Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование информационных универсальных учебных действий у младших школьников при изучении математики

arseni_ars 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.05.2019
Главной целью ФГОС второго поколения является развитие личности ребенка, т.е. личностный результат, а достигается он за счет овладения ребенком комплексом универсальных учебных действий (УУД) . В свою очередь дает возможность учащимся самостоятельно усваивать новые знания умения и навыки, т.е. учить себя самому на основе формирования умения учиться.
Введение

Актуальность и проблема исследования. В связи с быстрым научно-техническим развитием общества современному человеку необходимо владеть умением самостоятельного самосовершенствования. Это возможно при условии непрерывного образования, при овладении умением учить себя самостоятельно. Такое умение возникает благодаря сформированности системы универсальных учебных действий уже в начальной школе. «Умение учиться» готовит младших школьников к саморазвитию. Эта мысль находит подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО): «важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках учебных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развивать и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного приписывание нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование определенных «информационных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» [49,с.4]. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является: «целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование информационных учебных действий (ИУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов информационных учебных действий» [49,с.6]. Однако данные специальных научных исследований по обсуждаемой проблематике и результаты проведенного нами констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что существующий уровень сформированности информационных учебных действий у младших школьников не отвечает предъявляемым стандартом требованиям. Об актуальности темы исследования свидетельствует и нерешенность вопросов методики формирования информационных учебных действий в существующей литературе. В настоящее время в психолого-педагогических трудах (А.Г. Асмолов, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, Н.А.Лошкарева, В.В.Рубцов, Д.Б.Эльконин) рассматривают освоение информационных УД как основу для усвоения общеучебных действий и навыков, которые, в свою очередь, входят в состав познавательных УУД. Проведены исследования природы информационных УД, их видов, функций и структуры (А.Г.Асмолов, С.Г.Воровщиков, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман). Несмотря на существенные достижения в осмыслении теоретических основ формирования информационных УД, остается не решенным ряд вопросов методики формирования информационных УД: 1) не обеспечивается целостность содержания работы по формированию информационных УД; 2) не разработан комплекс методических средств формирования информационных УД; 3) не разработаны методические средства, стимулирующие интеграцию информационных УД в деятельность учеников по освоению умения учиться. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения существующего противоречия между требованием формировать информационные УД у младших школьников и недостаточной разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить эту работу в условиях реализации ФГОС НОО. Исходя из данного противоречия, мы сформулировали проблему исследования: в чем состоят методические основы формирования информационных учебных действий? Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование информационных универсальных учебных действий у младших школьников при изучении математики». Цель нашего исследования – выявить особенности формирования информационных учебных действий у младших школьников при освоении математического содержания. Объект исследования – процесс формирования информационных универсальных учебных действий у младших школьников. Предмет исследования – методы и приемы формирования информационных учебных действий у младших школьников на уроках математики. Гипотеза исследования: целенаправленная и систематизированная работа будет способствовать формированию информационных учебных действий. Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи: 1. Изучить сущность и значение информационных учебных действий для освоения знаний младшими школьниками по математики. 2. Дать характеристику средствам формирования информационных учебных действий при работе на уроках математики. 3. Разработать систему заданий, способствующих развитию информационных учебных действий, стимулирующих их выполнение в единстве с другими УУД. 4. Проанализировать результаты, полученные в ходе проведенния опытно-экспериментальной работы по формированию информационных учебных действий при работе на уроках математики. Методы исследования: 1) теоретические методы - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, систематизация; 2) эмпирические методы - педагогическое наблюдение за процессом обучения, беседа, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов. Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы в ходе формирования информационных учебных действий на уроках математики. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение………………………………………………………...……………..4 Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы формирования информационных универсальных учебных действий…………………………….7 1.1 Содержание и структура информационных универсальных учебных действий………………………………………………………………….…………7 1.2 Возрастные особенности развития учебных действий у детей младшего школьного возраста ……………………………………….………….18 1.3 Модель формирования информационных учебных действий на уроках математики …………………………………..………………….……..…26 Глава 2. Анализ методико-математического материала по проблеме формирования информационных универсальных учебных действий младших школьников…………………………………………………………………………32 2.1 Возможности уроков математики в формировании информационных универсальных учебных действий младших школьников…………………….32 2.2 Анализ методик…………………………………………………….….43 Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности модели формирования информационных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики …………………..………………..48 3.1Организация констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования и анализ его результатов..……………………...…………………48 3.2 Формирующий этап …………………………………………………...55 3.3 Контрольно–оценочный этап ……………………………………...…58 Заключение ……………………………………………………………….….63 Список использованных источников………………………………….….65 Приложение………………………………………………………………….72 ?
Список литературы

А) методическая литература: 1. Арефьева, О.М. Технологии формирования универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] / О.М. Арефьева // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы ХIV Региональной научно-практической конференции. Часть 1. – Махачкала, 2010. – с.94 - 101. 2. Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе [Текст] / Л.В. Артемьева // Управление качеством образования. - 2011. - № 5. – С. 55 – 59. 3. Асмолов, А.Г. Теория формирования и развития универсальных учебных действий [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011. 4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М.: Просвещение, 2010. — 151 с. 5. Арсланьян, В.П. ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект) [Текст] / В.П.Арсланьян, Г.А.Стюхина. – М.: Первое сентября, 2014. – 162 с. 6. Батырева, С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Батырева. - М.: Просвещение, 2014. - 56 с. 7. Баранова, Г.А. Формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами учебника [Текст] / Г.А. Баранова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4. – С. 31-38. 8. Битянова, М.Р. Метапредметные универсальные учебные действия: какой линейкой мерить? УУД – новые образовательные цели [Электронный ресурс] // Сайт Центра психологического сопровождения образования ТОЧКА ПСИ // Режим доступа: http://www.tochkapsy.ru/index.php?inc=copilka&; 9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Воронеж: Ин-т практической психологии, 2015. – 349 с. 10. Бусова, М.Н. Формирование и оценка универсальных учебных действий [Текст] / М.Н. Бусова, Л.В. Грачева. М.: 2012. 11. Буданова, О.В. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования [Текст] / О.В. Буданова// Завуч начальной школы. – 2011. -№. 5 – С. 39 – 42. 12. Блохина, Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс до и после. - № 3. – 2016. - С. 20-23. 13. Выготский, Л.С. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: 2014. — Т. 4. – 372 с. 14. Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст] / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. - М.: «5 за знания», 2010. – 402 с. 15. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : Монография [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М.: Прометей, 2015. – 245 с. 16. Волочков, А.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий [Текст] / А.А. Волочков// Вестник Южно-Уральского государственного университета.– 2014. - № 19 (278). – С. 58-67. 17. Вяткина, М.Н. Управление формированием универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении [Текст] / М.Н. Вяткина, Л.М. Никонова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. - № 1. – С. 19-28. 18. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. — М.: Педагогика, 2012. – 264 с. 19. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народ. образование. - 2012. -№ 4. - С. 153-160. 20. Гузенко, Ю.В. Реализация программы формирования УУД в образовательном процессе [Текст] / Ю.В. Гузенко // Методист. – 2011. - № 9. – С. 62– 64 21. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2016. – 316 с. 22. Давыдова Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием [Текст] / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование. – 2015. - № 1. – С. 167 – 175. 23. Даутова, О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании / О.Б. Даутова. http://www.famous-scientists.ru/list/10060 24. Деменева, Н.Н. Формирование универсального учебного действия прогнозирования на уроках математики [Текст] / Н.Н. Деменева // Начальная школа - 2013. - №9. - С. 52-55. 25. Депман, И.Я. За страницами учебника математики [Текст] / И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с. 26. Добрышкина, Е.Н.Система учебных задач, направленных на формирование у школьников познавательных УУД на уроках математики [Текст] / Е.Н. Добрышкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – №10-2. – 2016. – С. 97-101 27. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению [Текст] / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк. М., Вита-пресс, 2015. – 263 с. 28. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты [Текст] / Р.А. Дунилова, Л.Г. Бобрикова // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 3. - С.5–11. 29. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен [Текст] / Д.С. Елисеева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - № 4. -Том 6. – 2014. С. 56-64. 30. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. - № 2 - С. 11-12. 31. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д.: Издат. центр МарТ, 2015. - 448 с. 32. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них [Текст] / С.А. Козлова// Начальная школа: плюс до и после – 2013. № 10. - С. 3-6. 33. Котлярова, Т. С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. С. Котлярова. – Омск, 2016. – 227 с. 34. Кравцов, Г.Г. Психологические проблемы начального образования [Текст] / Г.Г. Кравцов. - Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 2014. – 211 с. 35. Лапков, А. В. Образовательное событие как средство формирования универсальных учебных действий учащихся [Текст] / А. В. Лапков, Т. А. Шпедт // Управление начальной школой. – 2013. - № 4. – С. 25 -31. 36. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж, НПО Модэк, 2014. – 384 с. 37. Мурзина, Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога [Текст] /Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс до и после. – 2014. - № 6. – С.5-13. 38. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 2013. – 362 с. 39. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Текст] / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 7. – С. 39- 41. 40. Овчинникова Н.А. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика» [Текст] / Н.А. Овчинникова, Т.Н.Балабанова, Ю.А. Саева // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 75-78. 41. Психическое развитие младших школьников [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 2014. – 147 с. 42. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Педагогика, 2013. – 256 с. 43. Пачина, А. Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] / А. Г. Пачина // Управление начальной школой. – 2013. - № 5. – С. 15 – 27. 44. Прохорова, С. Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст] / С. Ю. Прохорова, Я. М. Брагина // Управление начальной школой. – 2013. - № 8. – С. 19-25. 45. Романович, И. Ю. Ведение учета сформированности УУД у младших школьников [Текст] / И. Ю. Романович // Управление начальной школой. –2014. - № 1. – С. 35- 39. 46. Старостина, О. А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов [Текст] / О. А. Старостина // Управление качеством образования. –2013. -№ 2. – С. 87-90. 47. Сиденко, А.С. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС [Текст] / А.С.Сиденко, Е.А. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 1.- С.40–48. 48. Соколова, А.В. Влияние образовательной среды на развитие учебно-познавательной компетентности младшего школьника [Текст] / А.В. Соколова, Е.В. Теренина //Завуч начальной школы. № 1. – 2015. - С. 81-86. 49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения 05.03.2018). 50. .Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М.: - 2016. Б) учебники для начальной школы: 1. Моро М.И. Математика. 1 кл. В 2-х ч./ М.И. Моро, С.И. Волкова // – М.: Просвещение, 2015. ФГОС. 2. Моро М.И. Математика. 2 кл. В 2-х ч. /М.И. Моро, С.И. Волкова // – М.: Просвещение, 2015. ФГОС. 3. Моро М.И. Математика. 3 кл. В 2-х ч./ М.И. Моро, С.И. Волкова //– М.: Просвещение, 2015. ФГОС. 4. Моро М.И. Математика. 4 кл. В 2-х ч./ М.И. Моро, С.И. Волкова // – М.: Просвещение, 2015. ФГОС. 5. Истомина Н.Б. Математика. 1 кл. В 2-х ч./ Н.Б. Истомина // - М.: Ассоциация 21 век, - 2015. ФГОС. 6. Истомина Н.Б. Математика. 2 кл. В 2-х ч./ Н.Б. Истомина // - М.: Ассоциация 21 век, - 2015. ФГОС. 7. Истомина Н.Б. Математика. 3 кл. В 2-х ч./ Н.Б. Истомина // - М.: Ассоциация 21 век, - 2015. ФГОС. 8. Истомина Н.Б. Математика. 4 кл. В 2-х ч./ Н.Б. Истомина // - М.: Ассоциация 21 век, - 2015. ФГОС. 9. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 1 кл. В 2-х ч./ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. // - М.: Просвещение, - 2014. ФГОС. 10. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 1 кл. В 2-х ч./ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. // - М.: Просвещение, - 2014. ФГОС. 11. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 1 кл. В 2-х ч./ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. // - М.: Просвещение, - 2014. – ФГОС. 12. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 1 кл. В 2-х ч./ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. // - М.: Просвещение, - 2014. – ФГОС.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы формирования информационных универсальных учебных действий 1.1 Содержание и структура информационных универсальных учебных действий Понятие «познавательных информационных универсальные учебные действия» введено в учебную и научную литературу, в школьную практику в связи с утверждением Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральных государственных образовательных стандартов – 6 октября 2009 г. № 373 начального общего образования, 17 декабря 2010 г. № 1897 ФГОС основного общего образования и 22 января 2015 г. среднего (полного) общего образования [49,с.15] В соответствии с той ролью, которая отводится универсальным учебным действиям, и в их числе информационным, в структуре образовательного процесса на всех его уровнях – начальном, основном и среднем, мы обратились к нормативному контексту понятия «информационные универсальные учебные действия» с целью определения его содержания и структуры [49]. ФГОС НОО второго поколения ориентирован на общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий, сформированность которых обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться, готовность к саморазвитию и непрерывному образованию на основе самостоятельного приобретения и интеграции знаний. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (далее – ООП) как его системообразующему компоненту – личностным, метапредметным и предметным [49,с.22,23,24].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg