Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Характеристика угроз экономической безопасности региона.

irina_krutaya 660 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2019
Целью работы является исследование угроз экономической безопасности региона. Цель работы определила задачи исследования: - раскрыть?обратился на предприятие теоретические аспекты исследования экономической безопасности региона; - выявить угрозы экономической безопасности Курской области; - исследовать подходы к формированию механизма обеспечения экономической безопасности региона. Объектом исследования является экономическая безопасность региональной хозяйствующей системы. Предметом исследования являются угрозы экономической безопасности региона. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия экономической безопасности, раскрытии его сущности, группировке угроз, которые возникают в процессе социально-экономического развития региона. Практическая значимость данной работы состоит в проведенном анализе угроз экономической безопасности Курской области, выявлении проблем и возможностей её обеспечения.
Введение

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности является основной, фундаментальной потребностью, как жизнь человека, семьи, различных объединений людей, так и общества в целом. В условиях рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое недовольство этой потребностью негативно сказывается на развитии и функционировании отдельных граждан и государства, усугубляя кризисное состояние всех сфер деятельности, его жизнедеятельность общества. На сегодняшний день наиболее острые проблемы связаны с угрозами как национальной, так и региональной безопасности Российской Федерации. Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. В настоящее время объектом безопасности становится экономика на всех уровнях с её задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и определенного ущерба, привносимого процессом «втягивания» в международные рыночные отношения и экономические связи. Кризисное состояние экономики проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, длительный застой аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета и т.д. Расширение делового партнерства с хозяйствующими субъектами в стране и за её пределами актуализирует задачи преодоления негативных факторов, препятствующих нормальному функционированию экономики, её устойчивому развитию. Вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы. Различные аспекты экономической безопасности раскрыты в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как Сенчагов В.К., Абалкин Л.И., Татаркин А.И., Вечканова Г.В.,?обратился на предприятие Криворотов И.В., Глазьев С.Ю., Новикова И.В. Однако в условиях экономического кризиса, действия санкций и антисанкций проблемы обеспечения экономической безопасности приобретают особую значимость.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические аспекты исследования экономической безопасности региона 5 1.1 Региональная экономическая безопасность: понятие и сущность 5 1.2 Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности страны 12 1.3 Отечественный и зарубежный опыт по обеспечению экономической безопасности регионов 17 2 Угрозы экономической безопасности Курской области 23 2.1 Внутренние угрозы экономической безопасности 23 2.2 Внешние угрозы экономической безопасности 33 3 Подходы к формированию механизма обеспечения экономической безопасности региона 38 3.1 Показатели экономической безопасности региона 38 3.2 Организационно-правовое обеспечение экономической безопасности региона 42 3.3 Алгоритм обеспечения экономической безопасности региона 43 Заключение 48 Библиографический список 50
Список литературы

1. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608?обратился на предприятие // Российская газета. – 14.05.1996. 2. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 Российская газета. – 18.01.2000 (утратил силу). 3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // http://www.pravo.gov.ru. 4. Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года одобрена на заседании Правительства Курской области 11 мая т.г. и Курской областной Думой 24 мая т.г. (постановление Курской областной Думы от 24.05.07г. № 381-IV ОД). 5. Боровская Л.В. Сущность и содержание социально-экономического развития региона //?обратился на предприятие Экономика и управление: проблемы,?обратился на предприятие решения.?обратился на предприятие - 2015.?обратился на предприятие - № 11.?обратился на предприятие - С. 17-22. 6. Гирина А.Н. Методика оценки социально-экономического развития региона // Вестник Оренбургского государственного университета. -?обратился на предприятие 2013. - № 8. - С. 82–87. 7. Казанцев С.В. Угрозы и защищённость экономики России: опыт оценки/ отв.?обратился на предприятие ред. С.В. Казанцев, В.В. Карпов.?обратился на предприятие Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016.?обратился на предприятие - 280 с. 8. Калинина Н. М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // СТЭЖ.?обратился на предприятие - 2010. - №10.- С.17-23. 9. Кислицына В.В., Чеглакова Л.С., Караулов В.М., Чикишева А.Н. Формирование комплексного подхода к оценке социально-экономического развития регионов // Экономика региона. -?обратился на предприятие 2017. - № 2. -?обратился на предприятие С. 369-380. 10. Костикова А.В., Егорова И.Е., Терелянский П.В. Комплексная методика исследования социально-экономических показателей региона на базе интеграции субъективных и объективных данных // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2016. - № 1. - С. 156-166. 11. Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность современной России. Экономические и социокультурные аспекты. М.: Либроком, 2013. — 344 с. 12. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити-Дана, 2011.?обратился на предприятие — 352 с. 13. Потокина С. А., Бочарова О.Н., Панина О.И. Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы.?обратился на предприятие - 2012. - № 3(037).?обратился на предприятие - С. 96-99. 14. Потокина С.А., Бочарова О.Н., Ланина О.И. Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №3. - С.82-90. 15. Саликов Ю.А., Золотарева И.И., Бородкина Т.А. Угрозы экономической безопасности региона // Вестник ВГУИТ. - 2017. - №1 (71). - С. 490-496. 16. Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации /под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН,?обратился на предприятие 2010. - 1200 с. 17. Строителева Е.В. Определение отличительных особенностей региона при оценке его социально-экономического развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2015. - № 2. -?обратился на предприятие С. 85-88. 18. Филичкина Ю.Ю., Качанова Ю.А. Социально-экономическое положение региона как вектор развития бюджетной системы // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 4-1. - С. 81-85. 19. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Писаров Ю.А. Экономическая безопасность, экономическая защищенность и конкурентоспособность: региональный аспект // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2015. - № 1(107). -?обратился на предприятие С. 123-128. 20. Хицков И.Ф., Печеневский В.Ф., Закшевский ВГ. Наролина Ю.В., Котарев В.И. и др. Прогноз научно-технологического развития Воронежской области по направлению «АПК и пищевая промышленность до 2030 года»: монография. Воронеж, 2014. - 93 с. 21. Хорев А.И., Саликов Ю.А.?обратился на предприятие Экономическая безопасность в системе стратегического развития региона // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы». Нижний Новгород, 2016. -?обратился на предприятие С.?обратился на предприятие 328-331. 22. Чаплыгина М.А. Роль закрепленны и регулирующих доходов в формировании доходной части бюджета Курской области. В сборнике: Образование, наука и современное общество:?обратился на предприятие актуальные вопросы экономики и кооперации: Материалы международной научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава и аспирантов. 16-18 апреля 2013 года:В 5ч.- Белгород, 2013. - С. 92-100. 23. Чаплыгина М.А. Социальное и экономическое развитие регионов: проблемы управления и регулирования. Монография. / под редакцией Гимбатова Ш.М. / -М. Издательство Перо, 2013 – 208 с. 24. Чаплыгина М.А., Бычкова Л.В., Евглевская Т.А., Горяйнов В.М. PR во внешнеэкономической деятельности. Юго-Западный государственный университет. Курск - 2014. - 163 с. 25. Яковлев А.Е., Соколова Г.Н. Особенности обеспечения экономической безопасности регионов // Дискуссия. Ежемесячный научный журнал. - 2014. - №2 (43). - С. 26-33.
Отрывок из работы

1.1 Региональная экономическая безопасность: понятие и сущность Современное общество живет в условиях глобализации, оказывающей как благоприятное, так и негативное влияние на все социально-экономические институты. Это обусловлено тем обстоятельством, что многие геополитические процессы выходят далеко за пределы государств и становятся плохо и?ли совсем неуправляемыми (например, глобальное потепление в некоторых странах может вызвать засуху и голод населения, а в других, напротив, сократит затраты на изменении судоходных маршрутов, повысится урожайность и т.д.). Наличие таких угроз обусловило необходимость принимать меры по обеспечению экономической безопасности стран и их регионов . Мировые экономические проблемы отрицательно сказываются и на Российскую Федерацию. За последние двадцать лет в России произошло огромное количество различных реформ и сильнейших экономических кризисов. К окончанию 1998 года размеры инфляции в 10-ки раз превышали подобные значения для 1993 года. С 1995 по 1996 годы правительство РФ практически никак не контролировало данный процесс, поэтому работала лишь сырьевая отрасль экономики, большая часть производств и наукоёмких компаний были обречены на вымирание. В 2008 кризис охватил весь мир, начавшись с обвала фондовой биржи. Но, предпосылки кризиса 2008 года для Российской Федерации имели не только внешний характер, но и внутренний. Так как экономика оставалась сырьевой, то понижение цены нефти и металлов негативно отразилось на всех отраслях. Практически, низкая ликвидность денежной массы РФ сформировала кризис 2008 года. В 2014 году кризис в отрасли экономики в Российской Федерации был вызван также резким понижением цен на энергетические ресурсы, так как экономика до настоящего времени остается сырьевой, и в результате введения экономических санкций по отношению к России со стороны западных государств. Кризисные явления в экономике РФ в различные периоды её развития заставляли власти задуматься об обеспечении своей безопасности. Впервые понятие «безопасность» в России упоминается в 1881 году в «Положении о мерах государственного порядка», а термин «экономическая безопасность России» в нормативные документы вошёл лишь в 1996?обратился на предприятие году. В это же время в стране принимается стратегия экономической безопасности РФ ,?обратился на предприятие то есть незадолго до кризиса 1998 года. Правительство России по всей видимости знало о наступлении кризиса 1998 года раньше на два года, как минимум,?обратился на предприятие до его возникновения, однако, не предприняло существенных мер для его предупреждения. Уже после в 2000году была утверждена Концепция национальной безопасности , где экономика страны является её важнейшей характеристикой. Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года, которая будет действовать до 2020 года. Согласно Стратегии национальной безопасности РФ национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную,безопасность личности. Таким образом, составляющим элементом национальной безопасности является экономическая безопасность; чем благополучнее экономическое положение страны и её регионов, тем выше уровень жизни её населения. Экономическая безопасность – это совокупность политических, экономических, социальных и научно-технологических факторов, определяющих уровень национального суверенитета. Подобная независимость достигается за счет малого влияния доминирующей экономики, а также, в случае в случае если состояние социальных, внутриполитических и экономических аспектов находится в допустимых пределах. Если ранее до переходного периода к рынку национальная безопасность, в том числе и её экономическая сторона, рассматривалась и обеспечивалась, в основном, в масштабе всего государства, то в настоящий период признана её региональная составляющая, которая является предметом и задачей работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (рисунок 1). Рисунок 1 – Уровни безопасности Понятие «регион» (лат. regio страна, область) в Российской Федерации употребляется в значении, как территориальная единица государства, субъект Федерации. Поэтому экономическую безопасность региона следует понимать, как совокупность текущего состояния, условий и факторов, которые характеризуют стабильность, устойчивость экономического роста и социальной сферы региона, органически интегрированной в экономику России. Экономическая безопасность регионов характеризуется наличием необходимых ресурсов для поддержания уровня жизни населения регионов в текущий момент и наиближайшее будущее время. Обеспечение экономической безопасности региона – это реализация органами государственной власти, органами субъекта федерации и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества социально-экономических мер, которые направленны на противодействие угрозам экономической безопасности и удовлетворение интересов граждан региона. Рисунок 2 – Основные условия экономической безопасности региона Экономическая безопасность региона обеспечивается при следующих условиях (рисунок 2): - Безопасность занятости населения региона. Одна из главных обязанностей государства заключается в необходимости обеспечения населению возможности заниматься активной трудовой деятельностью в безопасных для жизни и здоровья условиях. - Сохранение платежеспособности. Платежеспособность региона зависит не только от работы казначейства, но и во многом зависит от уровня его Внутреннего регионального продукта (ВРП), экспорта, ликвидности денежной валюты. - Правильное планирование денежных потоков в региональной экономике обеспечивает её стабильное развитие. Экономическая безопасность региона является?обратился на предприятие частью общей системы безопасности региона?обратился на предприятие и рассматривается наряду с такими?обратился на предприятие её составляющими, как обеспечение обороноспособности,?обратился на предприятие энергоресурсами, информацией, защита от катастроф и экологических бедствий, поддержание мирной обстановки в социуме (рисунок 3). Рисунок 3 –?обратился на предприятие Основные условия экономической безопасности региона При этом все составляющие взаимосвязаны. Высокая обороноспособность страны не может быть достигнута при слабой экономике регионов, а государство, раздираемое изнутри региональными конфликтами, не может иметь сильную и развивающуюся экономическую систему. А для развития производства необходимо такое состояние экономики региона, при котором население будет обеспечено всеми необходимыми ресурсами, гарантиями и потенциалом. При этом продовольственный резерв не должен уменьшаться под влияние внутренних и внешних условий. При стабильном состоянии финансово-банковской системы становится возможной гарантия общеэкономических условий функционирования рыночных институтов и органов власти в регионе. В современных экономических условиях безопасность регионов в области финансов требует преодоления финансового кризиса и укрепления всей финансовой системы, сокращения и ликвидация взаимных задолженностей предприятий, государственного долга регионов, бездефицитного устойчивого бюджетного финансирования социальной сферы и инвестиционной деятельности. Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощимом использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона . Экономическая безопасность региона находится на надлежащем уровне благодаря действию некоторых определяющих факторов: - военно-политической мощи региона; - конкурентной позиции по наиболее важным направлениям развития региона; - экономико-географического расположения на территории региона производительных сил; - поддержки отраслей индустриальной экономики; - резервов наиболее важных материальных ресурсов высшего и?обратился на предприятие первого порядка в надлежащих объемах для обеспечения нормальной жизнедеятельности в случае форс-мажорных ситуаций. В свою очередь аспекты, благодаря которым обеспечивается экономическая безопасность региона, – это факторы, влияющие на сохранение наиболее эффективного уровня: - контроль регионального бюджета; - оптимизация деятельности экономических и политических систем управления регионом; - всестороннее рассмотрение условий по предотвращению различных чрезвычайных ситуаций, а также анализ путей наиболее эффективного восстановления; - инвестирование в разработку и внедрение новейших технологий; - разработка законодательной документации, обеспечивающей экономическую безопасность региона; - борьба с коррупцией; - оптимизация деятельности спецслужб . Таким образом, в связи со всеми вышеперечисленными факторами экономическая безопасность региона – это особое состояние экономики региона, которое способствует обеспечению защиты интересов региона, устойчивости и независимости от внешних и внутренних угроз, защите наиболее важных аспектов жизнедеятельности граждан,?обратился на предприятие а также способности к развитию социальных, экономических, политических, правовых,?обратился на предприятие экологических и прочих систем общества и региона в целом. 1.2 Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности страны Деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства возникает как социальный феномен в ходе разрешения противоречия между объективной опасностью (угрозой) и потребностью предотвратить ее, локализовать,?обратился на предприятие устранить последствия опасности. Опасности (угрозы) являются объектом деятельности по обеспечению безопасности.?обратился на предприятие Под опасностью при этом понимается объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате чего ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние и придающий его развитию нежелательные динамику и?ли параметры (характер, темпы, формы и т. д.). В свою очередь, возникновение опасностей обусловлено наличием источников опасности — условий и факторов, которые таят в себе и при определенных обстоятельствах сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают вредоносные свойства, деструктивную природу. Базовым элементом развития любой группы людей является обеспечение безопасности, т. е. защищенности от внешних и внутренних опасностей (угроз). Эти опасности (угрозы) могут быть связаны с различными сферами жизнедеятельности людей — политической, экономической, социально-культурной. Каждая из этих сфер делится на более дробные элементы: например, опасности для экономической жизнедеятельности могут быть связаны с плохим энергоснабжением, с нехваткой продуктов питания, с плохой экологией и т. д. Таким образом, существуют две основных типологии видов безопасности: по субъектам (социальным группам); объектам (сферам жизнедеятельности этих социальных групп) . В соответствии с пространственно-географическими масштабами субъектов безопасности укрупненно можно выделить следующие её виды: - международную глобальную безопасность. Представляет собой комплекс международныхусловий сосуществования (договоренностей и институциональных структур), при котором каждому государству (как члену мирового сообщества) обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития без внешнего давления и вмешательства в обстановке взаимопонимания и сотрудничества. В качестве примера можно привести последствия глобального потепления в результате негативного антропогенного воздействия, предотвращение распространения негативных последствий мировых экономических кризисов, торможение гонки вооружений и т.д.; -?обратился на предприятие международную региональную безопасность. Затрагивает интересы государств, расположенных в каком-то регионе?обратился на предприятие мира (например,?обратился на предприятие в Европе и?ли на Евразийском континенте). С обеспечением международной региональной безопасности тоже возникают сложности, во многом схожие с обеспечением международной глобальной безопасности. Поскольку страны одного региона имеют близкие интересы, им легче прийти к консенсусу и выработать согласованные решения актуальных проблем безопасности; - национальную безопасность. Объектом национальной безопасности является конкретное государство как единая социальная система, характеризующаяся своими национальными ценностями и национальными интересами. Практически для всех государств мира вопросы обеспечения национальной безопасности являются приоритетными в сравнении с более глобальными видами безопасности. Система обеспечения национальной безопасности большинства государств представляет собой иерархическую структуру с соблюдением принципа обязательного административного подчинения муниципальных и региональных органов власти решениям центрального правительства ; - национальную региональную безопасность (чаше говорят просто о региональной безопасности). Ее объектом является отдельный регион (в России —?обратился на предприятие субъект Федерации и?ли федеральный округ),?обратился на предприятие который развивается как часть общенациональной социально-экономическойсистемы, но в то же время обладает определенными социально-экономическими особенностями и определенной самостоятельностью в принятии решений по использованию местных ресурсов и в решении местных проблем. Россия относится к странам с сильной «вертикалью власти», где наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности граждан страны (например, вопросы энергетической безопасности), решаются на уровне федерального правительства. В то же время есть много аспектов обеспечения безопасности (экологические проблемы, борьба с безработицей, регулирование миграции, противоборство с преступностью и т. д.), которые могут решаться в значительной степени именно на региональном уровне; безопасность отдельных фирм (предприятий) и домохозяйств (семей). Это низший уровень обеспечения безопасности, его субъектами являются микроэкономические акторы . Таким образом, под национальной безопасностью подразумевают такую защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, которая обеспечивает устойчивое развитие страны. С понятием «национальная безопасность Российской Федерации» связан ряд терминов, раскрывающих и конкретизирующих данную категорию: 1) национальные интересы — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности,?обратился на предприятие общества, государства; 2) угроза национальной безопасности — прямая и?ли косвенная возможность нанесения ущерба национальным интересам; 3) стратегические национальные приоритеты — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие страны, охрана её независимости и территориальной целостности. Основополагающим аспектом жизнедеятельности любого социума является экономическая деятельность, направленная на обеспечение людей теми благами (пищей, одеждой,?обратился на предприятие жильем и т. д.),?обратился на предприятие без которых невозможны все другие виды деятельности. Под экономической безопасностью в самом общем виде понимается состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, наличие условий для эффективного социально-экономического развития. Таким образом, чаще всего проблемы обеспечения безопасности рассматриваются как вопросы национальной безопасности (безопасности национального государства), причем важнейшим её элементом является национальная экономическая безопасность. С точки зрения того, безопасность какой именно сферы экономики специально анализируется, можно построить следующую типологию объектов экономической безопасности: - безопасность в обеспечении ресурсами: трудовыми (демографическая безопасность, миграционная безопасность), природно-сырьевыми (прежде всего энергетическая безопасность), капитальными (технологическая безопасность, финансовая безопасность,?обратился на предприятие безопасность транспорта); - безопасность в обеспечении потребительскими благами: товарами (продуктовая безопасность, жилищная безопасность, безопасность в обеспечении лекарствами и другими жизненно важными потребительскими товарами), социальными услугами (криминологическая безопасность, безопасность в обеспечении услугами образования и здравоохранения); - безопасность в обеспечении инфраструктурнымиьусловиями: безопасность рынка труда (защита от бедности и безработицы), экологическая безопасность . Особое внимание следует обратить на «Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации», которая заложила фундаментальные основы обеспечения экономической безопасности страны в направлении противодействия возможным угрозам и создания предпосылок и условий для экономического роста и развития России. Структурно она состоит из четырех основных разделов: 1) цели и объектов Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации; 2) угроз экономической безопасности; 3) критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации; 4) мер и механизмов экономической политики, направленных на обеспечение экономической безопасности, которые сгруппированы по трем основным направлениям (мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации; разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации; деятельность государства?обратился на предприятие по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации). Таким образом, национальная экономическая безопасность России — это материальная основа её национальной безопасности, поскольку она служит гарантией устойчивого (стабильного) развития страны, её независимости. В условиях современной России экономическая безопасность регионов во многом производна от общенациональной экономической безопасности, очень сильно зависит от нее. 1.3 Отечественный и зарубежный опыт по обеспечению экономической безопасности регионов Миссия системы экономической безопасности регионов состоит в обеспечении продолжительной, качественно насыщенной жизни населения на основе минимизации социально-экономических издержек, возникающих вследствие объективных угроз. Технологии регулирования экономической безопасности регионов базируются на целевом прогнозном планировании и управлении процессами оптимизации и контроля критериальных показателей и ориентиров, содержащихся в государственных целевых программах и приоритетных национальных проектах. Методологической основой формирования системы обеспечения экономической безопасности регионов служат: камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности; кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз и институциональная концепция защиты от административных барьеров. Камералистская концепция национальной экономической безопасности Фридриха Листа предполагает, что основная ответственность по её обеспечению ложится на государственные органы, разрабатывающие законы об импортных квотах, и на таможенные и пограничные службы. Альтернативный подход к трактовке национальной экономической безопасности сформулировал в 1930-х гг. английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. В соответствии с кейнсианской парадигмой главными угрозами национальной экономике являются безработица и экономический спад производства. Методы предотвращения угроз в соответствии с рекомендациями Кейнса - активное государственное регулирование хозяйственной деятельности на основе оказания финансовой поддержки и административного контроля над конкуренцией . В соответствии с институциональной точкой зрения на экономическую безопасность, главными угрозами являются административные барьеры, а приоритетными мерами их предотвращения, должно стать принятие адекватных развитию рыночных отношений законов. Расстановка приоритетов взащите национальной экономической безопасности определяется, прежде всего, степенью развития конкретной страны. Для так называемых стран ядра, и?ли капиталистических, в наибольшей степени актуален подход Кейнса, для стран периферии и полупериферии - теория Э. де Сото. Что касается концепции Ф. Листа, то в условиях глобализации экономики данная парадигма имеет для всех стран второстепенное значение. В этой связи можно сделать вывод, что в современных условиях формирования моделей экономической безопасности рассмотренные подходы взаимодополняют друг друга. В мире накоплен определенный опыт в этой области, однако целостная институциональная система обеспечения безопасности сложилась к настоящему времени только в США. В достаточной степени развита такая система в Германии и Франции. Специфическим построением характеризуется модель безопасности Великобритании, где нет законодательн определенной институциональной системы, но фактически она существует. Формирование целостной системы обеспечения экономической безопасности субъектов России - сложный и длительный процесс,?обратился на предприятие что связано с внутриполитической обстановкой в стране, динамикой её геополитического положения, многоаспектностью проблемы безопасности. Кроме того, создание адекватной институциональной модели обеспечения безопасности обновленной России осложнялась недостаточной развитостью теории отечественной безопасности . Система обеспечения экономической безопасности государства, на наш взгляд, представляет собой совокупность экономико-правовых отношений между структурными элементами – международными экономическими организациями, министерствами, ведомствами,общественными объединениями, гражданами, направленных на принятие и реализацию стратегических решений на основе координации деятельности в рамках действующего законодательства. Как следует из приведенного определения, институты, принимающие участие в процессе выработки и реализации решений в сфере экономической безопасности, делятся на две категории - формальную, к которой относятся юридические и физические лица, наделенные относящимися к данной сфере полномочиями, и неформальную, включающую средства массовой информации, общественные объединения, а также граждане, способные в силу своих личностных качеств влиять на политику безопасности. Система направлена на преобразование принятой государственной стратегии экономической безопасности в скоординированную деятельность соответствующих институциональных структур. Фактором повышения эффективности функционирования системы выступает действенный механизм принятия и реализации стратегических альтернатив. Это предполагает, в том числе и создание соответствующих межведомственных структур, в компетенцию которых входило бы решение стратегических задач, связанных с реализацией и защитой экономических интересов России . Эффективно функционирующая система обеспечения национальной безопасности в своей формальной части должна включать иерархически стройную, сбалансированную структуру исполнительной власти и парламент, а именно: аппарат Президента; Правительство; федеральные министерства и ведомства; организационный механизм взаимодействия участников процесса принятия и реализации решений в области национальной экономической безопасности; экономическое сотрудничество с зарубежными странами. Интересы безопасности мировой макроэкономической системы требуют формирования императивов, способствующих институциональному прогрессу. Весомой составляющей обеспечения экономической безопасности государства является система экономического сотрудничества с зарубежными странами. Инвестирование капитала в национальное хозяйство другой страны и?ли других стран, как правило, является взаимовыгодным, с точки зрения укрепления экономической безопасности государства, процессом. В этой связи в качестве формы экономического сотрудничества с зарубежными странами выступает инвестирование в экономику других государств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg