Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

irina_krutaya 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Объект исследования: процесс развития познавательных интересов младших школьников. Предмет исследования: игровые технологии как средство развития по-знавательных интересов младших школьников. Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути использования игровых технологий в развитии познавательного интереса младших школьников. Задачи исследования: 1. Изучить сущность понятия «познавательный интерес», игровые технологии и определить особенности развития детей младшего школьного возраста. 2. Выявить особенности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников. 3. Представить комплекс игр, способствующих формированию позна-вательного интереса младших школьников. 4. Предложить рекомендации для учителей по активизации познава-тельного процесса у младших школьников в процессе обучения. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом. База исследования: ГБОУ СОШ с. Большой Толкай, обучающиеся 3 класса в количестве 14 человек. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, включающего 31 наименования.
Введение

Актуальность исследования. Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и навыков, которое в наше время редкость. Деятельность такого рода может быть вызвана педагогическим воздействием. Один из способов сделать это - использовать игровые технологии. Игровые технологии можно широко использовать, как средство обуче-ния, воспитания и развития учащихся. Между тем, игры активизируют вни-мание, логическое мышление, память, умение сопоставлять, делать выводы. Использование игр на уроках способствует быстрому усвоению нового ма-териала и развитию творческих способностей. В игре ребенок может про-явить себя, опираясь не только на знания, полученные на уроках, но и на свой жизненный опыт. Игровая форма способствует формированию навыков самостоятельного получения знаний. Данная проблема широко рассматривается в работе В.А. Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [18; с. 93]. Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов». Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития», что и определяет актуальность нашей работы. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению окружающего мира. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового процесса активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходи-мость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Содержание

Введение………………………………………………………………………… Глава 1. Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников посредством игровых технологий…………………….…….. 1.1 Сущность понятий «познавательный интерес», игровые технологии….. 1.2 Особенности развития детей младшего школьного возрас-та………………………………………………………………………. 1.3 Виды и структура игровых технологий в развитии познавательного интереса …………………………………………………….. Выводы по 1 главе………………………………………………………….. Глава 2. Методические аспекты игровых технологий в развитии познавательного интереса младших школьников в процессе обучения…………………….. 2. 1 Комплекс игр, способствующих формированию познавательного интереса………………………………………………… 2. 2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по фор-мированию познавательного процесса младших школьников в процессе обучения……………………………………………………………………… Выводы по 2 главе…………………………………………………………… Заключение…………………………………………………………………………. Список литературы………………………………………………………………..
Список литературы

1. Алябушева, Г. В. Критерии диагностики познавательного интереса младших школьников [Текст] / Г. В. Алябушева // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции в 3 частях. – Научный центр «Диспут». 2015. – 267с. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. - М.: Просве-щение, 1987.- 334с. 3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изу-чение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.- 352с. 4. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. 5. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176с. 6. Выготский Л.С. Психология познания. – М., 1977. 7. Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. - М.: Просвещение, 1991.- 334с. 8. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое посо-бие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. 9. Технология развивающих игр Б.П.Никитина [Текст] / Кановская Мария // Педагогика. – 2010. – 160с. 10. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2012. – 368с. 11. Куклина, И. Д. Компьютер как средство активизации интеллектуального развития личности [Текст] / И. Д. Куклина // Начальная школа. – 2010. – 287с. 12. Куликова, В. А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) [Текст] / В. А. Куликова // Образование и наука. – 2010. – 142с. 13. Макаренко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических техноло-гий [Текст] / Т. М. Макаренко // Педагогика: традиции и инновации: ма-териалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. - 163с. 14. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]/ Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-1979.- №2.- 249с. 15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. 16. Ненахова, Е. В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Текст] / Е. В. Ненахова // Наука и школа. – 2014. – 211с. 17. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И. С. Пологрудова // Молодой ученый. – 2012. – 367с. 18. Прохоренко, А. В. Развитие познавательного интереса младших школь-ников во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Прохоренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – 239с. 19. Ревнивцева, Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в об-разовательном учреждении [Текст] / Р. М. Ревнивцева // Педагогика: тра-диции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – 358с. 20. Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации по-знавательной деятельности [Текст] / И. М. Редченко, О. В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научно-практической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. – 2015. – 216с. 21. Рубинштейн, С.Л. Теории игры [Текст] / А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова - Славская // Основы общей психологии . – 2000. – 720с. 22. Скаткин, М.Н. Урок – основная форма организации процесса обучения в школе [Текст] / М.А. Данилов, М.Н. Скаткин // Дидактика в средней школе. – 1975. – 304с. 23. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. 25. Тамарин В.Э. Взаимосвязь учебной и внеучебной познавательной дея-тельности учащихся начальных классов / Формирование познавательной активности младших школьников: сб. научных трудов. – Владимир: Изд-во ВГПИ, 1983. 26. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: попу-лярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227с. 27. Ушинский, К.Д. Процесс воображения [Текст] / К.Д. Ушинский// Собра-ние сочинений. Т.2 – 1945. – 776с. 28. Шацкий, С.Т. Педагогические взгляды [Текст] / С.Т. Шацкий Педагогические сочинения// Под редакцией И.А. Каирова, Л.Н. Скаткина. – 1962. – 503с. 29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. 30. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971.- 175с. 31. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1979.-.250с.
Отрывок из работы

1.1 Сущность понятий «познавательный интерес», игровые технологии Развитие у ребенка устойчивого интереса к учебной деятельности, по-требности в самостоятельном приобретении новых знаний является одной из главных проблем, стоящих перед учителями начальных классов. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих педагогических определениях, он рассматривается как: • естественный двигатель детского поведения (Л.С. Выготский); • мощный побудитель активности личности (Г.И. Щукина); • основной внутренний механизм успешного учения (К.Д. Ушин-ский); • главный путь создания светлой и радостной обстановки обучения (Я.А. Коменский). Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный инте-рес. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат. Это всегда связано со стремлением и реализацией цели, с преодолением трудностей и волевым напряжением. Способность активизировать процесс любой деятельности человека - главная особенность познавательного интереса. Так, например, в труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Человек, одухотворенный познавательным интересом, совершит любую деятельность более эффективно. Г.И. Щукина в своих работах выделила функции познавательного инте-реса: • образовательная - познавательный интерес способствует снижению напряжения и усталости на уроках, а также повышает результат путем удо-влетворения деятельностью; • воспитывающая - познавательный интерес принимает непосред-ственное участие в создании положительных, благоприятных отношений в учебном процессе; • развивающая - познавательный интерес способствует развитию уверенности, мыслительной и эмоциональной активности; • когнитивная - познавательный интерес обогащает процесс образо-вания, путем взаимному обмену знаниями и умениями, что, несомненно, влияет на тонус и продуктивность познавательной учебной деятельности [30, с.95]. Благодаря тому, что познавательный интерес выполняет перечисленные функции, в процессе учебной деятельности осуществляется единство деятельности учителя и учащихся, когда обучение протекает эффективно, плодотворно, без потерь. Для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Формируя познавательные интересы у уча-щихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных пред-метов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другие предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще [16, с.297]. Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искус-ство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Игровая педагогическая технология - организация педа-гогического процесса в форме различных педагогических игр. Существенным признаком, которым обладает педагогическая игра, яв-ляется четко поставленная цель и соответствующий педагогический резуль-тат. Притом, педагогическая цель и результат характеризуются учебно-познавательной направленностью. Таким образом, познавательный интерес - это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Главной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от че-ловека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ори-ентировки на новизну и неожиданность. Эффективным способом активизации и интенсификации учебного про-цесса является использование игровых технологий, которое подразумевают достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое зна-чение. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития познавательного интереса детей младшего школьного возраст. 1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста Младший школьник находится в новых для него условиях - он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности. Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области позна-вательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Формирование познавательных интересов у младших школьников про-исходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами [13, с.121]. В первые годы обучения познавательный интерес младшего школьника развивается в виде интеллектуальной любознательности. Первым делом появляются интересы к отдельным фактам, происходящих явлений (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы [1, с.118]. Проблема развития познавательного интереса младших школьников не однозначна. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного ин-тереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обу-чения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя [22, с.186]. Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому важно хорошо продумать и отобрать учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться. А также обязательно использовать в материале новые достижения науки, научные поиски и открытия, которые являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Главное, чтобы учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения - мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса. Ребенок младшего школьного возраста - любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность [25, с.43]. В развитии познавательного интереса младших школьников можно вы-делить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности [1, с.118]. Среди характерных черт познавательного интереса младших школьни-ков особую значимость для нас приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознаком-ление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодоле-нии трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели [1, с.23]. Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Именно поэтому учителю необходимо помнить, что разви-тие идет от простого к сложному, от общего к частному, от известного к не-известному, от описания к объяснению. Для развития познавательных инте-ресов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее долж-но быть обучение и тем большую роль должно играть активное действова-ние. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является использование игровых технологий, о видах и структуре которых пойдет речь в следующем параграфе. 1.3 Виды и структура игровых технологий как средство развития познава-тельного интереса Хорошая игра требует от играющих немалых усилий на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, от-ветственности перед командой или группой, за которую они играют. Игровая деятельность охватывает определенную часть учебного про-цесса и объединена с ним общим содержанием. В нее включаются игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные при-знаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по опре-деленным признакам; игры, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от вымышленных, игры, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку [10, с.56]. Структуру игровой технологии как деятельности составляют: целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят: • роли, взятые на себя участниками; • игровые действия как средство реализации этих ролей; • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей условными; • реальные отношения между участниками игры; • сюжет (содержание) [7, с.165]. Исходя из значимости игровой деятельности для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, можно выделить такие общие условия применения игры в педагогическом процессе в начальной школе: • необходимость оценивания применения игры по двойному критерию; • как игровой и как учебно-познавательный результат; • понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, деятельности; • необходимость обеспечения непосредственного обучающего эф-фекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; • создание положительного эмоционального настроя, способного вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры [3, с.62]. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); • коммуникативную: освоение диалектики общения; • самореализации в игре как полигоне человеческой практики; • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникаю-щих в других видах жизнедеятельности; • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; • социализации: включение в систему общественных отношений, усвое-ние норм человеческого общежития [7, с.65]. В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным обра-зом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем. Существует огромное количество классификаций игр: по области деятельности; по характеру педагогического процесса; по игровой методике; по предметной области; по игровой среде. Например, классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом: • игры с правилами; • ролевые игры; • комплексные игровые системы (КВН). При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые. Для данной работы наиболее интересной является классификация, которую выделяют в учебной практике (дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые игры). К этим играм применимо понятие «учебная игра». Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого - создать условия для саморазвития личности обучающихся [7, с.222]. Никитин Б.П. в своей работе «Технология развивающих игр» выделил следующие и конкретные задачи, которые организаторы игры и игроки могут ставить перед собой: • познавательные («как это было?»); • эстетические («мир прекрасен»); • обучающие («как это делать?» - в игре можно быть следопытом, корабе¬лом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п.); • этические («это наш мир» - проведение в жизнь некоторой системы мо¬ральных ценностей); • компенсаторные («всё было не так» - игры такого плана предпола-гают обязательный литературный или, реже, кинематографический источник); • структурирование времени («как здорово, что все мы здесь сегодня собра¬лись» - это задача начинающих игроков) [9, с.86]. Также можно выделить популярные виды уроков с использованием иг-ровых технологий: Игры-упражнения предполагают, что игровая деятельность чаще всего носит индивидуальный характер. Также, игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg