Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Оптимизация методик по раскрытию экономических преступлений в сфере ЖКХ.

irina_krutaya 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Научно-исследовательская работа … с., …. табл., … источников ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДИК ПО РАСКРЫТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ Цель работы – анализ действующих методик, по противодействию преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и выработка предложений по их усовершенствованию.
Введение

Жилищно - коммунальное хозяйство является одной из основных сфер жизнеобеспечения общества, от эффективности функционирования которой зависит социально - экономическая защищенность населения страны. Жилищно - коммунальное хозяйство (далее: ЖКХ) это самостоятельный сектор экономики в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворения потребностей населения и организаций в доступных по цене и качеству услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. В настоящее время положение в сфере услуг ЖКХ в значительной степени обуславливает социальную защищенность граждан и политическую стабильность общества в целом. Данная сфера экономики является стратегической, так как сбой работы в ЖКХ могут привести к дестабилизации всей экономической и политической системы современного государства, так например, крупная авария системы теплоснабжения в зимний период, продолжающаяся более 3 суток, может привести к гуманитарной катастрофе и смене политического режима. С проблемами в ЖКХ сталкивается большинство граждан нашей страны, причем непродуманные законотворческие или управленческие решения могут стать причиной социального напряжения в обществе и вывести тысячи людей на улицы. Высокая экономическая и социальная значимость, способность влиять на условия работы промышленных и гражданских объектов, а также на жизнедеятельность граждан привели к тому, что в последние годы жилищно - коммунальное хозяйство стало предметом пристального общественного и политического внимания. Привлекательность жилищно-коммунального хозяйства для криминальных структур обусловлена высоким уровнем доходности и большими объемами денежной массы, поступающей из бюджетов различных уровней и платежей населения. Преступность в сфере жилищно-коммунального хозяйства является существенным препятствием на пути развития не только самой отрасли, но и всей экономики РФ в целом. Все вышеизложенное обуславливает актуальность уголовно-правовых исследований преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и разработку методик по раскрытию экономических преступлений в данной сфере. Целью данной работы является анализ действующих методик, по противодействию преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и выработка предложений по их усовершенствованию. Достижение указанной цели потребовало решение следующих основных задач: - выявление криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; - анализ существующего комплекса мер, направленных на предупреждение преступлений, совершаемых в сфере жилищно- коммунального хозяйства и формулирование предложений по их совершенствованию; - разработка рекомендаций по квалификации преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
Содержание

1 Введение 5 Глава 1. Общая характеристика преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства 7 Глава 2. Виды преступлений, совершаемых в жилищно-коммунальной сфере 12 2.1 Виды преступлений, совершаемых в жилищно-коммунальной сфере, по способу совершения преступления 12 Глава 3. Методики расследования преступлений в сфере ЖКХ 27 3.1 Меры по оптимизации методик расследования преступлений в сфере ЖКХ 33 4 Заключение 40 Список использованных источников 41
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 05.11.18) 2. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://70.мвд.рф/news/item/584718 (дата обращения: 05.11.18) 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/5762621/ (дата обращения: 27.11.18) 4. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995 г., (принят ГД РФ 5.07.95, с изм., внесенными Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ), РГ № 160, 18.08.95 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10104229/ (дата обращения: 29.11.18) 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 27.11.18) 6. Жилищный кодекс РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 27.11.18) 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в ред. на 25 декабря 2015 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/(дата обращения: 27.11.18) 8. Предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lib.sale/kriminologiya-pravo-uchebnik/3osobennosti-preduprejdeniya-prestupleniy-48467.html (дата обращения: 07.12.18) 9. Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 N 2182-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188168/ (дата обращения: 29.11.18) 10. Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/ (дата обращения: 29.11.18) 11. Гавло В.К., Титова К.А. Способы хищения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совершаемые путем злоупотребления служебным положением и полномочиями, и механизм их следообразования, как элемент криминалистической характеристики данного вида преступлений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-hischeniy-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-sovershaemye-putem-zloupotrebleniya-sluzhebnym-polozheniem-i/ (дата обращения: 29.11.18) 12. Гладких В. И., Казаков В. В., Шумов Р. Н. Противодействие преступлениям, совершаемым в жилищно-коммунальной сфере. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/book/77688183/ (дата обращения: 29.11.18) 13. Коллантай В.А. Оперативно-розыскная характеристика хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-bereg.ru/m257.html (дата обращения: 29.11.18) 14. Лебедева А.А. Способы совершения преступлений в сфере ЖКХ, проблемы их расследования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centerbereg.ru/a87.html (дата обращения: 30.11.18) 15. Маринкин Д.Н. Современные способы экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-sovremennyh-prichinah-ekonomicheskih-prestupleniy-v-zhilischno-kommunalnoy-sfere-rossii/ (дата обращения: 30.11.18) 16. Новикова М.А. Особенности способа совершения преступления как элемента криминалистической характеристики коррупционных преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sposoba-soversheniyaprestupleniya-kak-elementa-kriminalisticheskoy-harakteristikikorruptsionnyh-prestupleniy-v-sfere/ (дата обращения: 09.12.18) 17. Шмонин А.В. Некоторые проблемы расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawinfo.ru/catalog/5609/5965/21/ (дата обращения: 09.12.18)
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства Уголовный кодекс РФ не предусматривает специальных норм, устанавливающих ответственность за общественно опасные деяния, совершаемые в рассматриваемой сфере экономики. В этой связи необходимо установить совокупность общественных отношений в исследуемой сфере и определить понятийный инструментарий. В юридической литературе жилищно-коммунальное хозяйство чаще всего определяется как комплекс подотраслей и видов деятельности, обеспечивающих население страны широким набором услуг, создающих удобство и комфортность проживания в квартирах, домах и поселениях [5]. В составе ЖКХ выделяют: 1) жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями; 2) дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт; 3) теплоэнергетическое хозяйство и др. Но три большие группы объектов в системе ЖКХ представляют особую сложность в управлении: 1) жилой фонд и объекты социальной сферы; 2) системы тепло-, электро- и водоснабжения, водоотведения, газоснабжения; 3) сфера обслуживания предприятий и инженерных систем. Жилищный фонд подразделяется: 1) на частный – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц; 2) на государственный – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) на муниципальный – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Кроме жилых помещений объектами жилищно-коммунального хозяйства являются земельные участки, оборудование и инженерная инфраструктура, участвующие в процессе производства и предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг, а также объекты внешнего благоустройства территории поселений (зеленые насаждения, внутриквартальные дороги, детские площадки, пешеходные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, автомобильные стоянки, и прочие устройства и конструкции, размещенные на придомовых территориях). Жилищно-коммунальные услуги представляют собой деятельность по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства, вывозу бытовых отходов, водоотведению, подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются физические и юридические лица, пользующиеся или имеющие основания для пользования такими услугами, а исполнителями являются физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие деятельность по обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям. Сущность жилищно-коммунального хозяйства такова, что оно является одним из важнейших сегментов современной экономики, характеризующим не только экономическое состояние государства, его социальное благополучие. По мнению исследователей преступности в сфере жилищно- коммунального хозяйства, как и в большинстве других сегментов экономики, совершается большое число хищений. В этой связи важно определить источники финансовых поступлений в эту сферу. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляется из двух основных источников: платежи потребителей и бюджетное финансирование, направляемое через федеральные, региональные и муниципальные программы. Расходование бюджетных средств в отрасли контролируется региональными и муниципальными служащими (главами, заместителями глав муниципальных образований, начальниками отделов ЖКХ и энергетики муниципальных образований). Платежи потребителей в свою очередь делятся на платежи по коммунальным и жилищным услугам. Оплата коммунальных услуг – это внесение платы за коммунальные услуги непосредственно потребителем по единым правилам и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, а оплата содержания жилья – это внесение платы за содержание и ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения по договору социального найма также внесение платы за наем жилого помещения. С августа 2014 года собственники жилых помещений ежемесячно оплачивают взносы на капитальный ремонт [10]. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги представляют собой систему ставок, устанавливаемых в порядке, определенном законодательством, по которым осуществляются расчеты с населением. Стоимость и порядок предоставляемых жилищно-коммунальных услуг строго регламентирована и в настоящее время определяется Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 N 2182-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год» [10]. К субъектам отношений в сфере ЖКХ, помимо занятых в этом сегменте экономики, так же относят сотрудников местных администраций, «руководителей краев, областей, округов, в том числе сельских администраций». Субъектами жилищно-коммунального хозяйства, являются потребители услуг, физические (индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие управление многоквартирными домами в соответствии со ст. 161 ЖК РФ [8]: управляющие организации, заключившие договор управления с собственниками помещений многоквартирных домов, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы, работники ресурсоснабжающих организаций и контролирующие органы (государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль), сотрудники региональных и муниципальных администраций, контролирующие бюджетные программы в сфере ЖКХ. Привлекательность жилищно-коммунального хозяйства для криминалитета обусловлена высоким уровнем доходности и большими объемами денежной массы. Среднегодовой объем производства в сфере жилищно-коммунального хозяйства оценивается в 900 млрд. рублей и составляет около 5,9 % от ВВП России. Большой вклад в криминализацию правоотношений, возникающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, вносят как государственные унитарные предприятия, так и негосударственные предприятия и организации. Их руководители активно злоупотребляют своими полномочиями, что выражается в неправомерном распоряжении транзитными денежными средствами (коммунальные платежи населения, предназначенные ресурсоснабжающим организациям), в сдаче помещений в аренду без согласия собственника имущества, в незаконном получении вознаграждения от арендаторов имущества, в совершении действий, направленных на преднамеренное банкротство предприятия в интересах третьих лиц. Субъектами жилищно-коммунального хозяйства, являются потребители жилищно-коммунальных услуг, физические (индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, работники ресурсоснабжающих организаций, специалисты органов жилищного надзора (государственной жилищной инспекции, муниципального жилищного контроля), сотрудники региональных и муниципальных администраций, контролирующие исполнение бюджетных программ в сфере ЖКХ. Глава 2. Виды преступлений, совершаемых в жилищно-коммунальной сфере 2.1 Виды преступлений, совершаемых в жилищно-коммунальной сфере, по способу совершения преступления Целью данного раздела является выделение и описание способов хищений, которые характерны для сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), так как знание типичных способов хищений денежных средств в указанной сфере является основой для выявления и раскрытия этого вида преступлений. Установление способа влияет также на квалификацию содеянного, позволяет отграничить одну форму хищения от другой. Эмпирической базой исследования послужили уголовные дела, возбужденные по признакам совершения хищений в сфере ЖКХ, обвинительные заключения и приговоры судов, монографии и публикации, имеющиеся в открытом доступе, в том числе в сети Интернет. Теоретической базой исследования явились труды российских ученых В.К. Гавло, К.А. Титовой, Д.Н. Маринкина, С.Г. Евдокимова и др., посвященные изучению проблемы способа совершения хищений, в том числе и в сфере ЖКХ [12]. Способ преступления, проявляющийся в различного рода материальных и иных следах, – это центральный элемент его характеристики. На способе совершения преступлений основаны методики их раскрытия. Вообще, под способом понимается система действий (бездействий) по подготовке, совершению и сокрытию преступления с присущими ей следами-последствиями содеянного, избираемого субъектом преступления для достижения преступного результата в соответствии с его личными свойствами и обстановкой преступления. Д.Н. Маринкин, считает, что структуру способа совершения преступления образуют действия по подготовке, совершению и сокрытию преступлений, представляющие собой взаимосвязанный комплекс действий [15]. Поэтому, основываясь на данных, полученных при изучении уголовных дел, была проанализирована структура каждого способа совершения хищения в сфере ЖКХ. В юридической литературе выделяются общие, межотраслевые и специфические способы хищения в сфере ЖКХ. Под общими способами хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства подразумеваются способы, характерные для всех или большинства отраслей экономики. Под межотраслевыми способами хищений понимаются способы, характерные для отраслей экономики со сходной организацией финансово-хозяйственной и производственной деятельности. Специфическими способами хищений являются способы, характерные для конкретной отрасли экономики, так как в них учитываются особенности технологических процессов, документооборота и т.д. По мнению автора, общими для большей части хищений, совершаемых в сфере ЖКХ, являются: - заключение фиктивных договоров на выполнение работ или оказание услуг с последующим изъятием денежных средств, перечисленных в счет оплаты за невыполненные работы, неоказанные услуги; - оформление подложных документов, служащих основанием для получения или выдачи наличных денег; - внесение подложных записей в первичные учетные документы с целью фальсификации количественных и качественных показателей при приеме выполненных работ. Для первого способа совершения хищений характерно то, что договоры на проведение работ заключаются в основном руководителями организаций, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, или лицами, специально уполномоченными на это и выполняющими в указанных организациях административно-хозяйственные функции. Как правило, о заключении такого рода фиктивных договоров кроме руководителей осведомлены их заместители, бухгалтеры, начальники юридических отделов, инженеры технического надзора (осуществляющие функции по приемке выполненных работ). В основном фиктивные договоры заключаются: 1) на проведение работ по содержанию жилья (вывоз снега, вывоз твердых бытовых отходов, землеустроительные работы); 2) проведение работ по текущему ремонту жилья (замена шаровых кранов, замена труб, покраска подъездов); 3) проведение работ по капитальному ремонту жилья (ремонт кровли, установка теплосистемы, установка лифтов). В роли фирм, с которыми подписываются заведомо фиктивные договоры, выступают организации (чаще всего общества с ограниченной ответственностью), зарегистрированные по утерянным либо похищенным документам граждан, а также на умерших лиц. При проведении работ по содержанию жилья и текущему ремонту руководителями организаций, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с руководителями фирм-подрядчиков заключаются двухсторонние договоры, а при проведении работ по капитальному ремонту жилищного фонда подписываются трехсторонние договоры. Третьей стороной, как правило, выступают специализированные муниципальные предприятия, осуществляющие технический надзор. Как в первом, так и во втором случае оригиналы договоров хранятся в организациях, их подписавших. С целью сокрытия преступления и придания сделке вида легальной руководителями указанных организаций также возможно заключение предварительных и дополнительных договоров (соглашений). После подписания договоров и планов выполнения работ фирма-подрядчик выставляет в адрес организации заказчика счет-фактуру в подтверждение якобы понесенных затрат по выполнению работ по договору. На основании указанной счет-фактуры руководитель организации-заказчика издает распоряжение о проведении оплаты по договору путем безналичного или наличного расчета. В первом случае документы, подтверждающие фактическое проведение оплаты по договору (платежное поручение, выписка движения по счету организации), хранятся как в организациях, подписавших договор, так и в банке, через который была проведена операция. За совершение хищений указанным способом к уголовной ответственности, как правило, привлекаются лица, подписавшие договор подряда (руководители или специально уполномоченные лица), а также инженеры по техническому надзору, выполнявшие функции по приему выполненных работ. Примером хищения, совершенного при заключении фиктивного договора на выполнение ремонтных работ, служит уголовное дело, возбужденное по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 160, 201, 204 и 327 УК РФ [3], в отношении главного бухгалтера и председателя ЖСК № 123 г. Барнаула, которые путем составления ложных авансовых отчетов производили оплату ремонтных работ несуществующим фирмам. В отличие от первого способа хищения, второй характеризуется тем, что договоры на производство работ по содержанию жилья, текущему или капитальному ремонту заключаются руководителями организаций, занятых в сфере ЖКХ, с действующими, а не фиктивными организациями и индивидуальными предпринимателями. Характерным для данного способа является то, что работы, указанные в договоре, не проводятся. Причем руководители и организации-заказчика и подрядчика находятся в сговоре. Примером совершения хищения указанным способом может служить уголовное дело, возбужденное по признакам [3] ст. 160 УК РФ в Ханты Мансийском автономном округе в отношении директора МУП ЖКХ г. Советский гр-на М. В 2005 г. между ним и администрацией г. Советский был заключен договор подряда на выполнение капитального ремонта семи жилых домов. Согласно договору администрация города перечислила на расчетный счет МУП ЖКХ более 2 млн рублей в качестве предоплаты. Однако ремонт произведен не был, а гр-н М., используя свое служебное положение, составил фиктивные справки о стоимости выполненных работ, которые направил в администрацию города.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg