Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

martin_man 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.07.2019
Анализ литературных данных и результаты констатирующего эксперимента, полученные при исследовании формирования словообразования, позволяют сделать следующие выводы. У детей с ЗПР наблюдается разнообразная и сложная речевая патология, которая часто носит системный характер и затрагивает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Речевые нарушения проявляются у этих детей, как в устной, так и в письменной речи.
Введение

Актуальность исследования. Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфологических обобщений. Язык в жизни общества и каждого человека – важнейшее средство общения и познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходят становление обучающегося как личности, рост его самосознания, нравственное, умственное и речевое развитие, формируются познавательные способности. По мнению Е.Е. Коржаевой, языковое образование и речевое развитие обучающихся – широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение обучающимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. Фактически все специальные речевые умения обучающегося младшего школьного возраста – это умение анализировать прочитанное с установкой причинно-следственных связей и обобщением существенного, составление плана, подробно, сжато или выборочно, а так же возможность передавать содержание текста [24]. Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева и др. констатируют, что особые трудности в освоении устной и письменной речи наблюдаются у детей с задержкой психического развития (ЗПР). При поступлении в школу у них обнаруживаются недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов, отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. В связи с этим организация целенаправленной коррекционной работы, развивающей не только познавательную, но и речевую деятельность обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР – весьма актуальная проблема. Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики, выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью (Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.). По мнению многих авторов (Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Г.Н. Рахмакова, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.), у детей младшего школьного возраста с ЗПР нет необходимого уровня психологической и речевой готовности, в том числе и достаточного уровня сформированности грамматического строя речи. Нарушения грамматического строя речи, несформированность словообразовательных навыков отрицательно сказывается на школьной успеваемости данной категории детей, задерживает и затрудняет овладение школьной программой, усугубляя негативное отношение к учебной деятельности [5, 19, 26, 58, 65]. Словообразование у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи, нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, наличием аграмматизмов, речевой инактивностью (Н.Ю. Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, Е.Ф.Соботович, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.). В настоящее время имеется недостаточно исследований, касающихся вопросов словообразования младших школьников с ЗПР. Существуют лишь некоторые исследования об особенностях речи этих детей: ограниченность словарного запаса (Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко), своеобразие формирования словообразовательных процессов (Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер), трудности в понимании и употреблении сложных грамматических структур (Г.Н. Рахмакова, Л.В. Яссман), специфические особенности в формировании письменной речи (Н.А. Мастюкова, В.И. Насонова, Г.Н. Рахмакова, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина), недостаточность регулирующей функции речи (Г.И. Жаренкова, И.А. Коробейников, А.Д. Кошелева, Т.Д. Пускаева) [51, 57, 65]. В литературе отмечается, что процессы словообразования задерживаются и затягиваются во времени у детей с ЗПР. Одним из главных критериев сформированности словообразования является детское «словотворчество». Словотворчество возникает на определённом этапе развития познавательной деятельности ребёнка. В связи с недоразвитием познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития наблюдается более позднее начало периода словотворчества. Период детского словотворчества у данной категории детей имеет продолжительный характер. Нарушения словообразования у детей с ЗПР являются распространенными, сложными и имеют стойкий характер, отрицательно сказываются на развитии устной и письменной речи. Постановка проблемы формирования навыков грамотной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. В то же время своевременная научно-обоснованная коррекция нарушений процесса словообразования будет способствовать более успешному овладению морфологической системы языка, усвоению правил правописания, предупреждению дисграфии и дизорфографии, развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и в целом социальной адаптации, оптимизации процесса обучения в школе. Цель данной работы - формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития. Объект исследования - словообразование у младших школьников с ЗПР. Предмет исследования – процесс формирования словообразования у младших школьников с ЗПР. В соответствии с целью, проблемой, объектом и предметом исследования были обозначены следующие задачи: 1. Проанализировать литературу по проблеме формирования словообразования у младших школьников с ЗПР. 2. Выявить особенности формирования словообразования у младших школьников с ЗПР. 3. Разработать методические рекомендации по формированию процессов словообразования у детей младшего школьного возраста с ЗПР. База исследования: ОБОУ « Школа-интернат № 4» г. Курска. Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез), организационные (сравнительный, комплексный), эмпирические (констатирующий эксперимент), биографические (изучение анамнестических данных, медицинских документов), методы количественной и качественной обработки данных. Практическая значимость заключается в том, что предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами, а так же воспитателями, педагогами начального образования в системе обучения и воспитания детей с ЗПР. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3 ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……. 7 1.1. Лингвистический и психолингвистический аспекты изучения словообразования ………………………………………………………….. 7 1.2. Формирование словообразования у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития …..…….......................... 15 1.3. Методики изучения и формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с ЗПР…………………………………... 22 Выводы по главе I……………………………………………………….. 28 ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………………………………… 29 2.1.Организация и методы исследования процессов словообразования у младших школьников………………………………………………….. 29 2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………….. 36 2.3.Методические рекомендации работы по формированию словообразования у младших школьников с ЗПР ………………………. 50 Выводы по главе II…………………………………………………………. 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………… 68 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………. 74
Список литературы

1. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» - СПб, «Детство – пресс», 2007 г. 2. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991. 3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль: Академия развития. 1998.с.45. 4. Богоявленский Д.Н. Характеристика процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики. // Вопросы психологии. - 1958. -№4. -С. 85-99. 5. Борякова М.Ю. Дети с ЗПР. – М., 1984г. 6. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию Избранные работы по русскому языку. - М.: Учпедгиз. 7. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. – Москва. 1985 8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство – Пресс, 2003 г. 9. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для ВУЗов. - М., 1999 – 104 с. 10. Волкова Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития. // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб.: Образование, 1992. - с. 27 - 30. 11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Академия, 2004. 12. Долгобородова Д. А., Варенцов В. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития - Краснодар: Новация, 2017. с. 52-54. 13. Диссертация «Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы», канд.педагогич. наук Хохлова Алла Анатольевна – С-Петербург, 1999 г. 14. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -176 с. 15. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994. 16. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1994. 17. Журнал «Вопросы психолингвистики» статья А. М. Шахнарович и современная психолингвистика. 18. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 2005- 105с. 19. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития.: Автореф. дис.канд. пед. наук. - СПб., 1998 - 16с. 20. Коломинский Я.Л. Психология детей в норме и патологии. – М., 2004 – 103с. 21. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004 г. 22. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2002. – №6. – С.51-59. 23. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР» - М., «Гном», 2004 г. 24. Коржаева Е.Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. – Творческий центр Сфера. – 2011 г. 25. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Рос. Академия наук. Ин-т языкознания. - М.: Языки славянской культуры, 2004. 26. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. - М., 2004 г. 27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» - М., «Владос»,2003 г. 28. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики детей с нарушениями. - М., 2003 - 69 с. 29. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2003 -369 с. 30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Академия, 2003 -230 с. 31. Лепская Н.И. Язык ребенка. - М., 2005 г. 32. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - Москва. Просвещение, -1990 г. 33. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. 34. Лопухина И. С. «Логопедия» - СПб., «Дельта», 1997 г. 35. Логинова Е.А. Нарушение письма у учащихся младших классов с ЗПР. – Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – Л., 1990 г. 36. Львов М.И. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2005 г. 37. Лурия А.Р. Дети с тяжелыми нарушениями речи. - М., Педагогика 2006 38. Матюхина М.В. и др. Психология младшего школьника. - Москва. Просвещение, - 2005 г. 39. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - 1990. -№6. - с. 10-18. 40. Николаев Г.А. Теоретические проблемы русского словообразования – СПб.: Наука. Вологда, 2007 г., с. 7-29. 41. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе./ Под ред. В.Ф. Мачихиной, И.А. Цыпиной. - Москва. Просвещение, 1992. 42. Парамонова Л.Г. «Ваш ребёнок на пороге школы» - СПб, «Каро», 2005 43. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.с.12-15. 44. Подласый И.П. Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2003 – 174 с. 45. Пожиленко Е.А. «Энциклопедия развития ребёнка»-СПб., «Каро», 2006 46. Попугаева М.К. Как помочь ребёнку с задержкой психического развития// Начальная школа. – 1998, №5. 47. Рубинштейн С.Я. Психология младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. - М., 2004 г. 48. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с ЗПР. – СПб. 1997 г. 49. Склотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с ЗПР. – дефектология. 1996 г. 50. Скоромец А.П., Крюкова И.А., Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции – Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Владос, 2006 51. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития . Минск , 1989. - 62с. 52. Смелик В.А. Особенности обучения детей с задержкой психического развития.// Начальная школа. 1994, №4. 53. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985-1986 гг. Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, №4 1986 г. статья Грибова О.Е., Клячко А.А. Методы и приемы совместной работы учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с. 55 54. Соботович Е.Ф. Методические рекомендации по преодолению первичных нарушений речевого развития у учащихся подготовительного и первого классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. М.: Наука, 2001 г. 55. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования. Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку). - М.: 1998. – с. 35-52. 56. Тригер Р.Д. Уровень знаний по русскому языку у учащихся первых классов, имеющих задержку психического развития. //Дети с временными задержками развития//Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - Москва Педагогика. 1991 г. 57. Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи/ Дефектология. – 1987. - №5 58. Ульенкова У.В. Проблемы изучения и коррекции психического развития у детей.// Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В.М. Астапов. - Москва. Международная педагогическая академия, 1995. 59. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М.:Наука, 1989. 60. Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок: Лингвистика детской речи» Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г. 61. Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования//Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 2003. – с. 92-104. 62. Черячукина Н.С. научная статья «Методика и техника развития словообразования у детей с ЗПР» в журнале «Народное образование. Педагогика» 2009. - №5. – с. 64-66. 63. Шахнарович А.М. Семантика словообразования в детской речи: психолингвистический подход// Семантика в структуре деривационных моделей. Владивосток, 2003. - с. 174-181. 64. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Формирование грамматических обобщений у детей. Итоги обучающего эксперимента. // Сочетаемость языковых единиц и преподавание языка. - М,. 2001. - с. 121-139. 65. Шевченко С. Г. и др. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - М., «Школьная пресса», 2005 г. 66. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2004 г. 67. https://infourok.ru/statya-formirovanie-mehanizmov-slovoobrazovaniya-u- detey-s-zpr-2176770.html
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ По мнению лингвиста Г.О. Винокура, словообразование - раздел лингвистики, где изучается строение, средства и способы образования слов. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов [6]. Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в различных аспектах. Термином «словообразование» называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об это явлении [40]. Овладение словообразованием подчиняется тем же закономерностям, что и развитие речи ребенка в целом. Формирование речи ребенка тесно связано, как с развитием неречевой предметной деятельности ребенка, так и его речевой деятельности в процессе общения со взрослыми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg