Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Роль личностных факторов в возникновении и развитии синдрома эмоционального выгорания у сотрудников психиатрической больницы

martin_man 280 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.07.2019
В данной работе была попытка проанализировать сформированность СЭВ у медицинских работников с разными личностными характеристиками. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что медицинские работники наиболее часто подвержены СЭВ, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности, заключающейся в оказании помощи другим людям, высокой ответственности за их здоровье и жизнь.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний. В связи с тем, что персонал как медицинский, так и немедицинский является ключевым ресурсом лечебного процесса в психиатрии, изучение распространенности синдрома выгорания и механизмов его формирования, а также методик его предупреждения и коррекции является актуальной проблемой для современной психиатрии. Старшенбаум Г.В. в своей работе «Суицидология и кризисная психотерапия» отмечает, что среди врачей-психиатров выявляется один из самых высоких уровней самоубийств: у женщин врачей - психиатров самоубийства в три раза чаще, чем у представительниц общей популяции, а для мужчин-психиатров показатель самоубийств вдвое превышает среднестатистический. Очевидно, что жизненно важной задачей является гармонизация личностной структуры врача и поддержание ее на должно высоком уровне, адекватном психическому и физическому здоровью сотрудника и его успешной профессиональной деятельности. Все вышесказанное указывает, что актуальность явления синдрома эмоционального выгорания вызывает необходимость создания программы профилактики возникновения данного синдрома, с целью оптимизации психологического состояния работников психиатрических отделений. Таким образом, актуальность предложенной в теоретическом исследовании тематики является достаточно высокой не только для психиатрии, но и для медицинской психологии. Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что он - непосредственное проявление возрастающих проблем, связанных со здоровьем и самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни учреждения здравоохранения. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде "упущенной прибыли" очень дорого обходятся организации. Цель исследования: установить взаимосвязь личностных факторов персонала со сформированностью и развитием синдрома профессионального выгорания для разработки и внедрения эффективных программ и методик по его предупреждению и коррекции. Объект исследования: личностные факторы сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля. Предмет исследования: взаимосвязь личностных факторов сотрудников психиатрической больницы с возникновением и развитием синдрома эмоционального выгорания. Гипотеза: эмпирическим путем установить взаимосвязь между уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания и такими личностными особенностями сотрудников , как локус контроля, эмпатия и тревожность; существуют различия в выраженности синдрома эмоционального выгорания у врачей и медсестер. На основе предмета, гипотезы и цели исследования были определены следующие задачи исследования: 1.Проанализировать литературу по проблеме исследования; 2. Определить уровень эмпатии у сотрудников; 3 .Выявить локус контроля у работников; 4 .Измерить уровень тревожности у сотрудников; 5. Оценить степень сформированности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников сферы психического здоровья; 6. Изучить взаимосвязь выраженности синдрома эмоционального выгорания с выраженностью личностных характеристик у работников; Методики исследования: Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) [37]; Исследование уровня эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов) [49]; Методика "Уровень субъективного контроля" Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [38]; "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко [54]; Теоретико-методологическая основа: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин), исследования эмоционального выгорания и эмоциональных реакций (Л. М. Аболин, М. В. Барабанова, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Г. Селье, В. Е. Орел, Э. Ф. Зеер, Ильин Е. П.) Методы исследования: общетеоретические - анализ, обобщение и интерпретация литературы по проблеме исследования; психодиагностические методы, направленные на изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля (методика диагностики нейродинамического уровня интегральной индивидуальности Методика диагностики структуры (А. И. Щебетенко), методика исследования СЖО (Д. А. Леонтьева), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), методика исследования эмоционального выгорания (В. В. Бойко); математическая и статистическая обработка данных. Организация исследования: Исследование проводилось в ГБУЗ СК «СККСПБ№1» г. Ставрополя. В исследовании принимали участие 38 человек медицинского и немедицинского персонала. Выборку составили женщины и мужчины в возрасте от 25 до 52 лет Благодаря трудам таких ученых и исследователей как: А.К. Маркова, Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко и др., известно, что синдром эмоционального выгорания (СЭВ) среди сотрудников психиатрических учреждения возникает под влиянием множества внешних и внутренних факторов, поэтому крайне важным является вопрос о выявлении и изучении этих факторов. В свою очередь, это должно помочь в разработке предложений по усовершенствованию лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий синдрома профессионального выгорания у врачей-психиатров и других сотрудников психиатрических учреждений. Не менее важным для успешной профилактики и коррекции (СЭВ) является также вопрос о психологических личностных факторах, способствующих или препятствующих его возникновению и развитию, который в настоящее время все еще остается малоизученным. Исследование проводилось в три этапа: Первый этап включает работу с теоретическим материалом и литературой по теме эмоционального выгорания и экспериментальными данными других исследований, построение плана исследования, включая постановку цели, задач и гипотезы, определение методологической основы, а также изучение базы исследования. На втором этапе подбирался методический инструментарий и проводилось исследование трех уровней интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и сотрудников медицинского учреждения (общий профиль), проводилась обработка и анализ полученных данных. Также на данном этапе разрабатывалась теоретическая модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля. Третий этап включает обобщение и интерпретацию результатов исследования, формулировку выводов исследования, составление программы психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и оформление курсового проекта. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для улучшения работы сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля, так как на их основе могут быть созданы различные программы по снижению уровня и профилактике эмоционального выгорания. Также результаты данного исследования можно использовать в образовательной сфере – на семинарских или практических занятиях – и в деятельности психологической службы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изученные теоретические материалы дополняют и расширяют знания в сфере профессиональной деятельности сотрудников психиатрической больницы, врачей — психиатров и медсестер в частности. Эта область является не достаточно изученной. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались комплексным применением апробированных в психологии методов исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; использованием математико-статистических процедур количественной обработки данных (t-критерий Стъюдента, корреляционный анализ); соблюдением основных методологических принципов психологической науки; интеграцией различных подходов к решению поставленных целей и задач; структурой, содержательной целостностью, логичностью изложения материала.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3 1. Теоретические основы изучения личностных особенностей и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников работающих в сфере психического здоровья………………………………………………………………………… 1.1. Исследование индивидуальности и личностных факторов сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля………………………….. 1.2. Эмоциональное выгорание как научная проблема и его социально — психологическая сущность………………………………………….. 1.3. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания 2. Эмпирическое установление взаимосвязи эмоционального сгорания с личностными особенностями сотрудников психиатрической больницы………. 2.1. Организация и методика исследования …………………………………... 2.2. Описание и статистический анализ результатов исследования……………... 2.3 Анализ результатов исследования………………………......................... Заключение………………………………………………………………………… Список использованных источников…………………………………………. Приложение…………………………………………………………………………
Список литературы

1. Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. - 261 с. 2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244. 3. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С.25-29. 4. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С.34. 5. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123 с. 6. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова // Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С.32-38. 7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. - М.: Русский врач, 2001. - № 6. - С.34 Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28. 8. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. "Психология". - М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. - С.54 - 67. 9. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности // Коллектив, личность, общение. - 1987. - С.42 - 43 10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 147 с. 11. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности // Методологические проблемы формирования и развития личности. - М., 1981 12. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с. 13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с. 14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 2002. - 528 с. 15. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28. 16. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С.443-463 17. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с. 18. Вопросы медицинской деонтологии и психотерапии / Под ред. И.М. Виш. - Тамбов. - 1974.478 с. 19. Воронина Т.А. Роль медицинской сестры // Сестринское дело. - 2004. - №3. - С.9-10 20. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С.143-156. 21. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2000. - 336 с. 22. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 - 81 23. Захаров С. Синдром выгорания у врачей. /С. Захаров // Интернет: http://forums.rusmedserv.com/ show thread. php? t=8748 24. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А.Г. Заховаева // Сестринское дело. - М.: Медицинский вестник, 2003. - № 2. - С.28-29. 25. Караванов Г.Г., Коршунов В.В. Индивидуально - психологические особенности личности врача - хирурга. - Львов. - 1974. - 84 с. 26. Клищевская M. B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1999. - №4 27. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. - Прага: Авиценум, 1974. - 405 с. 28. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С.27-38. 29. Математическая статистика для психологов: Учебник/ О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 2004. - 336 с. 30. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с. 31. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. Л.: 1982. 32. Медицинская этика и деонтология / Под. ред. Г.В. Морозова, Г.И. Царегородцева. - М. - 1993.270 с. 33. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с 34. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101 35. Портной Л.В. Люди в такого доктора поверят! Совершенствование отечественного здравоохранения и проблемы врача общей практики // Мед. газета. - 2005. - № 38. - С.5 36. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с. 37. Прикладная социальная психология / Под ред.А.Н. Сухова и А.А. Деркача. - Москва-Воронеж, 1998. - 600 с. 38. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 Т-М., 2002. - Т.1 39. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т.23. - № 3. - С.85-95. 40. Свеницкий А.С. Социальная психология управления. - Л.: ЛГУ, 1986. 41. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005 - №43. - С.25-32 42. Смольняков А.И., Федоренко Е.Г. Врачебная этика. - Киев. - 1976. - 104 с. 43. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник / В 2 т. - М.: 1992. - Т.1. - 214 с. 44. Сук И.С. Врач как личность. - М.: 1984. - 64 с 45. Стрельникова А.Н. Зачем мед. сестре самооценка // Мед. сестра 2000. - №1. - С.42 - 43 46. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8. - С.84-89. 47. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С.8-13 48. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2003. - № 3. - С.24-27. 49. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с 50. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С.57-63 51. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. - Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. - 286 с. 52. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова // Сестринское дело. - М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. - № 6. - С.34-35. 53. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. / Журнал практического психолога. 1998 - № 7. - С.28-36. 54. http://vch. narod.ru/file. htm // Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
Отрывок из работы

1. Теоретические основы изучения личностных особенностей и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников работающих в сфере психического здоровья 1.1. Исследование индивидуальности и личностных факторов сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от индивидуальных особенностей, в связи с этим С.С. Юдина пишет: "Все виды ремесел требуют особых навыков, но ни в одной отрасли человеческой деятельности не соединяется столько различных специальных свойств, как в хирургии. Тут нужны четкость и быстрота пальцев скрипача и пианиста, верность глазомера и зоркость охотника, способность различать малейшие нюансы цвета и оттенков, как у лучших художников, чувство формы и гармонии тела, как у лучших скульпторов, тщательность кружевниц и вышивальщиц шелком и бисером, мастерство кройки, присущее опытным закройщикам и башмачникам, а главное - умение шить и завязывать узлы двумя - тремя пальцами вслепую, на большой глубине, то есть, проявляя свойство профессиональных фокусников и жонглеров" [31, с.120] В морфологическом и функциональном строении медицинской деятельности особое значение имеют данные о структуре профессионально важных качеств его субъекта, формирующихся в процессе трудовой деятельности, "специфика которой порождает профессиональную специфику личности" [22, с.78] Знаков В. В [22], отмечает, что к необходимым личностным качествам медицинского работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки. К признакам профессиональной зрелости, мастерства и опыта относятся быстрая ориентация в сложившейся ситуации, решительность и смелость.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 78 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg