Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

arseni_ars 230 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.05.2019
Нами было проведено данное исследование для того, чтобы изучить произвольность поведения и ее развитие в младшем школьном возрасте. Проанализировав психолого-педагогическую литературу было выявлено, что произвольность поведения можно понимать как сознательную, преднамеренную регуляцию действия в соответствии с изменяющимися условиями ситуации. Развитие произвольности можно рассматривать как регулирование своей деятельности.
Введение

Актуальность темы Поступление в школу привносит важнейшие изменения в жизни ребенка. Полностью изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Он впервые получает права и обязанности ученика, становится участником классного коллектива. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желания всеобщим устремлениям, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень дисциплины. Известно, что в этом возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, произвольное внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности ученика, младшие школьники учатся управлять своим поведением. В школе перед ребенком ставится необходимость соблюдать целую систему моральных требований и норм, правил поведения, определяющих его жизнь в школе, которыми он должен руководствоваться в отношениях со взрослыми и сверстниками. Младший школьник еще не умет всесторонне обдумывать свои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Личность –это такой субъект, деятельность которого регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами. Хорошо известно, что именно в возрасте 6-7 лет у детей возникает и развивается произвольное поведение. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Произвольность расширяет возможности ребенка строить свое поведение вместе с собственными побуждениями и побуждениями других людей. Особое значение при этом приобретает не только подчинение готовым правилам, но и составление новых правил, готовность принимать задачи старшего и выдвигать собственные. Л.С. Выготский говорил о том, что произвольное поведение как и все высшие формы психической деятельности подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка [4]. Все это развивает в ребенке потребности быть активным, преобразовывать мир, оказывать влияние на других людей и самого себя. Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является очень важным этапом в развитии личности ребенка, и в частности, произвольности его поведения. Однако проблема произвольности возрастной психологии является одной из наименее разработанных. По моему мнению проблема развития произвольности у младших школьников должна быть актуальной не только как теоретическая, научная, но и как практическая задача. Недостаточное произвольное развитие может лежать в основе такого явления, наблюдаемого в начальный период обучения, как "отход от школы". Ученику трудно осваивать новую деятельность и реализовывать себя в ней, принимать правила и нормы школьной жизни. Эти задачи решаются при условии проявления у ребенка произвольности поведения, ее развития. Цель – изучить произвольность поведения учащихся начальной школы. Объект исследования - младшие школьники 2-4 классов. Предмет исследования – произвольность поведения учащихся начальных классов. Гипотеза: гипотеза исследования заключается в предположении о том, что сформированность произвольности поведения младших школьников 4-го класса выше, чем у младших школьников 2-го класса. Задачи исследования: 1. Рассмотреть содержательную характеристику понятия «произвольность поведения»; 2. Проанализировать научные подходы к исследованию сущности понятия «произвольность поведения»; 3. Рассмотреть формирование произвольности поведения младших школьников; 4. Организовать эмпирическое исследование по выявлению произвольности поведения у младших школьников; 5. Дать качественный и количественный анализ результатам исследования произвольности поведения младших школьников. Теоретическая значимость: обобщение научного материала в области произвольности поведения младших школьников и возможность расширить представления в данной области. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов при работе с учащимися, а так же родителями. Результаты исследования дают материал для качественного рассмотрения вопросов произвольности поведения и ее развития; материалы дают основание для рекомендации их практического использования. Методы исследования: анализ научной литературы, психодиагностический метод с использованием методик: Тест Тулуз-Пьерона, методика Л.В. Шипицыной «Изучение произвольной зрительной памяти». Метод количественной и качественной обработки данных, метод математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента. Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в МБОУ «Елабужская СОШ №8» г. Елабуга во 2-м и 4-м классах. Выборка состоит из 59 человек. Структура работы: работа содержит в себе введение, две главы: теоретическую и практическую, выводы по двум главам, заключение и список используемой литературы.?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1 Произвольность поведения: характеристика, сущность 6 1.2 Научные подходы к определению и исследованию сущности понятия «произвольность поведения» 7 1.3. Особенности формирования произвольности поведения 13 младших школьников 13 Вывод по 1 главе 24 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25 2.1 Организация исследования, описание выборки и методик проведения диагностики произвольности поведения младших школьников 25 2.2 Анализ результатов исследования 27 Вывод по 2 главе 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 2012. Т.1.230 с. Т.2.288 с. 2. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: ЛГУ, 2011. С.13-35. 3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М., 2013. – 334 с. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 2015. – 467 с. 5. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология [Сборник]. - М., 2012. - С. 512-755. 6. Вундт В. Его философия и психология: Э. Кениг — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012.- 202 с. 7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. 8. Давыдов В.В. О понятии развивающее обучение. Москва, Педагогика, 2013. 9. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. – М., 2013. 10. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология : тексты; сост. М.О. Шуаре. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2013. – С. 42–53. 11. Психологическое наследие: А. Р. Лурия — Москва, Смысл, 2012 г.- 434 с. 12. Лисина М.И. Роль ориентировки в превращении реакций из непроизвольных в произвольные // Тезисы докладов совещания по проблемам ориентировочно–исследовательской деятельности. – М., 2014. 13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 2014. 14. Рубинштейн С. Л. Общая психология. — М., 2013. 15. Сеченов И. М. Главные труды. [учебник]. /Игорь Князькин, Александр Марьянович, Иван Сеченов //: Санкт- Петербург, Деан. 2013. С. 54, 59, 202. 16. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 2015. 17. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно историческойпсихологии. [Электронный ресурс]. http://psyjournals.ru/files/78149/kip_3_2015_smirnova.pdf (дата обращения 17.05.2018).
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Произвольность поведения: характеристика, сущность Обстоятельства школьной жизни ребенка - это система взаимоотношений ребенка с окружающим миром, значимая для его жизни и развития. Произвольность поведения неразрывно связано с волей человека. Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. Первое материалистическое объяснение природе воли дал И.М. Сеченов, который указывал, что воля – это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей [15]. Таким образом, воля неразрывно связана с сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное [5]. Психологическая устойчивость зависит от способности ребенка правильно понимать ситуацию, независимо от переживаемых трудностей, и правильно действовать. А для этого нужно проявлять волю. Наиболее характерная реакция младших школьников на трудности - отказ от достижения результата и "уход" от ситуации. Чтобы детям легче было приспособиться к новой ситуации им необходимо развивать волю и такие качества, как целенаправленность и произвольность. «Произвольность понимается как овладение ребенком своими психологическими процессами, поведением, действиям, т.е. как осуществление своих внутренних и внешних действий» [17]. Произвольные действия ребенок может совершать в уме, предполагая какой-либо результат и последствия этого действия так, как если бы оно осуществлялось на самом деле. Произвольное действие - это действие, которое свободно переходит из внешнего плана во внутренний и наоборот. В этом моменте проявляется умение ребенка осуществлять свой замысел на основе мотивационных целей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg