Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Теоретические основы жизненных сценариев личности.

irina_krutaya 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.07.2019
Объект: поведенческая сфера личности студентов вуза. Предмет: конструктивные и деструктивные жизненные сценарии старшеклассников. Цель исследования: изучить деструктивные и конструктивные жизненные сценарии у студентов вуза. В связи с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать исследования жизненного сценария в психологических исследованиях. 2. Проанализировать возрастные особенности студентов вуза. 3. Систематизировать факторы, влияющие на формирование жизненного сценария. 4. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Гипотеза: мы предполагаем, что деструктивный или конструктивный сценарий личности определяет поведенческие особенности человека во взрослой жизни. Апробация исследования – ПГУ-им-ША ,студенты 2-3 курс, в количестве 30 человек. Методы исследования: методика «Незаконченные предложения», Сакса-Леви, методика написания сказки . Курсовая работа состоит из: введения, двух глав: теоретической – «Теоретические основы жизненных сценариев личности»; практической.
Введение

На сегодняшний день, выявление и коррекция проблем жизненного сценария являются актуальными. Это обусловлено изменением культуры, неосознаванием людьми своих традиционных социальных ролей и различными семейными проблемами. Вопрос о степени осознанности человеческой жизни стоит перед психологией очень давно. В середине 20 века была разработана концепция жизненных сценариев, авторы которой настаивали на том, что каждый индивид ещё в раннем детстве выбирает свой жизненный путь. Последующее его поведение является лишь подтверждением принятого ранее бессознательного решения. Сценарий можно рассматривать не только в значении важного выбора. Поведение, телесные движения такие как, напряжение мышц в определённых ситуациях, различные рефлексы, также могут иметь свои источники в раннем этапе развития. Если ребёнку, скажем, приходилось совершать какие-то физические усилия, чтобы дотянуться до матери, во взрослой жизни в ситуациях , когда ему будет необходима поддержка, защита или просто человеческое тепло ,смотря чего именно он хотел в те моменты от родителя, он непроизвольно будет напрягать свои мышцы или иные рефлексы, имевшие место в конкретных случаях. Вопрос о жизненных сценарий рассматривал в своих работах такой ученый , Э.Берн. Он обнаружил и доказал, что существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Человек любого пола, возраста, образования, воспитания и расы проживает свою жизнь в соответствии с одним или несколькими из них. Это паттерны «Пока не», «После», «Никогда», «Всегда», «Почти», «Сценарий с открытым концом». В широком же смысле, все жизненные сценарии можно условно разделить на два вида: конструктивные и деструктивные. Возникает вопрос в чем разница этих двух понятий. Деструктивный сценарий отличается тем, что если ребенок, будучи маленьким, видит со стороны своих родителей и ближайшего окружения негативное воздействие друг на друга ,или на свое чадо, то ребенок подсознательно закладывает отрицательные стороны своей будущей жизни . Для ребенка родители- это идеал поведения его во взрослой жизни, именно поэтому он будет поступать в тех или иных ситуациях так же, как поступали когда-то его родители . Конструктивный сценарий, наоборот проявляется, то есть , если ребенок растет в окружении заботливых ,добрых людей, его родители всегда жизнерадостные и психологический климат в семье приятный и теплый, то и ребенок в свою очередь воспринимает этот мир иначе, он будет стараться и в своей жизни, семье поддерживать такие же мягкие и теплые отношения со своими близкими и родными людьми. Таким образом, как мы уже увидели, что проблема влияния жизненного сценария на дальнейшую жизнь человека, на сегодняшний день ,является актуальной .В связи с этим целью нашего исследования будет выявить, влияние окружающих факторов на жизненный сценарий студента.
Содержание

Введение………………………………………………………………… Глава 1. теоретические основы жизненных сценариев личности…………………………………………………………… 1.1. Жизненный сценарий личности как объект психологического исследования………………………………………………………….. 1.2. Психологические особенности студентов вуза………………… 1.3. Факторы, определяющие содержание жизненных сценариев личности……………………………………………………………….. 1.4. Деструктивные и конструктивные сценарии личности……………………………………………………………….. Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ СТУДЕНТОВ ВУЗА…………………………………… 2.1. Организация исследования………………………………………… 2.2. Колличественный и качественный анализ результатов исследования выявления конструктивных и деструктивных сценариев студентов ВУЗа……………………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………. Список литературы………………………………………………………. Приложение……………………………………………………………….
Список литературы

Отрывок из работы

1.1. Жизненный сценарий личности как объект психологического исследования В современной психологии трактовка термина «жизненный, сценарий» неоднозначна, и во многом связывается с теорией сценарного (транзактного) анализа, теорией когнитивных схем (скриптов), и другими, делающими акцент на понимание сценария как малоосознаваемой, запрограммированной, стерео-типизированной структуры. Учитывая данные положения, заложившие основу разработки понятия «сценарий», мы, опираясь на исследования отечественных психологов, стоящих преимущественно на позиция субъектного, бытийного, смыслового подходов относим данное понимание сценария к его первичной форме – «личностному мифу», который в процессе самоопределения может быть отрефлексирован, осмыслен и перестроен в структуру, обозначаемую как «жизненный сценарий». Вершиной такого своеобразного развития сценария в процессе самоопределения выступает четкая, адекватная и в то же время гибкая, «самореализационная стратегия». Один из основоположников трансактного анализа и сценарного подхода в психологии – Э. Берн, рассуждая о человеческом существовании, говорит: «Весь человеческий род, наверное, можно представить в виде линии, на одном конце которой – те, кто так или иначе обрел автономию; на другом – те, кто привязан к сценарию, а в промежутке все остальные, изменяющиеся в зависимости от перемены их взглядов и обстоятельств» [6, с. 285]. Следовательно, самоопределение здесь заключается в осознании некой психологической структуры, называемой сценарием. Сам Э. Берн предлагает различные определения жизненного сценария, описывая его и как постепенно развертывающийся жизненный план; и как программу поступательного развития, выработанную в раннем детстве под влиянием родителей и определяющую поведение индивида в важных аспектах его жизни; и как искусственную систему, ограничивающую спонтанные творческие человеческие устремления [5]. Жизненный сценарий в данной концепции выступает как бессознательная или полубессознательная структура, выстраиваемая преимущественно на основе родительского программирования и волшебных сказок и лишь достраиваемая личностью в процессе жизнедеятельности. В основе сценария лежит жизненная позиция как некое убеждение, на основе которого он выстраивается. Это убеждения, относящиеся как к самому себе, так и к окружающим, и в обобщенном виде, согласно мнению последователей Э. Берна, Й. Стюарта и В. Джойнса, выражающиеся в 4 основных жизненных позициях. Эти позиции «отражают фундаментальные установки человека насчет сущностной ценности, которую он усматривает в себе и других людях» их мощно определить как «совокупность основополагающих убеждений о себе и других людях, которые человек использует для оправдания своих решений и своего поведения» [28,с.125-126]. Формирование жизненной позиции, согласно трансактному подходу, осуществляется в раннем детстве, в первую очередь на основе взаимодействия с родителями и влияет на весь ход последующей жизни человека, будучи преимущественно неосознаваемым образованием [31]. Таким образом, жизненный сценарий в рамках данной концепции понимается как преимущественно бессознательная структура, управляющая жизнью человека, ограничивающая его заданными рамками. Но и Э. Берном и его последователями (К, Штайнер, Й. Стюарт, В. Джойнс, Ф. Эрнст и др.) подчеркивается возможность, и даже необходимость осознания и преодоления сценария на пути к автономии - «сценарию всегда противостоит подлинная личность [6, с. 265]. Данный подход фактически является основополагающим в постановке проблемы изучения жизненного сценария, оставаясь авторитетным и цитируемым по сей день. Однако, вопросы о степени осознанности жизненного сценария, о степени авторства личности в процессе его выработки, рассматриваются авторами преимущественно с позиций непсихоаналитического подхода, с характерным для него превалированием бессознательных структур в жизненном самоопределении личности, и детерминирующей роли переживаний раннего детства и родительского программирования, «подчиненности» личности. В когнитивной психологии сложилось понимание сценариев как событийных схем («скриптов»), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий [4,с.207]. В скриптах существенна роль действующего лица, и особенно таких универсально-человеческих целей как удовлетворение базовых потребностей [17,с. 132]. Скрипты служат для автоматизации - «кодировки» часто, повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий [3]. Психологи-когнитивисты стоящие на позициях информационного подхода проводят аналогию между человеком и компьютером, считая, что человек использует усвоенные им в ходе научения стратегии обработки информации так же, как компьютер программное обеспечение. Эти заложенные еще в раннем возрасте схемы направляют и регулируют человеческую жизнедеятельность, определяя ход его мышления, желания, поступки, жизненные цели [16]. Таким образом, основываясь на положениях трансактного (Э. Берн, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.) и когнитивного (Ж. Ф. Лейне, С. Фиске, С. Тэшор и др.) подходов, жизненный сценарий может рассматриваться как важная психологическая структура личности, оказывающая существенное влияние па ее жизненный путь. При этом в данных подходах акцент делается на малоосознаваемостъ, схематизированностъ и внешнезаданность сценария. Однако, рассмотрение трудов представителей субъектного (А.В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Дружинин и др.), смыслового (Д.А. Леонтьев, А.М. Лобок и др.) и бытийного (З.И. Рябикина, В.В. Знаков, Л.Н. Ожигова и др.) подходов в отечественной психологии, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, выстраиваемую самой личностью в процессе самоопределения. Общаясь с кем-либо, мы можем переживать отрицательные или положительные эмоции. От чего зависит эмоциональная окраска общения? Общение приятно нам, если мы чувствуем себя принятыми собеседником, ощущаем, что наше мнение значимо, а также реализуются многие другие важные потребности: быть выслушанным, узнать что-то новое, вместе участвовать в выполнении интересной задачи, проявить симпатию и любовь. И наконец, общение, коммуникации – один из важнейших аспектов жизни как отдельного человека, так и общества в целом, поэтому так важно быть успешными в этой сфере жизни. Философия конструктивного общения С позиции научной психологии, общение является конструктивным, если его участники достигают своих целей, а сам процесс коммуникации сопровождается переживанием положительных эмоций. Преобладает установка на сотрудничество, доверительное общение, принятие другого человека, уважительное отношение к нему, искренность. Конструктивное общение в случае появления разногласий предполагает их успешное разрешение, не допускается переход на личности. Способность к конструктивному общению – результат психологического здоровья (проявляющегося в доминирующем состоянии спокойствия, радости и уверенности) и высокого уровня психологической культуры: эффективности и гуманности взаимодействия с окружающими. Формы реагирования на поведение других людей, кризисные ситуации и конфликты основаны на специфике самовосприятия, восприятия им окружающего мира и людей. В свою очередь, в основе отношения к себе и мировоззрения – особенности процесса аутокоммуникации, то есть внутреннего диалога как формы «общения» с самим собой. Самим человеком внутренний диалог осознается как поток мыслей. Исследователи выделяют следующие типы внутреннего диалога: Деструктивный внутренний диалог ухудшает качество жизни человека – его самоотношение и взаимодействие с окружающими людьми. Нейтральный не помогает решить возникающие проблемы и задачи. Конструктивный улучшает качество общения и способствует разрешению проблем. Возникает вопрос, что такое деструктивность, и в чем проявляется? Деструктивность - свойство личности, сопровождающееся отрицательным отношением человека к самому себе и другим, а также соответствующим этому разрушительным поведением. xapaktep.net Согласно Эриху Фромму, деструктивное поведение проявляется в виде сознательного желания разрушать и возвеличивать себя над другими. «Человек отличается от животного тем, что он - убийца», - пишет ученый. - «Он может быть деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей». Основными причинами разрушительного поведения человека являются отсутствие возможностей для творческой самореализации, конформизм, ощущение изолированности, незначимости, нарциссизм, одиночество, неуверенность в себе, а также хроническая депрессия и скука. Согласно теории Фромма, индивидуум пытается компенсировать чувство собственной неполноценности, унижая и мучая других. Преодоление деструктивности в характере зиждется на понимании того факта, что самоутверждение за счет других является ложным и никогда не будет подтверждением истинной самодостаточности человека. Деструктивность - это агрессивные, разрушительные действия по отношению к себе и другим. Деструктивность - это неконструктивная, «детская» реакция на препятствия, ущемление интересов. Деструктивность - это следствие нерешенных психологических проблем человека. Деструктивность - это обратная сторона страха. Деструктивность - это попытка возвысить себя за счет унижения окружающих. Проявления деструктивности в повседневной жизни Общество. Учеными выяснено, что деструктивность человеческого характера не зависит от наличия благ и уровня материального комфорта. Как ни странно, по мере развития цивилизации деструктивность общества возрастает, проявляя себя в садизме, вандализме, некрофилии, террористических актах и самоубийстве. Как преодолеть деструктивность Окажите себе поддержку. Если человек самодостаточен и находит в себе опору, он не будет видеть смысла в деструктивной деятельности. Откажитесь от поиска подтверждения своей значимости в других людях. Для того чтобы чувствовать свою полноценность и уверенность, нет необходимости унижать других. Займитесь самосовершенствованием и и вырастайте - но только в своих собственных глазах. Проявляйте эмпатию и сострадание. Чем больше в человеке сила сострадания, тем меньшую агрессию по отношению к себе и людям он демонстрирует. Преодолев свой эгоцентризм, развивайте в себе сочувствие и сопереживание больным, несчастным, обездоленным людям, сиротам и бездомным животным. Избавьтесь от страха. Разрушающая деятельность и агрессивность проявляются под влиянием обстоятельств, которые мы считаем враждебными. Научитесь доверять жизни. Избавьтесь от страха показаться неполноценными или слабыми. Помните: «никто не может оскорбить или унизить вас, если вы этого не хотите». Дайте выход агрессии. Сдерживать свои негативные чувства опасно. Арт-терапия - один из способов трансформации агрессии человека в более конструктивное русло. Выберите наиболее интересное для вас направление искусства и творите по наитию. Состояние свободного творчества дает возможность самовыражения и столь необходимую эмоциональную разрядку, оказывающую терапевтический эффект для нашей психики. 1.2 Психологические особенности студентов вуза Построение вузовского обучения в значительной степени определяется возрастными и психологическими особенностями студентов. Средний возраст студентов, обучающихся в вузе – 18-20 лет. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально - трудовых и др. Он характеризуется завершением становления психологической личности и зрелости мышления обучающихся. Таким образом, молодой человек формирует: самосознание как целостное представление о самом себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных качеств, осознание своих достоинств и недостатков, собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, а также стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. С этим возрастным периодом связано начало «экономической активности», под которой понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии, а также создание собственной семьи. В качестве центрального периода становления характера и интеллекта этот возраст выделяют, с одной стороны, преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с другой, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон: с психологической, с социальной и с биологической. Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими периодами жизни, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и так далее. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. По Эриксону юношеский возраст, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. По утверждению Б. Г. Ананьева студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Психология, 17 страниц
204 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg