Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПЕДАГОГИКА

Австрийская школа. Основатель австрийской школы К. Менгер

irina_krutaya 180 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 18 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Объектом исследования в данной работе предполагаются научные публикации ученых современности, которые посвещены изучению трудов деятелей австрийской школы. Предметом реферата становится сфера экономических взаимоотношений, исследуемых представителями австрийской (неоавстрийской) школы экономики. Целью реферата таким образом становится теоретическое исследование развития традиций австрийской школы экономики в период 19-20 вв. Задачами, которые определяются в соответствии с поставленной целью, будут следующие: исследовать предпосылки формирования и развития традиции школы, описать труды основателя школы и его последователей, исследовать значение свободного рынка для австрийской школы; описать основновные достоинства и недостатки исследований экономистов австрийской школы. По структуре работа состоит из введения, основного раздела, заключения и списка использованных источников.
Введение

История Австрийской школы начинается в пятнадцатом веке, когда последователи Фомы Аквинского, писавшие и преподававшие в Университете Саламанки в Испании, стремились объяснить весь спектр человеческой деятельности и социальной организации. Эти поздние схоласты наблюдали существование экономического закона, неумолимых сил причины и следствия, которые действуют в гораздо большей степени, чем другие законы природы. В течение нескольких поколений они открывали и объясняли законы спроса и предложения, причину инфляции, действие валютных курсов и субъективный характер экономической ценности - по всем причинам Джозеф Шумпетер отмечал их как первых настоящих экономистов. Поздние схоласты выступали за права собственности и свободу заключения контрактов и торговли. Они отмечали вклад бизне са в общество, в то же время упорно выступая против налогов, контроля над ценами и правил, которые препятствовали предпринимательству. Как моральные богословы, они призывали правительства подчиняться этическим ограничениям от воровства и убийства. И они соответствовали правилу Людвига фон Мизеса: первая задача экономиста - сказать правительствам, что они не могут сделать . Первый общий трактат по экономике «Эссе о природе торговли» был написан в 1730 году Ричардом Кантильоном, человеком, обучавшимся в схоластической традиции. Родился в Ирландии, эмигрировал во Францию. Он рассматривал экономику как самостоятельную область исследования и объяснял формирование цен с помощью «мысленного эксперимента». Он понимал рынок как предпринимательский процесс и придерживался австрийской теории создания денег: он вступает в экономику шаг за шагом, «срывая» цены на этом пути. Кантильон основывал свои суждения на исследованиях Энн Роберта Жака Тюрго, про-рыночным французским аристократом и министром финансов при традиционном режиме. Его экономические труды были немногочисленны, но глубоки. Его статья «Ценность и деньги» объясняла происхождение денег и природу экономического выбора: она отражает субъективное ранжирование предпочтений индивида. Тюрго решил знаменитый парадокс «алмазной воды», который озадачил позже классических экономистов, сформулировал закон убывающей отдачи и подверг критике законы ростовщичества (точка преткновения с поздней схоластикой). Он выступал за классический либеральный подход к экономической политике, рекомендуя отмену всех специальных привилегий, предоставляемых связанным с правительством отраслям. Тюрго был интеллектуальным отцом длинной линии великих французских экономистов восемнадцатого и девятнадцатого веков, в первую очередь Жана Батиста Сай и Клода-Фредерика Бастиа . Важно отметить, первый экономист глубоко задумался об экономическом методе. Он понимал, что экономика - это не сбор данных, а скорее словесное разъяснение универсальных фактов (например, потребности не ограничены, средств мало) и их логические последствия. Они «обосновали» теорию производительности, ценообразования, ресурсов, роль капитала в разделении труда и «закон Сая»: никогда не может быть устойчивого «перепроизводства» или «недопотребления» на свободном рынке, если цены могут корректироваться. Тюрго был защитником промышленной революции, как и Бастиа. Как журналист свободного рынка, Бастиа также утверждал, что нематериальные услуги подчиняются тем же экономическим законам, что и материальные блага. В одном из своих многочисленных экономических аллегорий Бастия изложил «заблуждение над разбитым окном», позже популяризированное Генри Хэзлиттом. Несмотря на теоретическую изощренность этой развивающейся доавстрийской традиции, британская школа конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков выиграла, главным образом по политическим причинам. Эта британская традиция (основанная на объективной стоимости и теории стоимости труда) в конечном итоге привела к возникновению марксистской доктрины капиталистической эксплуатации. Правильные объяснения столь головоломных и даже тревожных феноменов,предложенные впервые немногим более ста лет назад, начали распространятьсяпосле того, как работы Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса(и в особенности труды представителей австрийской школы после Менгера)произвели переворот, получивший позднее название «субъективной» революции, илиреволюции «предельной полезности», в экономической теории. Теории маржинализмаи, в частности, его австрийской школе и посвящена данная работа. Актуальность данных исседований и по сей день остается на высоком уровне.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Австрийская школа. Основатель австрийской школы К. Менгер………5 2. Неавстрийская школа. Людвиг фон Мизес……………….………………9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..18
Список литературы

1 Бум, крах и будущее : анализ австр. шк.: [пер. с англ. / сост. Куряев А.В.]. - Москва ; Челябинск : Социум, 2012. - 218 с. 2 Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство : [пер. с англ.] / Израэл Кирцнер. - Челябинск : Социум, 2010. - 268, [1] с. ; 21 см. - (Австрийская школа ; вып. 23). - Указ. имен. и предм.: с. 265-269. - Библиогр.: с. 258-264. 3 Ковалев, А. В. Австрийская школа: от методологии к объяснению кризисов / А. В. Ковалев. - Москва : ИЭ, 2015. - 48, [1] с. 4 Леванов, А. Д. История экономических учений [Электронный ресурс] : электронный конспект лекций / А. Д. Леванов. - Кемерово : [б. и.], 2015. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 5 Мамаева, Л. Н. История экономических учений : учебное пособие : [по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика"]/ Л. Н. Мамаева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 253, [1] с. 6 Маэстро бума. Уроки Японии : [Сб. ст.:Пер. с англ. / Под ред. А. В. Куряева]. - Челябинск : Социум, 2013. - 271,[2] с. 7 Пономарева, Т. Г. История экономических учений в контексте мирового хозяйства : учеб. пособие : [по направлениям подготовки 380302 "Экономика", 380301 "Менеджмент"] / Т. Г. Пономарева, Р. Г. Данилко ; Ин-т междунар. трансп. менеджмента. - Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ, 2016. - 191 с. 8 Ротбард, М. Н. Власть и рынок : государство и экономика: [пер. с англ.] / Мюррей Ротбард. - Челябинск : Социум, 2009. - XI, 416, [2] с. 9 Хайлбронер, Р. Л. Философы от мира сего : великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи / Роберт Л. Хайлбронер ; пер. с англ. И. Файбисовича. - Москва : Corpus : АСТ, [2016]. - 427, [1] с.
Отрывок из работы

1. Австрийская школа. Основатель австрийской школы К. Менгер “Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией. До 70-х годов в Австрии большое распространение имели взгляды немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако экономисты ист. Школы оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эта школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли на себя экономисты новой школы, которая получила название австрийской (или венской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. “ Основания политической экономии”, а в 1887 г. – “Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности ”. Другой представитель австрийской школы - Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах “Происхождение и основные законы хозяйственной ценности”(1884), “естественная ценность”(1889), “Закон власти”(1926), но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851 – 1919) - профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – “Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах”(1881), “Основы теории ценности хозяйственных благ”(1886), “Естественная стоимость ”(1889), “Капитал и прибыль”(1889) и др. В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболее развернутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента [7, c.32]. Учение Австрийской школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических явлений. Основным определяющим признаком экономических явлений и процессов она считала психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов теоретиков этой школы является маржинализм. Он предполагает примат потребления над производством. При этом само потребление рассматривается вне всякой связи со всей совокупностью производственных отношений. Все явления и категории, в том числе полезность блага, считаются измеримыми и исследуются в основном с количественной стороны. Экономисты австрийской школы главной задачей ПЭ объявили изучение отношения человека к вещи или, иными словами, изучение отношения между потребностями человека и средствами для их удовлетворения [8, c.21]. Карл Менгер (1840-1921) основоположник австрийской школы маржинализма, как ученый экономист с мировым именем и глава "австрийской школы" маржинализма занимает достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в. несмотря на дворянское происхождение, он придерживался либеральных взглядов на проблему социально-экономического развития общества, которые, очевидно, сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге. Незначительный на первый взгляд опыт практической деятельности на поприще журналистики и государственной службы позволил талантливому исследователю К. Менгеру подготовить и издать в 1871 г. фундаментальный, как выяснилось впоследствии, труд под названием "Основания политической экономии". "Основания" К. Менгера, вдохновившие его последователей в Венском университете на дальнейшие научные изыскания в соответствии с "новыми" методологическим принципами "учителя", способствовали в конечном счете тему, что на всем протяжении первого этапа "маржинальной революции" из трех общеизвестных родоначальников маржинальной экономической теории наибольшее признание имел именно он – основоположник "австрийской школы". Связанно это с тем, что в отличии от методологии У. Джевонсона и Л. Вальраса менгеровская методология исследования сохранила отдельные ключевые позиции методологии "классиков" [3, c.90]. Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципов исходной (базовой) категории, которой считается стоимость (ценность) с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна определятся хотя и по каузальному принципу, но не в связи с измерением издержек производства (или затрат труда), а в связи с субъективной характеристикой – предельной полезностью. И в-третьих, в отличие от "классиков" К. Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т.е. потребление, спрос [6, c.21]. Главным элементом в методологическом инструментарии Карла Менгера, является микроэкономический анализ или индивидуализм, позволивший, с одной стороны, противопоставить учению "классиков" об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, но, с другой, - увлечься предвзятым положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма. 2. Неавстрийская школа. Людвиг фон Мизес. Одним из старейших направлений современной западной экономической теории является консервативное, или, как его часто называют за схожесть позиций, неолиберальное или неоклассическое. Своими корнями оно уходит в идеи маржинализма конца XIX века и даже в идеи «старых классиков». Данное направление является идеологией экономического либерализма и хозяйства, основанного на индивидуальном частном предпринимательстве и механизмах рыночной конкуренции. В начале ХХ века неоклассическая доктрина почти безоговорочно господствовала в экономической теории [6, c.21]. Однако мировой экономический кризис 30-х годов, нанес тяжелый удар по неоклассической концепции стихийного рыночного регулирования экономики, отвергающей вмешательство государства в процесс воспроизводства капитала. Этот кризис показал, что в новых условиях, для которых характерно резкое обострение конкурентной борьбы монополистических гигантов, свободное предпринимательство не в состоянии обеспечить нормальный ход экономического развития и неизбежно приведет рыночную экономику к краху [7, c.21]. Тем не менее, уже в первые десятилетия после второй мировой войны, неоклассическая школа проявляет явные признаки возрождения. Ее представители, указывая на противоречия государственного регулирования капиталистической экономики по кейнсианским рецептам и борясь против теории социалистического хозяйства, отстаивали идею о том, что стихийное рыночное регулирование экономики, хотя и не является идеалом, все же более эффективно и более предпочтительно политически, нежели любые формы государственного воздействия на экономику. Это направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации получило название неолиберализм. Если кейсианство изначальным считает осуществлением мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм – относительно пассивного государственного регулирования. Неолибералисты выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. По сути, под названием неолибералистов выступает не одна, а несколько школ. К данному течению принято относить чикагскую (М.Фридмен), лондонскую (Ф.Хайек), фрайбургскую (В.Ойкен, Л.Эрхард) школы. Всех их объединяет скорее общность методологии, а не концептуальные положения. Одни их них придерживаются правых (противники государства, проповедники абсолютной свободы), другие - левых (более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности) взглядов. Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики. Экономисты-неолибералы уделяют первостепенное внимание поведению отдельного человека, экономике фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне. Главными теоретиками неолиберализма являются Л.Мизес и его ученик Ф.Хайек. Людвиг фон Мизес (1881 - 1973) - профессор Венского университета, в 1940г. эмигрировал в США. Он стал лидером второй волны австрийской школы, представители которой отвергали теорию общего равновесия, математическую экономику и эконометрику. Их интересовали главным образом приспособительные процессы в экономике и конкуренция в изменяющихся экономических условиях. Критика Мизесом социализма и государственного вмешательства в экономику была поддержана и продолжена его учеником и коллегой, самым влиятельным в ХХ веке теоретиком либерализма Фридрихом фон Хайеком (1899 - 1992) - лауреатом Нобелевской премии по экономике, присужденной ему (вместе с Г.Мюрдалем) в 1974г. Хайек вышел из Венского университета в середине 20-х годов экономистом и правоведом. Вскоре он стал директором Австрийского центра экономических исследований. В 1931г. он уезжает в Англию, откуда в 1949г. перебирается в США. В 70-е годы он возвращается в Австрию. Людвиг Мизес. Работы Л. Мизеса посвящены разработке следующих проблем: Защита принципов свободного предпринимательства: «В своих работах Мизес изучает логику индивидуальной трудовой деятельности человека и мотивы, которые побуждают человека трудиться. Разработка этих проблем заставила Мизеса обратиться к сферам психологии, морали, инстинктов. Значительное внимание Мизес уделил анализу функционирования различных экономических систем, последовательно рассматривая три типа экономического устройства современного мира: чисто рыночное хозяйство, «испорченный рынок» и нерыночную экономику. При анализе функционирования рыночной системы он акцентировал внимание на проблеме эволюции, места и роли такого важнейшего для рыночного хозяйства института, как частная собственность. По его мнению, именно частная собственность является «необходимым реквизитом цивилизации и материального благосостояния», а ее социальная функция заключается в том, что она способствует оптимальному использованию ресурсов и обеспечивает суверенитет потребителей. С точки зрения Мизеса, только частная собственность способна быть основой рациональной экономической деятельности, так как порождаемые ею индивидуалистические стимулы обеспечивают максимальное использование ресурсов [2, c.21]. Социализм Мизес трактует как нерыночную систему хозяйствования, которая не имеет будущего ни с точки зрения логики, ни с точки зрения практики. Мизес считал, что такая система лишена рациональной организации. Поэтому основное внимание Мизес уделил критике планирования - центрального звена экономической системы социализма, которое сторонники социализма как раз и расценивали как проявление рационального начала, которое предотвратит анархию производства, остановит растрату производительных сил общества. Мизес утверждал, что плановое регулирование экономики исключает возможность рыночных принципов ценообразования, без чего невозможно измерить вклад различных факторов производства в ценность потребительских благ. В свою очередь, это делает невозможным эффективное использование ресурсов. Мизес сделал вывод, что при социализме господствует система произвольных оценок. Поэтому определил социализм как « систему запланированного хаоса». Кроме того, Л. Мизес обращал внимание, что усиление роли государства в такой системе неизбежно приведет к усилению роли бюрократии, а значит, и к коррупции, снижению эффективности производства и др. По мысли Мизеса, социализм формирует человека определенного типа, для которого «следование привычному и устаревшему — главная из всех добродетелей», и устраняет любое новаторство, способствующее экономическому прогрессу. Между тем, только свободный рынок соответствует демократическим принципам, и только в условиях свободного рынка экономические субъекты максимизируют свое благосостояние, имея свободу выбора альтернативных возможностей. Свобода выбора означает для Мизеса не только уважение вкусовых предпочтений человека, как потребителя, но и в более широком смысле свидетельствует об уважении к человеческой личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg