Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

martin_man 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.07.2019
Теоретический анализ литературы показал, что проблема развития творческого мышления у старшего дошкольного возраста показал, что данная проблема изучалась в трудах Н.Е Веракса, Н.Н. Поддъякова, О.К. Тихомирова и др., раскрывших основные особенности развития творческого мышления. Однако проблема заключается в том, что в условиях ДОУ недостаточно программ, которые способствуют развитию творческого мышления. Есть отдельные программы, которые направлены в основном на развитие творческой деятельности. В настоящее время творческая деятельность входит в систему организованного обучения детей в детском саду, но не в таком количестве, в котором нужно для более интенсивного развития творческого мышления. Изучение исследований по проблеме развития творческого мышления показало проработанность диагностического инструментария. Так, критерии, показатели и методики для оценки уровня развития творческого мышления разработаны как западными специалистами, так и отечественными исследователями. Этот материал позволяет достаточно полно оценить развитие творческого мышления у детей 5-6 лет и получить достоверную картину.
Введение

Анализ тенденций развития современного общества выявляет все большую значимость человека как активного субъекта формирования себя, отличающегося гибкостью и легкостью ума, принимающего нестандартный выход из возникающих проблем, креативно подходящего к работе, способного воплотить в жизнь самые смелые и неожиданные идеи, умеющего принимать оригинальные решения, изменяющего окружающую действительность согласно со своими интересами, убеждениями, способного нестандартно и творчески мыслить. Научные исследования ученых охватывают разные стороны развития ребенка, его жизни и деятельности, позволяют лучше его понять, более эффективно и рационально построить воспитательно-образовательный процесс, развить познавательные процессы, поддержать интерес дошкольника к окружающему миру. В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач, например, развитие у детей творческого мышления, сообразительности, наблюдательности. Без мышления нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности подрастающего поколения [8; 36]. Всякая деятельность человека, которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий будет принадлежать к творческой деятельности. Современными психологическими исследованиями определено, что основы творческого мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъяков и др.). Дошкольники обладают непосредственным мышлением, порой находят необычные решения, выдумывают то, что уже не под силу взрослому. Креативное (творческое) мышление основано на творческом воображении, которое по-новому, оригинально раскрывает существенные отношения между объектами и в пространственно-временной структуре воображаемых образов. Это не воспроизводящее воображение, использующее образы-представления, взятые из памяти, а продуктивное мышление, созидающее новое здание, новые образы, объекты, мысли, гипотезы. Дети, способные к творчеству, пытливы и любознательны, с головой уходят в интересующее их занятие, проявляют высокую продуктивность в деятельности и интерес к самым разным вещам, то есть обладают сильной энергетикой и мотивацией к познанию. Для них характерны независимость и изобретательность во всех жизненных проявлениях, чувствительность к тонким различиям между объектами, способность по-разному смотреть на одни и те же вещи, рождать множество идей, суждений и решений в различных задачах, что называют гибкостью мышления. Их мысли, образы фантазии, действия при этом нестандартны, оригинальны, а мыслительная деятельность высоко динамична и всегда стремится к завершенности и точности результата. Проблематика развития творческого мышления детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. При изучении многочисленных психолого-педагогических исследований по вопросам развития творческого мышления дошкольников в современной системе дошкольного образования, находящегося в состоянии постоянного реформирования и модернизации, выявлены следующие противоречия: ? между важностью исследования творческого мышления как компонента интеллектуальной готовности будущего школьника и отсутствием подобных эмпирических работ, выполненных в русле педагогической психологии; ? между достаточным уровнем освоения теоретических знаний в процессе подготовки старших дошкольников к школе и недостаточной степенью сформированности творческого мышления как компонента интеллектуальной готовности; ? между наличием эмпирических исследований творческого мышления детей и отсутствием программ развития творческого мышления старших дошкольников в рамках готовности к обучению в школе. Вышеуказанные противоречия позволяют определить необходимость изучения творческого мышления детей старшего дошкольного возраста и в созданию психолого-педагогических условий его развития в группе ДОО. Таким образом, актуальность проблемы развития творческого мышления дошкольников в условиях гуманизации, демократизации и совершенствования системы современного дошкольного образования определили тему исследования «Психолого-педагогические условия развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста ». Цель исследования: теоретическим и экспериментальным путем доказать, что разработанные условия психолого-педагогической поддержки является эффективным средством развития творческого мышления у старших дошкольников. Объект исследования: процесс развития творческого мышления у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие творческого мышления у старших дошкольников будет более эффективным, если: ? будет специально созданы психолого-педагогические условия развития творческого мышления в процессе воспитания и обучения старших дошкольников в ДОО; ? к психологическим условиям относится разработанная программа, направленная на развитие операциональных навыков, умения видеть и создавать сюжетные композиций на основе наглядной опоры, умения перестраивать и комбинировать образы предметов; ? к педагогическим условиям относятся плановые, разовые индивидуальные и групповые консультации педагогов, организация выставок детских работ. Задачи исследования: 1) провести теоретико-методологический анализ состояния и разработанности проблемы развития творческого мышления в отечественных и зарубежных исследованиях; 2) теоретическим путем раскрыть особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста; 3) провести экспериментальное исследование творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, выявить его особенности; 4) разработать условия психолого-педагогической развития творческого мышления у старших дошкольников; 5) осуществить экспериментальную проверку эффективности внедрения психолого-педагогических условий развития творческого мышления у детей 6-7. Методологическая основа исследования: концепция креативности (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс); инвестиционная теория креативности (Ф. Хеддон, Г. Литтон); концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); дидактическая концепция развития творческого мышления (И.Я. Лернер); Методы исследования: методы теоретического анализа литературы; психолого-педагогический эксперимент; психодиагностические методы (проективные методики, опрос, беседа, наблюдение); метод презентации данных; метод качественной и количественной обработки результатов. В процессе экспериментального исследования был использован комплекс психодиагностических методик, предложенные О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцевым, Е. Торренсом. Практическая значимость исследования определяется возможностями широкого применения результатов и выводов исследования для совершенствования процесса воспитания и обучения, а также в практике ДОУ. Разработанная и реализованная программа развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста может быть использована в целостной системе подготовки детей к обучению в школе. База исследования: ДОСП-детский сад ТулГУ г. Тулы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проблема развития творческого мышления в отечественной и зарубежной науке.........................................................................................................................8 1.2. Психологические особенности развития творческого мышления у старших дошкольников.........................................................................................20 1.3. Подходы к развитию творческого мышления у старших дошкольников в условиях ДОО.........................................26 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Диагностика уровня развития творческого мышления у старших дошкольников........................................................................................................37 2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития творческого мышления у старших дошкольников..................................................................48 2.3. Оценка эффективности психолого-педагогических условий развития творческого мышления у детей 6-7 лет..............................................................57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................64
Список литературы

1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000. 2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с. 3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М. Академический проект, Гаудемаус, 2005. - 256с. 4. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. – 281 с. 5. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1988. – 187 с. 6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с. 7. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. 8. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. – 214 с. 9. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., «Просвещение», 1977 г. – 119 с. 10. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: С. 278 – 295. 11. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии. - 2003. - №4. 12. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. 13. Ворсобин В.Н., Жидкин В.И. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. - 1980. - № 3. 14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с. 15. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: С. 436 – 455. 16. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М., Академия, 1999 г. – 426 с. 17. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. 18. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976. – 192 с. 19. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. – 201 с. 20. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114. 21. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 - 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач; Науч. ред. Безруких М.Н. М.: ВЛАДОС, 2001. – 194 с. 22. Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет). - СПб., 1998. – 263 с. 23. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1988. 216 с. 24. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. – 186 с. 25. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика, 1983. – 106 с. 26. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2008. – 375 с. 27. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 1998. 28. Мaтюшкин А.М. Прoблeмныe ситуaции в мышлeнии и oбучeнии. - М., 1972. - 168 с. 29. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975. – 276 с. 30. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Владос, 2001. – 351 с. 31. Непомняшая Н.И. Структура произвольной деятельности у дошкольников. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М.: Наука, 1965. – 211 с. 32. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. - М., 1972. – 196 с. 33. Новикова Н. Новое понятие о старом предмете// Искусство: газ. 2008. №22, http://art.1september.ru/article.php?ID=200802206 34. Нудельман М.М. Методы изучения воображения аномальных детей. - М., 1980. – 216 с. 35. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: 2001. – 226 с. 36. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И Лисиной. - М., 1974. – 225 с. 37. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. – 317 с. 38. Палагина Н.Н. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. 39. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977. – 288 с. 40. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. - 1999. - №1. 41. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., Просвещение, 1991 г. – 377 с. 42. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. - М., Новая школа, 1996. – 158 с. 43. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1966. – 120 с. 44. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1965. – 281 с. 45. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985. – 243 с. 46. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с. 47. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995. – 208 с. 48. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2004. – 92 с. 49. Сапогова Е. Е. Операция моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. - 1993. - №3. 50. Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с. 51. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. 52. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2008. – 319 с. 53. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 1998. – 211 с. 54. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с. 55. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. 56. Чередникова Т. В. Проверьте развитие ребенка (105 тестов). М., Речь, 2004. – 135 с. 57. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32. 58. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 134-139. 59. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М., Дрофа, 2006 г. – 403 с. 60. Чиварди Дж. Техника рисунка. М., Эксмо-пресс, 2002. – 129 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проблема развития творческого мышления в отечественной и зарубежной науке Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании и деятельности человека, интересовало человечество издавна. Так, ещё в античности возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельности мышления (Гераклит Эфесский - V века до н.э.; Платон - IV в. до н.э.). Первые представления об универсальных закономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ассоциаций). Так, в XVII в. считалось, что связь представлений образует мнение. Развитие мышления воображается как процесс накопления ассоциаций. Психология мышления в то время ещё не выделялась в отдельный раздел. На данном этапе развития науки мышление не рассматривалось как особая форма деятельности субъекта. А потому за основу любого умственного процесса принимали цепочку образов-представлений, возникавших самопроизвольно. Ассоцианистский подход к мышлению сосуществовал формально-логично. Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-теоретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным. К интеллектуальным способностям в то время относили «мировоззрение», логические рассуждения и рефлексию (самопознания). Подход к объяснению мышления как ассоциации представлений набирал силу в XVIII-XIX вв. В отличие от ассоцианизма, представители Вюрцбургской школы (Н. Ах, О. Кюльпе, К. Марбах и др.) рассматривали мышление как внутреннее действие (акт). Начался поиск объективных методов исследования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg