Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Работа над синонимией русского языка как средство формирования коммуникативных умений школьников

martin_man 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Проблема формирования коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Тем не менее, она мало изучена. Ученые определили различные классификации коммуникативных навыков. Все они формируются в процессе общения, которое имеет сложную структуру. Коммуникационные навыки определенны возрастными ограничениями, то есть до определенного возраста характеризуется определенными навыками общения. Таким образом, для начальной школы характеризуется умением слушать, умение выражать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Это наиболее значимые и обобщенные навыки для младших школьников, активного формирования, который поможет добиться успеха в обучении и будет хорошей основой для повышения навыков общения со сверстниками.
Введение

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания, к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку. Важным звеном в системе школьного образования является проблема преподавания родного языка, выступающего средством формирования и выражения мыслей, средством общения и передачи информации. Изучение основ науки о языке в средней школе тесно связано с речевым развитием школьников, что обусловлено как спецификой взаимосвязи языка и речи, так и специальными целями обучения родному языку - формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций. Развитая речь является не только показателем общей культуры человека, она становится инструментом познания всех наук, поэтому главную задачу уроков русского языка мы видим в том, чтобы научить школьников свободной речевой деятельности во всех ее проявлениях, а также сформировать у них коммуникативную и языковую компетенции. Эта нелегкая и многогранная задача может решаться в различных аспектах работы учителя русского языка. Вопросы речевого развития, формирования коммуникативных умений и навыков всегда были актуальными в методике обучения родному языку. В арсенале методики имеется большое количество исследований по развитию устной и письменной речи учащихся (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, A.M. Пешковский, М.А. Рыбникова, А.В. Текучев, Л.П. Федоренко, А.В. Дудников и др.). В настоящее время проблема речевого развития школьников рассматривается в трудах Т.А. Ладыженской, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловой, В.И. Капинос, М.Р. Львова и др. Методике развития речи посвящено немало фундаментальных исследований, среди которых можно выделить диссертационные работы А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловой, СИ. Львовой, Т.И. Чижовой, Е.А. Архиповой и др. В школе по-прежнему отсутствует организация активной деятельности на уроке. Недостаточное внимание уделяется работе по культуре речи, направленной на развитие способности школьников употреблять языковые единицы с учетом коммуникативной целесообразности. Учителя русского языка основной причиной низкого уровня речевого развития школьников считают недостаток учебного времени, так как на каждом уроке изучается новый материал, не хватает времени на закрепление знаний, выработку речевых умений и навыков. Уроки развития речи, проводимые в соответствии с учебным планом, не решают в полной мере проблемы речевого развития учащихся. Все это свидетельствует об актуальности избранной нами темы, которая связана прежде всего с социальной значимостью родного языка, с формированием личностных качеств в осуществлении речевого развития учащихся. Актуальность исследования заключается в решении общей проблемы организации многоаспектной работы по формированию языковой и коммуникативной компетенций. Она определяется отсутствием системы ориентиров, связанных с осознанным усвоением сквозных понятий - номинативных и коммуникативных единиц - в единстве значения, формы, структуры, функционирования на всех этапах обучения, выделения комплекса базовых коммуникативных умений и навыков, понимания процесса восприятия и порождения речи с опорой на теорию речевой деятельности. Разрешение этого противоречия мы видим в резервах организации многоаспектной работы по формированию коммуникативных умений и навыков учащихся, заложенных в теоретических основах речевой деятельности, учитывающей сущность речи как явления комплексного и позволяющей органично связать содержание лингвистических знаний с коммуникативными потребностями школьников, с одной стороны, и с психологической теорией деятельности - с другой. Методологическую основу составляют положения о языке как важнейшем средстве человеческого общения, о единстве теории и практики в обучении. В работе реализуется функционально-системный и коммуникативный подходы, положения современной лингвистики о взаимосвязи и многоаспектности языковых единиц, психологической и психолингвистической теории, взаимосвязи мышления и речи, теория текста, учение о поэтапном усвоении знаний, умений и навыков. В ходе исследования мы опирались на концепцию развивающего обучения и методическую теорию закономерностей усвоения родной речи. Объектом является формирование коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе обучения русскому языку. Предмет исследования - методика формирования коммуникативных умений и навыков на основе усвоения сквозных номинативных (слово, словосочетание) и коммуникативных (предложение, текст) единиц языка. Цель - создание целостной методической системы формирования коммуникативных умений и навыков на основе усвоения сквозных единиц и условий практической реализации данной системы в процессе обучения русскому языку. Гипотеза исследования заключается в следующем. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся будет успешным, если: - разработать методическую систему формирования коммуникативных умений и навыков школьников на деятельностной основе: определить цель, содержание обучения, методы и средства презентации языкового материала, организационных форм проведения занятий с учетом знания механизмов речи и взаимосвязи всех видов речевой деятельности. - определить оптимальные направления работы по совершенствованию всех видов речи учащихся, соотносимые с решением проблемы понимания (чтение, ответы на вопросы по прочитанному, -систематически и планомерно расширять словарный запас и обогащать грамматический строй речи учащихся языковыми средствами с учетом соотношения понятий «язык, норма, речь»; - разработать типологию совокупных упражнений на основе теории деятельности для всех этапов обучения, с выделением трех подсистем. Из цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи: -выявление лингвистических, психолого-педагогических, психолингвистических предпосылок формирования коммуникативных умений и навыков учащихся; -исследование и обоснование этапов речевого развития; -определение базовых коммуникативных умений и навыков, на основе которых происходит формирование частных умений и навыков в процессе изучения конкретных языковых понятий. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в создании целостной методической системы формирования коммуникативных умений и навыков учащихся на основе усвоения сквозных языковых и речевых единиц в свете теории речевой деятельности, закономерностей усвоения родной речи и развивающего обучения. Практическое значение диссертации состоит в следующем: -представлены методические средства и формы, активизирующие речевую деятельность школьников; -разработана система совокупных упражнений на основе уровней речевого развития учащихся, представлены упражнения на синонимическую трансформацию, по культуре речи, речевому этикету. Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, в каждой главе три параграфа, заключения и списка используемой литературы.
Содержание

Введение Глава 1 Лингвистические, псхолингвистические и психолого-педагогические предпосылки формирования коммуникативных умений и навыков учащихся 1 .1 Лингвистические основы развития речи учащихся…………………….7 1.2.Психолого-педагогические предпосылки развития речи учащихся 1.3. Речевые умения и навыки учащихся……………………………………..10 Глава 2 Методическая система формирования коммуникативных умений и навыков учащихся 2.1.Содержание, принципы и методы работы по формированию коммуникативных умений и навыков учащихся……………………………. 13 2.2 Виды коммуникативных (речевых) упражнений по формированию коммуникативных умений и навыков учащихся……………………………..19 2.3 Работа над синонимией русского языка как средство формирования коммуникативных умений и навыков учащихся…………………………….. 22 Заключение Список использованной литературы
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – [Текст]/М., 2016 2. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. – [Текст]/М., 2012,с.254 3. Андриенко Е.В. Социальная психология. – [Текст]/М.,2011 4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – [Текст]/М., 2014, с.520 5. Асмолов А.Г. “Психология личности”. – [Текст]/М.: 1990,с.236 6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения // Т.2 . – [Текст]/М.,2005, с.375 7. Бодалев А.А. Личность и общение. – [Текст]/М., 1983. - 356 с. 8. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. – 2-е издание. – [Текст]/М.,2012, с.145 9. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – [Текст]/М., 1988 .- 278 с. 10. Вердербер Р. Психология общения. [Текст]/М., 2014,с.401 11. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // [Текст]М:. Просвещение, 2010, с.305 12. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др. Обучаем по системе Л.В.Занков. Первый год обучения. – [Текст].М.: Просвещение, 2013 – 284с. 13. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. –[Текст]/ М.: Просвещение, 2013 – 120с. 14. Леонтьев А.А. Психология общения. – [Текст]/М., 2014 – 320с. 15. Мелибурда Е.Л. Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. –[Текст]/М., 1986 – 200с. 16. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008 – 45с. 17. Немов Р. Психология учебник// Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 2011 – 250с. 18. Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. – [Текст]/Ленинград, 1989 – 286с. 19. Сухомлинский Сердце отдаю детям. – [Текст]/Киев: Рязанская школа, 2014 – 60с. 20. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – [Текст]/М., 1989 – 420с. 21. Филиппова Ю.В Общение. Дети 7-10 лет/Художник Янаев В.Х. – Ярославль: [Текст]/Академия развития, 2012 – 30с. 22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах т. 3, 4. 2-е изд. стер. –[Текст] М.: Генезис,2013 – 80с. 23. Эльконин Д.Б Психология игры. – 2-е изд. – [Текст] М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015 – 50с. 24. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – [Текст]/М., 2008. – 150с. 25. Смолина, Е.А. Оригинальные формы внеучебной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста. – [Текст]/Волгоград: Учитель, 2005. с 17-23 26. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) - Д.В. Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2010 – 73с. 27. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 2001 – 40с.
Отрывок из работы

Глава 1 Лингвистические, псхолингвистические и психолого-педагогические предпосылки формирования коммуникативных умений и навыков учащихся 1 .1 Лингвистические основы развития речи учащихся Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Современная трактовка языкового образования школьника позволяет рассматривать его, как «процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности». Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Вопрос о формировании, развитии и совершенствовании орфографических навыков, как и вопрос о дифференциации методов обучения орфографии, исторически был тесно связан с ее особенностями. Как известно, формирование орфографических навыков опирается на лингвистические сведения и специфические понятия русской орфографии, так как именно усвоение теоретических знаний становится основой работы над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся, развитием речи. Школьный курс орфографии покоится на определенных теоретических началах: его рациональную основу составляют орфографические правила, с помощью которых учащиеся осваивают нормы правописания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg