Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

NLatipova 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и имеют математический склад ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Введение

Актуальность исследования.Нововведения в сoврeмeннoм рoссийскoм oбществe привeли к сeрьeзным измeнeниям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной сторон данной ступени образования. Происходящие в последнее время увеличение человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и познавательным способностям подрастающего поколения. Это находит подтверждение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором предлагается принцип развивающего образования, предполагающий интеллектуальное развитие ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире. Интеллектуальная деятельность составляет значимый аспект математического образования для детей старшего дошкольного возраста. В процессе формирования элементарных математических представлений активизируются наблюдательность, любопытство и любознательность, которые, в свою очередь, формируют интеллектуальную активность старших дошкольников и оказывают существенное влияние на их познавательные интересы. Познавательная деятельность направлена не только на активизацию познавательного интереса, но и на формирование активности, самостоятельности, познавательных качеств личности ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Как известно, успешное решение задач на любом возрастном этапе связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д. Значит, и акцент дошкольного образования должен быть перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации. Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его интеллекта, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволили бы не только усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в другой ситуации и творчески. Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется потребностью в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. В связи с этим социально-педагогическую значимость приобретает поиск эффективных педагогических условий построения образовательного процессам с учетом принципа интеграции компонентов образовательного процесса, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена несоответствием между теорией развивающего обучения в соответствии с современными требованиями дошкольного образования (ФГОС ДО, Концепция непрерывного образования) и недостаточностью обоснованных научных изысканий в этой области исследования. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста предполагает реализацию принципа развивающего обучения, под которым понимается активно-деятельностный способ обучения дошкольников. Основу развитие интеллектуальных способностей обеспечивает изучение математических объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, нои на уровне проникновения в ихсущность через постановку проблемных задач и их решение в исследовательской, продуктивной деятельности. Актуальность настоящей работы нанаучно-методическом уровневытекает из несоответствия между существующей методикой обучения математике, которая направлена на количество усваиваемого математического материала, а не на качество его усвоения, и необходимостью создания методики обучения математике детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», которая способствовала бы как развитию интеллектуальных способностей, так и улучшению качества усвоенного математического материала в интеграции с другими образовательными областями дошкольного образования. Решение этой проблемы кроется в использовании методики обучения математике старших дошкольников на основе интеграции принципов разных подходов в обучении, базирующихся на представлениях детской психологии. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности позволил выделитьпротиворечиямежду: ? признаваемой в практике дошкольного воспитания необходимостью развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности и недостаточно разработанной организацией дошкольного математического образования, которая строится с учетом принципа интеграции структурных компонентов образовательного процесса; ? теорией развивающего обучения, понимающей личность ребенка не как совокупность изначально заданных и неизменных индивидуальных особенностей, а как складывающуюся в образовательном процессе «саморазвивающуюся систему», и недостаточной разработанностью технологий такого плана в дошкольном математическом образовании; ? существующей методикой формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, направленной, в первую очередь, на получение знаний, умений и навыков, и необходимостью создания методики, направленной не только на накопление математических знаний, но и на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности, на основе интеграции принципов развивающего, личностно-ориентированного и обучения. Обозначенные противоречия помогли выявитьпроблемуисследования: необходимость выявления педагогических условий развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности с учетом современных требований к дошкольному образованию. Все вышесказанное позволило сформулироватьтемуисследования:«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольноговозраста в математической деятельности». Цель исследования: выявить и проверить экспериментальным путем эффективность педагогических условий развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. Объект исследования:процесс развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования:педагогические условия развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. Гипотеза исследования:развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности будет эффективной при реализации следующих педагогических условий: ? проектирования структурно-содержательной модели развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в математической деятельности на основе интегративного подхода в организации образовательного процесса в ДОУ; ? взаимосвязанности структурных компонентов образовательного процесса: планирования, непосредственно образовательной математической деятельности, образовательной деятельности детей и педагога в свободной деятельности, предметно-развивающей математической среды; ? разработки методики развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности, основанной на интеграции принципов развивающего, личностно-ориентированного и предметно-центристского обучения. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующиезадачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить теоретико-методологические и организационно-практические подходы к развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. 3. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по осуществлению развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют: исследования психофизиологических аспектов возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (Е.А.Аркин,Л.И. Божович, Л.С.Выготский, С.И.Гальперин, В.А.Деркунская,А.Н. Кабанов, В.Т.Кудрявцев, С.Г.Якобсон и др.); исследования проблемы познания ребенка старшего дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.); работы, посвященные особенностям развития познавательной активности детей дошкольного возраста (Р.Буре, Д.Б. Годовикова, Л.Р.Голубева, С.А. Козлова, В.А.Петровский, Л.В. Трубайчук); педагогические исследования условий формирования познавательной активности (В.В.Зайко, Е.Э.Кригер, М.И.Лисина, М.И. Матюшкин, Т.А.Серебрякова, Т.И.Шамова, В.В.Щетинина, Г.И.Щукина и др.); методические подходы к организации познавательной деятельности дошкольников (В.Н.Аванесова, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгер, Н.Ф. Виноградова, Т.И.Гризик, О.В.Дыбина, О.М.Дьяченко, Т.И.Ерофеева, Т.А.Куликова, Л.М.Маневцова, С.Н.Николаева, Л.Н.Павлова, Л.А. Парамонова, Н.Н.Поддьяков, П.Г.Саморукова, Н.Л.Худякова, А.П.Усова и др.); теоретические основы проблемы интегративного подхода в дошкольном образовании (Л.И.Гриценко, С.Д.Кириенко, Л.В.Трубайчук); исследования теоретических и практических проблем формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (А.В. Белошистая, Т.И.Ерофеева, А.М.Леушина, Н.А.Менчинская, А.А. Столяр, Е.Л.Тихеева, Л.С.Метлина, Т.Д.Рихтерман и др.). Для выполнения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующиеметоды исследования:теоретические – изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование;эмпирические –изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, определение уровня формирования элементарных математических представлений. Выбранная методологическая и теоретическая основа и поставленные задачи определилиэтапы исследования. Первый этап(2014 – 2015 гг.) –поисково-теоретический.На данном этапе осуществлялось теоретическое осмысление проблемы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. На основании изучения существующих теорий формулировались исходные позиции исследования, разрабатывался его понятийный аппарат. Создавалось теоретическое обеспечение исследования проблемы. Проводился констатирующий этап исследования по изучению развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений в условиях дошкольного образовательного учреждения. На основании изученного была создана структурно-содержательная модель активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности, выявлены педагогические условия, влияющиена формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Второй этап(2015 – 2016 гг.) –опытно-поисковый.На данном этапе была осуществлена проверка гипотезы, уточнены этапы проведения формирующего эксперимента, в процессе которого были проверены педагогические условия, способствующие развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в математической деятельности; также было разработано методическое пособие для воспитателей детских садов по формированию элементарных математических представлений на основе принципов общения и взаимодействия взрослых и детей, развивающего обучения и интеграции образовательных областей дошкольного образования;осуществлены проверка и уточнение полученных в ходе исследования выводов. Третий этап(2016 гг.) –заключительно-оценочный.На этом этапе осуществлялось обобщение и описание полученных в ходе экспериментальной работы результатов относительно развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности, сформулированы выводы по работе, оформлены результаты магистерского диссертационного исследования и завершено литературное оформление магистерской диссертации. База исследования.Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 «Планета детства» города Ульяновска, которое использует в работе комплексную программу развития и воспитания детей дошкольного возраста «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы). Всего в экспериментальной работе на разных этапах исследования приняли участие 57ребенка в возрасте от 5 до 6 лет. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследованиядостигались методологической разработанностью и исходными теоретическими посылками: комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих объекту; репрезентативностью данных; всесторонним анализом данных различных этапов экспериментальной работы; сочетанием качественного и количественного анализа в обработке результатов. Научная новизна исследованиязаключается в том, что: 1. Обоснованы необходимость и целесообразность развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, определяющей необходимый и достаточный уровень математического развития ребенка для успешногоосвоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. 2. Выявлены педагогические условия развития интеллектуальных способностей детей старшего возраста в математической деятельности, которые отражают: ? структурно-содержательную модель развития интеллектуальных способностей детей старшего возраста в математической деятельности на основе интегративного подхода, способствующую восприятию целостного окружающего мира и эффективному построению образовательного процесса старших дошкольников; ? взаимосвязь структурных компонентов образовательного процесса: планирования, непосредственно образовательной математической деятельности, образовательной деятельности детей и педагога в свободной деятельности, предметно-развивающей математической среды; ? методику развития интеллектуальных способностей детей старшего возраста в математической деятельности на основе интеграции принципов развивающего, личностно-ориентированного, предметно-центристского обучения. 3. Выделены компоненты и определены уровни (низкий; средний;высокий) развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, позволяющие отслеживать ее динамику в процессе формирования элементарных математических представлений. Теоретическая значимость исследованиязаключается в следующем: 1. Обогащена теория дошкольной педагогики введением нового смыслового понятия «развитие интеллектуальных способностей детей старшего возраста в математической деятельности», под которым понимается процесс развития ребенка и активного познания им окружающего мира и самого себя в разных видах детской деятельности через освоение им математических понятий «форма», «величина», «пространство», «время», «количество и счет». 2. Подтверждена необходимость реализации педагогических условий образовательного процесса на основе интегративного подхода, влияющих на развития интеллектуальных способностей детей старшего возраста в математической деятельности. 3. Обоснована необходимость применения интеграции принципов развивающего, личностно-ориентированного, предметно-центристского обучения при развитии интеллектуальных способностей детей старшего возраста в математической деятельности. Практическая значимость исследования: 1. Внедрены педагогические условия, способствующие развития интеллектуальных способностей детей старшего возраста в математической деятельности. 2. Выявлены компоненты и уровни интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений, которые могут быть использованы в качествекритериальной основы их формирования у дошкольника в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей детей 1.2. Особенности развития интеллекта у детей 1.3. О математических способностях дошкольников 1.4. Современное состояние теории и технологии математического развития Выводы по первой главе ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Изучение особенностей развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности 2.3. Математическая деятельность как форма развития интеллектуальных способностей старших дошкольников 2.3. Анализ результатов Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Баряева Л., Зарин А. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. 1998. № 32. С. 71–76. 2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Аркти, 2004. 66 с. 3. Береславский Л. Интеллектуальные игры // Обруч. 1999. № 4. С. 22–25. 4. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 96 с. 5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 144 с. 6. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5–6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр,Т.М. Чеботаревская; под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1991. 80 с. 7. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений.Анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с. 8. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие / подред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 288 с. (Серия «От детского сада к школе»). 9. Дружинин В. Умными рождаются, талантливыми становятся // Обруч. 1999. № 3. С. 3–5. 10. Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практическихситуаций // Дошкольное воспитание. 1996. № 2. С. 17–20. 11. Занимательная математика: методические рекомендации по разработке программы индивидуального общения взрослых с дошкольниками / под ред. М.Ю. Стожаровой. Ульяновск: УИПКПРО, 2003. 60 с. 12. Земцова Е.Н. Комплексный подход к интеллектуальному развитиюдошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 5. С. 93–97. 13. Ивакина И. О педагогических условиях развития интеллектуальнойактивности дошкольников в компьютерных играх // Дошкольное воспитание. 1995. № 12. С. 28–30. 14. Интеллектика 15. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева,Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен. М.: Академия, 2002. 208 с. 16. Касымова Л.Н., Каргина Н.С., Гуренкова Г.Н. Математика и логика в дошкольных учреждениях: программа и методические рекомендации для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Ульяновск: УИПКПРО, 2003. 73 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей детей Интеллект (от латинского слова intellectus - разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» [48, с.114]. В психологической науке выделяют ряд теоретических подходов к трактовке природы интеллекта, одним из них является тестологический подход. Тестологичекий подход – название довольно условно, потому что конструирование психодиагностических методик, их использование в практике опирается на определенные представления о закономерностях развития и функционирования психики. Метод тестов был разработан в рамках концепции бихевиоризма [29, c.26]. Но затем он получает быстрое и широкое распространение, что было обусловлено, прежде всего, направленностью тестологии на оперативное решение практических задач. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками становятся «тесты интеллекта», предназначенные для измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения понимается общая врожденная способность, определяющая успешность выполнения любых задач. Показателем интеллектуального развития выступает коэффициент интеллектуальности IQ, а интеллект, измеряемый с помощью системы тестовых заданий, получает название «тестового» или «психометрического» интеллекта [53, с.8]. Структура психометрического интеллекта исследовалась факторным анализом. Факторные модели интеллекта могут быть одноуровневые и иерархические. Одноуровневые модели предполагают множество первичных независимых интеллектуальных факторов (способностей) [18, c.22]. Например, Л. Терстоун выделил 12 независимых факторов, среди которых словесное понимание, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и т.д. Т. Келли относил к основным интеллектуальным факторам пространственное мышление, вычислительные способности, вербальные способности, память, скорость реакции. Иерархические модели являются многоуровневыми, объединяя факторы интеллекта разного уровня обобщенности умственных способностей (Ч. Спирмен, Ф. Вернон, П. Хамфрейс, Д. Векслер, Р.Б. Кэттелл). Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов. На вершине модели Ч. Спирмена находится генеральный G-фактор, общая способность. G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди и которая в той или иной степени влияет на успех выполнения любой деятельности. Далее следуют «групповые факторы интеллекта», представляющие механические, арифметические и вербальные способности. В основании модели находятся S-факторы – специальные способности, специфические для конкретной деятельности. Аналогично модель Д. Векслера включает уровень общего интеллекта, уровень «групповых» факторов - невербального и вербального интеллекта и уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам [43, с.24]. В ряде теорий уровень интеллектуальных способностей связывается с особенностями организации индивидуальной базы знаний (Р. Глезер, М. Чи, Дж. Кэмпион). Система знаний – структура семантических данных (“семантические сети”), посредством которых субъект строит свои собственные представления о происходящем, а также правила, при помощи которых субъект использует имеющиеся у него сведения. Для объяснения интеллектуальной продуктивности важным является способы хранения и воспроизведения знаний [52, c.61]. Например, процесс решения задачи опосредуется качеством репрезентации проблемы, что, в свою очередь, обусловлено имеющимися у субъекта знаниями и способами, которыми это знание организовано. Показателем уровня организации базы данных являются их легкодоступность и пригодность к применению. В качестве критерия развития интеллекта выступает компетентность, проявляющаяся в уровне понимания проблемы, опытности при выполнении сложных действий, эффективности суждений и оценок [3, с.7].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 42 страницы
450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 40 страниц
240 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 48 страниц
2222 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Маркетинг, 25 страниц
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg