Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Копинг-стратегии как форма совладающего поведения акцентуированных подростков

katti.ya 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2019
Дипломная работа "Копинг-стратегии как форма совладающего поведения акцентуированных подростков" выполнена в г. Евпатория, защищена на оценку "отлично"
Введение

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы изучения механизмов совладающего поведения. Данный феномен связан с тем, что на протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные и вызывающие необходимость вырабатывать индивидуальные стили совладающего поведения. Несомненную важность проблема выработки индивидуального стиля совладания приобретает в подростковом возрасте, который характеризуется быстрой и глубокой психологической и биологической перестройкой организма, психологической неустойчивостью, акцентуированностью черт характера. Поведенческие реакции подростков, переживающих трудные ситуации, могут проявляться в форме копинг-стратегий, как осознанном варианте совладающего поведения в ответ на психотравмирующие ситуации. Одним из факторов, влияющих на процесс выбора подростками копинг-стратегий и характер их проявления, являются акцентуации характера подростков. Это обусловлено тем, что каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов особенности, что позволяет предвидеть факторы, ведущие к выбору в качестве совладающего поведения непродуктивных копинг-стратегий. Вследствие этого возникает потребность в подробном анализе сущности механизмов формирования копинг-стратегий под влиянием акцентуированности отдельных черт характера подростков; диагностике копинг-стратегий учащихся с учетом возрастных и характерологических особенностей, разработке рекомендаций по системе педагогического и психологического сопровождения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ... 7 1.1. Совладающее поведение как социально-психологический феномен 7 1.2. Особенности реализации совладающего поведения через копинг-стратегии 16 1.3. Взаимосвязь акцентуаций характера и копинг-стратегий подростков 27 Выводы к первому разделу 35 РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ .37 2.1. Методические средства и порядок проведения констатирующего эксперимента 37 2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения влияния акцентуаций характера подростков на выбор копинг-стратегий 43 2.3. Программа рекомендаций по коррекции проявления акцентуаций характера подростков с непродуктивными копинг-стратегиями 55 Выводы ко второму разделу 63 ВЫВОДЫ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67 ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Т. Пере. – СПб.: Знание, 2004. – 166 с. 2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1998. – Т. 15. – № 1. – С. 3 –19. 3. Аракелов Г. Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психологической устойчивости личности в период студенчества / Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – С. 52 – 59. 4. Арестова О. Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О. Н. Арестова, Н. В. Калинина // Вестник МГУ. – 2000. – № 14. – С. 20 – 29. 5. Бассин Ф. В. Проблема психологической защиты / Ф. В. Бассин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков // Психологический журнал. – 1998. – № 3. – С. 96 – 100. 6. Батаршев А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А. В. Батаршев. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2001. – 336 с. 7. Белоусова З. И. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков / З. И. Белоусова, В. В. Овсянникова. – Запорожье: ИНФАНТ, 1998. – 71 с. 8. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1998. – 270 с. 9. Битюцкая Е. В. Ситуационные факторы совладающего поведения / Е. В. Битюцкая // Вестник молодых ученых «Ломоносов». – 2006. – № 8. – С. 272 –277. 10. Богомолов А.М. Структурно-динамические характеристики системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 2. – С. 2 – 6. 11. Боков С. Н. Школьная успеваемость и психологическая защита: результаты экспериментального изучения проблемы / С. Н. Боков // Социальная психология XXI века. – 2002. – №6 – С. 23 – 26. 12. Булатова О. В. Изучение взаимозависимости защитной структуры и акцентуаций характера личности / О. В. Булатова, О. Н. Шахматова // Образование и наука. – 2002. – № 3. – С. 111 – 126. 13. Василюк Ф. Е. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М.: МГУ, 1997. – 200 с. 14. Видерман Н. С. Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя / Н. С. Видерман. – СПб.: Питер, 2000. – 198 с. 15. Грановская Р. М. Защита личности: психологические механизмы / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с. 16. Гуревич К. М. Психологическая диагностика: [учебное пособие] / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 182 с. 17. Гущина Т. В. Роль взрослого в становлении здоровой идентичности и овладении копинг-поведением / Т. В. Гущина // Материалы межрегиональной конференции: «Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества». – Ярославль: ЯГПУ, 2003. – С. 160 –162. 18. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / [под ред. С. А. Беличевой]. – М.: Наука, 1998. – 388 с. 19. Духновский С. В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: [учебное пособие] / С. В. Духновский. – Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с. 20. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. – [2-е изд.]. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003. – 336 с. 21. Зеер Э. Ф. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Мир психологии. – 2002. – № 4. – С. 194 – 203. 22. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 701с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 23. Карабанова О. А. Роль «критических ситуаций» в развитии саморегуляции в детском возрасте. Процессы технического развития: в поисках новых подходов / О. А. Карабанова. – М.: Просвещение, 1998. – 86 с. 24. Киселева О. В. Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения / О. В. Киселева // Педагогика и Психология. Теория и методика воспитания. – 2007. – №6. – С. 152 – 154. 25. Коррекционная педагогика: [учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед.] / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова.– М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. 26. Корытова Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания / Г. С. Корытова. – Улан-удэ: изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. – 292 с. 27. Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2005 – № 2 – С. 5 – 15. 28. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 2. – С. 88 – 95. 29. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений]. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с. 30. Левченко В. О. Влияние стратегий совладания на личностную успешность подростков / В. О. Левченко // Педагогическая наука. – 2009. – №11. – С. 187 – 192 31. Леонгард К. Акцентуированные личности. / [К. Леонгард].: под ред. В. М. Блейхера. – К.: «Высшая школа», 1996. – 289 с. 32. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1993. – 256 с. 33. Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков / А. Е. Личко, Н. Я. Иванов. – М.: «Фолиум», 1995. – 64 с. 34. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с. 35. Марищук В. О. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. О. Марищук, В. Т. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2001 – 232 с. 36. Методика и технологии работы социального педагога: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.] / [Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.]: под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. 37. Милосердова В. С. Сравнительный анализ стратегий совладающего поведения в экстремальных ситуациях руководителей и студентов управленческой специализации / В. С. Милосердова // Вестник Бурятского университета. – 2007. – № 3. – С. 163 – 166. 38. Молодцова Т. Д. Детские трудности: диагностика коррекция / Т. Д. Молодцова, О. Г. Тренитатская. – Ростов - на - Дону: РО ИПК и Про, 2005. – 210 с. 39. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18 – № 5. – С. 20 – 30. 40. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с. 41. Овчарова Р. В. Технологии работы практического психолога образования / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528с. 42. Останина Н. В. Теоретические основы формирования копинг-стратегий учащихся / Н. В. Останина // Педагогика и психология. – 2009. –№1. – С. 109 – 120. 43. Павленок П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: [учебное пособие] / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М.: ИНФРАМ, 2007. – 185 с. 44. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт. – сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 27 с. 45. Пятаков Е. М. Трудный подросток / Е. М. Пятаков // Педагогическая техника. – 2004. – №1. – С. 74 – 85. 46. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: [учебное пособие] / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с. 47. Ремшмидт Х. Г. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Г. Ремшмидт. – М.: Фолиум, 1994. – 159 с. 48. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: [учеб. пособие] / Е. И. Рогов. [в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с. 49. Сибгатуллина И. Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы / И. Ф. Сибгатуллина, Л. В. Апакова // Прикладная психология. – 2002. – № 5.– С. 105 – 107. 50. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с. 51. Степанов П. С. Подростки // Социальная педагогика. – 2006. – №4. – С. 74 – 80. 52. Ташлыков В. А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведения) и защита у больных неврозами в процесс психотерапии / В. А. Ташлыков. – Томск: Инфант, 1990. – 146 с. 53. Технологии социальной работы: [учебник] / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с. 54. Тышкова М. В. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях / М. В. Тышкова// Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 27 – 34. 55. Улезко Е. Н. Исследование влияния личностных качеств на совладающее поведение старшеклассников и студентов / Е. Н. Улезко // Вестник Бурятского университета. – 2010. – №5. – С. 117 – 122. 56. Фролова С. В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте / С. В. Фролова // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – 2005. – №8. – С. 10 – 18. 57. Хухлаева О. В. Психология подростка: [учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед.] / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2005. – 160 с. 58. Шагарова И. В. Стратегии копинг-поведения в ситуации потери работы: постановка проблемы / И. В. Шагарова // Актуальные проблемы современной психологии. – Омск.: Омск. гос. ун-т, 2002. – С. 47 –54. 59. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: [учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.] / М.В. Шакурова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. 60. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с. 61. Ялтонский В. М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения [Электронный ресурс] / В. М. Ялтонский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2010. – № 1. – Режим доступа: http://www.medpsy.ru/.
Отрывок из работы

1.1. Совладающее поведение как социально-психологический феномен В настоящее время учеными в различных областях знаний исследуются вопросы преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций. Устойчивый интерес к данной проблеме обусловлен усилением негативного воздействия природных, экономических, социальных и других неблагоприятных условий на личность. В связи с этим особую значимость приобретает изучение психологических способов совладания как фактора успешной адаптации человека в современном мире. Согласно исследованиям Р.М. Грановской, интерес психологов-исследователей к проблеме «совладающего» поведения развивается со второй половины XX века [15, с.32]. Изначально понятие «совладающее поведение» вошло в научный обиход и получило свое распространение в зарубежной психологии и развивалось в рамках психологии стресса. С этой точки зрения, Р.С. Лазарус и С. Фолкман, положившие начало систематическому анализу процессов совладания, определяют их как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы [42, с.110]. По мнению ведущего специалиста в области изучения способов совладания Р.C. Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования [19, с.59]: 1) проблемно-ориентированный – направлен на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации; 2) субъектно-ориентированный – является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток избегания мыслей о проблеме, вовлечения других в свои переживания. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего. Т. Деборах на основе когнитивно-феноменологической теории стресса Р.С. Лазаруса и С. Фолкмана выдвинула две гипотезы [42, с.110]: 1) совладающее поведение зависит от возможностей преодоления стресса – локуса контроля, самооценки, невротизма, отрицания социальной поддержки; 2) совладающее поведение зависит от оценки ситуации индивидом, на которую влияют сила стресса, ситуативный локус контроля, представления о самоэффективности и значимости событий. Согласно исследованиям Р.С. Лазаруса процесс совладания влияет на стрессовую реакцию двояко [19, с.54]: 1) меняет отношения индивида с окружением и стрессовой ситуацией – при «проблемно-ориентированном» совладании; 2) меняет способ интерпретации – при «субъектно-ориентированном» совладании. Таким образом, совладающее поведение, как переживание критических ситуаций, может осуществляться посредством когнитивной переоценки: если ситуация оценена как та, которую можно изменить, то обычно имеет место «проблемно-ориентированное» совладание; в противоположном случае – «субъектно-ориентированное». Такие зарубежные исследователи, как П. Коста и Р. Маккрей, делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах [22, с.416]. Интерпретация феноменов защиты и совладения, по их мнению, связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 42 страницы
230 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg