Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

martin_man 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2019
Данная работа посвящена развитию цветового восприятия детей старшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения и воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, развивали мышление, воображение, память.
Введение

В последнее десятилетие проблема формирования представлений о свойствах и соотношении предметов у детей дошкольного возраста предрасполагает к себе внимание педагогов. Ведь от этого, как педагог понимает механизмы и закономерности развития ребенка, зависит направление, подбор содержания, методов и средств обучения и воспитания детей. Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показал, что психологический аспект формирования представлений о цветах и оттенках у дошкольников наиболее полно обработан в теории развития восприятия. Часто непреодолимой преградой во многих направлениях производства является чисто физическая слепота к его цвету, его тональности, насыщенности оттенка. В связи с этим профессор С.В. Вавилов писал: «Владение цветным видением чрезвычайно повышает ценность зрительного восприятия. Цветное видение дает возможность очень быстро и по-новому различать предметы и элементы среды». Цветное видение человека – явление уникальное и закономерное. Проблематика, связанная с данным явлением, постоянно привлекает внимание ученых. Вместе с тем процесс формирования представлений о цвете у детей на втором – третьих годах жизни на данное время является недостаточно исследованным. Значение цветового восприятия хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М.Монтессори, Е.И. Тихеева и другие. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследование ученых, педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Развитие цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, чем он действует. Цель исследования – определить, какие условия влияют на уровень развития цветового восприятия детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: - изучить литературу по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста; - выявить значение развития цветовосприятия у дошкольников; - рассмотреть методические основы формирования цветовосприятия детей дошкольного возраста; - провести диагностику восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста; - провести методику использования дидактических игр по восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста; - проанализировать результаты исследования контрольного этапа. Объект исследования – цветовое восприятие у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста. Теоретическая база исследования. Несомненную ценность данного исследования представляют труды таких ученных как: В.Г. Ананьева, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.С. Выготский, Л.М. Веккера, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплова, И.П. Павлова, А. Пейпера, Л.П. Урванцева и многие другие. Эмпирическая база исследования. Исследование проходило в Муниципальном бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Светлячок» с. Бада. Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной проблеме, эмпирические исследования, апробация полученных результатов, наблюдение, анализ. Научная новизна данной дипломной работы заключается в том, что применяемые диагностики и методики, помогают в формировании цветовосприятия и цветовоспроизведения у дошкольников, развивают умения детей в различении и узнавании цвета по образцам, а также освоение технических приемов воспроизведения цвета с последующим их использованием, осуществление взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая достигается посредством использования специальных, целенаправленных, комплексных упражнений по формированию цвета у детей. Практическая значимость исследования. Разработанные задания могут быть использованы педагогами в своей работе, также в создании авторских программ. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников информации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………................................................................... 7 1.1. Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………... 7 1.2. Значение развития цветовосприятия у дошкольников ……………. 13 1.3. Методические основы формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста…………………………………………………….. 17 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….…………................................................................... 25 2.1. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………………..…………........................................... 25 2.2. Анализ результатов исследования контрольного этапа …………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….. ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 31 37 39 44
Список литературы

Специальная литература А) Учебники, учебно-методические пособия 1. Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика: Учебник/Л.К. Аверченко. - М.: Новосибирск, 2011. -360с. 2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика: Учебное пособие/Б.А. Базыма. – СПб.: Речь, 2015. – 205 с. 3. Венгер Н.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений /Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. 4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Учебник.- М.: «Педагогика», 1972. -245с. 5. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте: Учебник / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 386 с. 6. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия: Учебное пособие / Р.Л. Грегори. – М.: Мир, 2012. – 456 с. 7. Димо Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация/Д.Джон – М.: Апрель Пресс, 2016. – 272 с. 8. Дубровская Н.В Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие/Н.В. Дубровская. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015 – 48 с. 9. Зеньковский В.В. Психология детства: Учебное пособие/ отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. –М.: Школа – Пресс, 2016. – 336 с. 10. Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики: Учебник / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2014. – 376 с. 11. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета./ Пер. с англ., под ред. Д.А.Шкловера. – М., 2014. 12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей: Учебник/Е.И. Игнатьев. - М.: Просвещение, 2009. - 220с. 13. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения: Учебник/ Ч.А. Измайлов и др.- М.: 1989. - 195 с. 14. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве : Учебник/ Т.С. Комарова и др.- М.: Педагогическое общество России, 2007. 144с. 15. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. Сада/ Л.В. Компанцева. –М.: Просвещение, 2015. – 96 с. 16. Кожохина С.К. Все о картинах на ткани./ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль, 2010. -144 с. 17. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: Учебник/О.А. Куревина. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2013. – 176 с. 18. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике: Учебное пособие/Н.А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014 – 190 с. 19. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом : Библиотека программы «Детство/ Н.А. Курочкина. – СПб.: «Детство – пресс», 2013 – 112 с. 20. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сад/А.Д. Кошелева.- М.: Просвещение, 2015. – 176 с. 21. Колосова Т.А. Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников: Учебное пособие / Т.А. Колосова. – М.: Каро, 2011. – 72 с. 22. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2010. – 189 с. 23. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность: Учебник/А.Н. Леонтьев и др.- М.: Просвещение, 1975. 24. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин – тов/А.А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 2011. 25. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям): Учебное пособие / Г.И. Лернер. – М.: МГУ, 2016. – 446 с. 26. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: метод. пособие для специалистов дошк. образоват. учреждений / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2017. – 143 с. 27. Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016.– 456 с. 28. Миронова Л.Н. Цветоведенье: Учебник/Л.Н.Миронова. - Минск.,1984. -286с. 29. Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности: Учебник/А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 2011. 30. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: Учебник/В.С. Мухина. - М.: 1981. -320 с. 31. Погасова Н.И. Цветовой игротренинг: Учебник/Н.И. Погасова. – СПб., 2013. 32. Приходько Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов/Е.Г. Приходько. – Краснодар, 2013. 33. Психологические тесты / Под ред. А. А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,1999. – Т.1. – 312 с. 34. Рей Гибсон, Дженни Тайлер. Развлекайся и рисуй. 35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : Учебник/ С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2010. – 713 с. 36. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2015. – 263 с. 37. Савенков А. И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства: Учебник/А.И. Савенков. - М.: 1999. 38. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве: Учебное пособие/Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 2016. -124 с. 39. Сезнюк П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом. – К.: Рад. Шк./П.К. Сезнюк. – М.: 1988. – 78 с. 40. Скифская Н.М. В мире прекрасного (материалы опытно – экспериментальной работы)/ Н.М. Скифская. - Спб, 2015. – 140 с. 41. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство/Л.Н. Собчик. – СПб., «Речь», 2017. – 112 с. 42. Созонтьев Б.А. К вопросу о развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста: Учебник/ Б.А. Созонтьев. - Чебоксары. 1953. 43. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи/Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул,1996. – 80 с.: цв.ил. 44. Стиф Барр. Веселые человечки. 45. Стиф Барр. Забавные зверята. 46. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников: Учебник/И.В. Тюфанова. - Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 80с. 47. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений – 5 –е изд., стереотип/Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия». 2011 – 336с. 48. Фиона Уотт. Я умею рисовать. 49. Фрилинг Г.К. Человек – цвет – пространство: Учебное пособие/ Г.К. Фрилинг. -М.,1973. - 120 с. 50. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада./ А.В.Запорожец; Я.З.Неверович; А.Д.Кошелева и др.; Под редакцией А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение, 2015. -176с. 51. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение :Учебник/ Б.А. Шашлов. - М., 1986, - 280 с. 52. Эдвардс Бетти. Откройте в себе художника. – 3 е издание: Учебник/Б.Эдвардс, 2014. – 240 с. Б) Научные статьи 53. 53. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека// Сенсомоторные процессы. - 2015. - С.224 – 264. 54. Вайнерман С.М, Большев А.С, Силкин Ю.Р, Лебедев Ю.А, Филлипова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений/С.М. Вайнерман и др. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 224с. 55. Мелик – Пашаев А.А. Цвет как изобразительное средство в изобразительной деятельности детей// А.А. Мелик-Пашаев. – 2011. - № 3 – 4. 56. Соловьева Е.А., Тутушкина М.К. Психосемиотический подход к проблеме цвета в практической психологии // Актуальные проблемы современной психологии . -2016. -С. 429 - 432.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста Роль цветового восприятия в познании мира особенно велика. Оно доставляет человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные. Зрение даёт нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Цветовые ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силён момент чувственного созерцания. Цветовые восприятия - наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия тел. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и практического действия. Изобразительная деятельность формирует человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Эта деятельность развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие [6]. Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период, не какой-то обособленный этап в жизни ребёнка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 77 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg