Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правотворческий процесс: понятия, структура, принципы.

irina_krutaya 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Объектом исследования являются правоотношения которые возникают в процессе правотворчества. Предметом исследования являются правовые нормы и общественные отношения, влияющие на правотворчество в Российской Федерации. Целью данной работы является исследовать правотворческий процесс и его этапы. Исходя из поставленной цели, ставим следующие задачи: • рассмотреть понятие, структуру, принципы, правотворческого процесса; • проанализировать современные тенденции развития правотворческого процесса РФ; • исследовать стадии правотворчества в России, в том числе, особенности правотворческого процесса субъектов России
Введение

Правотворчество - это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Не смотря на различие в подходах к понимаю правотворчества, это всегда деятельность управомочённых органов по разработке, переработке и изданию определённых нормативных актов. Правотворчество - одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. По мнению Р.Х.Макауевого в основу правотворческого процесса заложена целенаправленная последовательная деятельность общества и правотворческих органов которые направленны на урегулирование наиболее важных для них общественных отношений правовыми средствами. В результате можно сделать вывод что в процессе правотворчества участвуют не только «управомоченные органы» но и общество. Наряду с небывалой интенсивностью правотворчества в Российской Федерации не менее актуален вопрос эффективности правотворчества, хотя он и перестал быть одним из наиболее обсуждаемых в правовой науке. Это объясняется тем что на Западе данная проблема будучи исчерпана в теоритическом плане перешла в плоскость практической социологии, а в России, не будучи исчерпанной в плоскость политики. Нынешняя практика правотворческой работы пока не приобрела тех характеристик системности, плановости, скоординированности, которые позволили бы в необходимой мере обеспечить качество и стабильность действующих норм права. Но именно плановость, системность, скоординированность в деле правотворчества в настоящее время наиболее нуждаются в практическом их нормативном разрешении. Российская правовая система объективно нуждается в упорядочении. Главная практическая цель такого упорядочения – совершенствование юридического качества нормативных правовых актов, формирование единой и непротиворечивой системы российского законодательства, строгая согласованность нормативных правовых актов, высокое содержательное и юридико-техническое качество подготовки их текстов, организационная и ресурсная обеспеченность реализации правовых норм. Нынешняя практика правотворческой работы пока не приобрела тех характеристик системности, плановости, скоординированности, которые позволили бы в необходимой мере обеспечить качество и стабильность действующих норм права. Но именно плановость, системность, скоординированность в деле правотворчества в настоящее время наиболее нуждаются в практическом их нормативном разрешении.
Содержание

Введение. Глава I Правотворческий процесс: понятия, структура, принципы. 1.1Понятие правотворческого процесса и его признаки. 1.2 Структура правотворческого процесса. 1.3 Принципы правотворчества. Глава II Стадии правотворческого процесса в России. 2.1Характеристика стадий правотворческого процесса в России. 2.2 Виды правотворчества в России. 2.3Особенности правотворческого процесса в России. 2.4Особенности правотворческого процесса субъектов России. Заключение. Библиографический список.
Список литературы

Отрывок из работы

1.1Понятие правотворческого процесса и его признаки Одно из важнейших направлений государственной деятельности - правотворчество. В его понимании обозначились два аспекта. В узком смысле подразумевается сам процесс создания правовых норм органами. В более широком смысле правотворческий процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.) Основное место среди источников право в России выступает нормативно - правовой акт - акт государственных органов, содержащий юридические нормы. Правотворчество это часть широкого процесса правообразования. Что такое правообразование? Правообразование это длительный по времени процесс формирования юридических норм. Он начинается с разбора социальной ситуации, осознания необходимости её правового упорядочивание, и заканчивается производством и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования есть правотворчество. Не смотря на отличие в подходах к восприятию правотворчества, это функция управомоченных органов по созданию, изменению и изданию определённых нормативных актов. Правотворчество это одно из основных звеньев механизма правового урегулирования общественных отношений. Системное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая включает организационные вопросы правотворчества, ( подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации. Вторая же опирается на правовые начала, а точкой отсчёта её функционирования служит результат о разработке проекта нормативного акта. Они неразрывно связаны между собой и в общем контексте описывают целостный процесс по разработке, официальному рассмотрению, принятию и опубликованию правового документа. В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в практической деятельности по созданию законов и их реализации. Движение экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи юридического опосредования соответственных социальных отношений. Многогранность и большая социальная зависимость этих задач наглядно находятся уже простым списком проблем, возникавшими перед законотворчеством, в частности необходимостью: • изучение разных общественных факторов, создающих потребность в нормативно-правовом управлении соответствующих социальных отношений; • установление и детального учета при создании законов различных интересов общественных и государственных организаций, социальных групп и людей в целом, их качеств, правил. • Применение в процессе разработки закона естественных наук, техники культуры; • выполнение сравнительного исследования проектируемого закона не только с похожими установлениями прошлых и ныне функционирующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами социальной жизнедеятельности; • определения связи, сходства и взаимосвязи создаваемого закона с данной системой в целом и в первую очередь всего с Конституцией; • совершенствования организационных форм, процесса создания закона и т.д. Настолько разнообразные и кропотливые задачи не могут быть удачно сделаны без творческого подхода и заключения их законодателем. Когда изучение в законотворчестве оказывается процессом преобразования независимой действительности в факт законодательного сознания и получения нужного решения, то исполнения этого решения в действительность по разработке закона является собой обратный процесс изменения законодательного сознания в объективно существующий закон. Таким образом, результатом законотворчества, его итогом, возникает результат - закон. Но этот итог - лишь посредственный, исходный результат, в сторону за которым следует самого закона, принимающий в практическом управлении соответствующих социальных отношений. Разработка действия закона способствовать найти его действительность, целесообразность, общенаучную действительность и т.д., что в свою очередь, действует в среднем обратной связи на законотворческий процесс, разрешает уточнить, исправить, добавить существующее законодательство, увеличить его уровень, наделить его практическим исследованием . Целью правотворчества является права и свободы человека и гражданина. Право должно быть нацелено на борьбу интересов личности и всего общества, в общем Таким образом, правотворчество показывает собой специальную форму правительственной деятельности по разработке, развитие и отмене правовых норм, сделанную на освоение объективных общественных потребностей и интересов общества 1.2 Структура правотворческого процесса. Как любое общественное явление, право имеет свою цель. Созданное социальными отношениями, т.е конкретными общественными связями, что по своим свойствам беспорядочны, право само собой становится определенным моментом устойчивости. На этом основании с реальностью следует то, что в порядке нормальной деятельности общества нужен редуктор, который держал бы некоторый системы в разрушенных социальных отношениях и обеспечивал их взаимодействие. Осуществляющий функцию регулирования социальных отношений, оно в то же время становиться связующим частью между страной и людьми, дающий им действовать друг с другом. Сабо Имре считал, «что общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. После этого, создаётся вопрос, все ли отношения могут быть решены государством при помощи права? Правовая функция государства в этой связи может быть названа изменяющей деятельностью: экономические и иные социальные отношения она изменяет в правовые связи, которые затем обращаются в правовых нормах» В аспекте таких авторов, предел правового урегулирования - это то общественное пространство, которое склонно действию права. • сфера возможного/ регулирования; • сфера необходимого регулирования; • сфера законодательного регулирования; • сфера правореализующего регулирования. Существует множество общественных отношений, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции, посредством взаимодействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. Говоря о правотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, выражается в виде объективных законов социального процесса на язык мнений, охваченный в нужную юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, пишет В.Н.Кудрявцев,- что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения». Естественно было наблюдать правотворчество как часть развития правообразования. Правотворчество - сложное общественное событие, имеющее административную природу. Это одна из форм правительственного руководства обществом. Как любой общественный процесс - это специальная, целенаправленная действия, осуществляемая через право и правовые нормы. "Комплексный подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него - к правовым нормам," - считает А.Нашиц. Правотворчество – главное, первое связь механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. Р.Лукич определяет «правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами» По определению А.С.Пиголкина правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер». Основные положения описанного пытаемся дать определение правотворчества. Получается, это организационно-оформленная деятельность государства по возведению, закона государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих. По мнению Исакова В. "проблему подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметные сферы: Проблема законодательной политики. Проблемы организации законодательного процесса. Какой-либо концепции развития законодательства в настоящее время нет. Оно развивается методом проб и ошибок, а также за счет механического копирования западных образцов. Глава государства работает фактически как третья палата парламента, и "вето" президента из исключительного политического события превратилось в рабочий момент законотворческого процесса. Но с другой стороны, существует ряд причин, по которым глава государства вынужден накладывать "вето". Во-первых, слишком много инициаторов законотворчества. Министерства и ведомства используют в лоббистских интересах депутатов и депутатские группы, и непрочитанные законопроекты идут в парламент, хотя в них нет предмета закона. Во- вторых не скоординированные действия различных структур. Если в разработке новых законов будет участвовать главное государственно-правовое управление президента РФ, то главе государства будет сложнее отказаться от подписания закона. По словам Бородина Р.В. «некоторые законы откровенно отражают узко групповые интересы, их качество низкое» 1.3 Принципы правотворчества. Как было уже отмечено ранее, правотворчество — очень значимое направление государственной работы, в связи, с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях). Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического характера, его разработка в теории права положительным образом влияет на практику создания юридических нормативных документов. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм. Принципы правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Рассмотрим наиболее важные из них. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству. Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук. Ученые играют важную роль на всех этапах подготовки закона — от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно опасны). Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом. Это имеет особо важное значение в конце XX в.— века свободного перемещения информационных потоков. Кроме того, вредны и опасны для общественной жизни революционные нововведения, не известные юридической науке и практике. В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой законотворческий опыт, все самое лучшее из накопленного и достигнутого мировой юридической мыслью и юридической практикой. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации, по своему значению уступающий разве что Конституции страны. В новом ГК появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр). Такое заимствование не носит предосудительного характера, оно общепринято и диктуется юридической целесообразностью. Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993г. Была принята Конституция Российской Федерации. Однако всенародное голосование — достаточно дорогая процедура, в силу чего наиболее часто она применяется в небольших государствах, где не требует привлечения больших сил и средств. Поэтому наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества являются гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т. д. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами. Виды правотворчества. Традиционно в отечественной теории права выделяют три вида правотворчества: 1) правотворчество компетентных государственных органов; 2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум); 3) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов. Думается, здесь целесообразно рассмотреть виды правотворчества, которые характеризуют особенности юридической природы процесса создания норм права различными органами государства. Правотворчество (законотворчество) высших представительных органов. Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий право-творчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания право-творческого акта кругом регулируемых отношений. Подзаконное правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам.. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов. Другая причина наличия подзаконного правотворчества заключается в том, что парламент часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принять соответствующее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Тенденция увеличения подзаконного нормотворчества наблюдается во всех странах. По подсчетам разных исследователей, на 10 законов, принятых парламентом, приходится от 100 до 140 нормативных актов правительства. Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К достоинствам его относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения. К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии и др. Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству,— правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц. Глава II Стадии правотворческого процесса в России. 2.1Характеристика стадий правотворческого процесса в России. Правотворчество - это процесс, который состоит из определенных обладающих логичностью, последовательностью и законодательно регламентируемых стадий. В литературе называют разное число стадий — от трех до шести — девяти. Так, в учебнике В. В. Лазарева и С. В. Липень «Теория государства и права» (М., 1998) выделены три основные стадии: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие. В. М. Сырых называет шесть стадий: 1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права; 2) подготовка проекта нормативного правового акта; 3) рассмотрение его правотворческим органом; 4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами; 5) принятие акта; 6) опубликование акта. Ю. А. Тихомиров насчитывает девять стадий: 1) выявление потребности в правовой регламентации общественных отношений; 2) определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида нормативного правового акта; 3) принятие решения о его подготовке; 4) разработка концепции акта; 5) подготовка проекта акта; 6) предварительное рассмотрение проекта акта; 7) общественное обсуждение проекта; 8) официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением необходимых процедур; 9) принятие акта, его подписание, опубликование, вступление в силу. Таким образом, большинство стадий правотворчества составляет так называемый пред проектный этап, а собственно принятию правотворческого решения отведены всего две-три стадии. Основная часть ученых, рассматривая законодательный процесс, который в нашей стране регулируется Конституцией РФ, Регламентами палат Федерального Собрания и действующим законодательством, выделяют четыре главные стадии. За его рамками оставляется пред проектная работа, которая играет важную роль в законотворчестве, но составляет подготовительную работу. Последняя реализуется в законопроекте. В Конституции РФ законодательный процесс регулируется начиная со стадии осуществления законодательной инициативы. Таким образом, выделяют следующие стадии законодательного процесса: 1. законодательной инициативы; 2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации; 3. принятие закона; 4. промульгация и вступление закона в юридическую силу. 1.Стадия законодательной инициативы представляет собой официальное внесение в парламент (в нашей стране в Государственную Думу) уполномоченным субъектом законопроекта или закон предложения. Между законопроектом и законом предложением имеются различия: законопроект есть текст будущего закона со всеми необходимыми атрибутами — преамбулой, разделами, главами, формулировками статей и др., а закон предложение содержит лишь идею будущего закона.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg