Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Теоретические аспекты построения системы внутреннего контроля в организациях.

ikonowosky2016 2850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.05.2019
Цель исследования. Целью исследования является анализ системы внутреннего контроля в торговых организациях и особенности ее построения. Задачи исследования: 1. Рассмотреть генезис понятия системы внутреннего контроля, ее виды и функции. 2. Обозначить необходимость построения системы внутреннего контроля в организациях. 3. Проанализировать внутренний контроль и объекты внутреннего контроля в организации. Стандарт ИСО 9001:2015 и его влияние на систему внутреннего контроля организации. 4. Привести краткую характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации. 5. Рассмотреть построение системы внутреннего контроля в ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД» и оформление результатов контрольных мероприятий. 6. Дать оценку действующей системы внутреннего контроля в ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД». 7. Предложить модель системы внутреннего контроля в ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД» на основе стандартов ИСО 9001. 8. Осуществить разработку направлений совершенствования функционирования внутреннего контроля кассовых операций и операций по расчетному счету и оценка ее эффективности. 9. Оценить экономическую эффективность разработанных мероприятий. Объект и предмет исследования. Объект исследования - ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД». Предмет исследования – процесс оптимизации стратегического управленческого учета и внутреннего контроля на предприятии. Научная разработанность проблемы. Нельзя не отметить, что многие российские ученые активно работают над созданием методологии управленческого учета. Весомый вклад в разработку теории управленческого учета среди отечественных ученых внесли М.В. Вахрушина, А.А. Володин, В.Б. Ивашкевич, В.Е. Ластовецкий, Ю.А. Мишин, О.Д. Каверина, В.Э. Керимов, Н.П. Кондраков, О.Е. Николаева, С.И. Полякова, Я.В. Соколов, С.А. Стуков, С.К. Татур, В.И. Ткач, А.Д. Шер, Т.В. Шишкова, А.Д. Шеремет. Источниковая база исследования. Источниковой базой исследования послужили первичные данные, собранные непосредственно на объекте исследования. Научная значимость исследования состоит в комплексном рассмотрении исследуемой проблемы, в формировании, научном обосновании и решении комплекса теоретических, методологических и методических положений по оценке эффективности системы внутреннего контроля на основе стандартов ISO 9001. Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов проведенного исследования определяется возможностью их широкого применения для дальнейшего развития систем внутреннего контроля, осуществляемого в условиях торговли. Практические разработки, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в практике деятельности организаций разных отраслей экономики для повышения эффективности управленческих решений, направленных на стратегию развития и систему "менеджмент качества". В ходе исследования применялись следующие методы: анализ литературных источников и учебной литературы, сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; логический, комплексный и системный подходы. Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях хозяйствования одним из центральных вопросов теории и практики управления предприятием является обеспечение устойчивых темпов роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим первоочередной целью является создание условий, при которых эффективность деятельности предприятий будет повышаться, что послужит основой для их развития. Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Контроль является важным элементом любого хозяйственного механизма при любом способе производства. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции: наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В конкурентной среде рыночных отношений эффективная СВК является одним из главных условий успешной деятельности коммерческой организации. Любая деятельность внутри организации происходит в рамках двух систем. Одна - это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система - это система контроля, пронизывающая операционную (организационную) систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры компании в частности достигнут поставленных целей. Внутренний контроль в той или иной форме существуют на каждом предприятии. Тем не менее, практика формирования в России эффективных систем внутреннего контроля в соответствии с современными концепциями СВК только начинает складываться. Чем крупнее компания и чем сложнее ее организационная структура, тем масштабнее задачи и жестче требования к системам внутреннего контроля. К сожалению, во многих компаниях отечественного бизнеса СВК чаще всего носит неформализованный или номинальный характер, в лучшем случае сводится к внедрению системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО (ISO - International Standards Organization). Тогда как СВК, приведенная в соответствие принципам и политикам руководства компании, интересам акционеров и участников, позволяет выявить и снизить коммерческие, финансовые и внутрипроизводственные риски в управлении предприятием, обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия, достижение поставленных целей. В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективная СВК является одним из главных условий успешной деятельности коммерческой организации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3 1.Теоретические аспекты построения системы внутреннего контроля в организациях……………………………………………………………………… 7 1.1.Генезис понятия системы внутреннего контроля, ее виды и функции…… 7 1.2 Необходимость построения системы внутреннего контроля в организациях……………………………………………………………… 14 1.3 Система внутреннего контроля и влияние системы менеджмента на внутренний контроль в организации…………………………………… 22 2. Анализ действующей системы контроля в организации и оценка ее эффективности на примере ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД»……… 323 2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации……………………………………………………………… 33 2.2. Построение системы внутреннего контроля в ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД» и оформление результатов контрольных мероприятий……… 43 2.3. Оценка действующей системы внутреннего контроля в ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД»……………………………………………………… 57 3. Совершенствование системы контроля качества на предприятии ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД»……………………………………………… 66 3.1. Модель системы внутреннего контроля в ООО «СНГК ВОСТОК – ЗАПАД» на основе стандартов ИСО 9001……………………………… 66 3.2. Разработка направлений совершенствования функционирования внутреннего контроля кассовых операций и операций по расчетному счету и оценка ее эффективности…………………………………………………. 72 3.3. Экономическая эффективность разработанных мероприятий….80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 92
Список литературы

Нормативно-законодательные документы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N14-ФЗ (ред. от 31.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N5, ст. 410 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N32, ст. 3340. 3. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Постановление Правительства РФ №552 от 5 августа 1992 г.; в редакции постановлений Правительства РФ №627, №661, №1133, №1211, №1387, №273. .- [Электронный ресурс - Гарант CD-rom]. 4. Отчетные данные ООО «РН-Юганскнефтегаз» за 2015-2017 гг. Учебники и учебные пособия 5. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400 с. 6. Азое Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и менеджмента, 2011. 7. Арамов В. С. Экспресс-анализ финансового положения организации // Финансовый директор. – 2011. – №7. – С.44-56. 8. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общ.ред. В.И. Стражева. – 4- е изд., испр. и доп. – Мн.: Выш.шк., 2009.–398 с. 9. Аносов В. Реформирование управления затратами: как сохранить лучшее // ФУА. – 2011. – №4. – с. 26-30. 10. Бабук И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с. 11. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. 5.Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с. 12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 420 с. 13. Бехтерева Е.В. Себестоимость, рациональный и эффективный учет расходов / Е.В. Бехтерева. - М.: Изд-во «Омега- Л», 2011. - 148 с. 14. Булатов А.С. Экономика: учебник / А.С. Булатов [и др.]. - М.: Издательство БЕК, 2013. - 890 с. 15. Гомонко Э.А., Тарасова Т.Ф. Управление затратами на предприятии : учебник / Э.А. Гомонко, Т.Ф. Тарасова. - М.: Кнорус, 2010. - 320 с. 16. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МНИИПУ, 2009. – 736 с. 17. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с. 18. Друри К. М. Управленческий и сбытовый учет / К. М. Друри.: ЮНИТИ, 2010. - 423 с. 19. Егомостьев Н.А., Киргиз Ю.Б., Статкевич Д.А. Современные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции // Экономика и управление. – 2011. – №1. – С. 43-46. 20. Елисеева Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с. 21. Есипов В.Е. Оценка бизнеса / В.Е. Есипов, Г.А Маховикова, В.В. Терехова. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с. 22. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник / Н.Л. Зайцев. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 358 с 23. Золотогоров В.Г. Организация и планирование реализации: Практическое пособие. – Мн.: ФУАинформ, 2010. – 528 с 24. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник/ В. Б. Ивашкевич. М.: Магистр, 2011. С. 5 25. Иванов И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. - Москва: Инфра-М, 2011. - 393 с. 26. Калинина Н.М., Елкин С.Е., Колман В.А., Метелев И.С. Планирование, учет, контроль и анализ в ситеме управления затратами / учебное пособие / Н.М. Калинина, С.Е. Елкин, В. А. Колман, И.С. Метелев.- Омск: Изд-во ИП Погорелова, 2010. - 147 с. 27. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник/ Т.Р. Карлин, А.Р. Макмин. - М.: Инфра-М, 2010. - 448 с. 28. Карпей Т.В. Экономика,организация и планирование промышленного реализации: Учебное пособие. Изд. 4-е испр. и доп. – Мн.: Дизайн ПРО, 2010. – 328 с. 29. Клочкова Е.Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2015. - 448 с. 30. Костырко Р.О. Финансовый анализ: учебное пособие // Р.О. Костырко. X.: Фактор, 2010. - 784 с. 31. Ковтун С., Ткачук Н., Савлук С. Управление затратами // С. Ковтун, Н. Ткачук, С. Савлук. - Х.: Фактор, 2011. - 272 с. 32. Кузьмина М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях сбытовой сферы: учебное пособие / М.С. Кузьмина. - Москва: КНОРУС, 2012. - 256 с. 33. Кучерова Е.В., Тюленева Т.А. Учет затрат, бюджетирование и калькулирование в отдельных отраслях сбытовой сферы: учебное пособие / Е.В. Кучерова, Т.А. Тюленева. - Кемерово, 2012. - 136 с. 34. Лева О.В. Управление затратами: Учебное пособие/ О.В. Лева Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2010. - 200 с. 35. Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П., Краюхин Г.А. Управление затратами на предприятии : учебник для вузов / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев, Г.А. Краюхин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 592 с. 36. Мамедов О.Ю. Современная экономика: общедоступный учебный курс лекций / О.Ю. Мамедов [и др.]; под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 672 с. / М.А. Лимитовский. - М.: ООО «Дека», 2011. - 232 с. 37. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник / Под общ.ред. Б.А. Райзберга. - 4-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 790 с. 38. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. [и др.]; под ред. Г.В. Савицкой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 330 с. 39. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 304 с. 40. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / А.Н. Соломатин [и др.]; под ред. А.Н. Соломатина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 292 с. 41. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Е.С. Стоянова [и др.]; под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2011. - 293 с. 42. Табурчак П.П. Экономика предприятия: учебник / П.П. Табурчак ; под ред. П.П. Табурчака и В.М. Тумина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 320 с. Монографии 43. Керимов В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях сбытовой сферы: учебник / В.Э. Керимов. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. - 484с. 44. Баянова О.В. Формирование учетно - аналитической системы управления затратами на оплату труда / О.В. Баянова. - Пермь: ИПЦ «ПрокростЪ», 2015. - 312 с. Статьи 45. Баринова О.И., Юренева Т.Г. Классификация затрат: управленческий подход // Экономика и экономические науки.- 2015. - Вып. 1. - С.13 46. Гасин Ф.М. Стратегическое управление затратами // научный журнал экономические науки / Ф.М. Гасин, 2010.- Вып. 9. - С. 170-172. 47. Залевский В.А. Управленческий учет и анализ формирования целевой себестоимости для целей стратегического менеджмента // Управленческий учет. - 2009. - Вып. 12. - С. 3-14. 48. Ивашкевич В.Б., Шигаев А.И. Расчет прибыли от продаж продукции на основе учета и распределения затрат по видам внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессам // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - Вып. 12. - С. 19-30. 49. Коба Е.Е. Особенности планирования сбытовых запасов на промышленных предприятиях / / Журнал «Научный аспект», 2013. - 210 с. 50. Сигидов Ю.И., Бабалыкова И.А. Классификация затрат при исчислении стоимости продукции в управленческом учете // научный журнал КуБ ГАУ, 2013. - Вып. 91.- С. 18.
Отрывок из работы

1.1.Генезис понятия системы внутреннего контроля, ее виды и функции Успех в деятельности любого хозяйствующего субъекта, в современных условиях хозяйствования, основанных на закономерностях и особенностях развития рыночных отношений, обеспечивающий в первую очередь своевременное достижение поставленных производственных и финансовых результатов и укрепление конкурентоспособности, невозможен без постановки эффективной системы управления, важнейшим элементом которой является правильно организованный контроль [21, с. 5]. Иными словами, управленческая деятельность будет успешной лишь в том случае, если выполнение принятого управленческого решения, а также полученный конечный результат будут своевременно контролироваться для установления законности, рациональности и экономической эффективности. Понятие контроля было введено давно ? появившись еще в начале XVIII столетия, оно со временем сильно эволюционировало, а в качестве системы контроля деятельности хозяйствующего субъекта данное понятие оформилось к началу XX века в виде набора определенных элементов [9, с. 154]. Необходимо отметить, что отечественная наука о контроле имеет достаточно глубокие корни. Многогранность и глубина понятия «контроль», тесно связанного с понятиями «управление» и «управленческий учет», без сомнения, обусловлена многоплановостью самой управленческой деятель¬ности. Именно управленческий учет в настоящее время дает реальную возможность эффективно и рационально реализовать функции учета, планирования, контроля, регулирования и оптимизации как в целом по хозяйствующему субъекту, так и по его составляющим, учитывая и внешние, и внутренние факторы рыночных отношений в каждом конкретном случае хозяйствования [7, с. 114-115]. В различных литературных источниках можно найти множество определений категории «контроль» (Таблица 1.1). Таблица 1.1 Анализ точек зрения на определение контроля Автор Точка зрения А. А. Шпиг характеризует контроль в качестве конкретной функции управления А. К. Солодов отмечает, что контроль является определенной деятельностью по установлению достоверной информации, исходящей из какого-либо источника, определению причин ее искажения, путем сравнения данных об одном и том же событии или факте, поступившем из различных независимых источников В. В. Бурцев подчеркивает, что контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства Т. Д. Попова, Л. А. Шмельцер, А. А. Чернона определяют контроль как самостоятельную функцию управления, как особый вид практической деятельности, как систему актив¬ного воздействия на происходящие хозяйст¬венные процессы В. Н. Попов, В. С. Касьянов, И. П. Савченко формулируют контроль как деятельность, включающую проведение измерений, экспертизы, оценки одной или нескольких характеристик объекта и дальнейшее сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения их соответствия каждой из данных характеристик М. Ф. Овсийчук характеризует контроль как комплексное изучение деятельности организаций и их структурных подразделений, экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной информации и бухгалтерской отчетности, а также состояния объектов контроля Изучение и анализ точек зрения на определение контроля, позволяет сделать выводы, что в самом широком смысле «контроль» рассматривается как функция управления, в результате выдвижения на первый план его функционального назначения и необходимости участия в процессе управления. Кроме того, характерной особенностью в разрезе данной функции является его непрерывность и то, что он осуществляется на всех стадиях практической реализации каждого управленческого решения. Являясь важной частью системы управления, контроль обеспечивает оптимальность выполнения процессов деятельности и охватывает все ее направления, а отсюда следует, что роль и значение контроля в хозяйственной деятельности также важны, как и роль учета, управления и анализа [45]. На микроэкономическом уровне имеет место как внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления разного уровня, так и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации, от эффективности которого зависит эффективность ее функционирования, в частности и в совокупности, эффективность общественного производства [21, с. 6]. В условиях нарастающей конкуренции, когда существенно актуализируются проблемы повышения эффективности контроля, акцент делается на внутреннем контроле, который является не только особым видом организованных действий, совершаемых руководящим звеном для достижения поставленных и промежуточных и конечных целей и задач, но и эффективно позволяет сократить контрольные проце¬дуры при выражении мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности внешними аудиторами. Таким образом, целью внутреннего контроля является информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия своевре¬менных управленческих решений и, как следствие, повышение эффективности функциониро¬вания хозяйствующего субъекта [22, с. 6-10]. Субъектом внутреннего контроля являются сотрудники, от-ветственные за качество выполнения обязанно¬стей по реализации определенных контрольных действий с целью предотвращения негативного влияния внешней и внутренней среды. А объектом выступают ресурсы, которыми владеет хозяйствующий субъект, а также все процессы его деятельности [8, с. 244]. Кроме того, исследование внутреннего контроля как экономической категории позволяет выделить в его структуре отдельные ви¬ды, характеризующиеся целевой направленностью и методическими особенностями [19, с. 14-22]: - внутренний управленческий контроль, осуществляемый руководством хозяйствующего субъекта в процессе выполнения функциональ¬ных обязанностей и реализации контрольных полномочий; - внутренний бухгалтерский контроль, осуществляемый руководством бухгалтерской службы хозяйствующего субъекта. Взаимосвязь финансового и управленческого учета в общей системе управления очевидна ? они выполняют общую основную функцию, а исследование теоретических основ развития управленче¬ского учета предполагает реализацию системного подхода, предусматривающего единое организационное, информационное и методическое обеспе¬чение с учетом особенностей функционирования всех действующих учетных систем ? налогового, финансового и управленческого учета [17, с. 31-43]. Система внутреннего контроля позволяет выявлять моменты неэффективности в системе управления, злоупотребления и махинации [11, с. 179], то есть в компетенцию системы внутреннего контроля входит и оценка корректности самого учетного процесса. По сути, внутренний контроль обеспечивает и возможность принятия эффективных управлен-ческих решений, и их своевременное исполнение. Именно эти характерные стороны внутреннего контроля присутствуют в тесном взаимодейст¬вии на всех стадиях управленческого процесса, поэтому, как одной из важной части общего про¬цесса управления, системе внутреннего контроля должно уделяться значительное внимание при внедрении общей системы управления. Исследование понятия, обобщение теории и практического применения системы внутреннего контроля, поз¬воляет рассматривать данную категорию как совокупность определенных процессов и контроль-ных действий, регламентируемых внутренними документами и организованных в интересах собст¬венников (руководителей) [31, с. 29]. Реализация на практике эффективной систе¬мы внутреннего контроля должна осуществляться в соответствии с основными принципами ее эффективной организации [10, с. 111]: - принцип ответственности; - принцип сбалансированности; - принцип своевременного сообщения о выявленных отклонениях; - принцип интеграции; - принцип соответствия контролирующей и кон¬тролируемой; - принцип постоянства; - принцип комплексности; - принцип согласованности пропускных способностей сопряженных звеньев; - принцип распределения обязанностей; - принцип разрешения и одобрения. Все принципы организации системы внутрен¬него контроля тесно взаимосвязаны, а порядок их сочетания в большей степени зависит от сло-жившихся конкретных обстоятельств. Именно они определяют построение эффективной системы, способной воздействовать на оптимальное вы-полнение поставленных задач, таких как [17, с. 31-43]. Рисунок 1.1 Принципы внутреннего контроля Как любая система, система внутреннего контроля представляет собой совокупность элементов системы, построенных (собранных в единую структуру) по определенной модели (архитектуре) в соответствии с определенными правилами. В качестве элементов системы внутреннего контроля рассматривают объекты, на которые направлены мероприятия по внутреннему контролю. В качестве эталонной модели построения отдельных элементов в систему, многие предприятия в мире приняли модель The Committee of Sponsoring Organizationsof the Treadway Commission (COSO), которая включает в себя пять групп элементов: - контрольная среда; - риски; - контрольные меры; - мониторинг; - информационная среда. Контрольная среда является характеристикой отношения заинтересованных лиц к системе внутреннего контроля. Лицом, заинтересованным системе внутреннего контроля, как правило, выступают собственники бизнеса (далее руководители бизнеса). Если руководитель озабочен вопросами внутреннего контроля, соответственно и вся система будет строиться с учетом этой озабоченности. Если руководитель заинтересован только в исполнении каких-то требований внешнего контроля и надзорных органов, то это обязательно отразится на системе внутреннего контроля предприятия [27, с. 253]. Система внутреннего контроля должна содержать следующие документы, характеризующие контрольную среду в компании: 1. Документ по принятию этических норм в компании; 2. Оценка профессионализма должностных лиц компании; 3. Документы, подтверждающие участие собственника или его представителей в системе внутреннего контроля 4. Компетентность и стиль работы руководства 5. Организационная структура компании Информационное среда это весь объем информации, необходимой для функционирования других элементов СВК [29, с. 84-88]. Составной частью информационных систем является система информирования персонала, которая обеспечивает понимание сотрудниками обязанностей и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности. Система информирования обеспечивает понимание персоналом роли своего участия в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, того, каким образом его действия в информационной системе связаны с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях [32, с. 341-345]. Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства. Исходя из вышесказанного, можно подчерк¬нуть, что в целях повышения качества управления и эффективности деятельности хозяйствую¬щего субъекта контроль должен затрагивать все виды деятельности, организационные уровни и структурные подразделениям хозяйствующего субъекта. Интеграция системы внутреннего контроля в общую систему управления в свою очередь позволит обеспечить надежность финан¬совой и нефинансовой информации, а также зна¬чительно снизить потенциальные риски принятия ошибочных управленческих решений в совре¬менных условиях конкуренции. Таким образом, современные условия хозяйствования основаны на закономерностях и особенностях развития рыночных отношений. Успешная и стабильная деятельность любого хозяйствующего субъекта сегодня напрямую зависит от эффективности системы управления, важнейшим элементом которой является правильно организованный контроль. В деятельности любого хозяйствующего субъекта место, роль и значение контроля также важны, как и учета, управления и анализа. 1.2 Необходимость построения системы внутреннего контроля в организациях Успешность компании, уровень ее рентабельности, качество ее активов во многом зависят от наличия системы управления в компании. Важным и необходимым элементом системы управления является повседневный внутренний контроль. Одной из форм такого контроля является внутренний аудит. Деятельность внутри организации специальных сотрудников, направленная прежде всего на контроль различных аспектов деятельности компании в целях представления в дальнейшем по результатам контроля полной и достоверной информации органам управления (общему собранию участников, совету директоров, исполнительному органу), и есть суть деятельности внутреннего аудита [24, с. 48]. Организация внутреннего контроля опирается на последние достижения экономической науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно-признанным принципам управления. Главное предназначение системы внутреннего контроля заключается в [27, с. 115-119]: - анализе, оценке и управлении рисками, связанными с изменениями и нововведениями; - осуществлении контроля путем санкционирования хозяйственных операций и в процессе их отражения в учете; - делегировании и разделении полномочий; - ограничении права доступа к активам; - систематическом анализе (мониторинге); - санкционированном доступе к экономической информации; - оценке надежности и эффективности экономической информации. Эффективной система внутреннего контроля считается в том случае, если обеспечивается [21, с. 6]: - арифметический пересчет; - систематическая проверка расчетов с контрагентами; - проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала; - регулярное проведение плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета их фактическому наличию; - физическое ограничение доступа к активам предприятия, первичной документации и регистрам бухгалтерского учета; - исследование динамики хозяйственных показателей; - сравнение фактических показателей с плановыми и сметно-расчетными и выяснение причин существенных расхождений. Одним из этапов организации системы внутреннего контроля, на наш взгляд, является определение и выбор ее структуры, которая определяет ее состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий и информации [44]. Важными элементами структуры внутреннего контроля являются: - организация системы контроля; - целевая политика контроля; - процедуры контроля; - отчетность по результатам контроля; - разработка мероприятий по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений. Под организацией системы контроля следует понимать распределение функциональных обязанностей между руководителями и специалистами. Целевая политика контроля утверждается на уровне руководства в соответствии с целями и задачами организации и доводится до сведения каждого. Процедуры контроля обеспечивают разграничение функций менеджеров и должны быть простыми и понятными, не противоречащими и не дублирующими друг друга [34, с. 64-68]. Отчетность по результатам контроля должна составляться и представляться в виде актов, справок, служебных записок, включающих описание результатов и их оценку. При выявлении упущений, злоупотреблений отдельными лицами контролирующее лицо должно подготовить проект необходимых мероприятий для устранения их и представить руководству для принятия управленческих решений. Ответственность возлагается в рамках полномочий. В процессе разработки мероприятий по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений необходимо [31]: - сформировать для каждого подразделения организации объем проверяемых фактов хозяйственной жизни, формирующих показатели их производственной деятельности; - обеспечить подразделения нормативно-правовыми актами; - определить перечень возможных ошибок, нарушений нормативно-правовых актов и дать рекомендации по их недопущению. По мнению автора, внутренний контроль осуществляется как руководителями, работниками планово-экономических служб и бухгалтерии, так и работниками организации ? специалистами разного профиля, которые непосредственно участвуют в хозяйственно-финансовой деятельности. Таким образом, система внутреннего контроля ? это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также для своевременной подготовки достоверной внутренней отчетности. Понятия «внутренний контроль» и «внутрихозяйственный контроль» можно считать синонимами. Внутренний аудит как вид экспертной деятельности воспринимается неоднозначно. Для высшего менеджмента организации, как правило, нет принципиальных различий между внутрихозяйственным контролем и контролем, который осуществляется внутренним аудитором [41]. Но служба внутреннего аудита должна проводить оценку достоверности учетной информации, представляемой в бухгалтерской отчетности. Кроме того, на это подразделение возлагается обязанность регулярного контроля соблюдения действующего законодательства с целью предупреждения возможных нарушений, постоянного консультирования менеджеров разных уровней по вопросам налогообложения и т.д. В хозяйствующем субъекте уровень системы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства к контролю и финансовой состоятельности. В условиях рыночной экономики объективно возрастает значение контроля деятельности организаций, в особенности в части формирования их финансовых результатов со стороны собственников организаций. С этой целью законодательством предусмотрено создание в акционерных обществах ревизионных комиссий, которые уполномочены осуществлять контроль деятельности администрации в интересах акционеров [25, с. 91-92]. Документов, строго регламентирующих проведение аудита на предприятии, нет. Однако необходимо ориентироваться на следующие предписывающие документы. Прежде всего деятельность внутренних аудиторов, порядок работы, цели и задачи описаны в международных стандартах внутренних аудиторов, а также в национальных стандартах аудиторской деятельности. Кроме этого, необходимо ориентироваться и на Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1]. Особенность данной процедуры состоит в том, что непосредственно порядок ее организации, процессы проверки, методология должны быть определены регламентами самой организации. Именно внутренняя регламентация позволит определить конкретные цели проверки для определенной компании. Персональные внутрифирменные стандарты проведения внутреннего аудита могут быть детализированными и сильно отличаться от правил общепринятых стандартов, но не должны им противоречить. К основным принципам внутреннего аудита относятся [13]: - системность; - объективность; - независимость; - открытая и полная документальность; - предупредительность. Рассмотрим подробнее указанные принципы. Системность предполагает организацию и проведение внутреннего аудита комплексно и планомерно в рамках всей компании. Принцип объективности означает, что требования внутреннего аудита одинаковы и распространяются на все подразделения организации без исключения. Принцип независимости внутреннего аудитора означает прежде всего исключение конфликта интересов при принятии им решения в отношении выводов в рамках своей деятельности [12, с. 126-130]. Внутренний аудитор ? это независимая должность. Принцип независимости тесно связан с принципом объективности. Только независимый внутренний аудитор может делать объективные выводы о состоянии дел внутри компании. Открытость внутреннего аудита предполагает, что полученная аудитором при проведении проверки информация не скрывается от органов управления и в полном объеме предоставляется им для анализа и принятия управленческих решений. Документальность означает, что каждый выявленный факт нарушения или замечание должны подтверждаться документами. Ну и принцип предупредительности означает, что аудитор должен предлагать способы и методы устранения выявленных нарушений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg