Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МАШИНОСТРОЕНИЕ

Теоретические основы организации управления закупками машиностроительного предприятия.

irina_krutaya 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2019
Объектом исследования является закупочная деятельность ОАО «Салаватнефтемаш» Предметом исследования является процесс управления закупками товаров машиностроительного предприятия и пути его совершенствования. ОАО «Салаватнефтемаш» выпускает: колонное, теплообменное, емкостное, реакторное, сепарационное оборудования, компенсаторы и т. д. Продукция завода используется нефтегазодобывающими объединениями, машиностроительными заводами, в энергетическом комплексе, многими строительными и коммунальными организациями. Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию методов процесса управления закупками товаров машиностроительного предприятия. Для достижения цели этой работы необходимо решить ряд задач: – рассмотреть теоретические основы закупочной деятельности промышленного предприятия; – исследовать практику организации закупочной деятельности на примере ОАО «Салаватнефтемаш»; – разработать направление на повышение оптимизации управления закупками товаров машиностроительного предприятия. Научная новизна исследования. Обоснована необходимость развития организационных и методических путей совершенствования процесса управления закупками товаров машиностроительного предприятия включающие: – выделены теоретические основы эффективности закупочной деятельности промышленного предприятия на основе разработанной рейтинговой модели; – проведен отраслевой анализ машиностроительного отрасли; – разработаны направления на повышение оптимизации управления закупками товаров машиностроительного предприятия. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и усовершенствовании систем классификации ресурсов и складирования. Положения диссертации могут использоваться в процессе управления машиностроительного предприятия. Практическая значимость работы состоит в том, что проведенные автором исследования доведены до уровня практических рекомендаций. На основе теоретических положений диссертации разработаны практические рекомендации для машиностроительных предприятий по оптимизации закупочной деятельности Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории и практики закупочной деятельности предприятия. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным и комплексным характером выполненной работы, применением научных методов, использованием достоверных исходных данных и практической проверкой разработанных методических положений по разработке и формированию системы показателей оценки эффективности цепей поставок. Апробация результатов исследования. Положения и результаты диссертационного исследования представлены, обсуждены и одобрены на международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития». Публикации. По теме диссертации опубликовано 3 печатные работы, общим объемом 0,6 п.л., в рецензируемых научных журналах, рекомендуемых РИНЦ РФ. Структура и объем диссертации обусловлены содержанием поставленных научных и практических задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 52 библиографических источников, 8 рисунков, 15 таблиц.
Введение

Актуальность исследования. В условиях развития принятой модели развития экономики как инновационно-инвестиционной важное значение для производства продукции приобретает обоснованная закупочная деятельность промышленных предприятий. Выбор организационной формы осуществления закупок, поставщиков, определение вида отношений между ними и предприятием является одним из важнейших этапов и задач закупочной деятельности, поскольку важность налаживания эффективных отношений подтверждается их влиянием на формирование дополнительной стоимости продукции, создаваемой на предприятии. Максимизация стоимости заключается в объединении работы поставщиков и производителей. Важной задачей менеджеров является определение приоритетных, важных поставщиков, налаживание с ними конструктивных отношений, их развитие с целью формирования одной из конкурентных преимуществ предприятий - производства инновационной продукции и, как следствие, повышение конкурентоспособности. На практике современные промышленные предприятия постоянно сталкиваются с проблемами, связанными с поиском, выбором и поддержкой эффективных взаимоотношений с поставщиками, что является составной частью логистических или дистрибьюторских каналов, призванных доставлять сырье, материалы, полуфабрикаты и другие материальные ресурсы для обеспечения производства конкурентоспособной продукции. Поэтому нужно постоянно оптимизировать работу в каналах поставки, как с учетом точности прогнозирования изменений в необходимости ресурсов, оптимальности объемов поставок, так и группировки поставщиков в зависимости от степени важности ресурсов, которые поставляются. Это и формирует актуальность данной работы. Степень разработанности темы. Исследования проблем закупок на производстве, а также теоретические и прикладные основы управления цепями поставок представлены в работах Аникина Б.А., Бауэрсокса Д. Дж., Бубновой Г.В., Бочкарева А.А., Бродецкого Г.А., Гатторна Дж., Герами В.Д., Дыбской В.В., Зайцева Е.И., Кристофера М., Клосса Д. Дж., Куренкова П.В., Лукинского В.С., Лукинского В.В., Ламберта Д.М., Миротина Л.Б., Моисеевой Н.К., Некрасова А.Г., Неруша Ю.М., Панова С.А., Плетневой Н.Г., Родкиной Т.А., Сергеева В.И., Стока Р. Дж., Терешкиной Т.Р., Уварова С.А., Уотерса Д. и других. Несмотря на достигнутые научные результаты, многие теоретические, методологические и методические вопросы требуют дальнейшего исследования.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 1 Теоретические основы организации управления закупками машиностроительного предприятия …………………………………………... 1.1 Анализ эффективности закупочной деятельности …………………….. 1.2 Управление поставщиками материально-технических ресурсов……… 1.3 Опыт передовых компаний в эффективном управлении закупками……………………………………………………………………… 2 Анализ управления закупками машиностроительной отрасли…………….. 2.1 Анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса …… 2.2 Оценка эффективности управления закупками ОАО «Салаватнефтемаш»………………………………………………………….. 2.3 Технологии управления снабжения на предприятии………………….. 3 Современные технологии материально-технического обеспечения ОАО «Салаватнефтемаш» …………………………………………………………….. 3.1 Оптимизация политики управления закупками ………………………. 3.2 Разработка методики рейтинговой оценки поставщиков ……………… 3.3 Оценка эффективности политики управления закупками……………... Заключение ……………………………………………………………………….. Список использованных источников ……………………………………………
Список литературы

1 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (5 апреля 2013г.). 2 Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. 3 Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 26 января1996 г. № 14-ФЗ. 4 Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (18 июля 2011). 5 Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ред. от 28.07.2018). Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок. 6 Федеральный закон Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 7 Алесинская Т.В., Основы логистики. Функциональные области логистического управления, Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016. 8 Титов, В.И. Экономика предприятия: учебник – М.: Инфра-М, 2015. – 416с. 9 Иванов И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях. – М.: Инфра-М, 2016. – 352с. 10 Основы логистики: Учебник для вузов / под ред.В. Щербакова. – СПб.: Питер, 2016. – 432с. 11 Балашов А.И. Производственный менеджмент (организация производства) на предприятии: [учеб. пособие] /А.И.Балашов. – Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород [и др.]: Питер, 2017. – 160 с. 12 Управление закупками на предприятии, практикум/ Карпенко О.И., В.С. Протасеня, П.П. Кит, А.А. Гуртова. – Минск, 2017. 13 А.Н. Логистика: учебник/Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова. – М.: Эксмо, 2016. – 944с. 14 Гришин А.В. Централизованное снабжение в производственных холдингах // Национальная металлургия, 2016, №2. 15 Модели и методы теории логистики: учеб. пособие/ под ред.В.С. Лукинского. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 448с. 16 Гаджинский А.М., Логистика: учебник. – М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2015. 17 Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность, организация и управление: учебник. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2017. 18 Морозов, О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса. Лекционные материалы к курсу / О.Б. Морозов. – СПб.: СПбГУ, 2015. 19 Шаш Н.Н., Логистика: конспект лекций / Н.Н. Шаш, К.А. Азимов, А.Ю.Шепелева – М.: Юрайт, 2018. 20 Точно в срок … и с минимальными затратами // Логистика, 2017, №4. 21 Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике: учебник. – М.: «Экзамен», 2016. 22 Модели и методы теории логистики / под ред.В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2017. 23 Киселева Е.Н., Буданова О.Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учеб. пособие – М.: Вузовский учебник, 2018. 24 Джордж М.Л. Бережливое производство + шесть сигм. Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. – Издательство «Альпина Паблишер», 2017. 25 Найджил Слак. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент/ - М.: Инфра-М, 2018. 26 Ермолович, Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]/ Л.Л. Ермолович. – Мн.: БГЭУ, 2018. – 324с. 27 Как организовать цепочку поставок/ Harvard Business Review – М., 2016. 28 Уильям Дж. Стивенсон (William J. Stevenson) Системы «точно-в-срок» (just- in-time): разработка и внедрение. – 2017. 29 Пономарев Е.А. Как грамотно оценить финансовое состояние предприятия?// 30 Руководство по закупкам/Н.Димитри, Г.Пига, Дж.Спаньоло – М., 2016 31 Глубокий Сергей. Сбытовые переговоры. Стратегии, приемы, методики обоснования предмета торгов / Сергей Глубокий. - М: Издательство Гревцова, 2016. - 304 c. 32 Коляда К.В. «Модификация алгоритма оптимизации закупок в условиях нестабильных цен». Корпоративная логистика. 2017. 33 Вайпан, В.А. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Комментарий и практика применения закона / В.А. Вайпан. - М: Юстицинформ, 2017. - 147 c 34 Бухгалтерский баланс ОАО «СМЗ» на 31 декабря 2018 года. 35 Бригхэм Ю., Эрхардт М. Анализ финансовой отчётности.// Финансовый менеджмент = Financial management. Theory and Practice / Пер. с англ. под. ред. к. э. н. Е.А. Дорофеева. - 10-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 960с. – С.121- 122. 36 АВС-анализ в логистике // Логистика, 2018, №5. 37 Модели и методы теории логистики: учеб. пособие, 2-е издание / Под ред.В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2017. 38 Регламент, позволяющий сэкономить на запасах // Финансовый директор, 2015, №6. 39 Шитова Ю.Ю., Гусарова Е.В. Интегрированный АВС-XYZ-анализ ассортимента и клиентской базы.//Маркетинг в России и за рубежом, 2016, №6. 40 Разгуляев В.Ю. Как с помощью простого графика вести мониторинг закупок и оптимизировать управление запасами// Финансовый директор, 2017, №11. 41 Плещенко В.И. Управление контрактными отношениями при отборе поставщиков, как фактор развития конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом, 2016, №1. 42 Ашихмин В.П. Система управления материальными потоками ОАО «Сургутнефтегаз»/ Корпоративная логистика, 2015, №5. 43 Палангин Ю.И. Логистика – планирование и управление материальными потоками: учеб. пособие. – СПб.: Политехника, 2016. – 286с. 44 Управление закупками и поставками: Пер. с англ./ Линдерс М., Джонсон Ф., Флинн А., Фирон Г. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 752с. 45 Баркалов С.А., Бурков В.Н., Курочка П.Н., Образцов Н.Н. Задачи управления материально- техническим снабжением в рыночной экономике. М.: ИПУ РАН. 2017. 46 Поставка товаров в торговле. Комментарий к Положению о поставках товаров народного потребления. - М: Экономика, 2018. - 224 c. 47 Устав открытого акционерного общества ОАО «Салаватнефтемаш». Электронный ресурс. URL: http://www.snm.ru/ 48 Анализ эффективности использования персонала предприятия. Электронный ресурс. URL: https://www.profiz.ru/peo/8_2011/ 49 Возможности использования зарубежного опыта для регулирования транспортно-экспедиторских услуг в России. Электронный ресурс. URL: http://www.logistika-prim.ru/ 50 Анализ эффективности использования персонала предприятия. Электронный ресурс. URL: https://www.profiz.ru/peo/8_2011/analiz_efektivnost_person/ 51 Анализ финансового состояния предприятия. Электронный ресурс. URL: http://afdanalyse.ru/ 52 Интеграция логистики. Электронный ресурс. URL: https://www.profiz.ru/peo/6_2011/integracija/
Отрывок из работы

1.1 Анализ эффективности закупочной деятельности Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными. Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших функций в каждой фирме [1]. Значение деятельности по организации и управлению закупками можно рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом. 1) Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане – ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги. Это так очевидно, что отсутствие претензий у потребителя, вероятно, может служить показателем хорошего снабжения. 2) Стратегия службы снабжения – это, собственно, сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п. Потенциал стратегической сферы закупок огромен. Его развитие и использование зависит как от знаний о таком потенциале у руководства компании, так и от способности руководства эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанность тех, кто управляет функцией снабжения – повсюду находить стратегические возможности и привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства компании. Знакомясь с терминологией в этой области, необходимо учитывать особенности и традиции, сложившиеся в разных отраслях экономики, а также национальные особенности ведения хозяйства [2]. За рубежом деятельность по обеспечению фирмы-производителя, либо торговой компании необходимыми видами материальных ресурсов или готовой продукции традиционно называется Purchasing/Procurement – закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в Российской Федерации до сих пор называется «материально-техническим снабжением» («обеспечением»). На предприятиях оптовой торговли в отечественной плановой экономике долго применялся термин «товароснабжение». Однако, в последние годы, растущее число российских ученых и специалистов по логистике (вышедших в основном из сферы «снабжения») стали определять эту область, как «закупочную логистику». Такие термины, как «закупка», «поставка», «снабжение», «обеспечение сырьём и материалами» и т.д. являются, практически, взаимозаменяемыми. Единого определения каждого термина не существует. В некоторых источниках «закупка» означает разовую сделку, нацеленную на приобретение необходимого в данный момент сырья и материалов. В таком случае, этот термин характеризует тактическую деятельность отдела закупок фирмы. А термин «снабжение» описывается, как целостный процесс закупочной деятельности: выявление необходимости в материалах, сырье и услугах; поиск, анализ и выбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры по цене, качеству и прочим условиям, контроль качества поставляемой продукции и т.д. Эту работу, скорее всего, можно отнести к стратегической деятельности отдела закупок [3]. В ряде случаев можно встретить понятие снабженческого (материального) менеджмента, под которым понимается планирование и контроль над всем входящим материальным потоком (материальными ресурсами и готовой продукции), поступающим в компанию. Сюда относят следующие виды деятельности [4]: – планирование поступлений материальных ресурсов и готовой продукции и контроль на этом этапе; – собственно закупки; – доставка; – приёмка и контроль качества товара; – хранение и отпуск на производство; – распоряжение невостребованными или неликвидными остатками; – утилизация «отходов» производства. Зачастую материальный менеджмент в промышленных компаниях западной логистической практики охватывает сферы закупок и материально- техническое обеспечение производства, которые бывает трудно разграничить. На производственном предприятии за поступление материалов и компонентов со стороны в нужное место и нужное время (procurement) отвечает отдел снабжения. Но, как только производственный процесс запущен, обслуживание всех возникающих после этого потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия классифицируется, как материально-техническое обеспечение производства. В цепи поставок-сделок каждая организация покупает материальные ресурсы (МР) у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, материальные ресурсы (МР) все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода импульсом для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает материальные потоки (МП) в движение по цепи поставок. Закупочная логистика – это деятельность по изучению и выбору поставщиков, заключению договоров и контролю за их исполнением, принятию мер в случае нарушений условий поставки. Она должна быть не обособленной, а подчиняться стратегии управления сквозным материальным потоком. Закупочная логистика занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранение МР и др. Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а термин «снабжение» имеет более широкое значение [8]. Снабжение как функция, может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также сопряжённые с этим работы: выбор поставщиков, ведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приёмку товаров, полученных от поставщиков. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В более узком смысле снабжение – это важная функция менеджмента на предприятии, так как [9]: – от цены и качества материальных ресурсов, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкой себестоимости), качество готовой продукции и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей; – на снабжение приходится достаточно большая доля общих расходов предприятия (до 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды. Таким образом, эффективно построенная система организации снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия. Общая цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых товаров необходимого качества по приемлемым для предприятия ценам. Рассмотрим подробнее основные логистические операции снабжения на рисунке 1.1. Рисунок 1.1 - Функциональный цикл снабжения Основные задачи службы снабжения [11, c. 57]: 1) информационные: 1.1) определение потребности в материальных ресурсах; 1.2) мониторинг рынка закупок; 1.3) определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне (аутсорсинг) – задача «сделать самому или купить; 1.4) поиск, оценка и определение лучших поставщиков, цен, вариантов доставки продуктов и услуг – задача выбора поставщика. 2) Задачи реализации: 2.1) организация и осуществление процесса закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение складских площадей для закупаемых товаров и организация доставки к складу, также приемка товара; формирование заказов; документальное сопровождение поставок; организация платежей; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками и т.д.; 2.2) постоянный контроль поставок: соблюдение сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству материальных ресурсов, и др.; 2.3) планирование бюджета закупок. 3) Задачи совместной работы службы снабжения с производством, сбытом, складированием, транспортировкой, а также с поставщиками: 3.1) тесное взаимодействие подразделениями, использующими заказанные материальные ресурсы, развитие взаимоотношений, понимание их производственных задач; 3.2) постоянная согласованность действий, касающихся ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторским отделом, отделом технологов, производственными отделами, складскими работниками, транспортным отделом и др.); 3.3) согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении материального потока от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии; 3.4) анализ взаимоотношений с поставщиками, отбор поставщиков для долгосрочного сотрудничества, и т.п. Потребности предприятий в материальных ресурсах могут быть определены различными методами: прямого счета, на основе данных о составе готовой или промежуточной продукции; на основе нормативных сроков износа; на основе формул химических реакций; статистическим методом (при прогнозировании потребностей). Наиболее точным является метод прямого счета, основанный на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. В этом случае потребность в материалах определяется путем умножения запланированного объема производства в учетных единицах измерения на удельную норму расхода материала в натуральных единицах измерения, т.е. по формуле (1.1): Мпл = Нм · Nпл (1.1) где: Мпл – потребность в материалах; Nпл – запланированный объем производства; Нм – удельная норма расхода материала Метод прямого счета имеет несколько разновидностей: 1) подетальный; 2) по аналогии; 3) по типовым представителям. Наиболее распространенным является прямой подетальный метод. Этот метод основывается на использовании подетальных расчетных норм расхода материальных ресурсов на производство продукции, т.е. общая потребность в материалах определяется путем суммирования произведений подетальных норм его расхода на запланированный объем производства отдельных деталей. Метод расчета потребности в материалах по аналогии предусматривает использование, с определенной поправкой, известных норм расхода материальных ресурсов на производство аналогичной продукции (в условиях отсутствия расчетных норм для искомого вида материальных ресурсов) и применяется, в основном, при планировании изготовления новых видов продукции, на которые еще не установлены нормы расхода. С помощью поправочного коэффициента, учитывающего особенности данной продукции, норма расхода материала может быть скорректирована. Метод расчета потребности в материале по типовым представителям предусматривает использование норм расхода на изготовление типичного представителя производимой продукции и применяется при широком разнообразии запланированных изделий и отсутствии точной и четкой программы по изготовлению каждой из них. Норма расхода материала на его изготовление Nтип распространяется на всю продукцию Nобщ. Расчет потребности в некоторых материалах, исходя из данных о рецептурном составе, в которых указывается вес каждого компонента в общем количестве исходных материалов, довольно широко применяется в основном производстве. Разработка рецептур позволяет получать продукцию с заранее заданными техническими характеристиками и определенным качеством. Рецептуры разрабатываются в черной и цветной металлургии при изготовлении литья черных и цветных металлов, в промышленности строительных материалов, пищевой промышленности. Расчет потребности по рецептурам предполагает определение потребного количества всех материалов для запланированного выпуска продукции (с учетом отходов и потерь) с последующим определением потребности в каждом материале по его удельному весу. Так потребность в клее соответствующей рецептуры для изготовления переплетных крышек, рассчитывается путем умножения годовой производственной программы в тыс. крышек на норму его расхода в граммах на 1000 крышек. Определив, таким образом, годовую потребность в клее в тоннах на производственную программу и зная рецептуру клея можно рассчитать годовую потребность в каждом компоненте на планируемый период. При определении потребности в некоторых вспомогательных материалах, на которые не были установлены нормы или она незначительна, можно воспользоваться отчетными данными о фактическом расходе в предшествующем периоде. При этом необходимо учесть коэффициент изменения программы в планируемом периоде, возможную экономию материалов в результате запланированных технических и организационных мероприятий: Такой метод широко применяется в промышленности и называется методом динамических коэффициентов (статистический метод). Более точным и прогрессивным является метод экстраполяции статистических данных о фактическом расходе материалов за несколько прошедших периодов. В результате такого анализа устанавливаются основные тенденции в расходе материалов, которые, при соблюдении определенных условий, экстраполируются на будущее. Прогнозируемую потребность в материальных ресурсах можно определить с помощью модели многофакторного анализа. С этой целью отбираются факторы, влияющие на степень потребности в материалах на перспективу. Методика анализа использования материальных ресурсов предприятия является важным этапом комплексного исследования процессов функционирования предприятия. Материальные ресурсы остаются важной составляющей производственной деятельности предприятия, стоимостная характеристика которой является наиболее динамичной, а значит существенно влияет на расходы деятельности и финансовые результаты. Методика анализа использования материальных ресурсов предусматривает традиционно ряд важных этапов: анализ потребности предприятия в материальных ресурсах, анализ величины запасов (материальных ресурсов) использованных предприятием за определенный промежуток времени, анализ выполнения договоров на поставку материальных ресурсов, анализ эффективности использования материальных ресурсов, другие. Основные существующие этапы анализа использования материальных ресурсов, а также возможные направления его расширения в соответствии с требованиями современного этапа развития теории организации приведены на рисунке 1.2. Рисунок 1.2 – Методики анализа закупочной деятельности [25] Далее остановимся на критической характеристике существующих этапов с точки зрения формирования необходимой информации для принятия эффективных управленческих решений в сфере ресурсопользования и предложим основные направления совершенствования в соответствии с развитием методических подходов и современных потребностей практики. Основой методики анализа использования материальных ресурсов, являются следующие подходы [24]: – стоимостной подход, который предусматривает проведение всестороннего исследования влияния величины материальных ресурсов на стоимостные характеристики результатов деятельности; – сбалансированный подход, который определяет необходимость исследования процессов использования материальных ресурсов во взаимосвязи с использованием других видов ресурсов и результатов деятельности предприятия; – комплексный подход – определяет необходимость исследования процессов функционирования предприятия в контексте устойчивого его развития. Применение этих подходов позволяет расширить спектр вопросов, которые следует изучить в процессе анализа использования материальных ресурсов. Так, общую величину использованных материальных ресурсов исследуют, принимая во внимание такие показатели как доля производственных запасов в составе активов предприятия и в составе оборотных активов предприятия. Эти показатели отражают структурные характеристики активов, необходимых для нормального функционирования предприятия. Важным объектом анализа на данном этапе должны стать также структурные сдвиги, которые будут свидетельствовать о возможных положительные или отрицательные тенденции. В частности, уменьшение доли запасов и увеличение, например, дебиторской задолженности свидетельствует о проблемах с обеспечением оборачиваемости активов. Поскольку инфляционные процессы по-разному влияют на цены на материальные ресурсы и на цены на продукцию предприятия, то следует вычислить темпы роста цен на покупные материальные и темпы роста цен на конечную продукцию. В случае, если динамика цен на конечную продукцию превышает динамику цен на материальные ресурсы, то предприятие все же имеет рост финансовых результатов, а потому может игнорировать меры по внедрению более ресурсоэффективных технологических процессов. Обратное соотношение свидетельствует о несостоятельности предприятия компенсировать ростом цен на свою продукцию рост цен на материальные ресурсы, снижение финансовых ресурсов предприятия и актуальность задачи внедрения ресурсосберегающих технологий [16]. Концепция устойчивого развития на микроуровне определяет необходимость исследования материальных ресурсов не только на «входе», но и на «выходе». В процессе использования материальных ресурсов предприятие формирует отходы производства, которые достаточно часто направляет во внешнюю среду. Современные предприятия должны нести ответственность за экологические последствия своей деятельности, традиционно исследуется и презентуется в отчетности по устойчивому развитию. В настоящее время вопрос ответственности бизнеса перестают быть декларативными, а предприятия готовы участвовать в продажах своих акций на международных фондовых биржах заполняют отчетность по устойчивому развитию в автоматическом режиме. Соответственно такой этап анализа как анализ экологических вопросов должен стать составной исследования Именно поэтому, целесообразно проанализировать: уровень материальных отходов производства, уровень расходов на повторное использование, утилизацию и захоронение отходов производства, и другие показатели. В общем экологическая ответственность означает, что предприятия должны формировать и реализовать экологическую политику, которая предусматривает улучшение экологических характеристик продукции и деятельности предприятия. Соответственно анализ использования материальных ресурсов должен проводится с учетом следующих этапов [19]: 1) Исследование экологической политики предприятия и ее целей. Поскольку главные задачи экологической политики заключаются в повышении экологической безопасности производства за счет рационального использования природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду при сохранении их баланса с социально-экономическими потребностями предприятия. целесообразно проанализировать: – результаты экологической сертификации продукции предприятия (при необходимости); – экологическое сопровождение технологических процессов и внедрение в производство новых технологических процессов, оборудования; – экологические последствия функционирования предприятия. В процессе анализа исследуют: – динамику объемов производства и величины выбросов предприятия; – динамику и структуру выбросов в разрезе их видов (вода, газы, твердые отходы) – возможности повторного использования отходов и затратность этих процессов; – величина затрат на утилизацию промышленных отходов предприятия и тому подобное. 2) Анализ уровня энергозатрат. Высокой динамикой цен среди различных видов материальных ресурсов характеризуются цены на энергию и топливо. Поэтому это направление анализа требует детализации и совершенного исследования. Основой поиска резервов снижения энергозатрат должен стать анализ: общей их величины в стоимостном измерителе и в натуральных показателях в разрезе видового состава, например, газ, тепловая энергия, электрическая энергия и т. д. Немаловажным является анализ удельных расходов энергетических ресурсов и материальных ресурсов в целом, в расчете на единицу продукции в натуральных или условных измерителях. 1.2 Управление поставщиками материально-технических ресурсов Когда потребности предприятия в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап – выбор поставщиков. В условиях рыночной экономики ориентация предприятий на увеличение количества поставщиков является распространенной практикой. Преимущества такого подхода основаны на конкуренции поставщиков, что обеспечивает успех на переговорах по определению цен и условий поставки. Наличие большого количества поставщиков дает возможность выбора и в том случае, если один из них испытывает трудности. Кроме того, это позволяет решать задачи увеличения объемов производства, не предусмотренные текущим производственным планом [20]. Но преимущества большого количества поставщиков обходятся неоправданно дорого. Число сотрудников, занимающихся размещением и отслеживанием заказов, и число допускаемых ошибок находятся в прямой зависимости от количества поставщиков. В целях достижения производством продукции высокого качества характерной тенденцией является отказ предприятий от ужесточенного входного контроля и переход к другим путям обеспечения приемлемости закупаемых материалов и деталей. Входной контроль не может обеспечить качество по ряду причин [21, c. 81]: – при больших объемах производства входной контроль каждой детали не эффективен с экономической точки зрения; – сплошной контроль не обеспечивает годность всех проконтролированных деталей из-за ошибок и погрешностей самого контроля; – во многих случаях качество можно проверить только путем проведения таких испытаний, после которых сырье уже нельзя использовать. Постоянный рост требования к качеству ориентирует на необходимость непрерывного управления процессом поставки продукции поставщиками. Поставщики должны быть способны производить изделия удовлетворительного качества, соответствующего требованиям заказчика. Это определяет необходимость активных партнерских отношений поставщиков и потребителей на весь период сотрудничества. На первом этапе поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции. В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы-покупатели становятся партнерами по бизнесу. Работая совместно, они могут добиться снижения затрат на закупаемую продукцию и улучшения качества товаров и услуг. Именно сотрудничество и плодотворная совместная работа, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план [14, c. 45]. Выбор ответственного поставщика является одной из наиболее значимых задач закупочной логистики. Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким и своевременным выполнением поставщиками своих обязанностей. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает именно из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Решение по выбору того или иного контрагента необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от грамотной оценки способности поставщика удовлетворять требуемым показателям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания [7]. Есть несколько направлений выбора поставщика. Первый – выбор поставщика из числа компаний, которые уже являются вашими поставщиками (или были ими) и с которыми уже установлены проверенные деловые отношения. Это значительно облегчает выбор, так как отдел закупок предприятия располагает проверенными данными о деятельности таких компаний (хотя так бывает не всегда).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg