Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Нормативно–правовая база нетарифного регулирования внешней торговли товарами в условиях функционирования ЕАЭС

ikonowosky2016 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.05.2019
Актуальность темы заключается в том, что квотирование экспорта и импорта является важным механизмом нетарифного регулирования в рамках ЕАЭС. Объектом данной курсовой работы является квотирование экспорта и импорта товаров. Предметом исследования является порядок квотирования экспорта и импорта товаров. Целью данной курсовой работы является исследование квотирования импорта и экспорта товаров в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – изучить нормативно–правовую базу не тарифного регулирования внешней торговли товарами в условиях функционирования ЕАЭС; – провести анализ квотирования импорта и экспорта товаров в условиях функционирования ЕАЭС; – предложить рекомендации по совершенствованию квотирования экспорта и импорта товаров. В решении поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: - сбор теоретических и эмпирических данных, - анализ полученной информации, - синтез, как метод, завершающий процесс исследования. Информационную базу исследования составили официальные документы, соглашения и протоколы, исследовательские материалы основных международных организаций, прежде всего ЮНКТАД, ГАТТ/ВТО. Были использованы положения действующей нормативной правовой базы в части нетарифного регулирования в ЕАЭС, а также информационно- статистические данные Федеральной таможенной службы.
Введение

Эволюция мировой экономической системы, беспрецедентный рост объема международной торговли, развитие техники потребовали от таможенных органов введения новых систем управления таможенным делом, разработки новой стратегии в области модернизации используемых традиционных процедур. Поэтому при разработке международных договоров и конвенций требуется уделять первоочередное внимание таким аспектам, как влияние особенностей ситуации, в которой происходит их создание и использование, содержанию информационной базы, необходимой для этих целей, и ее адекватность существующему положению, характер системы коммуникаций между национальными и международными таможенными органами. Квотирование во внешней торговле - это мера оперативного регулирования внешнеэкономических операций государством, которые: - накладывают количественные и стоимостные ограничения на ввоз и/или вывоз товара в страну; - вводятся на определённый срок применительно к определённым товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к конкретным странам либо к группам стран. Квотирование выступает в качестве: - нетарифной меры внешнеэкономического регулирования; - регулятора спроса и предложения товаров на внутреннем рынке; - ответной меры на дискриминационные действия зарубежных торговых партнёров. Квотирование – это ограничение (лимитирование) физического или стоимостного объёма поставок на внутренний рынок страны–импортёра через установление различного вида квот. В общем виде квота – это допустимый объём (в физическом или стоимостном выражении) ввоза в страну–экспортёра компанией из страны–импортёра товаров определённого ассортимента в течение определённого временного периода, подтверждённый специальными разрешениями . В зависимости от своего назначения, сфере и периоду действия и других факторов в практике международной торговли применяются разные виды квот.
Содержание

Введение 3 1. Нормативно–правовая база нетарифного регулирования внешней торговли товарами в условиях функционирования ЕАЭС 6 1.1 Нетарифное регулирование как часть государственного регулирования внешней торговли ЕАЭС 6 1.2 Анализ нормативно–правовой базы нетарифного регулирования внешней торговли ЕАЭС 10 1.3 Понятие и назначение квотирования в сфере внешней торговли товарами 16 2. Анализ квотирования иморта и экспорта товаров в условиях функционирования ЕАЭС 22 2.1 Пратика применения импортных квот 22 2.2 Практика применения экспортных квот 24 2.3 Совершенствование квотирования экспорта и импорта товаров как меры нетарифного регулирования в рамках ЕАЭС 28 Заключение 30 Список использованных источников 32 Приложения 35
Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru/ Дата обращения 02.11.18. 2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ. 3. Абанин М.А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования// Хозяйство и право. 2018г., № 10, 125с. 4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебное пособие М.: Дашков и К, 2016г., 128 с. 5. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник для вузов - ЗАО "Юстицинформ". – 2017г., 596с. 6. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Магистр, 2016г., 765 с. 7. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: КОНТИНЕНТ. Саратов, 2017г., 693с. 8. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2015г., 741с. 9. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие. Ред. и доп. - М., 2018г., 541с. 10. Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // «Внешнеторговое право». – 2017г. № 2, 652с. 11. Журавлев А.А. Таможенные платежи в системе экономических отношений на современном этапе. - М. – 2017г., 589с. 12. Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М.: МИЭМП, 2018г., 190 с. 13. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2015г. 139 с. 14. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2017г., 512с. 15. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Проспект, 2018г., 1024 с. 16. Кузнецова Е.В. Бюджетирование ресурсов и управление финансами // Финансы и кредит. – 2017г. - № 1., 123с. 17. Лыкова Л.Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы //Финансы. – 2018г. – № 5. – 136с. 18. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2017г. – 384 с. 19. Майбуров И.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2018г., 565 с. 20. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику – М.: ГУ-ВШЭ. – 2017г.-165с. 21. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Инфра-М, 2015г. 312 с. 22. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2017г., 543 с. 23. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист. – 2016г., 658с. 24. Рутгайзер В.М., Окороков И.В. Таможенная стоимость и ее оценка. - Международная академия оценки и консалтинга. – 2017г., 952с. 25. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист. – 2015г., 478с. 26. Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // «Право и экономика», № 10. - октябрь 2018 г., 152с. 27. Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости. - автореф. дисс. к. ю. н., Москва - 2017 г., 589с. 28. Таможенное право: учебник для вузов / Под ред. Х.А. Андриашина. ЗАО "Юстицинформ", 2016 г., 152с. 29. Таможенное право: Учебное пособие / под ред. С.В. Халипова. - М.: ИКД-М, 2017г., 589с. 30. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование. – 2018г., 852с. 31. Трошкина Т.Н. Таможенные платежи: учебно-практическое пособие. - Нижний Новгород: Городец. – 2017г., 610с. 32. Фалькович Е.Б. Мировая экономика: учебник для вузов - ("Gаudеаmus") / Е.Б. Фалькович, А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина. - Академический проект, 2016г. - 601 с. 33. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. / С.В. Халипов. - М.: Высшее образование, 2018г., 410с. 34. Шивакин Р.С. Таможенные платежи и таможенная стоимость. - СОГит.: - 2017г., 896с.
Отрывок из работы

1.1 Нетарифное регулирование как часть государственного регулирования внешней торговли ЕАЭС Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАTT) в конце 60–х годов ХХ века. Это же Соглашение определило нетарифное регулирование как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли». Единая система классификации нетарифных мер, которая принята международным сообществом, пока не выработана. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты – исследователи в области мировой экономики [14, с.102]. Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70–х годов ХХ века, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все нетарифные ограничения в 5 основных категорий: - ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импорто-замещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.; - таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного декларирования, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению товаросопроводительных документов; - технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции; - количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения; - ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение [26, с.24]. Нетарифное регулирование во внешней торговле применяется исходя из следующих соображений: - обеспечения государственной безопасности; - защиты отечественных производителей промышленности и сельского хозяйства; - защиты жизни и здоровья человека; - защиты животных и растений; - защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; - охраны окружающей природной среды; - выполнения международных обязательств. При осуществлении внешнеторговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами [30, с.102]. Принципы таможенного регулирования ВЭД в Евразийском экономическом союзе основываются на принципах Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Международная конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур: 1) ясность и четкость положений таможенного законодательства, в том числе института обжалования решений таможенных органов; 2) принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур; 3) максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий; 4) совершенствование методов таможенного контроля, проведение его на основе управления рисками; 5) использование предварительных форм декларирования; 6) использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур; 7) всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб; 8) установление партнерских отношений с законопослушными участниками ВЭД [8, с.77]. Одной из областей таможенного законодательства, неизменно представляющей проблемы для участников ВТД является законодательство о нетарифном регулировании. До вступления Российской Федерации в Таможенный союз и ЕАЭС сложности при применении мер нетарифного регулирования возникали, в том числе, из-за большого количества нормативных правовых актов, каждый из которой регулировал сравнительно небольшой сектор единой системы нетарифного регулирования [23, с.44]. Нетарифные методы регулирования ВТД, как правило, направлены на достижение тех же целей, что и таможенно–тарифное регулирование, что позволяет в более короткие сроки получать необходимые результаты, решать некоторые специальные задачи. Но в долговременном плане нетарифные меры (квотирование, антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины) регулирования не способствует формированию нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке, созданию и поддержанию эффективной структуры производства. Исключением является лицензирование и сертификация, внедрение и активное использование которых при регулировании внешней торговли, наоборот, способствует повышению качества ввозимой продукции и предупреждает угрозы продовольственной безопасности. Также при определенных условиях таможенно–тарифные и нетарифные меры, например пошлины и квоты, взаимодействуют друг с другом [7, с.58]. Нетарифные барьеры – ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы: - меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы; - меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер (наличие определенных стандартов, введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей). Специальные защитные меры могут применяться в случае установления факта наличия импорта какого–либо товара на таможенную территорию ЕАЭС в таком возросшем количестве и на таких условиях, что это обусловливает причинение серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозу его причинения. Антидемпинговые и компенсационные меры, в отличие от специаль-ных защитных мер, применяются селективно, т.е. в отношении товара из тех стран, предприятия-экспортеры которых осуществляют поставки товара на таможенную территорию ЕАЭС на условиях демпинга или пользуются субсидией, предоставляемой зарубежным государством при производстве, экспорте или транспортировке товара [22, с.77]. Таким образом, инструменты государственного таможенного регулирования международной торговли по своему характеру делятся: тарифные и нетарифные. Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. 1.2 Анализ нормативно–правовой базы нетарифного регулирования внешней торговли ЕАЭС Практика мировой торговли свидетельствует о том, что глобализация мирохозяйственных связей приводит к усилению взаимосвязи и взаимообусловленности развития внутренних рынков разных стран. Основной задачей государственного регулирования внешнеторговой деятельности является обеспечение согласованности глобальных, национальных и региональных процессов. Необходимость государственного вмешательства в регулирование внешнеторговых процессов обусловлена также устранением возможности появления анархии в области внешнеторгового оборота, важностью защиты интересов национального производителя, и здесь важным инструментом выступают меры нетарифного регулирования (запреты, ограничения). Как показывает практика, государства пока чаще всего используют запреты и ограничения (барьеры), поэтому за данными мерами прочно закрепилось название нетарифных ограничений [25, с.102]. Большое внимание систематизации мер нетарифного регулирования уделялось в исследованиях, проводимых в рамках ЮНКТАД. в классификации нетарифных мер, разработанной ЮНКТАД, все меря нетарифного регулирования объединены в восемь категорий, одну из которых составляют таможенно–тарифные меры, а семь остальных – меры нетарифного регулирования: - паратарифные; - меры контроля над ценами; - финансовые; меры автоматического лицензирования; - меры количественного контроля; - монополистические меры; технические меры. К паратарифным мерам относятся платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу. Они увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (например, сбор за импортную лицензию, портовые сборы) [30, с.66]. Меры контроля над ценами применяются с целью поддержания внутренних цен, их стабилизации. Нетарифные барьеры такого вида предотвращают ущерб национального производителя, например: административное фиксирование цен (минимальных, максимальных, базовых цен импорта и проч.); антидемпинговые, компенсационные меры; скользящие сборы, предназначенные для выравнивания цен импортируемого товара для сближения с внутренними ценами [21, с.102]. Финансовыми мерами ЕАЭС признает мероприятия, регулирующие доступ импортеров на валютный рынок государства. К ним относятся, например, обязанность предварительной уплаты таможенных платежей, практика регулирования валютных курсов (в том числе установление фиксированного курса на отдельные виды товаров), обязанность импортера открыть валютный счет на территории государства и производить расчеты посредством уполномоченного банка и проч. Меры автоматического лицензирования по своей сути не являются барьерами на пути внешней торговли. Между тем представляется необходимым разработать единую для всех государств схему автоматического получения разрешения на импорт конкретных товаров. К мерам количественного контроля относятся квотирование и лицензирование. Среди монополистических мер государства практикуют предоставление исключительного права отдельным хозяйствующим субъектам на экспорт (импорт) продукции. Технические барьеры предполагают не только применение сертификации иностранной продукции, но и использование иных барьеров: предотгрузочной инспекции и специальных таможенных формальностей. Следует отметить, что законодательные акты других стран включают большое количество санитарных, технических и иных норм. Ученые–экономисты в рамках ЕАЭС отмечают, что среди торговых барьеров помимо таможенных пошлин предлагают выделять импортные квоты, нетарифные барьеры, добровольные экспортные ограничения. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой–то период времени [15, с.199]. К нетарифным барьерам авторы относят лицензирование, «неоправданные стандарты качества продукции или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах». В случае добровольного ограничения экспорта иностранные фирмы дают согласие на ограничение ввоза своей продукции в государство в целях избежания более жестких торговых барьеров. Таким образом, названные исследователи к нетарифным барьерам относят лишь административные и технические запреты и ограничения (кроме квотирования) [23, с.111]. Иной позиции по поводу нетарифных ограничений придерживается российский исследователь в области мировой экономики профессор И.И. Дюмулен. Нетарифные ограничения, по его мнению, – это «любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно–тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран». Думается, что такая формулировка вполне отвечает сути и задачам нетарифного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность. Посредством административных нетарифных барьеров регулирующее воздействие государства на внешнюю торговлю производится императивно, напрямую (лицензирование, квотирование, запреты на перемещение, разрешительная система, предоставление исключительного права на экспорт и импорт товаров и др.) [15, с.158]. Таким образом, исследование международно–правовых основ нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет нам дифференцировать меры нетарифного регулирования, исходя из задач государственного воздействия на внешнюю торговлю, на запреты, ограничения (барьеры), а также стимулы, используемые в ходе регулирования внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности. Единая система нетарифного регулирования является значимым элементом внешнеторговой политики и регулируется тремя заключенными соглашениями: 1. Соглашение «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран». В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. К ним относятся: – запрет экспорта; – количественное ограничение экспорта и (или) импорта; – предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт; – лицензирование в сфере внешней торговли; – наблюдение за экспортом и (или) импортом [26, с.59]. 2. Соглашение «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран». Решение о введении и применении мер нетарифного регулирования принимает ЕЭК и рассматривает предложение об их введении на основании документов: – наименование товара и его код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утверждаемой высшим органом таможенного союза (ЕТН ВЭД). Предлагаемые меры нетарифного регулирования: – запрет экспорта; – количественное ограничение экспорта и (или) импорта; – предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт; – лицензирование в сфере внешней торговли; – наблюдение за экспортом и (или) импортом; – срок действия предлагаемых мер нетарифного регулирования (даты начала и окончания действия мер). Решение о введение мер нетарифного регулирования принимается ЕЭК не позднее 30 дней с даты представления предложения Стороны. 3. Соглашение «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами». Это соглашение определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включаемых в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–участниками ЕАЭС в торговле с третьими странами. Действие данного Соглашения не распространяется на экспорт и (или) импорт товаров, подлежащих экспортному контролю, на экспорт и импорт вооружений и военной техники, а также иной продукции военного назначения [4, с.147]. Нетарифное регулирование в РФ как в государстве – члене ЕАЭС регламентируется (в части неурегулированной) Конституцией РФ, международными договорами, заключенными Россией как суверенным независимым государством и являющимися составной частью законодательства РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), Федеральными законами, например «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 08.12.2003 № 164–ФЗ), «О таможенном регулировании в РФ» (от 03.08.2018 № 289–ФЗ), указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти [23, с.104]. Всего согласно обязательствам в 2015 году должно быть скорректировано более 4 000 тарифных линий, что составляет около 41% от всего ТН ВЭД ЕАЭС. Рассмотрено и признано целесообразным обнуление ввозной ставки таможенной пошлины на отходы и лом титана. Снижение ставки позволит диверсифицировать доступ к источникам сырья для российской титановой промышленности в период ограничения поставок из традиционных источников и разработки собственной сырьевой базы титана, снизить стоимость закупаемого сырья и окажет положительное воздействие на конкурентоспособность предприятий отрасли.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Таможенное дело, 35 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Внешнеэкономическая деятельность, 42 страницы
504 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg