79
Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология лично-сти / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Педагогика, 2008. – 334 с. 2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творче-ской личности. Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008.– 212 с 3. Андреева, Г.М. Современная социальная психология / Г.М. Ан-дреева. – М.: Академия, 2011. – 361 с. 4. Анохин, П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Мысль, 2010. – 400 с. 5. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. – М.: Смысл, 2011. – 432 с. 6. Безрукова, B.C. Педагогика: Проективная педагогика: учеб. пособие / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 344 с. 7. Белоногова, В.Н. Гуманизация взаимодействия школы и семьи как фактор становления личности школьника / В.Н. Белоногова. – СПб.: речь, 2012. – 167 с. 8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: Педагогика, 2008. – 190 с. 9. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. 10. Бодалев, A.A. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бода-лев // Вопросы психологии. – 2004. – № 4. – С.. 122-127. 11. Бодалев, A.A. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 74-81. 12. Болотина, Р.Л. Классный руководитель в современной начальной школе / Р.Л. Болотина // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 23-25. 13. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 11-16. 14. Бродский, Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий / Ю.С. Бродский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2013. – 212 с. 15. Брызгалова, С.И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика: монография / С.И. Брызгалова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2014. – 344с. 16. Брызгалова, С.И. Введение в научно-педагогическое исследова-ние: учеб.пособ. / С.И. Брызгалова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2013. – 151с. 17. Вершинина, Т.В. Совместная работа учителя и родителей по воспитанию детей / Т.В. Вершинина // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С.12-18. 18. Власюк, И.В. Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей / И.В. Власюк. – Волгоград: Учитель, 2010. – 199 с. 19. Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие / Б.З.Вульфов, В.Д. Семенов. – М.: Педагогика, 2006. – 123 с. 20. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии / В.З. Вульфов, В.Н. Харь-кин. – М.: Магистр, 2009. – 112с. 21. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 512 с. 22. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруентной эмпатии / Ю.Б. Гип-пенрейтер, Ю.Б. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 61-68. 23. Глушкова, B.C. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе / В.С. Глушкова // Классный руководитель. – 2011. – №7. – С.75-79. 24. Гребенников, И.В. Школа и семья / И.В. Гребенников. – М.: Пе-дагогика, 2009. – 122 с. 25. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во КГУ, 2010. – 572 с. 26. Гуткина, Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожи-даний / Н.И. Гуткина. – М.: Гардарики, 2009. – С. 100-108. 27. Давыденко, Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой / Т.М. Давыденко. – М.: Педагогика, 2006. – 468с. 28. Директору школы о сотрудничестве с родителями / под ред. A.C.Роботовой, И.А. Хоменко, И.Г. Шапошниковой. – М.: Сентябрь, 2011. – 176с. 29. Егоров, И.В. Развитие «Я - концепции» у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 17-25. 30. Жаренкова, Т.Н. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях / Т.Н. Жаренкова // Классный руководитель. – 2012. – №1. – С. 120-121. 31. Захаров, В.П. Социально-психологический тренинг: учеб. посо-бие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. – СПб.: Питер, 2009. – 155 с. 32. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 360 с. 33. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. – М.: Роспедагенство, 2005. – 108 с. 34. Климов, Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии / Е.А. Климов // Вопросы психологии. – 2010. – № 4. – С. 5-14. 35. Кожанова, Н.Е. Работа учителя начальных классов по повыше-нию воспитательного потенциала семьи / Н.Е. Кожанова. – М.: Гардарики, 2011. – 214с. 36. Коломинский, Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский // Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 36-42. 37. Константинова, Л.Н. Педагогические условия ориентации буду-щего учителя на взаимодействие «учитель – родители» / Л.Н. Константи-нова. – СПб.: Речь, 2009. – 219с. 38. Котова, И.Б. Философские основы современной педагогики / И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Владос, 2010. – 335 с. 39. Крючков, В.К. Взаимоотношения в системе «педагог – ребенок – родители» / В.К. Крючков // Педагогика. – 2012. – № 9. – С. 37-32. 40. Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная / А.Ф.Лазурский. – М.: Педагогика, 2007. – 45с. 41. Лернер, И.Я. О природосообразности и воспитывающем обуче-нии / И.Я. Лернер // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 23-28. 42. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 365 с. 43. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 2007. – 176 с. 44. Лизинский, В. Принципы, нормы и правила успешного воспита-ния / В. Лизинский // Народное образование. – 2009. – № 3. – С. 174-177. 45. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения инди-вида / Б.Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Мысль, 2008. – С. 157-163. 46. Лушпаева, Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами соци-ально-психологического тренинга / Е.В.Лушпаева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 122 с. 47. Маркова, A.К. Психология профессионализма / А.К. МАркова. – M.: Междунар. гуманитар, фонд «Знание», 2006. – 308 с. 48. Маслоу, А. Самореализация / А. Маслоу. – М.: Педагогика, 2007. – 132 с. 49. Миславский, В.А. Проблемы педагогического такта классного руководителя в работе с родителями учащихся / В.А. Миславский. – М: Гардарики, 2010. – 192 с. 50. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избр. пед. тр. / под ред. А.А.Бодалева. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 356с. 51. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и гл. науч. ред. А.А.Грицанов. – Минск: Интерпессесервис; Книжный Дом, 2011. – 1280с. 52. Новые педагогические технологии: пособие для учителей / под ред. Е.С. Полат. – М.: РАО, 2007. – 254 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Взаимодействие учителя и родителей как объект психолого-педагогического исследования 1.1 Взаимодействие учителя и родителей: сущность, структура, особенности взаимодействия учителя и родителей в начальной школе Анализ психолого-педагогической литературы показал, что изучение вопроса о взаимодействии учителя и родителей в процессе воспитания подрастающего поколения имеет давнюю традицию. В XIX и начале XX века о необходимости координации семейного и школьного воспитания писали К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт. Роль семьи и семейной педагогики в воспитании определялась социально-педагогическими взглядами тех, кто обращался к данной проблеме. Основной вопрос – влияние уклада жизни семьи, систематического и целенаправленного воспитательного воздействия взрослых членов семьи, главным образом, матери, на воспитание детей в семье. Слово «взаимодействие» образовано из двух слов – «взаимный» и «действие». «Взаимный» – обоюдный, касающийся обеих сторон [53, с.68]. Сегодня это слово в указанном значении функционирует в нескольких европейских языках: польском (wzajeny), чешском (vzаjemnу), словацком (vzajomny) [73, с. 307]. В словаре С.И. Ожегова слово «действие» рассматривается как проявление и результат деятельности посредством влияния или воздействия [53, с. 135]. В словарях русского языка слово «взаимодействие» имеет следующие смысловые значения. Д.Н. Ушаков определяет взаимодействие как взаимную связь предметов, явлений, их обусловленность друг с другом [51, с. 69]. В энциклопедическом словаре взаимодействие определяется как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого [67, с. 216]. В словаре С.И.Ожегова под взаимодействием понимается взаимная связь явлений, взаимная поддержка [53, с. 68]. Таким образом, в общесемантическом смысле взаимодействие характеризуется как процесс воздействия объектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь. Приведенный выше анализ показывает, что «взаимодействие» определяется через такие понятия, как «связь», «взаимная связь», «взаимная обусловленность», «влияние», «воздействие», рассматривается как процесс и результат деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg