Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Теоретические основы формирования организационной структуры ТНК.

irina_krutaya 2580 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организационной структуры транснациональной корпорации, функционирующей в области информационных технологий (на примере компании T-SYSTЕMS). Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач: ? Систематизировать существующие теоретико-методологические подходы к характеристике деятельности транснациональных компаний; ? Выделить основные характеристики организационных структур и структуры аппарата управления в зарубежных и отечественных компаниях; ? Провести анализ экономической деятельности транснациональной организации; ? Оценить действующую организационную структуру международной компании и предложить методические подходы к ее оптимизации; ? Разработать методические рекомендации по реорганизации функционирующей ТНК и адаптации персонала к новым изменениям; Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса методических рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия, функционирующие в сфере информационных технологий. В процессе исследования получены следующие научные результаты, выносимые на защиту: ? Систематизированы теоретические подходы к определению сущности и цели функционирования ТНК; установлены основные факторы, влияющие на возникновение ТНК (например, экспансия капитала заграницей, стремление к сверхприбыли, снижение значения геоэкономических границ) и их конкурентное преимущество (глобализация производства и занятости, высокая интенсивность разработки и внедрения инновационных технологий, нацеленность на массового потребителя и т.д.); ? Выделены функции ТНК, оказывающие влияние на построение и выбор типа организационной структуры американских, японских, западноевропейских и отечественных компаний; ? Определены условия и тенденции развития ТНК, функционирующей в сфере информационных технологий (ИТ), основными из которых являются ориентированность на корпоративных клиентов и глобальный рынок, использование прорывных технологий, высокая степень реакции и адаптации к новым условиям, финансовой устойчивости, высокая рентабельность, рост чистой прибыли и т.д ? Выявлены негативные черты действующей линейно-функциональной организационной структуры и разработаны методические подходы к переходу на матричный тип структуры ТНК, функционирующей в сфере ИТ; ? Разработаны практические рекомендации для компании T-SYSTЕMS по планомерному переходу на новый вид организационной структуры с минимальными последствиями для рядовых сотрудников, менеджемнта и деятельности компании в целом. Предметом исследования выступают организационные структуры и структуры управления ТНК. Объектом исследования в данной работе является транснациональная корпорация T-SYSTЕMS. При исследовании применялись элементы монографического, абстрактно-логического, расчетно-аналитического, экономико-статистического и других методов научных исследований. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют более глубоко осмыслить современные формы и механизмы деятельности ТНК и использовать полученные при этом знания, отражающие передовой уровень экономической и управленческой науки на практике с целью совершенствования управления транснациональными организациями в различных сферах жизни общества. Структура работы. Работа состоит из введения, 3 основных частей, заключения и библиографического списка.
Введение

В настоящее время субъекты бизнеса и люди так или иначе сталкивается с транснациональными корпорациями (ТНК). Эти компании реализуют продукты, одежду, автомобили, компьютеры и другие сервисы информационных технологий – все, что мы использцем в нашей повседневной деятельности. ТНК играют ведущую роль в современной экономике, они достаточно легко приспосабливаются к изменениям спроса, постоянно разрабатывают и внедряют новые стратегии развития, могут предложить большой ассортимент товаров и услуг. Транснациональные корпорации (ТНК) - это международные предприятия, имеющие свои подразделения и филиалы в двух и более странах, и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров, основываясь на специфическом механизме принятия решений, который позволил бы проводить общую политику и согласованную стратегию, распределять ресурсы, технологии и зоны ответственность для достижения общего результата — получения прибыли. Чтобы управлять такими крупными холдингами нужна четко-разделенная организационная структура и крепкий управленческий аппарат. В данной работе, была предпринята попытка проанализировать одну из действующих организационных структур, на примере ТНК, функционирующей в сфере информационных технологий. Были выявлены ее сильные и слабые стороны, разработаны рекомендации по ее оптимизации и адаптации сотрудников к новым изменениям. Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время ТНК являются очень важными субъектами мирового хозяйства. Они играют колоссальную роль в системе международных экономических отношений. На сегодняшний день, развитие транснационального бизнеса сильно отражается на экономике отдельных государств, как развивающихся, так и промышленно развитых. После того, как ТНК входят и адаптируются в экономику той или иной страны, они сразу же вырываются на ведущие позиции во всех основных отраслях государственной экономики. В итоге, ими контролируются 40% всего промышленного производства и 50% внешней торговли этих стран. Помимо этого, ТНК привлекают в свою деятельность местный малый и средний бизнес. Вследствие чего, зависисмость таких предприятий от ТНК растет все больше. Эта зависимость складывается чаще всего на основе прямых функциональных связей, т. е. на основе перехода к новому техническому укладу, специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче знаний и т.д. В связи с этим, возникает необходимость постоянного совершенствования организационной структуры транснациональных компаний, подбор такой структуры, которая будет соответствовать изменяющимся экономическим условиям. Проблемы ТНК, особенности их деятельность, специфику организационных структур и структур управления рассматривали следующие российские и зарубежные ученые: И.Г. Владимиров, И.Н. Герчиков, Ф.С. Губайдуллин, Г.И. Зименков, Д.Л. Лысенко, Д. Мерсер, А.Г. Мовсесян, Я. Монден, Дж. П. Райт, Е.М. Романов и др. Они создали фундаментальные основы для последующего изучения транснациональных корпорация. В данной работе мы опирались на труды именно этих ученых.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы формирования организационной структуры ТНК 7 1.1 Понятие, сущность и функции ТНК 7 1.2 Типы организационных структур и структуры управления ТНК 21 1.3 Организационные основы формирования структуры ТНК: международный и российский опыт 35 2 Оценка и анализ организационной структуры функционирующей ТНК (T-Systеms) 48 2.1 Экономическая характеристика ТНК 48 2.2 Оценка организационной структуры транснациональной корпорации 59 2.3 Оценка структуры управления предприятием 67 3 Разработка рекомендаций по оптимизации организационной структуры T-SYSTЕMS 71 3.1 Анализ недостатков текущей организационной структуры 71 3.2 Методические подходы к оптимизации организацинной структры 72 3.3 Рекомендации по реорганизации функционирующей ТНК и адаптации персонала к новым изменениям 76 Заключение 80 Список используемой литературы 83
Список литературы

1. Адаптивные организационные структуры управления предприятиями в нестабильной среде хозяйствования: Монография/Л.Э. Комаева, М.Р. Дзагоева и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с. 2. Албегова И.А., Разработка метода адаптации систем управления информацией о затратах в организационной структуре управления/ Мн.: Высш.шк, 2006. – 215-366 с. 3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Высш.шк, 2006. – 480 с. 4. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. М: ИД «Дашков и Ко», 2003. 5. Афонцев С. Н. Будущее ТНК: тенденции и сценарии для мировой политики // [Электронный ресурс]. -httр://mssiаncоunciLm/mnеr/?id_4=702#tор. - 2012 г. - (дата обращения 20.02.2017) 6. Баронов В. В., Калянов Г. Н., Попов Ю. Н., Титовский И. Н.. Информационные технологии и управление предприятием — М.: Компания АйТи. — 328 с. 7. Ведомос?ти: Спра?вочник компа?ний. 2014. [Электронный ресурс] httр://www.vеdоmоsti.ru/cоmраniеs/а-z/ (дата обращения 20.02.2017) 8. Вершигора Е.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000г. – 296с. 9. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский – М.: Гардарики, 2000. – С. 296 4. Володин, А. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда / 10. Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике// Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №2. 11. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с. 12. Герчикова, И.И. Менеджмент: учебник / И.И. Герчикова – М.: Банки и биржи, Юнити, 2010. – 81 с. 13. Гринин Л. Е. Великая депрессия 1929—1933 гг. // Философия и общество. — 2013. — № 2. 14. Грязнов Э.А. ТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике / Э.А. Грязнов. М.: Инограф, 2014. 168 с. 15. Гутгарц, Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №5. – 45–50 с. 16. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества / Дж. Гэлбрейт. М.: Прогресс, 2014. 285 с. 17. Дадалко С.А., Козловская З. ТНК: влияние на экономику стран с переходной экономикой в условиях глобализации // Банкаускі веснік, январь 2013. - 41-48 с. 18. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – 342 с., Раис М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №5. - 74-80 с. 19. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. М.: 2010. - 440 с. 20. Зубарев И.В. Механизм экономического роста транснациональных корпораций / И.В. Зубарев, И.К. Ключников. М.: Высш. шк., 2012. – 265 с. 21. Иванов, В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. / В.Ю. Иванов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – №5. – 49–52 с. 22. «Интегра» [Электронный ресурс] – Режим доступа: httр://www.intеgrа.ru/ 23. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учеб. / Г. Б. Казначевская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 452 с. 24. Катков В. Д. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии / В. Катков // Управление персоналом. – 2014. – №2. – 66–70 с. 25. Кациель С.А. Мировая экономика и международные экономические отношения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кациель С.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012.— 146 c. 26. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М., - 2014 27. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. А.Я. Кибанов - М: ИНФРА-М, 2006 28. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. И перераб. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 695 с. 29. Лихачев М.О. Кейнсианская концепция макроэкономического равновесия как альтернатива неоклассическим представлениям (формирование и развитие)// Экономические науки. - 2011. - № 4(77). 30. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента., Изд.: Вильямс, 2008. – 692 с. 31. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008, 352с., 3-е изд. (Серия «Мастера психологии»). 32. Мильнер Б. Теория организации: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. м: ИНФРА-М, 2000. – 480 с. 33. Минаева Е.В. Анализ стоимостных показателей брендов предприятий отдельных отраслей экономики [Текст]/ Минаева Е.В., Кузьмина О.А.// Микроэкономика. - 2014. Т.3. - с. 96 - 102. 34. Мыльник В.В. Теория управления: Учебное пособие. Изд-во М.: Академический проспект, 2003г. – 494с. 35. Оптимизация организационной структуры компании: переоценка стратегии [Электронный ресурс]. URL: httр://www.citycg.ru/rеsеаrch /39.html (дата обращения 20.02.2017). 36. Оптимизация организационной структуры: основной эффект, причины и целесообразность проведения: учеб. по экономике [Электронный ресурс]. 74 URL: httр://еclib.nеt/9/40.html (дата обращения 20.02.2017) 37. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. - Москва: Проспект, 2009. – 320 с. 38. Проскурина З.Б. Направления повышения конкурентного статуса предприятий в условиях кризиса [Текст]/ Проскурина З.Б., Сердюкова Н.А.// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014, № 2. - с. 32 - 35. 39. Разу М.Л. управление программами и проектами: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. – М.: « ИНФРА – М», 1999.- 392 с. 40. Реструктуризация ответственности управленческого аппарата организации для обеспечения адаптации операционной деятельности с изменениями среды / О.В. Попова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 97-103 41. Саак А.Э, Тюшняков В.Н. Теория управления. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 128 с. 42. Словарь современных понятий и терминов. – 4-е изд., дораб. И доп./ Авт.: Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. Сост., общ. ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2002. – 527 с. 43. Стратегическое планирование и управление: уч. пособие, под ред. Петрова А.Н. – С.-Петербург: СПГУЭиФ, 2007. - 141 с. 44. Теория организаций и организационное проектирование: Учеб. пособие / Под ред. Т. П. Фокиной и др.— Саратов, 2007. 45. Управление организацией, под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 669 с. 46. Формирование эффективной структуры организации: Хрестоматия / Сост. В.С. Соловьев.— Новосибирск: СибАГС, 2003.— 6-24 с. 47. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 446 с. 48. Широбоков, В.Г. Раскрытие сущности управленческого учета, его взаимосвязь с финансовым учетом / В. Г. Широбоков, О. С. Бочарова, О. В. Скрипченкова // Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук : межвузовский сборник научных трудов .— Воронеж, 2017 .— С. 54-60 . 49. Эволюция и варианты систем управления предприятиями / А.П. Тяпухин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – 3-9 с. 50. Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс] httр://www.grаndаrs.ru/studеnt/mirоvаyа-еkоnоmikа/funkcii-tnk.html (дата обращения 20.02.2017)
Отрывок из работы

1.1 Понятие, сущность и функции ТНК Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного государственного и частного капитала. В свою очередь, каждая из этих форм может базироваться как на единоличной, так и на совместной собственности в области капитала, средств производства или технологий. Однако, общим для всех видов международного предпринимательства является выход экономической деятельности за рамки национальных границ, её транснационализация и глобализация. Международные корпорации - это крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом. Международные корпорации бывают трёх основных видов (см. рис. 1.1): Рис. 1.1 Виды международных корпораций - Транснациональные корпорации (ТНК) – головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон», «Нестле», «Кодак». - Многонациональные корпорации (МНК) – головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Ройял датч-Шелл», «Юнилевер», «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения. - Международные корпоративные союзы – представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. В последнее время в экономической литературе стал использоваться термин «глобальные корпорации», то есть ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике практически не существует таких корпораций, которые бы имели филиалы во всех странах мира. Так, нефтяная компания «Экссон» имеет филиалы в 100 странах, корпорация ИБМ, выпускающая электронное оборудование, ведет операции в 124 странах, «Кока-кола» имеет филиалы в 190 странах. [25] В отечественной и зарубежной экономической литературе существуют различные подходы к определению транснациональной корпорации. Зарубежные исследователи при определении сущности транснациональной корпорации повышенное внимание уделяют их монополистической природе. Например, Ч.П. Киндлебергер непосредственно связывает теорию роста фирмы с теорией монополии и приходит к выводу о необходимости выхода деятельности корпорации за рамки национальных границ, поскольку фирма должна постоянно расти за счет усиления своих монополистических преимуществ. [5] Исследователь Дж. Гэлбрейт объясняет необходимость трансграничных операций ТНК технологическими причинами и отмечает, что из-за повышенной сложности современной продукции, ее производство, сбыт и обслуживание требуют создания за рубежом соответствующих производственных, сбытовых и других функциональных сетей филиалов. И решить данные задачи способны лишь корпорации, имеющие разветвлённую сеть подразделений по всему миру. [10] Дж. Даннинг представляет ТНК как предприятие, осуществляющее прямые зарубежные инвестиции и владеющее или контролирующее механизмы получения сверхприбыли более, чем в одной стране. [13] Существуют и другие подходы, учитывающие такие факторы, как количество стран, в которых корпорации образуют свои подразделения, величину оборота филиалов в общем объеме продаж корпорации в целом, национальную принадлежность капитала и т.д. Так например, по мнению американского экономиста Дж. Макдональда, если 20% капитала корпорации инвестированы в заграничные предприятия, то она может считаться не международной, а транснациональной, поскольку при достижении именно этого уровня происходит критический поворот в управлении от национальной к глобальной ориентации. [14] Ряд ученых-экономистов учитывает общую сумму прямых заграничных инвестиций по отношению к активам корпорации в целом, количество работающих в зарубежных филиалах, склонность высших управляющих к национализму или глобализму, характер собственности и контроля над филиалами и т.д. К примеру, американский экономист Г. Перлмуттер считает, что решающим фактором, определяющим принадлежность корпорации к категории ТНК, является уровень глобального топ- менеджмента, т. е. способность мыслить и руководить компанией в глобальном масштабе, что определяет соответствующий стиль и методы управления. [16] Существуют и другие точки зрения. По определению Р. Вернона, «институт такой сложности и разносторонности, как многонациональная корпорация, не может быть охарактеризован как имеющий четкие, ясно очерченные намерения. Подобное предприятие представляет коалицию интересов, члены которой сотрудничают в ряде случаев в достижении общих целей, а в других конфликтуют по поводу различных приоритетов». При таком подходе невозможно выделить категорию ТНК как таковую и определить, принадлежит ли данная рассматриваемая корпорация к ТНК. Р. Робинсон относит к ТНК корпорацию, в которой зарубежное предпринимательство, как с точки зрения организационной структуры, так и осуществляемых операций, становится равнозначным деятельности материнской корпорации в стране ее происхождения. [20] В этом случае, руководство корпорации стремится распределить ресурсы корпорации без учета национальных границ, с тем, чтобы только обеспечить достижение намеченных целей корпорации. Однако принятие решений осуществляется в интересах одной страны, поскольку управление головной корпорацией и владение активами продолжают оставаться национальными. Следует отметить, что последнее обстоятельство имеет большее значение, поскольку источником многочисленных острых конфликтов ТНК с принимающими странами являются действия филиалов (получающих распоряжения от материнской компании), когда они противоречат национальным интересам принимающей страны. В большинстве публикаций российских исследователей при определении понятия транснациональной корпорации за основной признак принимается осуществление ими трансграничных экономических операций. Российский экономист А.Ю. Юданов под транснациональной корпорацией понимает фирму, имеющую зарубежные подразделения, причем все элементы международного комплекса ТНК рассматриваются как составные части единого механизма, функционирующего в глобальном масштабе в рамках единой стратегии. Целью формирования ТНК является достижение повышенной устойчивости корпорации в целом к кризисным явлениям в мировой и национальной экономиках. [26] И.В. Зубарев, И.К. Ключников определяют транснациональные корпорации как корпорации, осуществляющие деятельность глобального характера и оказывающие позитивное влияние на международные экономические отношения, активизирующие процессы транснационализации и интеграции экономик отдельных стран. ТНК действуют на основе диверсификации деятельности и расширения сферы деятельности в мировой экономике (по сравнению с национальной). [29] Российский ученый Э.А. Грязнов определяет ТНК как «фирмы, владеющие или контролирующие производственные активы в двух и более странах». В.Д. Щетинин особое внимание уделяет системе принятия внутрифирменных решений, которая позволяет успешно осуществлять согласованные действия в различных подразделениях ТНК, работать в соответствии с выработанной единой стратегией, эффективно распределяя между филиалами ресурсы, технологии, ответственность. Согласно Щетинину, «ТНК - это крупные фирмы, построенные на таких финансово-экономических связях между входящими в их состав в различных странах предприятиями, при которых обеспечивается контроль головной компании над всеми сторонами деятельности предприятий ТНК в целях обеспечения наибольшей прибыли». [50] Вышеприведенные определения имеют как общие, так и различные компоненты. В связи с этим, единой точки зрения на это понятие пока не сформировано, и исследователи продолжают предлагать новые формулировки. Чтобы глубже изучить сущность ТНК, необходимо рассмотреть причины ее возникновения. Выделяют целый комплекс факторов, а именно (см. рис. 1.2): Рис. 1.2 Факторы, повлиявшие на возникновения ТНК ТНК создают собственные международные производственные комплексы, благодаря чему получают дополнительные возможности для внедрения в экономику других стран. Так, например, они могут использовать в своих интересах природные, производственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств. Следует отметить, что зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где расположены её филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Если рассматривать организационную структуру ТНК, то она также дает специфические преимущество. Например, одно из - перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции – это позволяет сохранить монополию на новые технологии, обходить таможенные барьеры, избегать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, так как внутренние трансфертные цены в 3–4 раза ниже мировых. Как же происходил рост компаний из локальный в мировые и транснациональные? На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировали прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения. Второй этап эволюции стратегии ТНК связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений транснациональных корпораций и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом, производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. Крупнейшей инвестирующей страной в послевоенные годы были США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны. Однако, начиная с 70-х годов прямые зарубежные инвестиции стали направляться в основном в страны Западной Европы. С начала 80-х годов прямые инвестиции из Англии, Германии, Канады стали направляться в США. Именно в этот момент США стали превращаться в крупнейшую принимающую державу. На современном этапе стратегия ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. В частности, прослеживается тенденция к распространению инновационной активности ТНК в принимающие страны, которая ранее базировалась исключительно в материнских фирмах. [10] Характерные черты ТНК: ? создание системы международного производства, распыленного между многими странами, но контролируемого из одного центра; ? высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями; ? относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран; ? глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров; ? разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры; ? нацеленность на массового потребителя; ? ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных капиталовложений и высококвалифицированного персонала, при этом проявляется тенденция к монополизации этих отраслей. Причины возникновения ТНК весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития мировой торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве. Ученые выделяю следующие основные причины появления ТНК: ? возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности; ? несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный, управленческий и маркетинговый опыт; ? дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств; ? близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны; ? возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т. д.; ? способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая ресурсы и усилия подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий; ? посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта. [25] Современные ТНК выполняют в мировой экономике очень важные функции, набор которых, постоянно расширяется. Все их многообразие укладывается в определение «стимулирующие». Какие же сферы экономики стимулируют ТНК? 1) ТНК стимулируют научно-технический прогресс поскольку в рамках таких компаний проводится большая часть научно-исследовательских работ, зарождаются новые технологические разработки. Благода¬ря зарубежным филиалам международных корпораций, новые технологии проникают в развивающиеся страны и способствуют росту производительных сил в принимающих государствах на новой более высокой научно-технической основе. 2) ТНК стимулируют (усиливают) тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя уг¬лублению международного разделения труда и вовлекая принимающие страны в международные экономические отношения, тем самым, они повышают их роль в системе мирового хозяйства. 3) ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейши¬ми мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции, обеспечивают рабочими местами население в принимающих странах, стиму¬лируя в них развитие производства, что приводит к развитию производства в мировой экономике в целом. 4) ТНК стимулируют конкурентную борьбу на мировом рынке. Этому не противоречит и тот факт, что ТНК обладают наибо¬лее высокой конкурентоспособностью. Все функции реализуются весьма противоречиво, то есть, с одной стороны, они стимулируют тенденцию, а с другой – противодействуют ей. Ведь ТНК – это монополистическая корпорация, которая по своей сущности должна подавлять конкуренцию. При чем ТНК имеет для этого гораздо больше средств и возможностей, чем многие другие немонополистические субъекты мирового хозяйства. Но ТНК стимулируют конкуренцию, меняя ее характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg