Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика формирования эвристических приемов у обучающихся средней школы при обучении решению задач с параметром

martin_man 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
В условиях реформирования российского общества коренным образом изменилась сущность жизнедеятельности, которая повсеместно характеризуется творческой (продуктивной) направленностью, что постоянно требует от современного человека тех или иных познавательных открытий. Это позволяет говорить о том, что сегодня наиболее востребованной является творческая личность.
Введение

Рубеж XX и XXI веков отмечен качественно новыми явлениями и процессами, охватывающими различные аспекты жизнедеятельности современной России. Ускорение научно-технического прогресса и радикальные изменения в социальной, экономической и культурной сферах общества актуализировали потребность в инициативных, творчески мыслящих специалистах, способных обеспечить обновление всех сторон общественного бытия, готовых к опережающей созидательной деятельности, умеющих принимать нестандартные профессиональные и жизненные решения. В силу этого существенно меняется социальный заказ в адрес образовательных учреждений, предъявляя повышенные требования к подготовке личности, призванной жить и активно действовать в новых социокультурных условиях, способной максимально полно проявлять инициативу, интуицию и творчество, поскольку в условиях современного общества востребованным становится человек, в равной мере владеющий как методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивно- образными способами его постижения и преобразования. В контексте происходящих изменений приоритетным направлением образовательной политики и актуальной проблемой научно-прикладных междисциплинарных исследований становится подготовка личности к решению творческих учебно-познавательных, профессиональных и жизненных задач. Процесс формирования и развития творческой личности рассматривается сегодня в различных аспектах: раскрываются социально- философские проблемы творчества как особого вида деятельности (Г. С. Батищев, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. Д. Клементьев, Ф. Т.Михайлов, Л. Г. Сагатовская, М. С. Слуцкий и др.), подвергается существенному переосмыслению само понятие творчества (А. Бодо, В. Н. Пушкин, Б. В. Раушенбах, Р. Ремушам, О. К.Тихомиров, С. Штейн, А. Хатсон и др.), исследуется проблема развития творческой личности в онтогенезе (Г. Я. Буш, А. С. Кармин, В. Я. Качан, В. С.Маловичко, Б.В. Марков), уточняется соотношение интеллектуальных способностей, творческих качеств и мышления индивида (В. И. Андреев, И. С. Кон, Д.Б. Богоявленская, В. И. Заика, Т. В. Кудрявцев, Я. А. Пономарев, П. Торренс и др.), выявляются существенные признаки креативности как одного из интегральных социально значимых личностных качеств (С. Ариети, Э. Крик, Р. Мэй, Е. С. Чернега, Г. Д. Чистякова, Е. И. Щебланова, А. Ф. Эсаулов, Е. Л. Яковлева), рассматриваются закономерности развития творческого потенциала личности (Дж. Берлайн, В. Брушлинский, Э. А. Голубева, А. В. Запорожец, В. А. Крутецкий, Т. В. Кудрявцев, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, И. В. Равич-Щербо, М. Русалов, И. Н. Семенов, С. 10. Степинский, Б. М. Теплов и др.), анализируются пути формирования творческих способностей учащихся в образовательном процессе школы (И. П. Волков, Л. Б. Ермолаева-Томина, 3. Зак, А. А.Мелик-Пашаев, В. В. Мухортов, М. И. Найденов, И. С. Якиманская). Наибольший интерес в современной психолого-педагогической теории и практике вызывает процесс формирования творческой личности в условиях вуза (В. И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Лук, Т. С. Маликов, Л. Милковский, М. Г. Розинский и др.). Это обусловлено возрастающим спросом на специалиста, готового действовать на основе интуиции, поскольку профессионалы, способные принимать творческие решения, могут дать гораздо больший экономический эффект, чем те специалисты, действия которых носят стандартный характер (А. Бергсон, М. Бунге, Н. Ю. Вергилес, Р. И. Ситников, У. У. Сойер и др.). Решающим фактором при этом выступает большое количество информации, с которой приходится иметь дело современному специалисту, и быстрая смена событий, что приводит к необходимости оперативного принятия решений (Дж. Ватермен, Т. Питере А. А. Реан, С. 10. Степанов, О. В. Степаносова и ДР-)- Признавая возможность формирования творческой личности в обучении, в качестве средств осуществления данного процесса рассматривают творческие (нестандартные) задачи (В. И. Андреев, Г. С. Альтшуллер, Г. А. Балл, П. Я. Гальперин, И. П. Калошина, Я. А. Пономарев, Д. Пойа, В. Н. Пушкин и др.) и проблемные ситуации (Д. В. Вилькеев, И. Я. Курамшин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др.). В последние годы наиболее перспективный путь формирования и развития творческой личности в условиях обучения в вузе и общеобразовательной школе связывают с использованием эвристических приемов (Г. Я. Буш, Л. Л. Гурова, Дж. Диксон, А. Г. Ивахненко, И. П. Калошина, Т. В. Кудрявцев, 10. Н. Кулюткин, И. Мюллер, К. Я. Парменов, Я. А. Пономарев, И. М. Розет, О. К. Тихомиров, В. Хуторской и др.), знакомство с которыми создает основу для последующей эффективной научно-практической деятельности человека. В целом ряде исследований (А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков, Г. Разумовский, Ф. С. Шлехти и др.) отмечается, что будущему специалисту, готовящемуся к жизни в новых социокультурных условиях, необходимы знания эвристических приемов решения задач, которые позволят ему в дальнейшем более полно и гибко реализовать себя в качестве творческой и конкурентоспособной личности.
Содержание

Введение …3 Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения эвристическим приемам решения математических задач………………………15 1.1. Эвристики в обучении математике и их классификация……………………………………………………26 1.2. Педагогические технологии в обучении эвристикам при решении математических задач………………………………....32 1.3. Психолого-возрастные особенности обучающихся средней школы…………. Выводы по первой главе …………40 Глава 2. Технология формирования эвристическим приемам при решении задач, содержащих параметр, обучающихся средней школы……...42 2.1. Эвристики, применяемые при обучении решению задач, содержащих параметр……………………………………………..53 2.2.Методические рекомендации по формированию эвристических приемов при решении задач, содержащих параметр…………….60 2.3. Описание и оценка результатов педагогического эксперимента………………………………………………………..71 Выводы по второй главе ..78 Заключение 82 Библиографический список использованной литературы 89 Приложение 92
Список литературы

1. Абульханова-Славская, А. К. Деятельность и психология личности / A. К. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 342 с. 2. Абдрашитов, Б.М. и др. Учитесь мыслить нестандартно / Б. М. Абдрашидов. - М.: Просвещение, 1996. - 128 с. 3. Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар / Пер. с франц. - М.: Сов. радио, 1970. - 152 с. 4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Кн. 1. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1996. - 568 с. 5. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. Кн. 2. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. - 320 с. 6. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности / В. И. Андреев. - М.: Высш.шк.,1981. - 240 с. 7. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике / B. Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1965.- 312 с. 11. Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с. 12. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с. 13. Бунге, М. Интуиция и наука / М. Бунге. - М.: Прогресс, 1967. - 187 с. 14. Буреш, Г. В. Методы проблемного обучения / Г. В. Буреш // Актуальные проблемы вузов ВВС / Межвуз. сб. науч. тр. - М.: МО РФ, 1999. - С. 85 - 92. 15. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 176 с. 16. ВяткинД Г., Железовская,Г. И. Опыт развития познавательной самостоятельности / Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская // Педагогика. - 1993. - № 1. -С. 21 -28. 17. Гнатко, Н. М. Проблема креативности и явление подражания / Н. М. Гнатко. -М., 1994.- 117 с. 18. Грановская, Р. М., Крижанская, 10. С. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Гнатко, Ю. С. Крижановская. - СПб., 1994. - 192 с. 19. Грязева, Н. Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся: дис.... канд. пед. наук / Н. Н. Грязева. -Челябинск, 1996.- 170 с. 20. Гурова, Л. .Л. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. - Воронеж, 1976. —172 с. 21. Давыдов, Ю. С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения / Ю. С. Давыдов // Педагогика. - 1997. -№ 2. - С. 61 - 67. 22. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 238 с. 23. Данилова, Л. В. Воспитание систематического мышления в решении «задачи на воображение»: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Л. В. Данилов. - М., 1972.- 18 с. 24. Демократизация образования и подготовка специалистов для школы / Под ред. О. А. Абдуллиной. — М.: Новая школа, 1997. - 198 с. 25. Железовская, Г. И., Елисеева, А. В. Педагогика развития творческой личности / Г. И. Железовская, А. В. Елисеева. - Саратов: Лицей, 1997. - 140 с. 26. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. - М.: Просвещение, 1987. - 189 с. 27. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : Учеб. пособие / И. А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с. 28. Иванов, О. А. Обучение поиску решения задач / О. А.Иванов // Математика в школе. -1997.- № 6. - С. 47 - 51. 29. Иванов, В. И. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантности полушарий / В. И. Иванов // О человеческом в человеке / Под общ.ред. И.Т. Фролова.-М.: Политиздат, 1991.-С. 100 - 121. 30. Ивахненко, А. Г. Эвристика / А. Г. Ивахненко // Энциклопедия кибернетики. - Киев: Наукова думка, 1974. - С. 476 - 479. 31. Игошин, В. И. Математическая логика в системе подготовки учителей математики / В. И. Игошин. - Саратов: Изд-во Слово, 2002. - 240 с. 32. Игошин, В. И. Логика и интуиция в математическом образовании / В. И. Игошин // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 40 - 48. 33. Игошин, В. И. Логика с элементами математической логики / B. И. Игошин. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. - 143 с. 34. Ильясов, И. И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов. - М.: Изд-во Российск. открытого ун-та, 1992. - 140 с. 45. Калошина, И. П., Добровольская, Н. А. Творческие задачи на создание дополнительных построений / И. П. Калошина, Н. А. Добровольская. - Ростов: Изд-во Ростовск. ун-та, 1984. - 169 с. 46. Калошина, И. П., Миничкина, Н. В., Шманова, Г. А. Построение формулировок теорем и способов доказательств: Логические приемы мышления в творческой деятельности / И. П. Калошина, Н. В. Миничкина, Н. В. Шманова, / Под ред. Н. Ф. Талызиной. - Саранск: Изд-во Саран, ун-та., 1988.- 120 с. 47. Калошина, И. П., Харичева, Г. И. Логические приемы мышления при изучении высшей математики / И. П. Калошина, Г. И. Харичева. - Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1978 - 128 с. 48. Каптерев, П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе / П. Ф. Каптерев // Антропология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. - С. 221. 49. Кармин, А. С. Интуиция и ее механизмы / А. С. Кармин // Проблемы методологии науки и научного творчества. - Л.: Изд -во ЛГУ, 1977. - С. 44 - 64. 50. Кедров, Б. М. Логико-психологический анализ открытий / Б. М. Кармин // Наука и жизнь. - 1985. - № 12. - С. 8 - 10.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения эвристическим приемам решения математических задач. 1.1. Эвристики в обучении математике и их классификация. Понятие «эвристика» (гр. Иеиткд - отыскиваю, открываю) дало начало науке, изучающей творческое мышление (эвристическую деятельность). Эвристика как наука прочно вошла в общественное сознание в последнее время, хотя объектом изучения она стала достаточно давно. Рассмотрение научных подходов к эвристике в исторической ретроспективе показывает, что она зародилась и долгое время развивалась в недрах философии. Философы древности пытались ответить на вопросы: как проводить исследования, чтобы они приводили к открытию новых закономерностей? Как правильно решать возникающие проблемы? Как организовать свою мыслительную деятельность, чтобы она протекала целенаправленно? Подобные вопросы не получали однозначного ответа, но постепенно их проработка показала, что формальная логика ограничена в своих возможностях обучения знаний об окружающем мире; что существуют закономерности мышления, отличные от логических операций, которые позволяют организовать мыслительную деятельность так, чтобы она выводила человека за пределы знаний, достигаемых посредством формальной логики. Эти качественные процессы мышления назвали эвристическими; их рассмотрением стали заниматься различные научные дисциплины, в задачу которых входило изучение интеллектуального поведения человека. Так на пересечении ряда научных дисциплин возникла современная эвристика, которая синтезировала знания этих областей в своем специфическом объекте исследований [117, С. 12].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg