Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Применение технологии модульного обучения в подготовке водителей категории «в» в автошколе

irina_krutaya 2520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2019
Цель выпускной квалификационной работы – на основе теоретического анализа проблемы разработать дидактические материалы реализации модульной технологии в процессе подготовки водителей категории «В» в автошколе. Объект исследования – процесс подготовки водителей категории «В» в автошколе. Предмет исследования – применение модульной технологии в процессе подготовки водителей категории «В» в автошколе. В связи с целью данной выпускной квалификационной работы были определены следующие задачи исследования: - раскрыть цели и задачи дополнительного образования; - дать характеристику модульной технологии; - проанализировать нормативные документы, составляющие основу подготовки водителей категории «В» в автошколе; - разработать дидактические материалы для реализации модульной технологий в процессе подготовки водителей категории «В» в автошколе. В процессе работы применялись следующие методы научного исследования: • теоретические методы (анализ и синтез философской, педагогической, психологической, технической методической литературы), педагогическое моделирование подготовки будущих водителей к профессиональной деятельности; • эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование); • методы количественной и качественной оценки результатов педагогического эксперимента (статистическая обработка данных, применение диаграмм и таблиц). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Современные интеграционные процессы, происходящие в настоящее время в образовании, актуализируют использование в учебном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия. Эффективность системы российского профессионального образования, повышение его качества до мирового уровня, востребованность выпускников учреждений СПО на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий. В настоящее время применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения – является одним из важных средств формирования конкурентоспособной личности. Практика использования модульной технологии доказала ее успешность в повышении эффективности не только образовательной деятельности, но и в решении комплексных, полупрофессиональных и междисциплинарных проблем. В педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Разработка и внедрение ФГОС и переход к практико-ориентированному образованию требует применения в учреждениях СПО педагогических технологий, позволяющих оперативно реагировать на запросы рынка труда к качеству подготовки выпускников, формированию у обучающихся ключевых компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов и трансформированных в содержание образования. Все выше перечисленное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Применение технологии модульного обучения в подготовке водителей категории «В» в автошколе».
Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3 1. Теоретический анализ проблемы применения технологии модульного обучения в подготовке водителей в автошколе…………….…….5 1.1 Цели и задачи дополнительного образования………………………...…….5 1.2. Характеристика технологии модульного обучения………….…….……..13 2. Нормативно-дидактическое обеспечение подготовки водителей категории «В» в автошколе……………………………………………………..27 2.1. Нормативные основания подготовки водителей категории «В» в автошколе…………………………………………………………..…………..27 2.2. Дидактические материалы по применению модульной технологии в подготовке водителей категории «В» в автошколе………………………….41 Заключение…………………………………………………………………...…..80 Список литературы………………………………………………………...…….81 Приложения……………………………………………………………………...86
Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. [Текст] : офиц. текст. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Российская Федерация. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) О безопасности дорожного движения [Текст] : офиц. текст. (с изм. и доп. от 26.07.2017 N 204-ФЗ) 3. Российская Федерация. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Текст] : офиц. текст от 29.12.2012 N 273-ФЗ от 03.08.2018 N 329-ФЗ 4. Бегенина Л.Ю. Интерактивная доска как средство организации фронтальной работы [Текст] / Бегенина Л.Ю. Информатика и образование. 2018. № 7 5. Богачкин, А.И. Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей [Текст] / А.И.Богачкин. М.: ДОСААФ, 2017. 190 с. 6. Ваганов, В.И., Рывкин, А.А. Вождение автотранспортных средств / В.И. Ваганов, А.А. Рывкин. М.: Транспорт, 2014. - 223 с. 7. Вазина, К.Я. Модель саморазвития человека [Текст] / К.Я. Вазина. — Н. Новгород: 2014.-268 с. 8. Вазина, К.Я., Петров, Ю.Н. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное саморазвитие [Текст]/ К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров. -Н. Новгород: ВГИПИ, 2016. 296 с. 9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие [Текст] / А.А. Вербицкий. М.: высш. шк., 2017. - 207 с. 10. Викулина, М.А., Дмитриева, Е.Н. Педагогическая технология в деятельности учителя [Текст]: Учебное пособие. М.А. Викулина, Е.Н. Дмитриева, Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2016. - 283 с. 11. Волошин, Г.Я. Анализ дорожно-транспортных происшествий [Текст] / Г.Я. Волошин, М.: Транспорт, 2018. - 239 с. 12. Волгин, В.В. Учебник по вождению автомобиля [Текст] / В.В. Волгин. – М., 2017. 13. Габдреев, Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студента [Текст] / Р.В. Габдреев. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2015. - 109 с. 14. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирования умственных действий и понятий» [Текст] / П.Я. Гальперин. М.: МГУ, 2016.-51 с. 15. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие [Текст] / Б.С. Гершунский. М.: Флинта - Наука, 2017. - 768 с. 16. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б.С. Гершунский. М., 2015. - 325 с. 17. Глинский, Б.А., Грязнов, Б.С. и др. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) [Текст] / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов.- М.: Изд-во МГУ, 2016. 248 с. 18. Горев, А.Э., Олещенко, Е.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Учебное пособие / А.Э Горев, Е.М. Олещенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2017. 256 с. 19. Гришина, И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: монография [Текст] / И.В. Гришина. — СПб., 2014. -232 с. 20. Давыдов, В.В., Варданян, А.У. Учебная деятельность и моделирование [Текст] / В.В. Давыдов,- А.У. Варданян. — Ереван: Луйс, 2015. 220 с. 21. Дежурный Л.И. Первая помощь для водителей [Текст] / М.: ИЦ «Мир автокниг». М. 2016 22. Дмитренко, Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы [Текст] / Т. А. Дмитренко // Педагогика. 2018. - № 2. - С. 54-59. 23. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М. Академия. 2016 24. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие [Текст] /Лаборатория знаний М. 2015 25. Куперман, А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2016. 26. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации [Текст] / Под ред. В.Н. Кирьянова. М.: ООО «Книжное издательство «За рулём», 2017.-336 с. 27. Кондратьев, В.Д. Модели и методы управления безопасностью дорожного движения [Текст]: Дис. . док. техн. наук / В.Д. Кондратьев. — Воронеж, 2016.-213 с. 28. Кононенко, Л.М., Мазур, Е.Б., Бжезовский, С.М. Совершенствование подготовки водителей автомобилей и проведение экзамена [Текст]: Монография / JI.M. Кононенко, Е.Б. Мазур, С.М. Бжезовский. — Киев: «Вища школа», 2017.-88 с. 29. Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «Е» [Текст] / Олег Владимирович Майборода. – Издательский центр «Академия» 2015-256с. 30. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям [Текст]. М. Академия. 2017 31. Михайловский, Е.В. Устройство автомобиля [Текст] / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М., 2014. 32. Молоткова, Н.В. Основы управления транспортным средством и безопасность движения [Текст] / Н.В. Молоткова, А.О. Хренников. – Тамбов, 2016. 33. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях [Текст]: Пособие для преподавателей. – М.: Альфа-М, 2015. – 96 с.: ил. 34. Нарицын, Н. Психология безопасного вождения [Текст] / Н. Нарицын. – М., 2014. 35. Николенко В.Н Первая доврачебная медицинская помощь: учебник водителя автотранспортных средства категорий «А», «В», «С», «D», «Е»., М.: ИЦ «Академия». 2017 36. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В. Анализ потребности в умениях [Текст]: Методическое пособие. – М.: Альфа-М, 2016. – 142 с. 37. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях [Текст]: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2015. – 288 с.: ил. 38. Романов, А.Н. Автотранспортная психология [Текст] / А.Н. Романов. – М., 2017. 39. Родичев В.А., Устройство И техническое обслуживание легковых автомобилей: учебник водителя автотранспортных средства категории «В». [Текст] М.: ИЦ «Академия». 2014 40. Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения [Текст]. М.: ООО «Книжное издательство «За рулем». М. 2014 41. Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя: учебник водителя автотранспортных средства категорий «А», «В», «С», «D», «Е». [Текст] М.: ИЦ «Академия». 2014 42. Сабодахо С.В. «Методика производственного обучения водителей автомобилей[Текст]: Методическое пособие для средних сельскохозяйственных профессий –технических училищ- 4-е издание, испр. и доп- М.: Высшая школа, 2016- 231с. 43. Скакун В.А. «Методика производственного обучения». [Текст] Ч.1.- М.: А.П.О., 2012.-204с. 44. Скакун В.А. « Методика профессионального обучения». [Текст] Ч.2.-М.: А.П.О., 2016.-204. 45. Скакун В.А. «Методика преподавания специальных и общественных предметов, (в схемах и таблицах) [Текст]: Учебное пособие для начальных профессионального образования / Владислав Александрович Скакун.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 128 с. 46. Сычев, А.Я. Вождение автомобиля [Текст] / А.Я. Сычев, В.А. Мостаков. – М., 2016. 47. Хренников, А.О. Проектирование технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере организации и безопасности движения в условиях технического вуза: диссертация [Текст] / А.О. Хренников. – Тамбов, 2017. 48. Сборник докладов и статей «Новое в профессиональном образовании специалистов для сферы обеспечения БДД». [Текст] Институт безопасности дорожного движения. – СПбГАСУ. 2016 49. Правила дорожного движения Российской Федерации. [Текст]/ Г.Б. Громоковский, Л.А.Ерусалимская, Ю.Г. Петрова. М.: ООО «ИДТР», 2014. 50. Экзаменнационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями (с изменениями). [Текст] /Г.Б. Громоковский, с.г. Бачманов, я.с. Репин и др. М.: «Рецепт-Хопдинг», 2016. 51. Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями. [Текст] / ГБ. Громоковский, с.г. Бачманов, я.с. Репин и др. М.: ООО «ИДТР», 2015.
Отрывок из работы

1.1 Цели и задачи дополнительного образования Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования [22]. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Прием лиц на обучение водителей транспортных средств категории "В" осуществляется по представлению следующих документов [16]: -личного заявления; -паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Для зачисления на обучение между обучающимся и Автошколой заключается договор на оказание платных образовательных услуг, в котором зафиксированы обязательства сторон и ответственность в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Договор может быть трехсторонним в случае, если обучение оплачивается родителями или работодателями обучаемого. Зачисление лиц на обучение в Автошколу, их выпуск или отчисление оформляется приказом директора техникума. Учебные группы по подготовке водителей комплектуются численностью не более 25 человек, с учетом предельного контингента обучающихся, указанном в Заключении ГИБДД, и необходимым количеством учебных автомобилей. Формирование Автошколой учебных групп допускается только в период действия лицензии на право ведения образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств соответствующей категории. Представители отделения дополнительного профессионального образования обязаны по требованию лиц, поступающих на обучение, или их представителей, ознакомить с настоящим Положением, лицензией на право ведения образовательной деятельности, рабочей учебной программой, тематическими планами и другими локальными документами Автошколы, регламентирующими образовательный процесс. Целями деятельности Автошколы являются [34]: • подготовка и переподготовка водителей автотранспортных средств; • создание необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в самоопределении и самореализации посредством получения профессионального и дополнительного профессионального образования; • приобретение трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ. • удовлетворение социально-экономических потребностей общества в специалистах технического профиля Предметом деятельности Автошколы является обучение слушателей по образовательным программам профессиональной подготовки, а также по программам дополнительного профессионального образования. Автошкола представляет тип организации – профессиональная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной ее цели образовательную деятельность по образовательным программам профессиональной подготовки, а также по программам дополнительного профессионального образования. Автошкола в своей деятельности осуществляет следующие задачи [41]: • организация образовательного процесса в соответствии с Законом об образовании; • реализация образовательных программ профессиональной подготовки и дополнительных образовательных программ в соответствии с государственными требованиями и стандартами; • создание благоприятных условий для самореализации личности, ее жизненного и профессионального самоопределения; • удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники; • организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов; • реализует образовательные программы в области подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «Д», «Е» и «М» соответствующего уровня, отвечающего отечественным и зарубежным требованиям. Для осуществления указанных целей и задач Автошкола может [28]: - принимать на обучение на категорию «А» с 14 лет, на категории «В» и «С» с 16 лет, на категорию «Д» с 20 лет, на категорию «Е» при стаже не менее года любой из категорий «В», «С», «Д». - организовывать учебные курсы подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств, курсы обучения водителей разных категорий, семинары, лекции, научно-методические конференции, совещания, практические занятия; - осуществлять деятельность и оказывать услуги (платные на договорной основе) в области обслуживания автотранспортных средств; - формировать временные и постоянные коллективы специалистов с оплатой труда на договорной и контрактной основе; - самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы своей деятельности; - свободно распространять информацию о своей деятельности; - осуществлять благотворительную деятельность; - самостоятельно осуществлять подбор преподавательских кадров, как на контрактной, так и на конкурсной основе; - создавать самостоятельно или совместно с любыми, в том числе зарубежными партнерами различные предприятия, организации и учреждения, филиалы, структурные подразделения, вступать в союзы, объединения, ассоциации. Осуществление деятельности, требующей лицензирования, производится после получения соответствующей лицензии. Автошкола реализует образовательные программы профессиональной подготовки и переподготовки [25]: - Водитель транспортных средств категории «В»; - Переподготовка водителей транспортных средств категории «В» на категорию «С»; Автошкола реализует также дополнительные образовательные программы: - Педагогические основы деятельности мастера производственного обучения по подготовке водителей автотранспортных средств (уровень направленности – дополнительный к среднему и высшему профессиональному образованию) - Педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителей автотранспортных средств (уровень направленности – дополнительный к среднему и высшему профессиональному образованию). Обучение в Автошколе ведется на русском языке. Содержание образования и организация образовательного процесса в Автошколе регламентируется учебными (тематическими) планами, программами, разработанными Автошколой самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием. Прием обучающихся производится в Автошколу по заявлениям физических лиц, заявкам юридических лиц и договорам. В случаях, предусмотренных действующими нормативами по подготовке, переподготовке соответствующих специалистов, лица, поступающие на обучение в Автошколу, обязаны представить справку о состоянии здоровья. При наборе слушателей Автошкола знакомит их с настоящим уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Обучение проводится в группах, которые формируются Автошколой по дисциплинам. Численность групп определяется в зависимости от специфики преподаваемого предмета, в количестве наиболее целесообразном для лучшего усвоения материала. Обучение в Автошколе проводится в виде теоретических и практических занятий. Теоретическое обучение проводится в специально оборудованных классах. Обучение осуществляется по дневной (очной) и очно-заочной (вечерней, сменной) формам обучения с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от производства. Общая продолжительность обучения составляет от 1.5 до 6 месяцев. Учебный процесс осуществляется в течение всего календарного года. Занятия проводятся ежедневно [28]. Образовательный процесс включает теоретическое и практическое обучение. Для теоретических занятий учебный час устанавливается продолжительностью 45 минут, после каждого учебного часа предусматривается перерыв продолжительностью не менее 10 минут. Система оценок и промежуточная аттестация осуществляются в форме итоговых занятий, зачетов и экзаменов в соответствии с учебным планом. Обучение заканчивается внутренними зачетами (экзаменами) в соответствии с учебным планом. Результаты внутренних экзаменов оформляются экзаменационным протоколом. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются свидетельства установленного образца о прохождении обучения, которые предъявляются в ГИБДД при сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения. Слушатели Автошколы могут быть отчислены досрочно: по личному заявлению, по решению администрации при систематическом пропуске занятий, за неуплату обучения, за грубое нарушение правил внутреннего распорядка, противоправное поведение. Образовательные услуги в Автошколе платные. Плата за обучение вносится до начала занятий. Размер оплаты, взимаемый со слушателей, устанавливается Директором в зависимости от количества образовательных и дополнительных услуг, с учетом затрат, связанных с организацией, обеспечением и совершенствованием учебных процессов и инфляционным ростом цен. Взаимоотношения Автошколы, его слушателей и организаций-заказчиков регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер оплаты за обучение и иные важные условия. Обучающиеся имеют право [27]: - на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; - охрану жизни и здоровья; - на уважение их человеческого достоинства, свободы совести, свободного выражения собственных взглядов и убеждений; - на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных, юридических, медицинских консультаций; - на использование оборудования и инвентаря в пределах, утвержденных планом обучения; - на получение документа установленного образца по окончании обучения при успешной сдачей внутренних зачетов. Обучающиеся обязаны: - овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами обучения; - соблюдать Устав и правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения администрации; - бережно относиться к используемому оборудованию; - соблюдать правила техники безопасности; - достойно вести себя и уважать достоинство других людей, их взгляды и убеждения; - своевременно вносить плату за обучение и другие услуги, предоставляемые Автошколой; - соблюдать требования Устава и внутренних локальных актов. Работники Автошколы имеют право: - на получение работы, обусловленной контрактом; - на оплату труда в соответствии с установленными ставками, - на материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности; - на медицинское и другие виды социального страхования; - на самостоятельный выбор средств и методов обучения, обеспечивающих высокое качество учебного процесса; - на использование утвержденной программы обучения; - на разработку и внесение предложений по совершенствованию методической и учебно-производственной программы; - на обжалование приказов и распоряжений администрации; - на уважение своей чести и достоинства. Работник Автошколы обязан [38]: - выполнять требования Устава, правила внутреннего трудового распорядки и иные локальные акты Автошколы; - выполнять условия заключенного контракта; - не допускать нарушений учебного процесса; - обеспечивать высокую эффективность своего труда; - постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки. На должность педагогического персонала могут быть приняты лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую установленным квалификационных требованиям данного профиля и подтвержденную аттестатами, дипломами об образовании, либо документами о повышении специальной квалификации. Работники принимаются Директором Автошколы на условиях срочного трудового договора (контракта). Оплата труда работников Автошколы и их материальное стимулирование осуществляется в пределах единого фонда оплаты труда. Должностные оклады и тарифные ставки не могут быть ниже гарантируемого минимума заработной платы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране. Главная его особенность – способность к адаптации к личностным запросам, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения. 1.2. Характеристика технологии модульного обучения Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но, всё же, в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельным характером учения. Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы. Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа [39]: 1. внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными способностями; 2. перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что «она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [24]. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила обучающегося развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности. Рис. 1. Виды модульного обучения в мировой практике Технология модульного обучения, позволяет индивидуализировать процесс обучения и обеспечить самостоятельную учебную работу учащегося. Цель технологии – создать условия для усвоения учащимися содержания модульных образовательных программ, которые реализуют комплексные дидактические цели и обеспечивают самостоятельное изучение каждым учащимся учебного материала в индивидуальном темпе [10]. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать [36]. Принципы модульного обучения представлены в приложение 1. 1. Принцип модульности требует построения обучения по отдельным функциональным блокам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Отдельные модули позволяют решать общую дидактическую цель в процессе обучения. 2. Принцип выделения из содержания обучения обоснованных элементов требует рассматривать учебный материал как единую целостность, направленную на решение дидактической цели; модуль имеет чёткую структуру. В интегрированной цели выделяется структура частных целей, достижение каждой из которых полностью обеспечивается учебным материалом соответствующего элемента. 3. Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Содержание каждого элемента, модуля может легко изменяться или дополняться. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули. 4. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимся близких, средних и отдалённых стимулов учения. Для чего каждому учащемуся предоставляется вся модульная программа на этап обучения; комплексная дидактическая цель, лично значимая, как ожидаемый результат. Обучаемый обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдалённых перспектив; описанием интегрированных целей учения в каждой деятельности и частных целей учения в качестве результатов деятельности. 5. Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности. Учебный материал представляется в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих освоение информации; предлагаются различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучаемый может выбирать. 6. Принцип паритетности в модульном обучении предполагает взаимодействие педагога и обучаемого. Для этого модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучаемым до определённого уровня. Приведем два смысла понятия «модуль»: 1. дидактическая единица модульной программы, состоящая из учебных элементов, реализующая интегрирующую дидактическую цель. 2. дидактико-методическая единица, представляющая собой пакет заданий для учащегося, выполнение которых организуется как самостоятельное, индивидуальное, в своем объеме, в своем темпе. В состав заданий входят: - указания на то, какую информацию следует усвоить; - в каких источниках найти эту информацию; - проверочные задания для выполнения после усвоения материала; творческие задания; контрольные задания; - ключ для самопроверки. Говоря другими словами, в модуль входят учебные элементы. Учебный элемент – дидактическая единица учебного материала, реализующая частную дидактическую цель [15]. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят [42]: 1. целевой план действий; 2. банк информации; 3. методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности обучающегося. Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес. Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях. Первое направление - поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на обучающегося с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации. Второе направление - учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения [26]. Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений. Четвёртое направление - организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности обучающегося к работе на уровне А, В или С. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний. Одним из требований к модульному обучению с точки зрения его индивидуализации является разнообразие учебных элементов, предлагаемых обучающегося на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении. Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью. Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg