Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Развитие форм и методов формирования гуманистических отношений среди воспитанников в истории отечественной школы последней четверти XX века

martin_man 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Ретроспективный анализ развития принципа гуманизма в отечественной педагогике и школе позволяет сделать вывод, что в истории советского и российского образования не было столь активного периода как последние десятилетия XX века, когда гуманизацию образования стали рассматривать в качестве одной из глобальных проблем его реформирования.
Введение

Актуальность темы исследования. Российское общество находится сегодня на переломном этапе развития, который характеризуется переоценкой ценностей, стремлением к преодолению всего, что мешает дальнейшему движению. Высшим смыслом социального развития постепенно становится утверждение гуманного отношения к человеку, отношения как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для свободного развития каждого человека. Неоспоримым представляется утверждение ведущих ученых-специалистов различных областей знаний, что гуманизация российского общества - императив, имеющий многомерное содержание. Его концепция и программы должны входить в антикатастрофическую политику выживания России в ближайшие годы. Если обратиться к истории отечественного образования, то заметим, что в 70-е-80-е гг. тенденции гуманизации и демократизации, набирая силу, все более заявляли о себе, как ведущие. Но, если учесть, что развитие форм и методов воспитательной работы носит диалектический характер и представляет собой процесс постоянного возникновения и разрешения противоречий между целями и задачами, а также изменяющимся содержанием и формами их реализации, то станет понятным, сколь тернистым было движение по этому пути. Отсюда нельзя исключить тот факт, что противоречивые тенденции в развитии советского общества в предыдущие десятилетия, ощущения рассогласованности в оценках гуманизма с общечеловеческих ценностных позиций и с советско-классовых, не могли не повлиять на педагогическую мысль: приверженность к идеологическим установкам, ограничительным рамкам - все это, не выдержав испытания временем, хотя и не сразу, стало отторгаться реалиями жизни. Естественно, что не сменив ценностных ориентаций и приоритетов в обществе было не просто существенно поднять планку гуманизации всего учебно-воспитательного процесса в школе. И тем не менее позитивные подвижки в этом направлении нельзя не увидеть. Понимание значимости гуманизации и гуманитаризации как ключевого элемента в учебно-воспитательном процессе нашло отражение во многих работах ученых-педагогов и практиков в 90-е годы (Берулава М.Н., Бондаревская Е.В., Газман О.С., Ермакова Н.М., Зимняя И.А., Лопатина Т.С., Субетто А.И., Щукина Г.И. и др.). Серьезный вклад в развитие гуманистической направленности педагогической мысли в 90-е годы внесли ученые и педагоги-практики Республики Татарстан (Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Нигматов З.Г., Ибрагимов Г.И., Валеева Р.А., Масленникова В.Ш. и др.). По новому стал трактоваться и смысл гуманизма в педагогике и при воспитании взглядов и убеждений по вопросам культуры межнациональных отношений: исповедовать гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей - это значит научиться уважать и ценить то, что есть у других народов и является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать все то, что создано всеми народами и что свято для них, ценность личности - предметная основа общечеловеческого. Самый общий анализ трудов по гуманистической проблематике дает основание сделать вывод, что по-прежнему остаются в исследовательском поле педагогической науки ниши, связанные с неразработанностью таких направлений гуманизации различных сфер педагогической науки и практики, как: - определение и обоснование основных закономерностей гуманизации образования России; - сравнительное исследование эволюции гуманистической педагогики и авторитарной; - раскрытие потенциальных и скрытых возможностей педагоги¬ки гуманизма; - определение и обоснование основных методов и форм гуманизации школьного образования России; - социально-педагогические условия использованные для гуманизации отечественной школы. Направления, названные в этом перечне последними, явились предметом нашего исследования, которое мы надеемся позволит дать ответы на блок вопросов, представляющихся нам весьма значимыми для понимания проблем, связанных с гуманизацией отечественной школы в четвертой четверти XX века. Из актуальности исследования следует противоречие между наличием достаточно большого объема педагогического наследия об основных формах и методах организации воспитательного процесса на принципе гуманизма и отсутствием четкой структуризации и обобщения их в педагогике отечественной школы. С учетом вышеизложенного проблема исследования сформулирована следующим образом: каково содержание форм и методов гуманизации учебно-воспитательного процесса в отечественной школе? Утверждение, что тема: «Развитие форм и методов формирования гуманистических отношений среди воспитанников в истории отечественной школы последней четверти XX века» является актуальной, представляется нам справедливым, т.к. ее раскрытие позволит исследовать опыт прошлого, ставшего историей и обратиться к настоящему и будущему. Цель исследования: изучение, педагогическое осмысление и обобщение содержания форм и методов формирования гуманистических отношений среди воспитанников в отечественной школе конца XX века. Объектом нашего исследования стало историко-педагогическое наследие, связанное с изложением вопросов воспитания гуманных отношений среди воспитанников в учебно-воспитательной работе школы четвертой четверти ХХ века. Предмет исследования: совокупность принципов, форм и методов формирования гуманистических отношений, использовавшихся в отечественной школе последней четверти ХХ века. В соответствии с предметом, объектом и целью исследования определены следующие задачи: 1. Изучить и обобщить психолого-педагогическое содержание гуманистических отношений между людьми. 2. Выявить принципы формирования гуманистических отношений, использовавшихся в учебно-воспитательном процессе российской школы в последней четверти двадцатого столетия. 3. Дать синтетическое представление о содержании методов и форм формирования гуманистических отношений среди воспитанников в истории отечественной школы рассматриваемого периода. Методологической и теоретической основой данного исследования гуманизма как приоритетной основы учебно-воспитательного процесса в российской школе явились идеи изложенные в философских концепциях гуманизма (М.И. Петросян, В.Д. Плахов); теории гуманизации образования, психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, А. Маслоу, К. Роджерс); теория гуманистического воспитания (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, М.Н. Берулава, З.Г. Нигматов, Е.Н. Шиянов). В качестве источников привлекались учебники и учебные пособия, диссертационные исследования, монографии по педагогике, истории педагогики за исследуемый период. Методы исследования. Для осуществления цели и решения поставленных задач в комплексе использовались следующие методы: теоретические – ретроспективный анализ и синтез, систематизация, обобщение, методы индукции и дедукции; эмпирические – наблюдения, беседа. На защиту выносятся: 1. Гуманистические отношения как особый вид отношений людей между собой. 2. Психолого-педагогическое содержание понятия «гуманистическое отношение». 3. Принципы формирования гуманистических отношений среди воспитанников. 4. Методы и приемы формирования гуманистических отношений в учебном процессе, использовавшиеся в отечественной школе рассматриваемого периода. 5. Формы организации внеаудиторной воспитательной работы на принципе гуманизма в истории отечественной школы в 70-е – 90-е годы прошлого столетия. Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования заключается в следующем: В рамках магистерской диссертации конкретизированы и обоснованы внешние (политический, социально-экономический) и внутренние (обще¬педагогические, психологические) условия и факторы, влияющие на развитие принципа гуманизма, что позволяет глубже проанализировать исходные возможности реформирования образования России на путях его гуманизации в начале XXI века. 1. Изучено и обобщено понятие «гуманистическое отношение» и раскрыто его психолого-педагогическое содержание, заключающееся в том, что эти отношения рассматриваются как особое общественное явление, сочетают в себе материаль¬ные и духовные черты и носят объективно-субъективный характер, поскольку, с одной стороны, детерминированы общественным бытием, содержанием экономических отношений и объективированы в практике, в реальном поведении, а с другой стороны, это поведение мотивировано моральным сознанием, опосредовано системой норм, правил, идеалов, оценок как ближайшей детерминантой психологических отношений 2. Выявлена совокупность принципов формирования гуманистических отношений, являющихся проявлением общих принципов педагогики - принцип связи воспитания с жизнью, принцип коллективизма, принцип уважения к личности индивида, принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и самостоятельности учащихся, принцип единства и взаимосвязи всех сторон воспитания. Рассмотрение гуманистической сущности принципов воспитания в педагогике показывает, что все они находятся во взаимосвязи с принципом гуманизма, т.к. в основе каждого из них лежит требование гуманного отношения, любви и уважения к развивающейся личности воспитанника. 3. Теоретическим методом ретроспективного анализа и синтеза использовавшихся методов и форм гуманизации школьного образования в последней четверти ХХ века было выявлено и предложено обобщенное их представление: исследование вопросов воспитания у детей разных возрастов гуманистических чувств, убеждений в раз¬личных условиях коллектива и типах школ; разработка гуманных методов обучения и воспитания - педагогика сотрудничества, актуализация народных традиций и обычаев как средств воспитания гуманности у школьников, появление научно-исследовательских «размышлений о гуманной педагогике»; разра¬ботка мониторингового инструментария по изучению сформированности гуманистических качеств у школьников; внедре¬ние гуманистической «воспитательной системы школы»; исследование исто-рии развития и внедрения принципа гуманизма и гуманных отно¬шений в коллективе учащихся. Практическая значимость: 1. Выявленные методы и формы формирования гуманистических отношений, использованные в последней четверти 20-го века в общеобразовательных школах России, могут быть применены и в современной школе с учетом ее сегодняшних реалий. 2. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории педагогики и педагогике школы в педагогических учебных заведениях. 3. Создаются условия и возможность применения обобщенной информации в дальнейших исследованиях по гуманистической проблематике. Обоснованность и достоверность: основные положения и выводы диссертации отражены в двух сборниках: «Теория и практика непрерывного психолого-педагогического образования: проблемы, поиски, перспективы» часть 3, «Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования: всероссийская научно-практическая конференция посвященная Году учителя в РФ». Структура: магистерская диссертация состоит из 2 глав, 5 параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы, включающего 88 источников.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основания формирования гуманистических отношений между людьми 10 1.1. Гуманистические отношения как особый вид отношений людей между собой 10 1.2. Психолого-педагогическое содержание понятия «гуманистическое отношение» 26 Выводы по 1 главе 40 Глава 2. Принципы, методы и формы формирования гуманистических отношений, использовавшиеся в отечественной школе четвертой четверти XX века 42 2.1. Принципы формирования гуманистических отношений среди воспитанников 42 2.2. Методы и приемы формирования гуманистических отношений в учебном процессе, использовавшиеся в отечественной школе рассматриваемого периода 52 2.3. Формы организации внеаудиторной воспитательной работы на принципе гуманизма в истории отечественной школы в 70-е – 90-е годы прошлого столетия 61 Выводы по 2 главе 78 Заключение 80 Список использованной литературы 85
Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1989.- 146 с. 2. Аветисов А.А. О системном подходе в теории оценки и управлении качеством образования// Методология и практика национальной системы оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. - М., 1996. – C. 52-55. 3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике М., 1986. – 464 с. 4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. – 232 с. 5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2; изд. Казанского университета, 1998.- 137 c. 6. Апресян Р.Г. Талион: его восприятие и видоизменения в христианстве и исламе «Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур» Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Вост. лит-ра, 2004. С. 221-229. 7. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа.- Уфа: БГГИ, 2000. – 328 с. 8. Байбурин А.К. Топорков A.Л. У истоков этикета.- Л., 1990.-168 с. 9. Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство// Педагогика. - 1996. - №3. – С. 98-102. 10. Бедерханова В.П. Лагерь гуманистической ориентации //Народное образование. - 1999; № 5. - С. 23-26. 11. Берулава М.Н. Основные направления гуманизации современного образования //В сб. Гуманизация образования. Выпуск 2, - Наб. Челны - 1996 С. 6-8 12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии // Педагогика: М - 1989. – 192 с. 13. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - Педагогика, 1983. – 272 с. 14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с. 15. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старше¬классников. «Советская педагогика», 1991 г. № 9 С. 50-56. 16. Брушлинский А.В. Наука может развиваться только в открытой полемике. // Народное образование. 1997. - № 8, - с. 92, 97. 17. Валеева Р.А. Личность педагога как главная фигура гуманизации воспитания. // В сб. «Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство» Казань, 1999. С. 28-31. 18. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов. – В кн. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. Пер с англ. М., Когито-центр, 2005. 19. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,1976.-143с. 20. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 168 с. 21. Востриков А.А. Гуманизация школы факультатив «Человековедение» // «Советская педагогика», 1991. - № 5. С. 20-24. 22. Газман О.С. Гуманизм и свобода. Введение в гумани¬стическую педагогику) // В. сб. Гуманизация воспитания в современных условиях, М. - 1995 - с. 13. 23. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе// Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.- Ч. 1.- М., 1993. 24. Гершунский B.C. Методологические знания в педагогике. - М.: Знание, 1986. – 336 с. 25. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1988, С. 91-131. 26. Дежникова Н.С. Пути демократизации школы // ж. Сов. Педагогика, 1991 г., № 12, С. 3-4. 27. Днепров Э.Д. Российское образование: программа стабилизации и развития, Сов. Педагогика, 1991 г. № 9 - С. 3-4. 28. Е.Н. Ионова, A.Л. Топтыгин Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном. - «Педагогика», 1998 г., №4 - С. 108-113. 29. Ермакова H.M. О некоторых проблемах гуманизации современного образования, сборник, выпуск 1, г. Наб. Челны, 1996, С. 94-95. 30. Золотова T.Л. Концепция «гуманистического воспитания»: иллюзии и реальность // Сов. Педагогика, 1979. - № 9. - С. 143-145. 31. Ибрагимов Г.И. Предисловие к сборнику «Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы», г. Казань, 1998 г., С. 3. 32. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика // Казань, 1998 - с. 324. 33. Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // «Педагогика», 1998 г. № 2. - С. 17-27. 34. Кирьязева M.A. Нравственная форма - гуманизм, М. - 1989 г., С. 21 35. Ковалев С.М. Реальный гуманизм и его противники. – М., 1975. – 112 с. 36. Кондаков М.И. Реформа школы и развитие педагогической науки. - М.: Педагогика, 1986. - с. 160. 37. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики.- Ростов Н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. 38. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития.- СПб.: РГПУ, 1997. – 121 с. 39. Кукушин В.С. Этнопедагогика.- М., 2002. – 304 с. 40. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. - М.: Педагогика, 1990. – 534 c. 41. Лопатина Т.С. Творческая атмосфера - условие гуманизации учебного процесса. - «Сов. Педагогика» - 199. - № 12. - С. 70-72. 42. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 7 т. - М., 1957. - Т 4. - 496 с. 43. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспи¬тания // Соч.: В 7 т. - М., 1958. – 320 c. 44. Маленкова Л.И. Человековедение, М.: Интел Тех. – 1993. –208 с. 45. Методические разработки по проблемам вузовской педагогики и научной организации учебного процесса//Научная организация учебного процесса. - Новосибирск. 1991. 46. Мильграм А.А. К истории педагогической мысли по проблеме гуманизма в теории и практике отечественной школы в 80-е - 90-е годы XX века // В сб. Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. - Казань. 1999 - 100 с. 47. Мильграм А.А. Педагогическое управление свободным временем школьников // В сборнике Организация свободного времени школьников - Казань. – 1975. - С. 21-27. 48. Монахов Н.И. Изучение эффективного воспитания: теория и методика. // М. - 1981. – 144 с. 49. Мухаметзянова Г.В., Надеева М.И. Гуманитаризация - ключевая идея преодоления кризиса образования. Казань - 1998. – 115 с. 50. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.- М., 1994. – 349 с. 51. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ - 2003. - 400 с. 52. Нигматов З.Г. Воспитание гуманности у школьников. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1987 – 172 с. 53. Нигматов З.Г. Гуманизация школьных традиций // Нар. Образование. - 1984. - № 3. - С. 46-48. 54. Нигматов З.Г. Гуманизм: педагогика и школа. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1988. – 271 c. 55. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учебное пособие – М.: Высш. шк., 2004. – 400 с. 56. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань ИССО РАО, 1998. – 198 с. 57. Нигматов З.Г. История возникновения и развития гуманистических традиций // Из истории педагогики в Казанском крае. - М.: ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР, 1986.- С. 133-148. 58. Нигматов З.Г. Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа // Народное образование. - № 6 – 1999. - С. 223-231. 59. Нигматов З.Г. Подготовка будущих учителей к гуманистическому воспитанию школьников // Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе. - Казань: Изд-во Казан, гос. пед. ин-та, 1985. - С. 44-64. 60. Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания // Нар. Образование. - 1986. - № 1. – С. 82-84. 61. Педагогический словарь. В 2-х томах. Изд-во АПН, М. – 1960. 62. Петросян М.И. Гуманизм. Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы. М.: Мысль, 1964. – 335 с. 63. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 1996 г. - 502 с. 64. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования.- М.: Мысль, 1982. – 237 с. 65. Принцип талиона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890 - 1907. 66. Равкин 3.И. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). М.: ИТОН РАО, 1997. С. 134-138. 67. Роджерс К. Эмпатия. – В кн. Психология эмоций. Хрестоматия. М., МГУ, 1984. – 78 с. 68. Розенталь М.М. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1963. – 544 с. 69. Самсонова Т.В. Гуманизм и духовное богатство личности. Формирование у школьников гуманных нравственных отношений // Сов. Педагогика. - 1972. - № 3 - С. 82-91 70. Саранцев Г.И. О гуманитаризации, технологизации и стандартизации образования - Педагогика - 1998 г. - № 8 - С. 8-9. 71. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования//Магистр. - 1994. №6. – С. 3-17. 72. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2тт. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 152–169. 73. Субетто А.И. Императив гуманизации общества и образования: к неклассическому гуманизму. В сб. «Гуманизация образования», выпуск 1, г. Н.Челны. - 1996 г., С. 5, 19. 74. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. - Киев, Рад. Школа, 1965. – 213 с. 75. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека: Советы воспитателям. - Минск: Нар. Асвета, 1978. - 288 с. 76. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. // Книга для учителя. М. – 1982. – 160 с. 77. Турбовской Я.С. Гуманизация образования как педагогическая проблема // Гуманистическая парадигма образования воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX в. 90-е гг. XX в.)/ Под ред. М.В. Богуславского, З.И. Равкина. - М., 1998. - 247 с. 78. Ханбиков Я.И. Народные традиции и воспитание // Вопросы нравственного воспитания учащихся. - Казань, 1974. - С. 3-27. 79. Ханчин B.C. О стиле гуманных отношений в школе // Нар. Образование. - 1969. - № 1. - С. 68-73. 80. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. 81. Шадриков В.Д. О реальной добродеятельной педагогике // Советская педагогика - 1991. - № 7. - С. 45. 82. Шиянов Е.Н. Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. - М., 2003. – 336 c. 83. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика, 1991 г. - № 9 - С. 80 84. Шкиндер В.И. К определению понятия «Гуманизация» в педагогике // В сборнике «Гуманизация образования», выпуск 2, Н. Челны, 1996. - 146 с. 85. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Гениальность и этика. М.: Русский мир, 1998. – 544 c. 86. http://enc-dic.com/philosophy/zolotoe-pravilo-nravstvennosti-3943.html 87. http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/EMPATIYA.html 88. http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/altruizm.html
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основания формирования гуманистических отношений между людьми 1.1. Гуманистические отношения как особый вид отношений людей между собой В воспитании человека, совершенствовании его сознания, всех духовных и физических сил решающее значение имеют социаль¬ная среда и общественные отношения, в которых он живет и трудится. Существо рассматриваемого вопроса предполагает раскрытие взаимосвязи общественных и личных интересов, содержания, места и роли гуманистических отношений в системе обществен¬ных отношений. Исторически общественные отношения возникали вместе с появлением человека и человеческого общества. Они составляют квинтэссенцию всех влияний общества, начиная с самого человека. Только в отношениях и через них обнаруживается действи¬тельная социальная природа человека, его родовая сущность. Общество, какова бы ни была его форма, есть продукт взаимодействия людей, совокупность связей, отношений между ними, складывающихся на основе их производительной деятель¬ности. Человек и сам является продуктом общественных отноше¬ний. Люди не могут жить, не вступая в отношения друг с другом. С другой стороны, весь духовный мир человека, его личный интерес, нравственная потребность находятся в зависимости от общества, определяются всем образом жизни данного общества [55, c.52]. Отношения людей друг к другу носят универсальный харак¬тер, они охватывают области материальной, социальной и политической жизни общества. Человек в процессе своей жизни вступает в это многообразие общественных отношений, через которые раскрываются его физические и духовные силы, прояв¬ляются различные свойства, черты, социальные качества, формируется общественный идеал. Настоятельным требованием жизни является взаимная гармо¬низация отношений человека с окружающей его действитель¬ностью. В этом заключено одно из важных условий торжества гуманистических принципов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg