Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Применение разноуровневых программ учебно-исследовательской деятельности учащихся по физике в основной школе

martin_man 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.07.2019
Практическая ценность проведенного исследования заключается во внедрении разработанных нами разноуровневых программ учебно-исследовательской деятельности в процесс обучения физике в МБОУ СОШ № 2 Емельяновского района Красноярского края, а также в положительном влиянии данных программ на уровень мотивации к обучению и на уровень формирования познавательного интереса. Подтверждена эффективность предложенных разноуровневых программ с точки зрения их успешности и последующего внедрения в практику работы учителя физики.
Введение

Актуальность исследования. Запросы современного информационного общества во многом определили содержание Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) [1] в плане требований к уровню подготовки выпускников, владению ими системой компетенций. Соответственно в Стандарте были выделены и приоритетные направления построения структуры образовательного и воспитательного процессов образовательной организации. В центре образовательной структуры находится личность ученика. Исходя из этого, основной проблемой каждого педагога является проблема подбора методов и форм организации учебной деятельности, которые наиболее соответствуют установленной цели развития личности учащихся. Из всего многообразия форм организации учебной деятельности выделяется исследовательская деятельность, основная цель которой – пробуждение интереса учащихся к научной работе, творческое развитие личности, стимулирование к проявлению инициативы и самостоятельному поиску информации. Исследовательское обучение несет в себе особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ученика к самостоятельному изучению окружающего мира. Целью исследовательского обучения является формирование у учащегося желания и умения самостоятельно осваивать и перестраивать различные способы деятельности в различных проявлениях человеческой культуры. Исследовательский подход в образовании изучался и применялся достаточно давно - с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Исследовательское обучение изучалось многими учеными, и исходя из имеющихся результатов исследования по данной теме можно разделить на несколько групп. Первая группа работ посвящена исследованиям в сфере специфики исследовательской и познавательной деятельности в индивидуально-личностном становлении: Л.И. Божович, В.С. Ильин, А.К. Маркова, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина, П.И. Якобсон «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» [2]; Н.Ф. Родичев, Е.Ф. Тяглова «Исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений» [11]; Ю.Н. Орлов «Восхождение к индивидуальности» [9]. Вторая группа – работы, посвященные методическому обеспечению исследовательской деятельности учащихся: П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина «Алгоритмизация процесса формирования умений» [4]; Е.А. Шашенкова «Задача как средство обучения исследовательской деятельности» [19]; И.В. Усачева «Методика информационно-поисковой деятельности исследователя» [17]. Третью группу работ образуют исследования, посвященные содержанию и формам организации исследовательской деятельности: Н.К. Сергеев «Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности» [14]; Б.И. Кедров «О теории научного открытия» [6]; А.И. Савенков «Психология исследовательского поведения и исследовательские способности школьника» [12]. Автор в этой работе исследовательскую деятельность описывает как особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящейся на базе её исследовательского поведения. Четвертую группу составляют исследования, посвященные принципам организации исследовательской деятельности: Н.Г. Алексеев, А.В .Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся» [8]. А.С. Обухов само исследование соотносит с факторами развития личности, главные из которых - биологические и социокультурные детерминанты исследовательской деятельности. Биологические предпосылки – исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение. Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности. А.В. Леонтович вводит понятие «исследовательский проект учащегося». Он рассматривает его как специфическую форму научной работы учащегося. Главной целью исследовательского проекта является получение представлений о том или ином явлении ведущим методом реализации исследования является метод проектов. Несмотря на то, что на данный момент представлено достаточно большое количество работ, посвященных общим вопросам организации исследовательской деятельности учащихся, практически не представлены частно-методические разработки по различным предметам, в том числе и по физике, позволяющие вовлечь в учебно-исследовательскую деятельность всех учащихся согласно требованиям ФГОС. Таким образом, можно выделить противоречия: • между необходимостью внедрения в обучении деятельностного и личностно-ориентированного подходов и недостаточностью частно-методических разработок, направленных на их реализацию в процессе обучения физики. • попытками широкого применения в образовательном процессе школы исследовательской деятельности учащихся и недостаточным теоретическим обоснованием принципов ее оптимальной организации; Противоречия определили проблему исследования, которая состоит в разработке учебно-методического сопровождения, направленного на организацию учебно-исследовательской деятельности в процессе обучения физики учащихся основной школы. Цель исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс по физике систематической учебно-исследовательской деятельности учащихся организованной с применением разноуровневых программ. Объект исследования: процесс обучения физики учащихся на ступени основного общего образования. Предмет исследования: организация учебно-исследовательской деятельности по физике, основанной на принципах деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Гипотеза исследования: мотивация учащихся к изучению физики, качество их знаний по данному предмету повысится, в случае если будет организована целенаправленная систематическая учебно-исследовательская деятельность на основе разноуровневых программ для учащихся. Задачи исследования: 1. Выявить необходимые условия для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе разноуровневых программ. 2. Разработать и апробировать разноуровневые программы учебно-исследовательской деятельности в практике обучения физике учащихся основной школы (7-9 класс). 3. Выявить динамику уровня развития познавательного интереса и мотивации к изучению физике учащихся в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности на основе разноуровневых программ. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: - теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; - эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики уровня мотивации к изучению предмета физика, познавательного интереса и уровня успеваемости учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); - статистические - методы статистики, которые использовались для обработки полученных данных и посредством которых определялись значимость и надежность полученных результатов. Научная новизна исследования заключается в разработке подходов к реализации обучения физике в основной школе с использованием разноуровневых программ учебно-исследовательской деятельности. Практическая ценность результатов исследования: состоит в разработке и внедрении в практику обучения физике разработанных разноуровневых программ учебно-исследовательской деятельности; в положительном влиянии реализации разработанных программ на повышение у учащихся уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности. На защиту выносится следующее положение: систематическая учебно-исследовательская деятельность учащихся основной школы в процессе обучения физике успешно осуществляется на основе применения специально разработанных разноуровневых программ. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы автора в МБОУ СОШ №2 Емельяновского района Красноярского края на протяжении всего периода исследования. Основные результаты исследования представлялись автором на всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях. Внедрение результатов исследования проходило на городских и районных методических семинарах для учителей предметов естественнонаучного цикла. По теме исследования опубликовано 3 статьи: 1. Нестерова Т.В. Развитие коммуникативной культуры учителя как условие совершенствования его профессиональной деятельности. Материалы V Всероссийской научно-методической конференции «Современные проблемы естественнонаучного образования». Красноярск 2012. 2. Нестерова Т.В. Культурологический аспект в преподавании физики. Материалы XIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». Красноярск 2013. 3. Нестерова Т.В. Методика разработки индивидуальных программ исследовательской деятельности по физике учащихся основной школы. Материалы VII Всероссийской научно-методической конференции «Инновации в естественнонаучном образовании». Красноярск 2014.
Содержание

Введение 2 Глава 1 Проблемы индивидуализации учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы по физике 1.1. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной школе 8 1.2. Структура и содержание разноуровневых программ учебно-исследовательской деятельности по физике 26 Выводы по первой главе 38 Глава 2 Исследовательская деятельность как средство активизации познавательного интереса учащихся 2.1. Применение разноуровневых программ учебно-исследовательской деятельности по физике для активизации познавательного интереса учащихся 39 2.2. Педагогический эксперимент по поверке эффективности использования разноуровневых программ учебно-исследовательской деятельности учащихся 53 Выводы по второй главе 68 Заключение 69 Библиографический список 71 Приложения 74
Список литературы

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. — М.: Просвещение, 2011. — 49 с. 2. Божович, Л.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [текст]/ Л.И. Божович, А.К. Маркова. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. — 408с . 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [текст]/Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с 4. Гальперин, П.Я. Современное состояние поэтапного формирования умственных действий [текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина // Вестник МГУ.– 1979. – № 4.– С. 78–90. – (Серия «Психология»). 5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования [текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с. 6. Кедров, Б.И. О теории научного открытия [текст] / Б.И. Кедров.—М.: Московский рабочий, 1973. — 254 с. 7. Малафеев Р.И. Проблемное изучение физики в средней школе. Из опыта работы [текст]: пособие для учителей / Р.И. Малафеев. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с. 8. Обухов А.С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 2. - С. 17. 9. Орлов, Ю.Н. Восхождение к индивидуальности [текст]: книга для учителя/ Ю.Н. Орлов. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с. 10. Проказова, О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе [текст]: автореф : дис. к. пед. наук : 13.00.01 / О.Г. Проказова.— Астрахань, 2010.— 158 с. 11. Родичев, Н.Ф. Исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений [текст]/ Н.Ф. Родичев, Е.Ф. Тяглова.— М.: Просвещение, 2006. — 146 с. 12. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. – 2007. – № 3. – С. 14-24. 13. Семке, А.И. Нестандартные задачи по физике для классов естественно-научного профиля [текст] / А.И. Семке. — Ярославль: Академия развития, 2007. — 320 с. 14. Сергеев, Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности [текст]: автореф. дис. к. пед. наук. 13.00.01 / Н.К. Сергеев — Астрахань, 2010. — 158 с. 15. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [текст]: учебное пособие / В.И. Смирнов.— М.: Педагогическое общество России, 1999. — 236 с. 16. Старовиков, М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики) [текст]: автореф. дис. Доктора пед. наук. 13.00.02 / М.И. Старовиков. — Челябинск, 2007. —42 с. 17. Усачева, И.В. Формирование учебной исследовательской деятельности: [текст]: учебное пособие / И.В. Усачева, И.И. Ильясов. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 122 с. 18. Усова А.В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе [текст] / А.В. Усова, З.А. Вологодская. – М.: Просвещение, 1981. 19. Шашенкова, Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности [текст]: автореф. дис. к.пед. наук. 13.00.01 / Е.А. Шашенкова — Москва, 2001. — 147 с. 20. Щербакова, Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях [текст]/ Ю.В. Щербакова. — М.: Глобус, 2010. —192 с. 21. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с. 22. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования [текст]: монография / Н.О. Яковлева. – М.: Информационно-издательский центр АТ и СО, 2002. – 239 с. 23. Intel "Обучение для будущего"[текст]: Учебное пособие. 9-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007. - 144 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ФИЗИКЕ 1.1 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной школе Образовательный потенциал исследовательской деятельности выражается в проявлении скрытых возможностей субъектов взаимодействия: образцов поведения, знаний, установок, отношений, образующих формы трансляции человеческого опыта, творчества, реализация которого происходит через прояснение, переживание, присвоение, созидание ценностей. В концентрированном виде это выражается в образе жизни — настолько эффективно, насколько глубоко интериоризованы ценности людьми, проживающими и развивающимися на конкретной территории, и устойчив их образ жизни. Обозначенная трактовка образовательного потенциала исследовательской деятельности потребовала наполнения его конкретным содержанием. С позиции системно-целостного подхода нам представилось целесообразным определить потенциал исследовательской деятельности через анализ ее функций в образовательном процессе, поскольку сущность объекта раскрывается через систему функций. Анализ теоретических исследований (Н. М. Борытко, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Э. Савченко, Е. В. Тяглова, Е. А. Юлпатова и др.) и собственных экспериментальных данных позволяет выделить следующие основные функции исследовательской деятельности, которые обусловливают ее образовательный потенциал: • рефлексивная функция (осмысление приобретенного опыта - когнитивного, практического, творческого опыта и опыта отношений); • побудительная функция (определение характера мотивации учащихся и при наличии достаточно сильных и устойчивых положительных мотивов - побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию); • мировоззренческая функция (создание и совершенствование научной картины, привнесение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества); • познавательная функция (самостоятельное приобретение новых знаний; • ориентационная функция (формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определение оценочных отношений). Реализовать перечисленные функции позволяют следующие компоненты исследовательской деятельности: • ценностно-целевой (выделяется благодаря побудительной функции, определяется способностью учащихся активно включаться в исследовательскую деятельность, овладевая при этом методами, способами решения поставленных задач); • интеллектуально-творческий (выделяется благодаря мировоззренческой функции, определяется способностью учащихся применять полученную информацию, овладевая при этом методами, способами решения поставленных задач); • операциональный (выделяется благодаря познавательной функции, выражается таким показателем, как сформированности исследовательских умений); • результативно-оценочный (выделяется благодаря ориентационной функции, определяет адекватность выполняемой процедуры исследования, соответствие полученного результата намеченному).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg