Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Преступность на автодорогах: криминологическая характеристика и предупреждение

martin_man 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2019
Исследование проблем совершения дорожно-транспортных преступлений и изучение практики правоохранительных органов по указанной категории дел, позволило сформировать ряд выводов: 1. В Омской области имеет место тенденция стабильного роста количества дорожно-транспортных преступлений и происшествий. 98% от общего числа дорожно-транспортных преступлений (ст. 264 УК РФ) происходит по вине водителей, 2% – по вине пешеходов (ст. 268 УК РФ). Максимальная распространенность дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортных преступлений в абсолютном исчислении приходится на областной центр, города областного значения и районы с относительно высокой плотностью населения, районы, по территориям которых проходят автомагистрали федерального и республиканского значения. Пик дорожно-транспортных преступлений в г. Омске приходится на май-сентябрь; по времени суток – на период с 17 до 19 и с 22 до 24 часов. Наиболее криминогенными являются такие нарушения Правил дорожного движения, как несоблюдение скоростного режима, нарушение правил обгона и маневрирования, выезда на полосу встречного движения, управление транспортом в нетрезвом состоянии.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной для изучения темы обусловлена показателями губительного вреда, наносимого действиями водителей при эксплуатации транспортных средств. Объяснений такому положению дел множество. К примеру, это можно связать с интенсивной автомобилизацией, которая приводит к увеличению транспортных средств в потоке движения на дорогах страны. Так, согласно информации, содержащейся на официальном сайте ГИБДД МВД России, в период времени с 2013 по 2016 годы число транспортных средств возросло на 7599712 единицы, что составляет 14,3% от общего числа зарегистрированных в 2017 году транспортных средств (53321510 единиц). Несомненно, что рост автомобилизации облегчает перемещение граждан, сокращает их силы и время, способствует развитию экономики, ее финансовой привлекательности для инвесторов, а также сказывается на имидже страны. Но, с другой стороны, происходят недопустимые последствия, в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, в результате большого числа совершаемых водителями дорожно-транспортных преступлений. В связи с этим предупреждение ДТП является глобальной проблемой, требующей ком-плексных мер по ее устранению . После принятых в России в 2006 году мер в виде ужесточения наказания для лиц совершивших ДТП, а также реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» наметилась тенденция к снижению, как общего числа ДТП, так и количества раненых и погибших от них лиц. В период времени с 2008 г. по 2011 г. количество ДТП по вине водителей транспортных средств ввиду нарушений ими правил дорожного движения (далее – ПДД) снизилось на 6064 единицы (14%) . Однако, начиная с 2011 года, показатели аварийности в России стали вновь возрастать. В подтверждение сказанному следует обратить внимание на ежегодную статистическую отчетность ГИБДД МВД России. Так, в период времени с 2011 по 2013 годы число ДТП увеличилось на 3439 единиц; количество раненых в ДТП за тот же период увеличилось на 5234 человека; количество погибших – на 214 человек. Это говорит о том, что мероприятия, направленные на профилактику ДТП, эффективны и необходимы в нашей стране, однако требуют доработки и дополнения с учетом как меняющегося законодательства, так и с развитием научно-технического прогресса, потому что, несмотря на активную деятельность органов ГИБДД МВД России, отвечающих за обеспечение безопасности на дорогах страны, число лиц, страдающих от ДТП, остается недопустимо высоким. Как известно, одной из наименее защищенных категорий участников дорожного движения являются пешеходы. Несмотря на снижение числа ДТП, связанных с наездами на пешеходов водителями, в период времени с 2013 (23173 ДТП) по 2017 годы (17344 ДТП) на 5829 единиц, а также снижение числа ДТП с участием детей в аналогичный период времени на 602 единицы, динамика показателей аварийности, связанная с наездом на пешеходов на пе-шеходных переходах, за последние 7 лет остается крайне неудовлетворитель-ной. Так, в период времени с 2013 (4001 ДТП) по 2017 годы (5006 ДТП) число таких аварий увеличилось на 1005 единиц, а число погибших на 1083 человека. Аналогичным образом выглядит ситуация при анализе динамики аварийности с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения. Так, в период времени с 2013 (2717 ДТП) по 2017 годы (3835 ДТП) число ДТП увеличилось на 1118 единиц. В общем плане ущерб, приносимый дорожно-транспортной преступно-стью, может быть сравним с гибелью целого города в России. Актуальность темы исследования обусловливается также и проблемами поведения личности водителя в условиях, провоцирующих к совершению до-рожно-транспортного преступления. Поэтому в рамках дипломной работы поднимается вопрос не только об обеспечении безопасности дорожного движения, но и об обеспечении защиты личности водителя от необоснованного обвинения. Несомненно, решение таких задач должно лежать в основе деятельности сотрудников ГИБДД МВД России, направленной на изучение механизма совершения ДТП и степени участия ситуации в нем, с целью установления наличия ошибки водителя. Однако, несмотря на огромное число исследований в области привлечения водителя к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, до сих пор не найдена «точка соприкосновения» между полученными результатами в теории криминологии и уголовного права и общей и прикладной (транспортной) психологии. Это является следствием отсутствия в профилактических мероприятиях органов ГИБДД МВД России необходимых «рычагов» воздействия на причину совершения ДТП – действия водителя транспортного средства, обладающего психофизио-логическими особенностями, способными проявляться в условиях сложившейся провоцирующей ситуации. Исследования в данной сфере недостаточны и требуют дополнения с учетом анализа каждого из элементов системы совершения дорожно-транспортного преступления «человек – транспортное средство – среда-дорога». Изложенное выше обусловливает актуальность темы исследования и ее выбор слушателем. Степень разработанности темы исследования. Вопросы, относящиеся к предупреждению дорожно-транспортных преступлений, в разное время подробно исследовались в трудах А.В. Галаховой, А.В. Грибкова, С.И. Гринько, В.И. Жулева, В.В. Ивановой, В.Е. Квашиса, А.И. Коробеева, А.С. Кузьминой, В.В. Лукьянова, С.Н. Мешалкина, Н.И. Пикурова, З.Б. Соктоева, И.М. Тяжковой, А.И. Чучаева, А.И. Шахриманьяна и других авторов. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также особенности преду-преждения дорожно-транспортных преступлений. Предметом исследования выступают состояние, динамика, структура и криминогенные факторы, обусловливающие дорожно-транспортные преступ-ления (ст.ст. 264, 268 УК РФ), формы и методы воздействия на них со стороны правоохранительных органов. Цель исследования заключается в анализе криминологических показа-телей, характеризующих дорожно-транспортную преступность, установлении обусловливающих ее факторов, осуществлении типологии личности преступ-ника, а также в выработке практических рекомендаций по ее предупреждению. Данные цели конкретизируются в постановке и решении следующих за-дач: ? осуществить криминологический анализ состояния, структуры и динамики дорожно-транспортных преступлений; ? определить факторы, детерминирующие дорожно-транспортную пре-ступность; ? выявить особенности личности преступника в дорожно-транспортных происшествиях; ? проанализировать законодательство в сфере дорожно-транспортной преступности; ? определить комплекс предложений и рекомендаций по предупрежде-нию преступлений в сфере дорожного движения. Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, а также другие законы, ведомственные нормативные акты, иные правовые нормы, законопроекты, документы юридического харак-тера из практики правоохранительных органов, направленные на предупреждение дорожно-транспортных преступлений. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, списка использованных источников. Выпускная квалификационная работа подготовлена в соответствии с приказом начальника Омской академии МВД России от 10 февраля 2017 г. № 51.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ §1. Современное состояние дорожно-транспортной преступности 7 §2. Детерминанты дорожно-транспортной преступности 16 §3. Особенности лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления 29 ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ §1. Законодательство в сфере дорожно-транспортной преступности 42 §2. Меры по профилактике дорожно-транспортной преступности 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

Нормативные правовые акты и иные официальные документы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12 декабря 1993 г.) (в ред. ФКЗ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 501-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 501-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 499-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900. 6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349. 7. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движении» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873. 8. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444. 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 1621) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531. 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 41. Ст. 5183. 11. Приказ МВД России от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» (в ред. приказа МВД России от 19 февраля 2007 г. № 167) // Российская газета. 2001. 10 февр. 12. Приказ МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде дорожного движения» (в ред. приказа МВД России от 29 декабря 2012 г. № 264) // СПС «КонсультантПлюс». 13. Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «КонсультантПлюс». 14. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (в ред. приказа МВД России от 13 августа 2012 г. № 780) // Российская газета. 2009. 7 июля. Литература: 15. Агаева Н.Ф. Некоторые уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с дорожно-транспортными преступлениями // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2009. № 1. 16. Белозеров Р.В. Дорожно-транспортные преступления и роль органов внутренних дел в их предупреждении: по материалам Санкт-Петербурга и Ленинградской области: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009. 17. Белозеров Б.Р. Правовые основы предупреждения дорожно-транспортных преступлений // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 1. 18. Будякова Т.П. Типология как инструмент виктимологического исследования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. 19. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. М., 2008. 20. Вишневецкий К.В. Виктимологическое обеспечение национальной безопасности России // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. 21. Войтенков Е.А. Некоторые вопросы противодействия преступлениям и правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения // Российский следователь. 2009. № 17. 22. Головко В.В., Козун А.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: пробелы законодательной конструкции и пути их преодоления // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 2. 23. Далинин А.В. Правовые основы предупреждения преступлений в сфере безопасности дорожного движения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1. 24. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба: пособие для сотрудни-ков ГИБДД. М., 2010. 25. Дроздов А.В. Некоторые особенности криминологической характе-ристики и предупреждения дорожно-транспортных преступлений, совершаемых водителями-женщинами // Российский следователь. 2017. № 16. 26. Жмурин Н.А. Правовой подход к вопросу об ответственности води-теля за управление транспортным средством в состоянии опьянения // Сервис в России и за рубежом. 2017. № 4. 27. Зворыгина С.А. Актуальные вопросы уголовно-правовой оценки субъектов дорожно-транспортных преступлений // Юридическая наука и пра-воохранительная практика. 2011. № 3. 28. Кабанов П.А. Виктимологическая реабилитация жертв преступлений: понятие, содержание и место в системе виктимологического направления воздействия на преступность // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. 29. Капитанов В.Т., Монина О.Ю., Чубуков А.Б. Об оценке состояния дорожно-транспортной аварийности в России // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 3 (94). 30. Клейменов М.П. Криминология: учебник. М., 2012. 31. Кондратьев В.А. Системный подход при установлении причин до-рожно-транспортных преступлений // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2008. № 5. 32. Косинский О.В. Правовые тенденции совершенствования борьбы с нарушениями правил дорожного движения // Вестник Евразийской академии административных наук. 2014. № 1-14. 33. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. М., 2010. 34. Криминология: учебник / под ред. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011. 35. Кудрявцев В.Л. Преступления против безопасности дорожного дви-жения и эксплуатации транспорта // Вестник Южно-Уральского профессио-нального института. 2015. Т. 8. № 2. 36. Кузнецова Н.Ф. Криминология: учебное пособие. М., 2008. 37. Кузьменко Д.О. Криминологический анализ дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. 38. Кузьменко Д.О. Криминологическая характеристика особенностей личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление, связанное с наездом на пешехода // Социально-экономические явления и про-цессы. 2015. № 3. 39. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М., 2003. 40. Майоров В.И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Челябинск, 2007. 41. Майоров А.В. Виктимологические аспекты исследования жертв до-рожно-транспортных преступлений // Проблемы права. 2016. № 1. 42. Мешалки С.Н. Уголовно-правовые аспекты предупреждения дорож-но-транспортных преступлений: теория и практика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 43. Молоствов А.В. Социально-психологические особенности личности осужденного за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. 44. Мусорина В. Водители умоют руки // Прямые инвестиции. 2014. № 3. 45. Никитас Д.А. Особенности личности виновного участника дорожно-транспортного преступления // Российский следователь. 2014. № 8. 46. Полубинский В.И. Криминальная виктимология. М., 2008. 47. Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии. М., 2006. 48. Прохоров Л.А. Актуальные вопросы противодействия преступным нарушениям правил дорожного движения в России // Российский следователь. 2017. № 23. 49. Разуваева Т.Ю. К вопросу об административной ответственности за управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения // Уче-ные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. 50. Ромашихин И.В. Обеспечение безопасности дорожного движения как основа предупреждения дорожно-транспортных преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4. 51. Самодурова Е.Г. Участники дорожного движения как субъект пре-ступлений против безопасности движения транспорта // Транспортное право. 2008. № 2. 52. Саядова А.С. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 3. 53. Скоморохов Р.В., Кравцов А.Ю. Информационная политика и предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых по небрежности // Российский следователь. 2008. № 24. 54. Соктоев З.Б. Причинная связь в дорожно-транспортных преступлениях // Lex Russica. 2014. № 7. 55. Соляной А.В. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений // Человек: преступление и наказание. 2010. № 4. 56. Тамбовцев Е.А. Краткая криминологическая характеристика дорож-но-транспортных преступлений // Российский следователь. 2007. № 6. 57. Танага И.В. Причины и условия, способствующие дорожно-транспортным преступлениям и пути их устранения // Общество и право. 2015. № 2. 58. Таюрская Е.А. Виктимологическая профилактика дорожно-транспортных преступлений // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. Т. 74. № 2. 59. Филиппенков В.М. Дорожно-транспортные преступления (происше-ствия): опыт криминологического исследования // Проблемы укрепления за-конности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2012. № 5. 60. Царакова А.П. Виктимологические аспекты предупреждения дорож-но-транспортных преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 61. Яковлев А. Социально-психологические детерминанты личности неосторожного преступника // Криминология. 2003. № 2. 62. Якубенко Н.В. Правоотношения и юридическая ответственность в антропотехнической системе «дорожное движение». Тюмень, 2000.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ §1. Современное состояние дорожно-транспортной преступности В зависимости от режима правового регулирования и наличия вины уча-стников дорожного движения, все ДТП целесообразно распределить на уголовно-наказуемые, уголовно-ненаказуемые и невиновные. Первые составляют категорию «дорожно-транспортные преступления», а в совокупности со вторыми – «дорожно-транспортные правонарушения», то есть виновные и преследуемые в различных существующих правовых режимах (гражданском, трудовом, административном, уголовном законодательстве) . Мы полагаем, что к дорожно-транспортной преступности нужно относить не только преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, но и преступления, предусмотренные ст. 268 УК РФ, которые совершены в связи с эксплуатацией механических транспортных средств, с их движением. При этом основное внимание в структуре дорожно-транспортной пре-ступности следует уделять деяниям, подпадающим под признаки ст. 264 УК РФ. Такое решение вызвано тем, что доля всех других преступлений (даже тех, которые предусмотрены главой 27 УК РФ, и не относятся к классу дорожно-транспортных) до 2004 г. не превышала 7,9%, а с 2004 по 2016 гг. колебалась в пределах 0,3%-0,1%. Следовательно, закономерности распределения преступлений, квалифицируемых по ст. 264 УК РФ, будут адекватно отражать особенности всей дорожно-транспортной преступности, в том числе, её связи с другими явлениями .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg