Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЭКОНОМИКА

Образование как система и отрасль экономики.

irina_krutaya 3210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 107 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Объектом исследования является ФГБОУ ВО «СКГА» Предметом исследования являются теории, раскрывающие сущность и методологию образования как системы и отрасли экономики. Для современного общества характерен новый взгляд на образование, который видоизменяет функциональную роль системы образования и придает ей характер интегративного социального института. Процессы глобализации всех сфер общественной жизни делают реализацию задачи непрерывного образования населения жизненной необходимостью. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -2020 гг. предусматривает «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий». Целью выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является изучение теоретических и практических аспектов системы образования как системы и отрасли экономики и путей совершенствования. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: 1) рассмотрим теоретические аспекты системы образования на современном этапе; 2) рассмотрено образование как система и отрасль экономики ; 3) выработали пути совершенствования системы образования в РФ; Эмпирической базой исследования послужили законы и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов управления, материалы государственной, ведомственной, и международной статистики образования, нормативные, информационные и аналитические материалы Минобразования России и других федеральных органов законодательной и исполнительной власти. В исследовании использованы отчетные данные образовательных учреждений, публикации в периодической печати, труды коллективов ведущих научно-исследовательских институтов и вузов Министерства образования РФ, а также собственно методологические и методические разработки автора по обозначенным научным направлениям. Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и выводы ВКР могут быть использованы федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями при разработке стратегических направлений развития, мероприятий по совершенствованию организационно-экономических механизмов финансирования сферы образования. Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на региональных конференциях, семинарах и круглых столах. Научная новизна исследования. Научная новизна результатов исследования заключается в постановке и решении ряда вопросов, которые связаны с образованием как системы и отрасли экономики. Положения, выносимые на защиту: В ходе исследования обоснована необходимость пересмотра современной системы высшего образования, которая крайне неэффективна в современных условиях. Причиной низкой эффективности системы высшего образования является недостаточная мотивация обучающихся. Для повышения эффективности высшей школы следует пересмотреть правила приема в ВУЗы на коммерческой основе. Выработка новых подходов к оценке преподавательского состава должна содержать новые формы тестирования и аттестации. Практикоориентированность позволит сблизить интересы образования и реальной действительности. Структура ВКР состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.
Введение

Образование - это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка. В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают триллион долларов. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками. Актуальность темы исследования обоснована необходимостью изучения экономики образования с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями. Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические аспекты системы образования освещены в трудах авторов таких как Джуринский Н.И, Нестеров А.М, Смирнов В.Н, Грачев В.Л и др. Интерес исследователей к изучению системы образования обусловлен ролью образовательной деятельности в развитии современного общества. Становление и развитие образования молодого поколения рассматриваются в контексте модернизации системы российского образования в целом, которое в свою очередь детерминировано модернизацией государства и общества. С начала 2000-х гг. появилось большое количество научных работ, авторы которых критически осмысливают историю образования, оценивают достижения и недостатки данной системы, изучают проблемы образовательной среды в исследуемый период, практику модернизации образования. Таким образом, исследованию модернизации системы образования уделяется определенное внимание, но недостаточно изученными остаются вопросы определения стратегий государственного управления развитием образовательной среды в условиях новых вызовов XXI века - грядущего демографического спада, интеграции российской системы образования в европейское образовательное пространство, деятельности образовательных учреждений по формированию в общественном сознании положительного образа образования, адекватной его реальной роли в современном обществе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………. 1.1 Понятие системы образования на современном этапе……………………………………………………………………………… 1.2 Цели и задачи современного образования…………………........... 1.3 Специфика производственной деятельности и экономических отношений отрасли образования…………………………………………………. 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………….. 2.1 Организационно - экономическая характеристика СКГА………….... 2.2 Экономическая функция образования………………………………… 2.3 Экономические отношения в сфере образования……………………. 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ…………………………………………………………………………………. 3.1 Cовершенствование системы образования в России………………… 3.2 Модернизация обра¬зовательного процесса высшей школы как фактор развития региональных инновационных систем……………………………………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Список литературы

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция) 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ 2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ) 4. Федеральный закон от 02 июля 2013 г. №185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ 6. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ 7. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" 9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" 10. Приказ Минфина РФ «О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 21.03.2006 г. № 152н с изменениями от 20.07.2006 г. 11. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2012-2018 гг.» (проект). 12. Государственный совет РФ. Доклад рабочей группы резидиума государственного совета российской федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе» 29.08.2015. Москва. 13. Арефьев И. Б. Высшее образование в России: бакалавр, специалист, магистр / Игорь Борисович Арефьев, Андрей Львович Степанов // Ректор ВУЗа. - 2018. - № 7.- С. 34-44. 14. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. //Педагогика. – 2015 - №4. 15. Анисимова М.А. Проектирование основных образовательных программ в многопрофильном вузе: проблемы и предложения // Высшее образование в России. – 2017. - No 10. – С. 12-20. 16. Балыхин Г.А. Система образования в Российской Федерации: финансовое, организационное и нормативно-правовое обеспечение. // Экономика образования. - 2016. - № 2(3). - С. 5 – 14 17. Беляева Т.Б., Голоухова С.И. О роли нормативов финансирования высшего образования. // Экономика образования. - 2016. - № 3(4). - С. 28 - 34 18. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. - М.: СПб: Питер, 2018. - 432 c. 19. Бочков Д.В. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений: учебное пособие/ Д.В. Бочков; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2017. – 292 с. 20. Бочков Д.В. Механизм финансирования системы образования РФ: современное состояние и необходимость перестройки: Материалы 2-й Российской научно-практической конференции. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2015. – С. 379 – 392 21. Богомолов О. Т. Социально-гуманитарный аспекты модернизации России / О. Т. Богомолов // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2016. - № 7.- С.135-148. 22. Буц В.Г. Инновации в многоуровневой системе образовательных учреждений // СГЗ. – 2015. - No3. – С. 350-356. 23. Виноградова Н.Ф. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2018 г: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны // «Начальное образование», 2017, №5 24. Вифлеемский А.Б. Экономика образования. Книга 1. – М.: Народное образование, 2017. – 368 с. 25. Вифлеемский А.Б. Экономика образования. Книга 2. – М.: Народное образование, 2018. – 384 с. 26. Галицкий Е.Б., Левин М.И. Затраты домохозяйств на образование детей и взрослых по результатам третьей волны мониторинга «Экономика образования» // Вопросы образования. 2017. № 2. 27. Джораев В.О., Бочков Д.В. Организационно-финансовые аспекты формирования рынка дополнительных образовательных услуг: проблемы и пути их решения / Организационный менеджмент: состояние, проблемы, тенденции: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2016. – С. 31 – 34 28. Закарьяева З. М. Управление современным образованием: организационные механизмы / З. М. Закарьяева // Философия хозяйства. - 2017. - № 2 (74).- С.161-166. 29. Игнатов, И.Г. Экономика социальной сферы / И.Г. Игнатов, Л.А. Батурина и др. - Р-н-Д.: март - 2017. - 416 с. 30. Касьянова, Г.Ю. Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет в свете последних изменений законадательства / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2016. - 512 c. 31. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах / Н.П. Кондраков. - М.: Проспект, 2018. - 280 c. 32. Керимов, В.Э Бухгалтерский управленческий учет: практикум для бакалавров / В.Э Керимов. - М.: Дашков и К, 2017. - 96 c. 33. Кесаева Р.Э., Бязрова Т.Т., Кантемирова-Канукова Г.А. Модернизация системы высшего профессионального образования в россии // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-6. – С. 1339-1342; 34. Лаврушин, О.И. Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева. - М.: КноРус, 2017. - 192 c. 35. Лукичёва, Л. И. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие / Л. И. Лукичёва. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2017. - 551 с. 36. Мазин, А. Л. Экономика труда: учеб. пособие; рекомендовано МО РФ / А. Л. Мазин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 623 с. 37. Министерство образования РФ. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года 05.04.2017. 38. Национальная доктрина образования в РФ //Высшее образование сегодня. - 2001 г. - № 2. с. 39. О Концепции модернизации российского образования на период до 2018 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.14 № 393 // Вестник образования. - 2017 г. - № 6. 40. Петерсон Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2017. 41. Практика руководителя общеобразовательного учреждения: в вопросах и ответах. Методические указания / Под ред. Д.В. Бочкова. – Оренбург: ГУ РЦРО, 2016. – 51 с. 42. Романова В. В., Мацкевич А. В. Показатели бюджетных расходов в сфере образования / Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики»; Ин-т управления гос. ресурсами. М. : ИД ВШЭ, 2018. 43. Сомов Л.К. Организация и финансирование бизнеса: правовые и налоговые основы. – М.: «Финансовая газета», 2017. – 48 с. 44. Садовничий В.А. О стратегия модернизации высшего образования. Постановление ? сьезда российского союза ректоров высших учебных заведений. Интергация образования. 2017-№4. 45. Сыроваткина, Т. Н. Основы экономики образования / Т.Н. Сыроваткина. - М.: Бибком, 2016. - 942 c. 46. Структурная и институциональная модернизации экономики России: анализ в контексте мирового развития / Отв. ред. Ю. В. Куренков; Ин-т мировой экономики и международ. отношений РАН. М. : Наука, 2018. 47. Шемятихина, Л. Ю. Менеджмент и экономика образования. Учебное пособие / Л.Ю. Шемятихина, Е.Е. Лагутина. - М.: Феникс, 2017. - 442 c. 48. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ruindex.phh.page_id=50 49. https://kchrstat.livejournal.com/ официальный портал Карачаево-Черкесскстат 50. http://ncshta.ru/ официальный сайт ФГБОУ ВО «СКГА»
Отрывок из работы

1.1 Понятие системы образования на современном этапе Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасного отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. И государство, и общество хорошо понимают, что российская система образования вполне способна конкурировать с системами образования других развитых стран в условиях широкой поддержки со стороны общественности; ответственной и активной государственной образовательной политики; глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Система образования - один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Она охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, формы дополнительного образования детей. Существует и другое, правовое определение понятия «система образования», сформулированное в ст. 8 Закона РФ в 2012г. «Об образовании» [3]. В этом документе система образования Российской Федерации; определяется как совокупность взаимодействующих: - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; - сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов; - органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций. Понятие «система образования», с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование. С другой стороны, это понятие включает и социальный компонент, т. е. совокупность общественных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических, эстетических и др.), складывающихся в системе образования [13]. Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников. Развивающееся российское общество предъявляет новые требования к системе образования. Во-первых, России нужны современно образованные, высоконравственные, компетентные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, коммуникабельностью, динамизмом, конструктивностью мышления, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Во-вторых, в настоящее время образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В этой связи потенциал образования в полной мере должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. В-третьих, многонациональной российской школе предстоит продемонстрировать свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть основную роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. В-четвертых, обновляемой системе образования предстоит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и наклонностями независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. В-пятых, необходимо использовать все возможное для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Изменения, происходящие в системе образования, происходят под воздействием определенных факторов. К основным факторам, влияющим на становление и развитие системы образования, можно отнести следующие [21]: 1) политико - экономическая трансформация страны, изменившая требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В переходный период своего развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. Особо следует отметить как подфактор развития образования хроническое недофинансирование образования, потребовавшее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование; 2) социальная политика государства, в той или иной мере учитывающая интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под большим влиянием государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер, т. е. одни учебные учреждения предназначены для представителей более богатой части общества, другие - для более бедной. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения; 3) исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны формируется также под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, в различной ступенчатости средней школы и т. д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах - пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании; 4) общие тенденции мирового развития: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору: - переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; - возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; - динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; - возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что в свою очередь обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования; 5) педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин – матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т. е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения, профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки [15]. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование в свою очередь еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. Главная задача современной российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [31]. Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально - педагогическое сообщество, но и все граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи [12]: - обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; - достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; - формирование в системе образования нормативно - правовых и организационно - экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; - повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; - развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования. Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием - это, прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования [8]. Ближайшая цель - формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего -образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. В современных условиях значительную и все возрастающую часть информации обучающиеся получают самостоятельно и в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств и тд. Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы [14]: - введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально - технической); - создание нормативно - правовой базы для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением); - отработка механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений; - расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием; - поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений; - развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ; - повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта. Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. России необходимо новое качество образования с постоянным повышением образовательного уровня населения, с сохранением лучших традиций отечественного образования, достигнутых успехов в математической, проектно-конструкторской, технологической, исследовательской подготовке специалистов. Это качество требует, по мнению многих ученых, перехода России к всеобщему высшему образованию. Сеть образовательных учреждений. Согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательными учреждениями являются такие, в которых [2]: – осуществляется образовательный процесс; – реализуется одна или несколько образовательных программ; – обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Общеобразовательное учреждение (далее – ОУ) является юридическим лицом и может быть по организационно-правовым формам государственным, муниципальным, негосударственным. Государственный статус ОУ, т. е. его тип, вид и категория, устанавливается при его государственной аккредитации. Одним из основных документов, определяющих порядок функционирования ОУ, является его устав, в котором, в частности, должны содержаться такие позиции, как наименование, местонахождение, статус ОУ, кто является учредителем; организационно-правовая форма ОУ; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса и др. К образовательным относят учреждения следующих типов [4]: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения профессионального (начального, среднего, высшего и послевузовского) образования; 4) учреждения дополнительного образования детей и взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Дошкольные учреждения (ясли, детские сады) создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В них предусматривается: сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе. В современной России созданы различные типы государственных и муниципальных учебных заведений, дающих общее среднее образование: общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов и др. Они отличаются своими концепциями обучения и развития, своеобразием построения учебных планов и программ, спецификой организации воспитательного процесса и т. д. Кроме того, созданы первые государственные школы, которые финансируются общественными организациями, частными лицами. Они существуют как одна из возможностей получения образования и гаранта свободы личности в реализации права на образование. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование включает три ступени, которые соответствуют уровням образовательных программ, о которых мы говорили выше [22]. Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. Основная школа призвана закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования или включения в трудовую деятельность на благо общества. Для более глубокого усвоения основ наук, помимо обязательных предметов, охватывающих 75–80 % учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы. Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение, как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведения различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы обучающихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации в школе вводятся один или несколько профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.) [16]. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования может быть реализован в пределах образовательных программ начального или среднего профессионального образования в соответствующих учебных заведениях. В целях обеспечения взаимосвязи разных ступеней образовательного процесса, создания прочных основ профессиональной ориентации и осмысленного выбора будущей профессии общеобразовательное учреждение может быть преобразовано в школу нового типа (гимназию, лицей, многопрофильную школу и др.). Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, а также подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляя гражданам возможность повышения уровня образования. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно производственных мастерских, учебных участках (цехах), в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах). Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в ОУ среднего профессионального образования (техникумах, колледжах) или на первой ступени вуза. Высшее профессиональнее образование (ВПО) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. ВПО ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России оно может быть получено в высших учебных заведениях (гуманитарных, педагогических, медицинских, технических институтах и университетах). За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Как сказал академик Д.С. Лихачев: «Университет – будь он для химиков, физиков, математиков, юристов – учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное»[25]. В соответствии с пунктом 3 ч. 5 ст. 108 Федерального закона до 1 июля 2016 года образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования, то есть исключить слово "профессионального" из своих наименований [2]. Послевузовское образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование – это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Таможенное дело, 28 страниц
140 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 73 страницы
1825 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 56 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg