Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

irina_krutaya 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Объектом исследования являются организационно-правовые основы деятельности защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предмет исследования – деятельность комитета по образованию Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования: вывить особенности организации и реализации деятельности конкретного органа или органов Администрации Нижнеомского муниципального района по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: - раскрыть теоретические и правовые аспекты понятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как особую социальную категорию граждан; - охарактеризовать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; - дать характеристику органам опеки и попечительства Нижнеомского муниципального района Омской области; - проанализировать деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Нижнеомского муниципального района по установленным показателям. Источниковую базу исследования составляют, прежде всего, Декларация прав ребенка , в ней закреплено право ребенка на воспитание в семье. Конвенция о правах ребенка, была ратифицирована Верховным советом СССР 13 июня 1990 года сразу после принятия конвенции Генеральной ассамблеей ООН и начала ее подписания. Конвенция о правах ребенка признает, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) , где установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Конституция гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) предусматривает: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства». Кроме того, СК РФ гласит: «Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства». Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы настоящего исследования нами применялись частно-научные методы исследования: системный анализ, конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический. Работа строится на критическом анализе теоретического материала. Используемые в исследовании методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов в качестве необходимой аргументации, обладающей достаточной доказательственной силой и выявляющей особенности рассматриваемого вопроса. Практическая значимость исследования. Выводы, полученные в ходе написания курсовой работы, развивают и дополняют многие аспекты проблем, связанных с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полученные результаты могут стать методологической и теоретической основной для дальнейших исследований. Выбранной базой исследования является органы местного самоуправления Нижнеомского муниципального района Омской области. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и представляет собой введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, а также определяется предмет, объект, цель и задачи. В первой главе дана характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как особой социальной категории граждан. Также рассмотрены основные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нормативно-правовая база, регулирующая работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Во второй главе проанализирована деятельность органов местного самоуправления по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках реализации действующей муниципальной программы. В результате анализа организации деятельности органов местного самоуправления по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в заключении сделаны выводы и даны рекомендации по совершенствованию организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Введение

Одна из важнейших проблем России сегодня – проблема обездоленных детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. За последние сто лет Россия пережила три волны сиротства: после Первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и в начале XXI в. В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных сирот (около 90%):— это социальные сироты. В последние годы органами государственной власти Российской Федерации принят ряд законов и постановлений, направленных на укрепление института семьи и преодоление сиротства. Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой. Степень изученности. По изучаемой проблеме исследовательские работы, в основной своей массе, посвящены социализации и проблемам жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Труды Л.И. Божович, Дж. Боулби, Д. Винникота, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, З. Матейчика, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Л.С. Славиной, Н.Н. Толстых, М. Эйнтсворта и других представителей отечественных и зарубежных психолого-педагогических школ посвящены особенностям развития личности детей, оставшихся без родительского попечения. В них обобщаются результаты многолетних исследований, проведенных авторами в детских домах и школах-интернатах. Исследование, проведенное коллективом ученых под руководством Л.И. Божович , позволило выделить существенную особенность психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в исследованиях И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых проанализированы особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. По данным М.И. Лисиной, дети, лишенные родительского попечения, уже на первом году жизни отличаются от ровесников, растущих в семье. В.С. Мухина отмечает, что основные причины отклоняющегося поведения детей в невозможности реализовать «потребность в любви и признании, что приводит к деформации детской личности». В.Н. Брутман , исследуя проблемы социализации детей-сирот, подчеркивает, что игнорирование внутренних, индивидуальных интересов и потребностей ребенка ведет к многочисленным формам негативных реакций. Что же касается жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, А.И. Головань отмечает, что неурегулированность многих вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на федеральном уровне приводит к массовым злоупотреблениям со стороны должностных лиц регионального и муниципального уровня, которые своими решениями, действиями или бездействием нарушают права детей-сирот на льготное обеспечение жильем. В последние годы не было работ, так или иначе затрагивающих деятельность органов местного самоуправления по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом анализ исследовательской литературы по выбранной нами проблеме показал необходимость проведения самостоятельного исследования.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10 1.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан 10 1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 16 1.3. Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 27 Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на примере Нижнеомского муниципального района Омской области 34 2.1. Общая характеристика органов опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области 34 2.2. Оценка эффективности деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижнеомском муниципальном районе Омской области 38 Заключение 45 Приложение 55
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года) // Социальная защита. – 1995. – № 11. – С. 10. 2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР». – 1993.Выпуск XLVI. 3. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с учетом последних изменений от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994 г. – № 32. – Ст. 3301. 5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с учетом последних изменений от 03.08.2018 г. № 322-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 01.01.1996 г. – № 1. – Ст. 16. 6. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с учетом последних изменений от 03.08.2018 г. № 322-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 23.12.1996 г. – № 52. – Ст. 5880. 7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с учетом последних изменений от 04.06.2018 г. № 136-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. –03.08.1998 г. – № 31. – Ст. 3802. 8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с учетом последних изменений от 27.06.2018 г. № 170-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 28.06.1999 г. – № 26. – Ст. 3177. 9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с учетом последних изменений от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 18.10.1999 г. – № 42. – Ст. 5005. 10. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ (с учетом последних изменений от 08.03.2015 г. № 23-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 23.04.2001 г. – № 17. – Ст. 1643. 11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с учетом последних изменений от 30.10.2018 г. № 387-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. –06.10.2003 г. – № 40. – Ст. 3822. 12. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (с учетом последних изменений от 03.08.2018 г. № 322-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 28.04.2008 г. – № 17. – Ст. 1755. 13. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ (с учетом последних изменений от 28.11.2015 г. № 358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. –28.11.2011 г. – № 48. – Ст. 6725. 14. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с учетом последних изменений от 09.04.2018 г. № 427-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 10.04.2000 г. – № 15. – Ст. 1590. 15. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (с учетом последних изменений от 30.12.2017 г. № 1716) // Собрание законодательства РФ. – 25.05.2009 г. – № 21. – Ст. 2572. 16. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. –02.06.2014 г. – № 22. – Ст. 2887. 17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» // «Российская газета». – 19.05.2015 г. – № 105. 18. Постановление Главы Нижнеомского муниципального района Омской области от 30 октября 2013 г. № 704-П «Об утверждении муниципальной программы Нижнеомского муниципального района Омской области «Развитие социально-культурной сферы Нижнеомского муниципального района Омской области (2014-2020 годы) (с учетом последних изменений от 07.11.2018 г. № 495-П) // Нижнеомский муниципальный вестник от 31 ноября 2013 г. № 31. 19. Решение Совета Нижнеомского муниципального района Омской области от 06.09.2013 г. № 54 «Об утверждении Устава Нижнеомского муниципального района Омской области» (с учетом последних изменений от 21.06.2018 г. № 57) // Нижнеомский муниципальный вестник от 7 октября 2013 г. № 29. 20. Положение о Комитете по образованию Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, утверждено Постановлением Главы Нижнеомского муниципального района Омской области № 208-П от 23.04.2012 г. 21. Положение об органе опеке и попечительства над несовершеннолетними (утверждено Решением Совета Нижнеомского муниципального района Омской области от 27 апреля 2007 г. № 228). Литература: 22. Абельбейсов В.А. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2017. – С. 1-5. 23. Апаршева Е.С. Патронатная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука и образование: традиции и инновации. – 2018. – С. 128-133. 24. Базарова Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. – С. 236-243. 25. Бессчетнова О.В. Приемная семья как реализация конституционного права детей сирот на семейное воспитание // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – С. 172-179. 26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2014. – 480 с. 27. Бреус А.Г. К вопросу о сиротстве в современном обществе // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. № 5 (21). – С. 288-290. 28. Брутман В.И. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь // Материалы Всерос. научно-практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 2016 г.). – М., 2016. – С. 48-53. 29. Головань А.И. Практические проблемы жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по Федеральному закону от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] / А.И. Головань // Актуальные проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних (материальные и процессуальные аспекты): Сборник научно-практических статей. – 2015. – С. 74-80. 30. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения // Человек и образование. – 2015. – С. 122-124. 31. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми / О. А. Кабышев. – М. Норма, 2017. – 123 с. 32. Коваленко Т.Н. Усыновление как одна из форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и решения // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – С. 4-9. 33. Костюкова Т.А., Шпакова В.В. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – С. 59-62. 34. Матвеева Н.А., Анциферова Е.К. Патронатная семья как одна из современных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2018, сборник статей XVI Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. – 2018. – С. 210-213. 35. Менкеева Е.П. Опека и попечительство как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: дискуссионные вопросы// Бизнес. Образование, Право. – Волгоград, 2017. – №4 (41). – С. 331-336. 36. Мухамадеева Ю.Д. Опека (попечительство) как форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Человек. Общество. Культура. Материалы XIV Всероссийской молодежной научно-практической конференции. – 2018. – С. 288-292. 37. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. – М., 2016. – С. 113-122. 38. Нестеров К.Е., Мартынова Н.В. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука и культура в условиях глобализации. Материалы II-ой Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 70-82. 39. Овчаренко Л.Ю. Современные формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // в сборнике: Реалии социальной работы в современном обществе. Сборник научных выступлений. – 2016. – С. 158-161. 40. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства, СПб.: Питер. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В., Акимова М.К., и др. – М.: Владос, 2015. – 376 с. 41. Сенина Ю.С. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью // В сборнике: Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России. Сборник научных статей и докладов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Д.Л. Цыбакова. – 2017. – С. 211-215. 42. Смертина С.К., Родермель Т.А. Дискурс о современных организационных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // IN SITU. – 2015. – С. 118-121. 43. Спирина М.Л. Социально-педагогическая защита детей-сирот в России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. – С. 72-75. 44. Султангулова А.Н., Абзалилова З.Н. Права детей в приемных семьях. // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. – 2015. – № 1 (2). – С. 263-265. 45. Тамразян Н.А. Проблема социального сиротства: причины и меры первичной профилактики // Теория и практика социальной работы: история и современность сборник научных трудов. – Барнаул, 2016. – С. 238-240. 46. Терехова О.В. Усыновление (удочерение) – как форма социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей // Право и общество. – 2016. – № 5 (1). – С. 195-200. 47. Трушина Ю.С. Сиротство как социальная проблема // Материалы международной студенческой научной конференции: в 5 частях. – Белгород, 2018. – С. 226-232. 48. Child and Family Policies. Copenhagen Ministry of Social Affairs, Social Policy in Denmark, 2015. - 21 p. 49. Saucier K. Perspectives in Family and Community Health. St. Louis-Toronto: Mosby Year Book, 2017. - 412 p. 50. Shepard Jon M. Sociology. Minneapolis: West Publishing Company, 2014.-601 p.
Отрывок из работы

1.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан Сиротство – это далеко не новое явление в истории России: во все времена существования российского государства болезни, войны, нищета способствовали появлению детей, оставшихся без попечения родителей, однако до сих пор они остаются самой уязвимой категорией несовершеннолетних, которая требует особого пристального внимания и всесторонней защиты и заботы со стороны общества и власти. К основным видам сиротства относятся: 1) Дети – сироты, чьи родители умерли. 2) Домашние дети – сироты, родители которых равнодушно относятся к самому факту их существования. 3) Интернатские дети – сироты, чьи родители практически не участвуют в их воспитании, поскольку они не живут в семье. 4) Дети – «отказники», родители которых отказались от своих родительских прав. 5) Дети – «лишенцы», родители которых лишены родительских прав. 6) «Скрытые сироты» - это дети, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают необходимой помощи и защиты, в результате чего покидают свою семью и становятся беспризорниками. В свою очередь, закон различает два вида сиротства: биологическое и социальное. Биологическое сиротство подразумевает факт смерть одного или обоих родителей несовершеннолетнего; социальное сиротство означает, что ребенок остался без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, признания их недееспособными либо безвестно отсутствующими и пр. К сожалению, именно социальное сиротство стало хронической болезнью современного российского общества и государства: по официальным данным число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 году составило 654, 4 тысячи человек (это практически 2,6 % всего детского населения нашей страны), из которых 82 % стали социальными сиротами из – за лишения родителей родительских прав, а от каждого десятого ребенка отказались при рождении. Главная причина социального сиротство сегодня – это добровольно отказ родителей, чаще всего матери, от своего несовершеннолетнего ребенка (в основном от новорожденного в родительском доме, что подтверждается специальным юридическим документом, который дает право родителям изменить принятое решение в течении трех месяцев и забрать своего ребенка). Довольно часто происходит и принудительное изъятие ребенка из неблагополучной семьи, в которой родители страдают алкоголизмом, наркоманией или ведут асоциальный образ. В целом исследования показали, что причины современного социального сиротства следующие: духовная и нравственная деградация нашего общества; низкий уровень жизни (маленькая зарплата и безработица); рост числа семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; педагогическая несостоятельность родителей; утрата семейных ценностей и традиций; чрезмерная занятость либо равнодушие родителей к своим детям; нежелательная беременность; рождение ребенка с патологией; неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей; недостаточное развитие системы служб помощи детям, в том числе защиты прав. Последствие социального сиротства очень тяжелы для детей, поскольку оказывают серьезное и часто необратимое воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка. Сиротство разрушает эмоциональные связи несовершеннолетнего с окружающей социальной средства, с миром взрослых и ровесников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие нарушения физического, психического и социального развития. Наиболее существенный вред наносится психике ребенка, так как у оторванного от родителей и помещенного в интернат несовершеннолетнего снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует плохое настроение. У большинства таких детей сильно развито чувство тревоги и неуверенности в себе, отсутствует интерес к окружающему миру и, как результат, заторможено интеллектуальное развитие. Чем раньше несовершеннолетний лишается семейного окружения, чем дольше он находится в детском учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его развития (так, по данным статистики около 85 % воспитанников детских домов не способны освоить общеобразовательную программу). Для детей – сирот характерна бедность эмоций, они испытывают трудности в общении и адаптации в социуме; у одних наблюдается снижение активности, апатия, интерес к вещам, а не людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную или криминальную деятельность. В итоге дети, оставшиеся без попечения родителей, склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений либо быть вовлеченными в преступную деятельность, они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам. Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на приоритете семейного воспитания, поэтому количество сирот, проживающих в учреждениях интернатного типа, постепенно сокращается, однако не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Кроме того, достаточно сложно устроить в семью подростков, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих братьев и сестер. Права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Меры государственной поддержки для детей, оставшимся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатное проживание в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: - воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание; - обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; - причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; - сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; - защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя); - общение с родителями и другими родственниками; - выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства; - на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на: - обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; - бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивает проезд к месту прохождения курса лечения и обратно; - труд и на социальную защиту от безработицы. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон «О бесплатной юридической помощи в РФ») на бесплатную юридическую помощь в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной форме; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время проблема детей-сирот не теряет своей актуальности, а, наоборот, становится все более острой и требующей поиска эффективных способов разрешения и остается только надеяться, что большинство поставленных государством задач по улучшению жизни детей, оставшихся без попечения родителей, все таки будут успешно реализованы в недалеком будущем, а пока современное социальное сиротство представляет собой комплексную многоуровневую проблему, включающую в себя различные социальные, психологические, правовые, материально – технические, образовательные, организационные и кадровые аспекты, которая требует неотложного внимания и максимально грамотного и системного решения, как со стороны государства, так и со стороны общества. 1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Как уже говорилось, в нашей стране нормативно выделяются две основные категории детей, которые по разным причинам оказываются вне семьи и семейного воспитания, - дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Это право ребенка зафиксировано как в международных документах, ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. Поэтому государство прилагает все усилия к тому, что сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семье. Но при передаче ребенка в воспитательное учреждение или в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями. В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие варианты: - сохранение ребенка в родной семье; - возвращение в семью; - усыновление (удочерение) внутри страны; - усыновление (удочерение) в другой стране; - передача на воспитание в семью; - передача в специальные воспитательные учреждения. В России для создания эффективной централизованной системы учета детей, оставшихся без попечения родителе, оказания содействия гражданам, желающим принять детей на воспитание в семьи, был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). В связи с изменяющимися условиями в данный закон постоянно вносятся изменения и дополнения. В нашей стране жизнеустройство детей-сирот может быть осуществлено в следующих формах: усыновление (удочерение), опека попечительство, устройство ребенка в приемную семью, патронатную семью, специализированное учреждение. Усыновление (удочерение) – то специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Усыновление – это оптимальная форма устройства судьбы ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда. Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи; у него сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста. Кроме того, возможно присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случая, дату рождения. Усыновление как форма жизнеустройства сироты является наилучшим решением его дальнейшей судьбы. Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. В соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека – это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)». Под опекой также понимаются лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства – опекунством. Ребенок с опекуном связан родственными связями (прямыми или косвенными).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg