Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Связь детско-родительских отношений с формированием самооценки в подростковом возрасте

julia.chekova 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Работа выполнена самостоятельно. Главной темой является взаимосвязь отношений родителей и подростков и их влияние на формирование самооценки. В работе проведен подробнейший анализ по трем методикам, выполнен корреляционный анализ и сделаны выводы. Защищена на 5, отмечена как сильная работа с развернутым анализом. В приложениях подробно представлены все методики
Введение

ВВЕДНИЕ Актуальность исследования. В данной работе представлена попытка проанализировать связь детско-родительских отношений с формированием самооценки в подростковом возрасте. Подростковый возраст считается самым важным и трудным этапом в жизни человека. Этот возраст известен как переход от детства к взрослой жизни. Именно желание одновременно быть и взрослым, и ребенком делает его таким сложным. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение подростка во многом регулируется его самооценкой. Без преувеличения можно сказать, что на общее развитие личности самооценка оказывает огромное влияние. Также большое внимание уделяется семье и формированию в ней ребенка как полноценной социально адаптированной личности. Семья является для ребенка на всех этапах его жизни первым институтом социализации, в ней он учится взаимодействовать с окружающими его людьми. На сегодняшний день большой интерес для психологии представляет изучение факторов, влияющих на формирование самооценки у подростков, так как в этом возрасте это одна из самых ярких характеристик. Не меньший интерес представляет процесс взаимодействия между родителями и подростком, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого. Этот возраст для многих ассоциируется именно с трудностями в общении подростка и родителя, поэтому этот аспект играет важную роль в формировании и развитии положительной самооценки у взрослеющего ребенка. Влияние семьи на подростка имеет специфический характер – это обусловлено прежде всего осознанием его собственной идентичности. Особенностью подростка в этот период является одновременная потребность в автономии от родителей и самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семье. На протяжении всей жизни ребенка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения к подростковому возрасту соотношение функций родителей и их психологическая значимость для подростка меняются. Родители, прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки. Это качество сохраняет свою значимость и в подростковом возрасте. Семья способна обеспечить чувство безопасности, являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной самооценки подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях. Характер складывающихся взаимоотношений и степень их воздействия зависят от многих факторов, в их числе индивидуальные особенности подростка, его значимость внутри семьи и общие семейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так и психосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейного воспитания. Иногда накопленный опыт общения, родительских ошибок и просчетов приводит к возникновению у подростка комплекса личных проблем. Бывает и так, что социальный опыт, получаемый в семье, не всегда продуктивно перерабатывается и усваивается подростком в силу его возрастных особенностей. Личные проблемы подростка часто являются причиной его девиантного поведения, поэтому так важно понимать, что источником их возникновения являются в первую очередь детско-родительские внутрисемейные отношения. Учитывая актуальность данной проблемы, была выбрана тема итоговой аттестационной работы: «Связь детско-родительских отношений с формированием самооценки в подростковом возрасте». Аттестационная работа направлена на изучение значимой и сложной проблемы связи детско-родительских отношений и самооценки у подростков. Таким образом, выделенная совокупность противоречий обуславливает тему и проблему нашего психологического исследования. Объектом исследования является самооценка подростка. Предметом исследования являются особенности связи детско-родительских отношений с самооценкой подростка. Целью исследования является изучение связи детско-родительских отношений и формирования самооценки в подростковом возрасте. Опираясь на цель исследования, нами были сформулированы задачи исследования: 1. Раскрыть понятие и сущность самооценки в подростковом возрасте; 2. Рассмотреть суть специфики детско-родительских отношений; 3. Выявить особенности связи детско-родительских отношений с формированием самооценки подростка 4. Подобрать методики для исследования; 5. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений и самооценки подростков. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и формированием самооценки подростка. Методы исследования: теоретические анализ литературы и обобщения материала по теме; методика ОРО А.Я.Варга и В.В.Столина, тест-опросник "Подростки о родителях"(ADOR), методика определения уровня самооценки подростков Дембо-Рубиншетейна; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов статистики - критерий Пирсона и критерий ранговой корреляции Спирмена. База исследования. МБОУ "Средняя образовательная школа №54". В исследовании учувствовало 62 ученика: ученики 8 класса(32 человека) и 9 класса(30 человек). Научная новизна. В ходе эмпирического исследования была установлена связь между характером детско-родительских отношений и формированием самооценки у подростков. А именно, были сделаны выводы: чем благоприятнее обстановка в семье, позитивнее и доброжелательнее отношение родителей к подростку, тем стабильнее и адекватнее его самооценка, которая способствует его успехам в деятельности и установлении межличностных отношений. Отвержение, негативное отношение к ребенку, обесценивание его индивидуальности и значимости является причиной заниженной или завышенной самооценки. Практическая значимость. Данная работы может быть полезна студентам в процессе изучения некоторых дисциплин, например, психология семьи, психология подросткового возраста. Теоретические данные и результаты эмпирического исследования могут быть применены на практике. Структура и объем бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………….…..........................3 Глава 1. Теоретические подходы рассмотрения влияния детско - родительских отношений на формирование самооценки вподростковом возрасте…………………………………………………....……….........................7 1.1.Особенности формирования самооценки подростка.....................................7 1.2.Детско-родительские отношения: типы, подходы к классификации........19 1.3. Специфика детско-родительских отношений в подростковом возрасте...................................................................................................................41 Выводы по первой главе.......................................................................................45 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки подростка.......................................46 2.1. Описание методов и методик исследования................................................46 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования..................................53 Выводы по второй главе.......................................................................................68 Заключение.............................................................................................................71 Список использованной литературы...................................................................73 Приложения...........................................................................................................
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/Г.С.Абрамова. – М.: 2000. – 547с. 2. Авдеева, Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа/Л.И.Авдеева. – М.: 2005. 654с. 3. Андриенко, В.К. Система перевоспитания в условиях спецшколы/В.К.Андриенко. – М.: 2009. – 435с. 4. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности/А.Г.Антонова. - 2006. – 341с. 5. Асмолов. А.Г.Психология личности: учебное пособие - М.: 2000. – 273с. 6. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учеб.пособие, Москва, Просвещение, 1988г. 7. Баженов, В.Т. Воспитание педагогически запущенных подростков/В.Т.Баженов. – Киев, 2009. 8. Белинская, Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия 14, 4, 2007.С.15-18. 9. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001. 10. Белобрыкина, О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук – Новосибирск, 2000. 11. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. учебное пособие /М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2004 - 576с. 12. БодалевА.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Уч. пособ. М., 1987, с. 264. 13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.Божович. М.,1968. 14. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№ 4. 15. Василькова, Ю. В. Лекции по педагогике/Ю.В.Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 16. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/Ю.В.Василькова: Учебное пособие для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 160с. 17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. – М., 1999. 18. Голубева Е.В., Истратова О.Н.Диагностика типов детско-родительских отношений - РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009 ТОМ 6 № 1 19. Дубанова В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений. Вестник Бурятского Государственного университета, 5/2012. 20. Ждакаева Е. И. Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений - Омский научный вестник № 6 (102) 2011 21. Закатова, И.Н. Социальная педагогика в школе. – М.: 2006. с.8. 22. Захарова, А. «Самосознание и самооценка подростка». Журнал «Семья и школа», №11, 1979г., стр. 21. 23. Карелина А.А. Психологические тесты – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Т.1. – 312с. 24. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1992. 25. Кон, И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981. 26. Кон, И.С. «Психология ранней юности», кн. для учителя, М, 1989. 27. Кон, И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137. 28. Кочетов, А. И. Работа с трудными детьми. М., 2006. 29. Кравченко, А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях)/ А.И.Кравченко. М., 2002. 178с. 30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. 31. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 2004-354с. 32. МарковскаяИ. М. Тренингвзаимодействияродителейсдетьми. —СПб.: Речь,2005. — 150с. 33. Маслова, Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. – 1995. 34. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие - СПБ.: Издательство "Речь", 2007 - 176 с. 35. Мельников, В.М., ЯмпольскийЛ. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 2004-436с. 36. Мерлин, B.C. Самосознание / В.С.Мерлин //Психология индивидуальности: избранные психологические труды/ Под ред. Е.А. Климова,- Москва, 2005.-Гл.12.- С.327-363. 37. Николаева Л. А.. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка - журнал "Психология социального развития", 2013 38. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: 2001.-480с. 39. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования - учебное пособие для вузов М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с. 40. Прихожан, А., Толстых, Н. «Оценивая себя». Журнал «Семья и школа», №9, 1986г., стр. 20. 41. Рогов, Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании. Москва. ВЛАДОС. 1995г. 42. Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб "Речь" - 2002-448с. 43. СеменихинаН. И. Исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия подростком и уровня его самооценки - международный электронный научный журнал "Перспективы Науки и Образования".2015.3(15) 44. Семенюк, Л.М. Особенности личности детей подросткового возраста // Метод. рекомендации. М., 2003-243с. 45. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2004. - 351 с. 46. Фурманов, И.А. Семейное воспитание и детская агрессивность: аффективно-динамический подход // Психология. 2005, 5.С.21-24. 47. Харламов, И.Ф. Педагогика. Москва. ГАРДАРИКА, 2002г. 48. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ., - СПб.:Питер Ком, 2003. - 688с. 49. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2005.-368с. 50. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004-360с. 51. Фромм Э. Искусство любить М.: Издательство АСТ, 2017.- 221с.
Отрывок из работы

По результатам, которые представлены на графиках, видно, что 60% матерей и 52% отцов, по мнению самих подростков, проявляют высокий интерес к ним. 30% матерей и 26% отцов проявляют средний интерес. 10% матерей и 22% проявляют низкий уровень интереса. Психологическое принятие матери мальчики-подростки, прежде всего, видят в относительно критическом подходе к ним. Принятие помощи и поддержки матери в большинстве случаев проявляется в склонности соглашаться с ее мнением. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, а также тенденции к лидерству при положительном отношении матери к сыну последним отрицаются. Вместе с этим просто компетентного поведения, дружеского способа общения оказывается недостаточно для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему "позитивный интерес". "Позитивный интерес" в отношениях отца с сыном рассматривается ребенком, в первую очередь, как отсутствие грубой силы. Подростки говорят о позитивном интересе отцов в случаях, когда те стремятся достигнуть их расположения, а также почитания отцовского авторитета. Психологическое принятие сына отцом основано, с их точки зрения, прежде всего на доверии. Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками как отношение к маленькому ребенку. При этом девочки сами часто обращаются к матери за помощью в случае каких-либо затруднений, желая получить поддержку и заботу. "Позитивный интерес" отца к дочери подростки описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в искреннем внимании к подростку, теплота и открытость отношений, проявление любви и уважения. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне его любви. Большоеколичество и матерей(57%), и отцов(46%) с высокой директивностью в отношениях со своими детьми. Средний уровень директивности у 26% матерей и 38% отцов. Почти одинаковые показатели низкого уровня директивности: 17% у матерей и 16% у отцов, соответственно. Директивность, также, как и позитивный интерес, по-разному проявляется в отношениях отцов и матерей с сыновьями и дочерьми. Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней и постоянных напоминаниях о том, что "мать жертвует всем ради сына". Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына ее эталону. Директивность в отношениях с сына с отцом проявляется в форме стремлении отца к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и коррекции поведения ребенка, исключая деспотичность. Девочки-подростки, описывая директивность своих матерей, отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, при этом мнения дочери матерью не принимаются во внимание. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они всегда правы и ребенку стоит прислушаться к мнению. Директивность отца девочки-подростки представляют в качестве образа "твердой мужской руки", готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет дочь, и помогает усваивать нормы и правила поведения, прививает ценности и основы морали. Положительным фактом является то, что подавляющее количество подростков оценили уровень враждебности как "низкий": в отношениях с матерью 91% и чуть меньше(89%) в отношениях с отцом. Средний уровень враждебности в отношениях с матерью составили 6% опрошенных, и 8% с отцами. Одинаковое количество подростков(3%) оценили уровень враждебности в семье, как "высокий". Рассмотрим, как именно выражается эта враждебность. Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью. Эгоизм и самолюбие, как правило, исключает принятие ребенка. Подросток часто воспринимаетсякак соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются различного рода манипуляции, например, эмоциональная холодность к подростку маскируется выдается за сдержанность. Также при враждебном отношении матери к сыну могут наблюдаться склонность к чрезмерной критике в адрес его, целью которой является стремление унизить в глазах окружающих. Враждебность в отношениях сына и отца выражается в жесткости последнего. Жестокий отец, по мнению сыновей, соглашается с общепринятым мнением, стремясь удовлетворить общепринятые требования, предъявляемые в отношении "хороших" отцов. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим можно предположить, что враждебно настроенный по отношению к сыну отец в глазах ребенка видится суровым и педантичным. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности. Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). В случае враждебного отношения отца к дочери речь идет о сочетании требовательности, ориентированной на эталон "идеального ребенка" и соответствующей слишком жесткой зависимости. Враждебный отец представляется дочери эмоционально-холодным и отвергающим. 25% и 35% матерей и отцов по мнению подростков проявляют высокую автономность; среднюю - 35% и 42%, соответственно; при этом 40% и 23% матерей и отцов имею низкую автономность. По этой шкале проценты между отцами и матерями распределились с небольшой разницей, хотя автономность в их отношении выражается по-разному. Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, так как мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями. Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, беспристрастности в процессе общения. Отец замечаетсына только в крайних случаях, при некорректном поведении, причем даже на обсуждение случившегося не уделяет должного времени. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств и учеба в школе, а при обращении сына за помощью разражается и не может дать внятного ответа. Автономность матерей по отношению к дочерям исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные и нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, попустительски относятся к воспитанию. Автономность отцов девочки-подростки описывают как претензию на недосягаемое лидерство. Он представляется отгороженным от проблем семьи и как будто существует отдельно от остальных членов семьи. Шкала "непоследовательность" характеризует непоследовательность и противоречие действий родителей по отношению к подросткам. С высоким уровнем непоследовательности в 2 раза больше оказалось матерей(44%), чем отцов(26%); со средним уровнем, наоборот, отцов, что составило 56% опрошенных; низкий уровень непоследовательности у 20% матерей и 18% отцов. Непоследовательность матери оценивается подростками как чередование таких психологических тенденций, как проявление силы и амбиций и покорность, деликатность, альтруизм; резкую смену стилей и воспитательных приемов, представляющую собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению. Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыну или дочери последний также видит в непредсказуемости реакций на свое поведение. Дети практически не имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию. Это значительно повышает уровень тревожности у подростков. Выводы по исследованию: подростки оценили 60% матерей и 52% отцов, как хороших и любящих родителей и отметили их позитивное отношение к себе. При этом были выявлены некоторые проблемы: 1. Большинство родителей, по мнению, подростков слишком сильно подчеркивают свою власть над ними, пытаясь их контролировать и принуждать к чему-либо, при этом, как выяснилось больший контроль и даже жесткость проявляют матери 2. Автономность некоторых родителей от подростков или семьи в целом понимается ими как отсутствие интереса к себе. Таких родителей немало и большинство из них - это отцы, матери, в свою, очередь остаются более заинтересованными в жизни ребенка 3. Непоследовательность и противоречивость в методах воспитания свойственна многим родителям, но отцы здесь несколько логичнее матерей, так как чаще могут аргументировать свои требования, но при этом 56% отцов, что в 2 раза больше, чем процент матерей, имеют средний уровень непоследовательности, что означает, что их действия также иногда противоречат друг-другу 4. Все выявленные проблемы могут препятствовать формированию позитивной самооценки Для выявления уровней самооценки был среди подростков был проведен тест по методике Дембо-Рубенштейна. По результатам тестирования была составлена таблица полученных баллов(представленная в приложениях). Далее результаты были подсчитаны в процентном соотношении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg