Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

МЕТАФОРА В ТЕКСТАХ В. ТОКАРЕВОЙ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

martin_man 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2019
На протяжении многих веков метафора представляла огромный интерес для философов и лингвистов благодаря своему богатому смысловому содержанию и уникальному языковому потенциалу. Не удивительно, что в настоящее время существует множество взглядов и направлений в исследовании метафоры.
Введение

Проблема анализа художественного произведения была и остаётся одной из важнейших как для русского языкознания, так и литературоведения. Теоретические основы особой филологической науки, как решение этой проблемы, были заложены, прежде всего, трудами Л.В.Щербы, В.В.Виноградова и др. Наряду с этим, мы переживаем время всеобщего интереса к метафоре. Сегодня метафора является предметом изучения философии, логики, психологии, психолингвистики, стилистики, литературоведения, семасиологии. Однако метафора, прежде всего, языковое явление, поэтому изучению метафоры посвящены монографические работы и отдельные разделы в общих курсах филологии. В современной филологичекой науке феномен метафоры является одним из наиболее дискутируемых вопросов; существуют различные трактовки этого явления. В «Словаре-справочнике лингвистических терминов» метафора определяется как «употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений». Основное противоречие понимания метафоры лежит в выявленной двоякой сущности этого явления: с одной стороны метафора является средством языка, языковой единицей, с другой стороны неоспорима её принадлежность к образным фигурам речи. Выявление набора ключевых метафор в творчестве писателя и их изучение чрезвычайно важны для описания его художественной системы и адекватного понимания текстов. Необходима интеграция основных подходов к изучению метафоры с учетом специфики их репрезентации в текстовом пространстве, что позволяет выявить специфику функционирования метафор и их текстообразующего потенциала. Явление метафоричности привлекает пристальное внимание исследователей неслучайно. Это объясняется, прежде всего, общим интересом к изучению текста в широком смысле этого термина, стремлением дать лингвистическое обоснование и толкование различным стилистическим приемам, которые создают экспрессивность текста. Привлекают исследователей и проблемы, связанные с экспрессивностью языка и речи. При современном подходе факты изучаются не изолированно, а в контексте, так как, именно в условиях контекста происходит насыщение слов смысловыми излучениями. Особое значение для исследователей представляет работа с образцами художественной литературы, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия выразительных средств языка. Объектом данного исследования является метафоры в произведениях В. Токаревой Предметом исследования является изучение места конструкций метафор в системе языковых средств создания художественного текста и их функций. Актуальность темы данной работы определяется недостаточной систематизированностью уже имеющихся теоретических разработок по исследованию метафоры, а также немногочисленностью лингвистических исследований, посвящённых функционированию этого типа образных средств языка. Средства образной выразительности имеют большой удельный вес в художественной прозе Токаревой В.С. Метафоричность употребления является одной из возможностей создания экспрессии, ибо она, как правило, связана с семантическими сдвигами, что приводит к дополнительной экспрессивной насыщенности текста в целом - этим обусловлена актуальность выбранной нами темы. Она широко и свободно пользуется метафорами в раскрытии психологического состояния действующих лиц, соединяя моральные переживания своих героев с судьбой целой страны. Тем не менее, исследователи творчества драматурга предпочитают оставлять этот вопрос без должного внимания, подробно останавливаясь на изучении проблем, связанных с драматургическим методом писателя. Именно поэтому целью работы является анализ функций сравнительных конструкций в прозе В.С.Токаревой как элемента художественно формы её произведений. В работе сделана попытка решить следующие, вытекающие из поставленной цели, задачи: - изучить языковые средства выражения сравнения в прозе В.С.Токаревой; - провести исследование метафор. -определить виды метафор, используемых автором; -проанализировать контекстуальную значимость метафор. Новизна работы заключается, во-первых, в том, что в ней представлен анализ сравнительных конструкций в языке произведений В.Токаревой; во-вторых, в попытке в попытке комплексного изучения не отдельных способов, а системы языковых средств выражения сравнения на синтаксическом уровне. В работе использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, метод контекстуального анализа, метод стилистического анализа художественного текста. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в учебном курсе стилистики языка, в спецкурсе по анализу художественной литературы, в школьных факультативах по русскому языку. Цель и задачи данного исследования определили его структуру. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части традиционно разделённой на две главы, заключения и списка используемой литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ 7 1.1.Женская проза как аспект исследования метафор 7 1.2. Метафорическая составляющая женской современной прозы 11 Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАФОР 15 2.1.Общая характеристика метафоры 16 2.2.Основные подходы к исследованию метафор 23 Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЗЫ ТОКАРЕВОЙ 30 3.1. Анализ метафор в произведениях Токаревой 30 3.2. Виды и функции метафор в произведениях Токаревой 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Список литературы

1. Абашеева, М.П., Воробьева Н.В. Русская женская проза на рубеже ХХ–ХХI веков. – Пермь, 2007. – 220 с. 2. Агеносов, В.В. Русская проза конца XXвека. - М. : Академия, 2005. – 420 с. 3. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: «Златоуст», 1999. - 472 с. 4. Алефиренко, Н.Ф. Когнитивно-семиологическая синергетика метафоры. Семантика. Функционирование. Текст. Киров, 2006. С. 3- 10. 5. Арутюнова, Н. Д. Лингвистический энциклопедический словарь Советская энциклопедия, 1990. - 682 с. 6. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сб. / Пер. с англ.; Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; общ. ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской. - М. : Прогресс, 1990. С. 5-32. 7. Арутюнова, Н.Д. Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М. : Прогресс, 1990. -512 с. 8. Ахмаиова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - М. : Советская энциклопедия, 1966. - 607 с. 9. Балашова, Л.В. Русская метафора [Электронный ресурс] : прошлое, настоящее, будущее / Л.В. Балашова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Языки славянской культуры, 2014. — 495 c. — 978-5-9905856-9-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35725.html (дата обращения: 09.03.2018). 10. Балашова, Л.В. Русская метафорическая система в развитии. XI-XXI вв. [Электронный ресурс] / Л.В. Балашова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Рукописные памятники Древней Руси, Знак, 2014. — 632 c. — 978-5-9551-0727-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35726.html (дата обращения: 05.03.2018). 11. Батюкова, Н.А. Метаязыковые средства современной публицистической и художественной речи: авто- реф. … дис. канд. филол. наук. М., 2009. – 205 с. 12. Будильцева, М.Б.Основы русской речевой культуры [Электронный ресурс] : учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный / [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Российский университет дружбы народов, 2013. — 308 c. — 978-5-209-04349-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22200.html (дата обращения: 05.03.2018). 13. Зумбулидзе, И. Г. «Женская проза» в контексте современной литературы [Текст] // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/409/ (дата обращения: 13.03.2018). 14. Коротенко, Л.В. Индивидуально-авторская метафора и контекст (на материале произведений В. Токаревой, Н. Горлановой и Л. Улицкой) // ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. - №2. С. 135. 15. Кудрявцева, М.И. Контекстное употребление образных средств как способ конструирования подтекста в прозе В. Токаревой // Вестник Челябинского гос. пед.ун-та. 2010, №2. С. 235. 16. Меденцева, Н. П. Типические черты «токаревской героини» (на материале творчества Виктории Токаревой) // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 668-671. — URL https://moluch.ru/archive/78/13584/ (дата обращения: 14.03.2018). 17. Миронова, М.В. Стилевая доминанта рассказов Виктории Токаревой // Вестник Тамбовского универ- ситета. Вып. 6 (62). 2008. 18. Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи. - М.: Ленанд, 2006. – 250 с. 19. Москвин, В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. - Рос¬ тов н/Д: Феникс, 2006. - 630 с. 20. Русинова, Л. В. Авторская метафора в прозе в. токаревой, н. горлановой и л. улицкой: от слова-понятия к слову-образу // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2010 Электронный ресурс:URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-metafora-v-proze-v-tokarevoy-n-gorlanovoy-i-l-ulitskoy-ot-slova-ponyatiya-k-slovu-obrazu (дата обращения: 05.03.2018). 21. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : методические указания по русскому языку для иностранных граждан / . — Электрон. текстовые данные. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 52 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30822.html (дата обращения: 05.03.2018). 22. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. Санкт-Петербург: Наука, 1993. - 152 с. 23. Тертычная Наталья Николаевна Психологизм прозы в. токаревой (о некоторых аспектах проблемы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. - № 9. С. 58. 24. Токарева В. Инфузория-туфелька. - М. : Издательство «Молодая гвардия»,1991. – 206 с. 25. Токарева В. С. Маша и Феликс : Повести и рассказы / Предисл. В. Черниковой. – М. : АСТ, 1999. – 507 с. 26. Токарева В. С. Мои враги. – М. : АСТ, 2008. – 317 с. 27. Токарева В. С. Ничего особенного : Рассказы. Повести. – М. : Эксмо, 1997. – 389 с. 28. Токарева В. С. Первая попытка. - М. : Издательство: АСТ, 2001. С. 313. 29. Токарева В. С. Птица счастья. – М. : АСТ : ЛЮКС, 2005. – 350 с. 30. Токарева В. Самый счастливый день / В. Токарева. – М. : Эксмо, 1998. – 367 с. 31. Токарева В. Система собак. - М. : АСТ; ЛЮКС, 2005. С. 42-73. 32. Токарева В. Старая собака. - М. : Издательство «Молодая гвардия»,1991. – 302 с. 33. Токарева В.С.Почем килограмм славы. - М.: Издательство: Азбука, 2016. – 205 c. 34. Токарева В. Просто свободный вечер. М.: АСТ; ЛЮКС, 2011. С. 42-73. 35. Токарева В. Между небом и землей. - М. : АСТ; ЛЮКС, 1985. С. 42-73.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ 1.1.Женская проза как аспект исследования метафор Женская проза вообще очень органично влилась в пространство литературы и заняла промежуточную позицию, постепенно превращаясь в массовое явление культуры, но, еще не став категорией литературоведения. Женская проза имеет свои особенности: акцент на изображении взаимоотношений мужчины и женщины, своеобразная оппозиция мужского/женского и стратегия ее преодоления. В целом в женской прозе преобладают образы открытого пространства, текучего и изменяющегося, как внешнего, так и внутреннего. Выделение "женской прозы" в контексте современной литературы обусловлено несколькими факторами: автор – женщина, центральная героиня – женщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой. Немаловажную роль играет и взгляд на окружающую действительность с женской точки зрения, с учетом особенностей женской психологии. "Женская проза" официально была признана литературным явлением в конце ХХ века и сегодня выделяется как устойчивый феномен отечественной литературы. То, что на литературном горизонте появилась такая талантливая писательница, Виктория Токарева, сделало актуальным вопрос о том, что такое «женская литература» и как она вписывается в контекст современной литературы в целом. Появляются разнообразные формы "женской прозы", среди которых наиболее часто используемы социально-психологический, сентиментальный роман, роман-жизнеописание, рассказ, эссе, повесть. Женская проза вообще очень органично влилась в пространство литературы и заняла промежуточную позицию, постепенно превращаясь в массовое явление культуры, но, еще не став категорией литературоведения. Женская проза имеет свои особенности: 1. акцент на изображении взаимоотношений мужчины и женщины, 2. своеобразная оппозиция мужского/женского и стратегия ее преодоления. 3. В целом в женской прозе преобладают образы открытого пространства, текучего и изменяющегося, как внешнего, так и внутреннего. 4. Также неотъемлемым свойством является повышенная диалогичность, что мы наблюдаем уже на примере Токаревой: постоянное использование диалога, передача либо чужой речи, либо авторской в форме прямой или несобственно-прямой речи, цитатность. Очень важен момент изображения разнообразия жизни, нормальной, обыденной: в любовных отношениях, в семейном быту, в дружбе и т.д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 64 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg