Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социальная ответственность малого бизнеса в современной России

martin_man 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2019
Итак, в работе были изучены основные теоретические подходы к определению социальной ответственности бизнеса, в том числе малого и среднего, рассмотрена ее структура, функции и особенности, также были выявлены основные формы реализации социальной ответвенности малого и среднего бизнеса в России. Существуют различные формулировки социальной ответственности малого и среднего бизнеса в России. Они строятся в зависимости от рассматриваемого аспекта. Сопоставляя эти различные концептуальные позиции, можно сделать вывод о том, что все они правомерны и отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, государства, политики и бизнеса.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что одна из дискуссионных тем экономико-социологических исследований на сегодняшний день в – это проблемы развития социальной ответственности бизнеса. В России становление социальной ответственности проходит согласно мировым тенденциям, но социальная ответственность практически не охватывает малый и средний сектор бизнеса. Понятие социальной ответственности возникло в современном предпринимательстве относительно недавно, а в российской действительности находится на начальном этапе. В России некоторые крупные компании стараются получить дополнительный доход от приобретенного имиджа социально ответственных предприятий, а в последнее время социальную ответственность начинают использовать и предприятия малого и среднего бизнеса. Дело в том, что под социальной ответственностью, представляемой обществу в ее наиболее распространенном варианте, понимается деятельность компаний по трем основным направлениям ответственности: экономической, экологической и социальной. Экономическое направление включает качество, безопасность продукции и услуг, экологическое включает снижение вредных выбросов и других негативных влияний на окружающую среду и человека и социальное направление – развитие коллектива компании и реализация внешних социальных проектов. Российский малый и средний бизнес ограничивается, как правило, благотворительностью местного масштаба, предъявляя ее как основную форму реализации социальной ответственности, не охватывая основные три направления ответственности. Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных источников показал, что направленность трудов, посвященных социальной ответственности и в России, и за рубежом, имеет в основном общетеоретический характер. Ряд теоретико-прикладных вопросов, особенно междисциплинарного характера, по выявлению ее социально-экономических функций, анализу, диагностике, оценке уровня и эффективности до конца не решен. Значение ответственности как социально категории определилось сравнительно поздно. В 60-70 годах XX века этика ответственности выдвигается как самостоятельная часть благодаря работе Ханса Ленка «Размышления о современной технике» [1]. Ганс Йонас изложил свое мнение относительно ответственности в своей знаменитой работе «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической ситуации» [2]. По мнению Йонаса, в связи с возможностью грядущих техногенных катастроф традиционная этика исчерпала себя, необходима новая этика, в основании которой будет принцип ответственности. В XX в. осмысление ответственности как основополагающего принципа действий человека приводит к пониманию того, что «быть ответственным» может не только индивид, но социальная группа, общность, класс. Возникает новая категория – социальная ответственность», реализуемая как через формы социального контроля, так и через понимание своей общественной роли субъектами ответственности перед обществом. Основу современного подхода социальной ответственности корпорации положила работа американского экономиста Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» [3], опубликованная в 1953 году, где автор сформулировал положение социальной ответственности как обязанность бизнесменов проводить ту политику, принимать те решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей перед всем обществом. Многие работы отечественных авторов (В.Г. Афанасьева «Системность и общество»[4], Ю.И. Беляева «Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект»[5], М.П. Бизяевой «Проблемы становления социальной ответственности в России»[6], О.В. Даниловой «Концепции социальной ответственности бизнеса: ретроспективный анализ»[7] и других) посвящены разработке основ общей теории корпоративной социальной ответственности, определению критериев эффективности формирования активной жизненной позиции. Ю.В. Благов в своей фундаментальной работе «Генезис концепции корпоративной социальной ответственности» [8] рассматривает социальную ответственность бизнеса как новую цивилизационную ступень развития общества и бизнеса, позволяющую найти согласие между коммерческими интересами организации и ожиданиями общества. Положительные и отрицательные стороны социальной ответственности организаций в течение последних десятилетий рассматривает Е. Ляховецкая в работе «Социально-ответственный бизнес: за и против» [9]. Также автор говорит о формировании в мире новых стандартов и процедур, появлении ожидания в отношении бизнеса, о появлении миру предприятий, корорые создают и внедряют программы деловой этики, чтобы решать юридические и этические проблемы, проблемы защиты окружающей среды. М.В. Киварина в исследовании «Корпоративная социальная ответственность»[10] рассматривает различные трактовки термина «социальная ответственность», исследует ее через российскую специфику бизнеса. Автор подробно излагает принципы и уровни социальной ответственности бизнеса, особенно подчеркивает роль социальной отчетности как эффективного инструмента диалога бизнеса с обществом и государства. М.П. Бикеева уделяет внимание социальной ответственности как социально-экономическому феномену в работе «Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России» [11], широко обсуждает проблемыс оциально ответственного поведения бизнесмена, его роли в социально-экономическом развитии страны. Автор говорит о том, что глобализация подводит российские компании к пониманию необходимости соблюдения международных стандартов ответственного поведения и этических норм ведения современного бизнеса. Статья Е.Б. Бобровой «Социальная ответственность бизнеса как социологическая категория» [12] посвящена актуальным проблемам социальной ответственности бизнесав современных российских условиях. Автором сделан анализ экономической необходимости внедрения принципов социальной ответственности бизнеса в практику бизнеса на примере социальной политики крупного и среднего промышленного предприятия. Актуальные вопросы социальной ответственности в бизнес структуре рассматривает И.В. Марик в исследовании «Корпоративная социальная ответственность как одна из составляющих бизнес-стратегий компании» [13]. Автором рассмотрены актуальные вопросы социальной ответственности в бизнес структуре, а также соотношение понятий «социальная ответственность», «социальная защита», «социально-трудовые отношения», также отдельно рассмотрена специфика социальной ответственности малого и среднего предпринимательства, ее формы, принципы и проблемы формирования на примере российской действительности. Эмпирическими исследованиями социальной ответственности организации занимались также многие отечетественные и зарубежные ученые. Так, начало современным исследованиям социальной ответственности бизнеса положила работа Г. Боуена «Основы стратегического менеджмента» [14] и были связаны с этическим обоснованием ответственного поведения компаний и отдельных менеджеров. Анализ современного положения и роли бизнеса в обществе основан на концепции постиндустриального и информационного общества. В числе зарубежных исследований, специально посвященных проблеме социально ответственного предпринимательства, следует особо выделить работу П. Друкера «Задачи менеджмента в XXI веке» [15], где социальная ответственность бизнеса по преимуществу исследуется на микро-уровне с позиции эффективного использования имеющихся ресурсов. При несомненном вкладе в развитие теории и практики социально ответственного бизнеса, подобный подход ограничивает изучение явления социальной ответственности бизнеса рамками компании, оставляя значительный научный простор для разработки его теоретических и методологических основ. Анализируя имеющиеся научные работы, освещающие вопросы эффективности концепции корпоративной социальной ответственности для организаций, можно сделать выводы о том, что в них в равной степени уделяется большое внимание как общетеоретическим вопросам, таким, как модели и структура социальной ответственности, основные направления реализации программ социальной ответственности, так и практическому опыту ведущих западных и отечественных компаний. Объектом работы является социальная ответственность малого бизнеса в России. Предметом работы выступают основные формы реализации социальной ответственности малого бизнеса в современной России. Цель работы – выявление основных форм реализации социальной ответственности малого бизнеса в совремнной России. Задачи: - рассмотреть концептуальные подходы к определению сущности социальной ответственности бизнеса; - определить особенности социальной ответственности бизнеса в России; - охарактеризовать основные формы реализации социальной ответственности малого и среднего бизнеса по материалам социологического исследования; - выявитьспособы повышения социальной ответственности в сфере российского малого и среднего предпринимательства. Гипотеза исследовния: основной формой реализации социальной ответственности малого бизнеса в России является благотворительная деятельность. Теоретическую основу составилиработы Ханса Ленка «Размышления о современной технике» [1], Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической ситуации» [2], Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» [3], Афанасьева В.Г. «Системность и общество» [4],Беляева Ю.И. «Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект» [5], Бизяевой М.П. «Проблемы становления корпоративной социальной ответственности в России» [6], Даниловой О.В. «Концепции социальной ответственности бизнеса: ретроспективный анализ»[7], Благова Ю.Е. в работе «Генезис концепции корпоративной социальной ответственности» [8] и многие другие. Методологическую базу составили принципы объективности и научности. В совокупности данные принципы позволяют исследовать поставленные проблемы с учетом уровня развития общественных отношений, материальной и духовной жизни общества. В исследовании использовались следующие методологические подходы: системный, проблемно-хронологический, комплексного анализа явлений, аналитический подход в рассмотрении фактов и событий. Методы исследования. Для достижения поставленной цели были иcпoльзoвaны тaкие метoды кaк: изучение и aнaлиз теoретичеcкoгo мaтериaлa, а также анализ документов, анкетирование, интервьюирование с руководителем предприятия. Эмпирической базой стали результаты социологического исследования, проводившиеся в марте 2018 года в ООО «Строительно-Монтажная Компания». В анкетировании приняло участие 90 человек, в возрасте от 20 до 60 лет, интервью проводилось с руководителем предприятия. Новизна работы заключается в том, что впервые были рассмотрены основные формы реализации социальной ответственности малого и среднего бизнеса на примере ООО «Строительно-Монтажная Компания». Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в дальнейшем изучении социальной ответственности малого и среднего бизнеса в России. Работа состоит из введения, двух разделов, списка используемых источников, пяти приложений.
Содержание

Введение ………………………………………………………………..... 4 1 Теоретическое осмысление феномена социальной ответственности бизнеса …................................................................................................. 10 1.1Концептуальные подходы к определению сущности социальной ответственности бизнеса…………………………… 10 1.2 Особенности социальной ответственности бизнеса в России....... 26 2 Социальная ответственность малого в России: на примере ООО «Строительно-Монтажная Компания»……...................................... 40 2.1 Роль и место социальной ответственности в организации по материалам социологического исследования (на примере ООО «Строительно-Монтажная Компания»)…………………….. 40 2.2 Основные меры по повышению социальной ответственности в сфере российского малого и среднего предпринимательства 57 Заключение ……………………………………………………………..... 64 Список использованных источников…………………..……………..... 69 Приложение А Программа социологического исследования………….. 73 Приложение Б Анкета для опроса сотрудников «Социальная ответственность организации»........................................ 81 Приложение В Бланк интервью ………………………………………. 90 Приложение Д Положение об отделе социального развития………….. 92
Список литературы

1. Ханс Ленк Размышления о современной технике // Центр гуманитарных технологий. 2017. . 201. 2016. №4. С.11-23. 2. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации М. : Айрис-пресс. 2015. 438 с. 3. Боуэн Г. Социальная ответственность бизнесмена // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Менеджмент». 2016. № 12. С.15-19. 4. Афанасьев В.Г. Системность и общество М. : Научное знание. 2016. 264 с. 5. Беляева Ю.И. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М. : Кнорус. 2018. 250 с. 6. Бизяева М.П. Проблемы становления корпоративной социальной ответственности в России // Управление персоналом. 2013. № 23. С. 29-34. 7. Данилова О.В. Концепции социальной ответственности бизнеса: ретроспективный анализ // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей. Волгоград. 2015. №5 (14). С. 143-147. 8. Благов Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Консультант. 2012. №3 С. 10-13. 9. Ляховецкая Е. Социально-ответственный бизнес: за и против // Консультант. 2012. №13. С. 34-39. 10. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. 2015. № 2. С.56-63. 11. Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3. С. 17-21. 12. Боброва Е.Б. Социальная ответственность бизнеса как социологическая категория // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 11. С. 18-24. 13. Марик И.В. Корпоративная социальная ответственность как одна из составляющих бизнес-стратегий компании // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 26-32. 14. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. М.: Юнити. 2016. 406 с. 15. П.Друкер Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме. 2018. 328 с. 16. Колчина Н.В. Финансы предприятий и социальная политика. М.: ЮНИТИ ДИАНА. 2015. 448 с. 17. Курбатова М.В., Левин С.Н. Социальная ответственность российского бизнеса // ЭКО. 2017. №4(370). С. 58-60. 18. Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг и социальная ответсвенность. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 2009. 224 с. 19. Короткова Е.А. Использование социальных стандартов в целях управления корпоративной социальной ответственностью // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4 (9). С. 133-134. 20. Авдокушина М.Н. Корпоративная социальная ответственность как составляющая бренда компании // Вопросы новой экономики. 2016. № 2. С. 31-39. 21. Акмаева Р.Е. Повышение социальной ответственности менеджеров отечественных предприятий в условиях посткризисного развития // Инновационная деятельность. 2015. № 4. С. 16-21. 22. Будкина Е.К. Корпоративная социальная ответственность как проявление в организационной культуре // Научный вестник МГТУ ГА. 2018. № 1. С. 124-129. 23. Гришина Т.В. Социальная ответственность как социально-экономическая категория // Трудовые и социальные отношения. 2014. № 5. С. 44-50. 24. Дементьева А. Корпоративная социальная ответственность // Маркетинг. 2015. № 4. С. 3-12. 25. Кадол Н.Ф. Социальная ответственность современного предпринимательства // Вестник экономической интеграции. 2016. № 3. С. 34-40. 26. Кириакиди Ю. Особенности социальной ответственности бизнеса в России // Экономическое возрождение России. 2014.№ 2. С. 139-144. 27. Зантарая Т.П. Социальные программы социальной ответственности бизнеса// Упр. персоналом. 2017. № 11. С. 63-64. 28. Зиралова И.С. Социальная ответственность бизнеса в контексте классической экономической социологии и современных парадигм // Братство науки и предпринимательства. 2017. Выпуск 2. С. 80-96. 29. Кулибина М., Антонов В. Влияние корпоративной социальной ответственности на бренд и деловую репутацию компании // Маркетинг. 2016. № 5. С. 66-76. 30. Линге Д.И. Эффективность социальной ответственности бизнеса при проведении реструктуризации в компаниях // Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 10/11. С. 77-82. 31. Логинова Л.В. Институционализация корпоративной социальной ответственности: закономерности, проблемы и перспективы // Поиск. 2018. Выпуск 4. С. 13-22. 32. Никитина Н. Ю. Исторические этапы социальной ответственности в России // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Глобальные процессы и российская экономика. 2018. № 1. С. 58-62. 33. Михеев И.В. О становлении и перспективах социальной ответственности российского бизнеса // Социальная политика и социология. 2010. № 3. С. 144-159. 34. Рамазанов А. Концепция корпоративной социальной ответственности // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 1. С. 38-46. 35. Сахранова К.Л. Отношение руководителей российских фирм к идее социально ответственного бизнеса // Социология власти. 2014. № 2. С. 77-81. 36. Свирбутович О.А. Основные направления и факторы развития социальной ответственности бизнеса в современной России // Социология власти. 2009. № 3. С. 94-98. 37. Васильев Ю. Бюджет социальной ответственности // Стратегия России. 2017. № 1. С. 5-10. 38. Хусаинов У.Г. Корпоративная социальная ответственность и социальные инвестиции // Вестник экономической интеграции. 2015. № 7. С. 111-115. 39. Барабанов А. Социальная ответственность бизнеса и развитие территорий // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5. С.73-81. 40. Яровой А. Возможности власти в развитии социальной ответственности российского бизнеса // Власть. 2016. № 10. С.15-19. 41. Белова В.Л. О социальной ответственности бизнеса // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 196-211. 42. Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса: широкий взгляд // Россия и современный мир. 2017. № 3. С. 124-141. 43. Братющенко С.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной политики // Регион: экономика и социология. 2017. № 4. С. 188-206. 44. Полищук Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. 2013. № 10. С. 4-22. 45. Иванова В. Концепция корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2016. № 11. С. 54-57. 46. Фролова Е.А Социальная ответственность бизнеса в России // Человек и труд. 2015. № 5. С. 61-65. 47. Полищук Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. 2017. № 10. С. 4-22. 48. Банникова М.С. Особенности и проблемы формирования корпоративной социальной ответственности бизнеса в России // Самоуправление. 2012. № 11. С. 25-26. 49. Баженов А.В. Повышение уровня социальной ответственности крупных производственных компаний // Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 9. С.110-115. 50. Чубарова Т.В. Социальная ответственность бизнеса: Россия на фоне мирового опыта // Россия и совр. мир. 2016. № 3. С.131-144. 51. Матвеева А.И. Диалектика взаимосвязи между социальным партнерством и социальной ответственностью: философско-экономический анализ // Глобальный научный потенциал. 2016. № 12 (69). С. 121-123. 52. Устименко В.А., Джабраилов Р.А. Корпоративная социальная ответственность и социальная функция собственности // Менеджер. 2013. № 3 (65). С. 163-167. 53. Грибцова Т.Ю. Корпоративная социальная ответственность как основа социально-экономического развития регионов России // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2017. № 3 (4). С. 118-120. 54. Жукова С.М. Субсидиарная социальная ответственность индивидуального предпринимательства в механизме решения социальных проблем рыночной экономики // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 5-2. С. 266-270. 55. Никитина Л.М., Трещевский Ю.И. Корпоративная социальная ответственность как система социально-экономических отношений. Воронеж: ВГУ, 2018. 240 с.
Отрывок из работы

1 Теоретическое осмысление феномена социальной ответственности бизнеса 1.1 Концептуальные подходы к определению сущности социальной ответственности: основные модели социальной ответственности малого и среднего бизнеса Способность к социальному взаимодействию власти, бизнеса и общества, более того, потребность в их социальном взаимодействии, не предопределяется изначально. В числе первых, кто поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса, был Э. Карнеги. Он сформулировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности. Первое – принцип благотворительности, второе – принцип служения. В конце 1960-х – начале 1970-х годов XX векав США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она раскрывается так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом сответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. Тогда же возник широкий спектр подходов к трактовке и оценке концепции социально ответственного бизнеса. С одной стороны, это теория корпоративного альтруизма, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей, а с другой – теория корпоративного эгоизм (М. Фридман, Д. Хендерсон), утверждающая, что бизнес ответствен только за увеличение дохода своих акционеров. Между этими крайними позициями существует множество промежуточных. Среди них теория просвещенного эгоизма, согласно которой, расходуя на социальные и благотворительные программы, корпорация, уменьшая текущую прибыль, задает благоприятную социальную среду для устойчивой прибыли в будущем; и теория социально ответственного поведения, основанная на стремлении бизнеса повысить свой социальный статус посредством осуществления благотворительных и социальных программ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg