Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

arseni_ars 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.05.2019
Данное исследование посвящено изучению особенностей обучения иноязычной грамматической компетенции в старших классах, а также, разработке методических рекомендаций для совершенствования иноязычных грамматических навыков в старших классах средней общеобразовательной школы при подготовке к Единому государственному экзамену.
Введение

Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Естественно все это не может не отразиться на методике обучения иностранному языку, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранного языка. Следует иметь в виду еще один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка С.Г. Тер-Минасова справедливо отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: "Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка - иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран" [41;56]. Важно отметить, что для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов. Отсюда возрастающая значимость обучения английскому языку, формированию коммуникативной компетентности. Проблема обучения английскому языку как средству общения приобретает, таким образом, особую актуальность в современной методике, поэтому в настоящее время обучение иностранному языку ведется со второго класса. Главной целью обучения иностранному языку является свободное общение. Свободное общение включает в себя грамотную устную речь. Грамотная устная речь подразумевает знание грамматики, то есть грамматически правильное оформление устно-речевых высказываний. В процессе изучения иностранного языка учащиеся овладевают навыками во всех видах речевой деятельности - аудировании, говорении, чтении и письме. Но овладение этими видами речевой деятельности невозможно без такого важного аспекта как грамматика. С одной стороны, в настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранному языку. Теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. С другой стороны, ученикам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, и возникают большие затруднения при ее изучении. Проблема методов в обучении грамматической стороне речи представляется одной из наиболее актуальных, так как существующие стратегии обучения грамматической стороне речи показали свою несостоятельность. В традиционном обучении функциональной стороне грамматического навыка, которая является ведущей при построении речевого высказывания, отводится второстепенная роль: вначале усваивается форма. Что касается функциональной стороны, то учащимся, чаще всего, сообщается только грамматическое значение. В лучшем случае результат такой: учащиеся знают структуру, правило её образования, но не владеют ею. И выпускаясь из школы, ученики в большинстве случаев забывают элементарные правила грамматики, не говоря уже о более сложном грамматическом материале. А при сдаче единого государственного экзамена наибольшую трудность для них составляет именно третий раздел «Грамматика и лексика». Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена повышенным вниманием исследователей к вопросу формирования и развития грамматической компетенции в процессе обучения английскому языку; недостаточной изученностью способов развития иноязычных грамматических навыков в старших классах; необходимостью рассмотрения и разработки методики совершенствования иноязычной грамматической компетенции в старших классах средней общеобразовательной школы. Цель данной работы состоит в определении эффективного подхода к обучению иноязычной грамматике в условиях старшего этапа средней общеобразовтельной школы и определение оптимальных типов и видов упражнений, направленных на создание грамматических основ английской речи (как устной, так и письменной). А также выявление степени готовности выпускников к сдаче единого государственного экзамена и разработка методических рекомендация для подготовки к этому экзамену. Исследование ограничено старшим этапом обучения ввиду того, что учащиеся данной ступени обладают определенными знаниями и уже способны самостоятельно осуществлять коммуникацию. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Определить роль грамматики в изучении иностранного языка. 2. Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранному языку исследования по данной проблеме. 3. Определить современные требования к обучению иностранному языку. 4. Выявить цели обучения иностранному языку в старших классах 5. Изучить основные трудности в процессе обучения иноязычной грамматики на старшем этапе. 6. Исследовать современные приемы формирования грамматических навыков. Произвести анализ полученных результатов. 7. Разработать методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену. 8. Разработать комплекс упражнений, направленных на усвоение грамматического материала. Объектом исследования является процесс обучения грамматическим явлениям иностранного языка на старшем этапе в средней общеобразовательной школе. Предметом исследования является грамматика английского языка как средство формирования, развития и совершенствования грамматических навыков у учащихся старших классов. Теоретико-методологической основой настоящей работы стали труды отечественных специалистов, которые исследуют проблемы грамматической компетенции в обучении иностранного языка (Гальскова Н. Д., Вятютнев М. Н., Бим И. Л., Рогова Г. В., Гурвич П. Б., Кудряшов Ю. А., Леонтьев А. А., Гак В. Г., Мильруд Р. П., С.Г. Тер-Минасова и др.). Поставленные в работе цели и задачи определяют ее теоретическую и практическую значимость. Теоретическое значение настоящей выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложенный подход к совершенствованию грамматических навыков у учащихся является необходимым для их правильного и эффективного понимания и употребления в речи с целью их дальнейшего применения в процессе общения на иностранном языке. Практическая ценность работы состоит в том, что предлагается конкретный материал по обучению грамматической стороне речи, по формированию умений и навыков в виде разработанного комплекса упражнений, который в дальнейшем может быть использован для обучения на старшем этапе средней общеобразовательной школы. А также разработаны методические рекомендации по подготовке к Единому государственному экзамену, которые также будут полезны в обучении иностранному языку, а особенно при подготовке к выпускному экзамену. Во введении определены актуальность темы исследования, определены цели и задачи, материал исследования, объект и предмет исследования, а также обозначены теоретическое значение и практическая ценность данной работы. Первая глава состоит из трех параграфов. Она посвящена определению роли грамматической компетенции в структуре коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку. Первая глава также посвящена рассмотрению требований к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы и проблем развития иноязычной грамматической компетенции старшеклассников при подготовке к единому государственному экзамену. Во второй главе представлены принципы комплекса грамматических упражнений направленных на формирование грамматической компетенции в системе уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе и эффективные методы обучения грамматическому материалу. Вторая глава также рассматривает анализ результатов проверочной работы по иностранному языку среди старших классов в средней общеобразовательной школе и методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются общие выводы. Библиографический список включает в себя 55 источников. В приложении содержаться задания аналогичные разделу «Грамматика и лексика» из ЕГЭ. Они послужили для проверки уровня владения грамматическим материалом, а также уровня подготовленности к сдаче выпускного экзамена по иностранному языку старших классов средней общеобразовательной школы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. 8 1.1. Роль грамматической компетенции в структуре иноязычной коммуникативной компетенции 8 1.2. Требования к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы 12 1.3. Проблема развития иноязычной грамматической компетенции старшеклассников при подготовке к единому государственному экзамену 17 ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 24 2.1. Принципы комплекса грамматических упражнений направленных на формирование грамматической компетенции в системе уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе 24 2.2. Анализ результатов проверочной работы по иностранному языку и методические рекомендации с учетом результатов для дальнейшего обучения в старшей школе 36 2.3. Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по иностранному (английскому) языку. Раздел «Грамматика и лексика» 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Список литературы

1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / П.К. Бабинская [и д.р.]. –Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. 2. Баранова, Е.Н. О подготовке к межкультурному языковому общению / Е.Н. Баранова, Е.П. Дупленко. – Педагогика, 1998. -№1 3. Бим, И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научных трудов / И.Л. Бим. - М.: ИНЭК, 2007. - 156-163 с. 4. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языка / И.Л. Бим. – ИЯШ, 2001. - №2 - 61-64 с. 5. Витлин, Ж. Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностранный язык в школе / Ж.Л. Витлин. - 1999. №1 - 21-26 с. 6. Витлин, Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике ИЯ / Ж. Л. Витлин. - ИЯШ, 2000.-№5 7. Вятютнев, М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного / М.Н. Вятютнев. — М.: Русский язык, 1984. — 144 с. 8. Гак, В. Г. Языковые преобразования / В.Г. Гак. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 768 с. 9. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с. 10. Гальскова, Н.Д. Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию: сборник научн. трудов / Н. Д. Гальскова. – М.: Выпуск, 1999. - 443 с. 11. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе / Н. И. Гез. - 1985 № 2 С. 17-24. 12. Гурвич, П. Б. Грамматические умения, обуславливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития / П. Б. Гурвич, Ю. А. Кудряшов. - M.: Русский язык, 1991 13. Ефимов, Л. П. Об алогизмах и противоречиях английской грамматики // Иностранные языки в школе / Л. П. Ефимов. – 2007. – № 2. – 24-30 с. 14. Казарицкая, Т.А. Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике / Т.А. Казарицкая. - ИЯШ .- 1987. -№2 15. Кондакова, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения / А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. 16. Куклина, С. С. Коллективная учебная деятельность как иноязычным общением / С. С. Куклина. - Киров: ВятГГУ, 2007. - 81 с. 17. Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе / Куприянова Г.В.- 2001. - № 6. –18 с. 18. Кушнир, А.А. Педагогика иностранного языка: учебник / А.А. Кушнир. - М.: Школьные технологии, 1997. - 191 с. 19. Лизенин, С.М. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы / С. М. Лизенин, Л.Г. Денисова. – ИЯШ, 1992. - №5 20. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко [и д.р.]. – Мн.: Выш. шк., 2001. 21. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Пронина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с. 22. Мельникова, Г.Т. Исследование сравнительной эффективности различных подходов к обучению иноязычной грамматике / Г. Т. Мельникова. –М. - 1980 23. Мильруд, Р. П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом // Иностранный язык в школе / Р.П. Мильруд. - 2004. - №3. - 34-40 с. 24. Мильруд, Р. П. Грамматическая компетенция учащихся: программа робота, нейронная сеть или картина мира? / Р. П. Мильруд 25. Мильруд, Р. П. Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике / Р. П. Мильруд. - ИЯШ. - 2001. - №6 26. Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе / Р. П. Мильруд. - 2004. - №7. - 30-36 с. 27. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова. – 2000. - № 4. - 13-15 с. 28. Мильруд, Р. П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке / Иностранный язык в школе / Р. П. Мильруд. - 1996. - №6 - 6-12 с. 29. Мустафина, Ф. Ш. Методика преподавания иностранных языков / Ф.Ш. Мустафина. - Уфа, 2004. - 192 с. 30. Николаева, С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения / С. Ю. Николаева. - ИЯШ. - 1987. - №5 31. Пассов, Е.И. Коммуникативность обучения - в практику школы / Е. И. Пассов. - М., 1985 32. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с. 33. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И Пассов. - М., 1977 34. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1998. - 640 с. 35. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс. Кн.1.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 576 с. 36. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 7 июня 2017 г.) 37. Радугин, А.А. Психология и педагогика: учеб пособие для вузов / А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999. - 256 с. 38. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н Соловова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. 39. Ситнов, Ю. А. Грамматические знания, навыки и умения в свете теории когнитивизма // Иностранный язык в школе / Ю. А. Ситнов. - 2005. - №7. - 42-48 с. 40. Сысоев, П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая? // Иностранные языки в школе / П В. Сысоев. – 2007. – № 2. – 31–35 . 41. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. / С.Г. Тер-Минасова. – М.: АСТ Астрель, 2007. – 295 с. 42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - M.: Просвещение, 2011 43. Филипова, Т.И. Принцип систематизации при обучении граматики / Т. И. Филипова. – М., 2002. – 240 с. 44. Хомский, Н. О понятии «правило грамматики» // Новое в лингвистике / Н. О. Хомский. – М., 1965. – 34-65 с. 45. Цетлин, B. C. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам / В. С. Цетлин. - М.: Русский язык, 1991. - 38-43 с. 46. Шакирова, Э. Р. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку / Шакирова Э.Р., Зайнагетдинова Э.Р., Аюпова Р.М. / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – 2004-05 уч. год, разд. “Преподавание информатики”. 47. Шатилов, С. Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной речи // Иностранные языки в школе / С. Ф. Шатилов, 1971. -№6. 48. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность: учеб. пособие / Л.В. Щерба. - Л., 1974. – 58 с. 49. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с. 50. Якунин, В. А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты / В. А. Якунин. – Л.: ЛГУ, 1988. 51. C. J. Brumfit, K. Johnson “The Communicative Approach in Language Teaching”, Oxford Univ.press, 1991 52. J. Harmer " Teaching and Learning Grammar", Longman Group UK Limited, 1987 53. L. Hashemi with Raymond Murphy "English Grammar in Use". Supplementary Exercises, CUP, 1995 54. L. Jones "Communicative Grammar Practice". CUP, 1992 55. J. Shepheard “The Anti-Grammar Grammar Book”, Longman UK, 1992
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. 1.1.Роль грамматической компетенции в структуре иноязычной коммуникативной компетенции Обучение грамматике в любом языке — является важнейшим аспектом обучения, поскольку стопроцентная коммуникация не будет осуществляться без грамматических знаний. Несомненно, знание грамматики очень важное явление для успешного владения языком. Ни одна из тем обучения языкам не была на протяжении многих лет объектом столь интенсивных дискуссий, как грамматика языка в целом. Роль и место грамматики в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе, так же как и на протяжении многих лет, является одним из ведущих аспектов в обучении иностранного языка. В истории обучения иностранным языкам появлялось большое количество дискуссионных точек зрения разных ученых-лингвистов, филологов. Первая теория заключалась в том, что грамматическая компетенция образуется самостоятельно, вне зависимости от реализации особого обучения. Современный методист Гальскова Н. Д. имеет на этот счет противоположную точку зрения. Она полагает, что обучая иностранному языку необходимо сформировать структурную базу, исходя из которой, образовываются грамматические навыки [9;305]. Языковая компетенция и её неотъемлемая часть — грамматические умения и навыки — стоят на первом месте в процессе обучения иностранным языкам. Безусловно, контакт общения возможен при условии присутствия языковой компетенции, фундамент которой образуют грамматические умения и навыки. Термин компетенции в методике обучения общешироко известно для методистов. Касательно совершенного владения языком, компетенция – это осознанное или инстинктивное понимание строя языка для образования правильных грамматических предложений. Такое понимание компетенции сформировалось при помощи науки лингвистики, которая выделила грамматике одну из главных аспектов в самой лингвистике - науке о языке. Отечественный ученый-методист М. Н. Вятютнев, кто впервые упомянул понятие «коммуникативная компетенция», признаёт такую компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [7;38].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg