Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Традиционные и специальные методики формирования и увеличения словарного запаса учащихся на уроках английского языка в средней школе

arseni_ars 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.05.2019
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Обучение ИЯ необходимо строить с учетом лингво-психологических и возрастных особенностей детей. Их учет позволяет преподавателю сделать процесс обучения наиболее оптимальным. Большим системным лексическим объединением в языковой системе является семантическое поле. Каждое семантическое поле связано с другими семантическими полями языка и в совокупности с ними образует языковую систему.
Введение

Вопросам обучения лексике методистами уделяется много внимания. Данная проблема в современной методике правомерно рассматривается в свете основных задач развития речевых умений. Особое внимание учителей и методистов к методике обучения иноязычной лексике обусловлено рядом веских причин. В том числе: 1. определяющая роль, которую играет знание словаря в развитии речевых умений учащихся; 2. трудоемкость процесса овладения словарем; 3. сложность самой проблемы, т.к. лексический состав языка представляет собой весьма разнообразную картину, а лексические единицы - разноплановые и многомерные явления, существенные свойства и особенности усвоения которых трудно выявить и обратить на пользу методике обучения. В системе языковых средств лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет ее особое место на каждом уроке иностранного языка. Формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя, чья задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения. Необходимость формирования у учащихся лексических навыков на начальном и среднем этапах овладения языком, с одной стороны, и недостаточная разработанность данной проблемы в методической литературе - с другой, определили цель и задачи данного исследования. В методических разработках, посвященных обучению лексике, излагаются следующие основные вопросы: -отбор лексического материала для обучения, -проблема активного и пассивного словаря, -способы объяснения слов, -упражнения, способствующие закреплению и сохранению слов в памяти. Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической разработанностью методики обучения расширению активного словаря с учетом тематического и лексического подхода в обучении иностранному языку; отсутствием в учебных пособиях специальных заданий по расширению активного словаря с учетом семантических полей и системного подхода к разработке упражнений и заданий; значимостью понимания в процессе чтения социокультурной информации и применения ее в различных видах речевой деятельности, а также в профессиональной подготовке выпускников языковых факультетов вузов. Существует описание различных видов упражнений, но они не являются частью строго продуманной системы, направленной на развитие речевых умений. В связи с этим в обучении лексике присутствуют определенные трудности. Для достижения цели успешного усвоения учащимися лексики ИЯ, без чего не возможно ни выражение, ни понимание содержания речи, нужна продуманная работа над лексическими единицами, необходимыми для развития речевой деятельности и повторяющимися в пределах тематики средней школы. Цель исследования: разработка методики увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения. Объектом исследования является процесс обучения расширению лексического запаса у учащихся на уроках английского языка. Предметом исследования является словарный запас учащихся средней школы. В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования можно сформулировать следующие задачи исследования: 1) изучение процесса обучения лексике с точки зрения психологии; 2) рассмотрение психолого-теоретических основ лексических навыков; 3) представление новых подходов в формировании лексических навыков; 4) разработка системы упражнений с целью обогащения лексического запаса. Методологическую основу работы составили исследования зарубежных ученых о различных типологических особенностях лексики (Г. Пальмер, Ч. Фриз, Р. Ладо и др); исследования отечественных ученых по типологии лексики с учетом родного языка (М.С. Латушкина, С.В. Калинина, Б.В. Беляев); категория тренировочных лексических упражнений (Н.И. Жинкин); упражнения для формирования лексических навыков (Н.Г. Воронин, А.А. Леонтьев). Методами исследования являются: изучение психолого-педагогической и методической литературы, теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация, анализ и синтез; методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, сбор материала. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы на уроках английского языка. Материалы исследования могут быть полезны учителям английского языка при обучении лексике на уроках. Структура работы: выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы лексических навыков устной речи и чтения 7 1.1. Психологические аспекты обучения лексике на среднем этапе 7 1.2. Традиционные и нетрадиционные средства семантизации лексики 20 Выводы по первой главе 25 Глава II. Методика расширения лексического запаса учащихся средней школы 26 2.1. Приемы повышения лексического запаса учащихся средней школы 26 2.2. Работа учителя по формированию пассивного и потенциального словаря 29 2.3. Система упражнений с целью увеличения лексического запаса английского языка у учащихся средней школы 38 Выводы по второй главе 47 Заключение 48 Список использованной дитературы 51
Список литературы

1. Алхазишвили А.А. «Основы овладения устной иностранной речью» М. Просвещение, 1988г. 2. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками, // ИЯШ, 1986, №2. 3. Ариян М.А. УМК по английскому языку для II класса различных типов школ // ИЯШ, 1993, №1. 4. Артемова А.Ф., Леонович О.А. Английские имена собственные и пополнение словарного состава.ИЯШ, 2005/№1. 5. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.,1969. 6. Баланюк Г.И. Некоторые пути достижения прочных знаний в работе с учащимися V-VIII классов. ИЯШ, 1969/№6. 7. Баранников А.В. О введении иностранного языка во 2 классе начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // ИЯШ, 2002,№2. 8. Белова Л.В., Рахманкулова Л.К. Некоторые приемы работы с картинками на уроках английского языка // ИЯШ, 1991 №2. 9. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.,1965. 10. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М, 1976. 11. Богуш В.П. Игры на уроках английского языка в IV классе //ИЯШ, 1982,№ 4. 12. Богуш В.П. Игры на уроках английского языка в IV классе //ИЯШ, 1985, №5. 13. Булаховский. Наличие активных и пассивных слов в языке // ИЯШ №3, 1972. 14. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английскому языку в четырехлетней начальной школе. // ИЯШ, 1987, №3. 15. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английскому языку в четырехлетней начальной школе. // ИЯШ, 1987, № 4. 16. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. Учебник для II класса школ с углубленным изучением английского языка - М: Просвещение, 1991. 17. Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для школ с углубленным изучением английского языка - М: Просвещение, 1995. 18. Верисокин Ю.И. Речевые опоры как средство развития устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса. ИЯШ, 2009/№3. 19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Просвещение, 1991. 20. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.,2006. 21. Ганшина К.А, Методика преподавания французского языка. М., 1964. 22. Гез Н.И. Взаимоотношения между устной и письменной формами коммуникации // ИЯШ, №5, 1986 23. Горлова Н.А Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге 3 тысячелетия// ИЯШ 2001,№3. 24. Глухарева Е.А. Иностранный язык в детском саду (в помощь воспитателю )//ИЯШ, 1991, № 5. 25. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах. // ИЯШ, 1988, № 4. 26. Грузинская. И.А. Методика преподавания иностранным языкам. М.,1972. 27. Зимняя И.А., Ильинская Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка. // ИЯШ, 1986, № 2. 28. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М, 1991. 29. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.,2002. 30. Иванова В.Н. Совещание по вопросам экспериментального обучения иностранным языкам в детских садах и начальной школе. //ИЯШ, 1989, М. 4. 31. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. // ИЯШ, 1984, № 4. 32. Камаева Т.П. “Функции учителя в осуществлении речевого взаимодействия с учащимися при обучении иностранному языку” ИЯШ. №4 1991. 33. Карпова И.В., Рахманова И.В. Методика начального обучения иностранным языкам. М.,1957. 34. Коростылев. B.C. Пути совершенствования процесса формирования лексических навыков говорения. ИЯШ, №1, 1986. 35. Коровина. Л.И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Москва "Педагогика" 1984. 36. Комков. И.Ф. Методика преподавания языкам в средней школе.Минск "Высшая школа" 1972. 37. Кривобокова И.Я. Некоторые приемы работы над лексикой // ИЯШ, 1980. 38. Крупник К.И. Понимание текстов, содержащих неизученную лексику при самостоятельном чтении // ИЯШ, №6, 1976. 39. И.Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // ИЯШ, №5,1995. 40. Леонтьев А.К. Психологические предпосылки обучения английскому языку на начальном этапе// ИЯШ, 1985, №5. 41. Литвинов П.П. Повышаем речевую готовность. М.,2003. 42. Литвинов П.П. Прилагательные. Повышаем речевую готовность на английском. М.,2005. 43. Лысиченкова С.А. Лексико-грамматические игры на уроках французского языка в младших классах. ИЯШ, 2005/№8. 44. Максакова С.П. Раннее обучение иностранным языкам// ИЯШ, 1998, №5. 45. Марчан Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики. ИЯШ, 2004/№5. 46. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1998. 47. Миролюбова А.А., Парахиной А.В. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. М.,1978. 48. Миролюбова А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.,1967. 49. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.,2002. 50. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва. "Просвещение" 1979. 51. Николаева С.Ю..Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения // ИЯШ, №5 1978. 52. Пальмер Г.Е. Устный метод обучения иностранным языкам. М, 1960. 53. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам, Москва. "Издательство" 1977. 54. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 55. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985. 56. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1975. 57. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М., 2010. 58. Педанова М.А. К вопросу запоминания слов иностранного языка. ИЯШ, 1969/№5. 59. Пашковская Г.А. Обучение словосочетанию в школе // ИЯШ, №7, 1992. 60. Примерные программы среднего(полного) общего образования-М., Просвещение, 2002. 61. Перкас С.В. «Учебный диалог на уроках английского языка» ИЯШ №5, 2000. 62. Речицкий Е.Е. Работа по лексике на уроках английского языка // ИЯШ, №11, 1991. 63. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М. Просвещение,1991. 64. Рогова Г.В. « Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе, М., 1991. 65. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1999. 66. Рогова Г.В.Устная речь как средство обучения // ИЯШ, №3, 1982. 67. Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке. ИЯШ, 2002/№6. 68. Скалкин В.Л., Яковенко О.И. К вопросу ситуативно-тематической организации материала устной речи как средства стимуляции изучения иностранного языка в школе // ИЯШ, №6, 1990. 69. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. М., 1973. 70. Старков А.П.. Обучение английскому языку в средней школе. Москва. «Просвещение»,1978. 71. Трещева М.Г. Методика обучения расширению активного словаря на основе художественных текстов домашнего чтения автореф., канд. дис. 2007. 72. Фетисова А.А. Лимерик как материал для работы над лексической стороной английского языка. ИЯШ, 2009/№1. 73. Хертвинг Е.И. Обучение лексическому аспекту устной речи на ИЯ в школе и вузе. Ленинград, 1972. 74. Цетлин В.С. Работа над словом. ИЯШ, 2002/№3. 75. Шамов А.Н. Принципы обучения лексической стороне иноязычной речи. ИЯШ, 2009/№4. 76. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения- основа семантической компетенции обучаемых. ИЯШ, 2007/№4. 77. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М-1986. 78. Шиян О.М. Искусство овладения педагогическими технологиями: Учебное пособие для всех специальностей студентов высших учебных заведений. - Донецк - Москва: РАГС, 1994. 79. Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя. // Педагогика, 1999. №1.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы лексических навыков устной речи и чтения 1.1. Психологические аспекты обучения лексике на среднем этапе В последние годы в нашей стране все большее распространение приобретает практика раннего обучения детей иностранному языку. Однако стоит отметить, что именно на среднем этапе обучения формируются базовые знания и умения в области иностранного языка, на основе которых будет строиться дальнейшее обучение, а также большое внимание уделяется поддержанию интереса к предмету, что также является залогом его последующего успешного усвоения. Так, средняя ступень, являясь промежуточной, с одной стороны, сохраняет черты начальной (особенно в пятом классе), а с другой – представляет собой новый этап в развитии умений и навыков учащихся по иностранному языку, признается весьма важной и трудно восполняемой. Согласно современным исследованиям, уроки иностранного языка на средней ступени обучения обладают определённой спецификой, не только из-за содержания и целей обучения, но и из-за возрастных особенностей учащихся. Иноязычная лексика стала объектом рассмотрения во многих психологических, а также методических разработках отечественных и зарубежных исследователей. Так, психологические аспекты обучения лексике рассматривались в работах Б.В. Беляева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева и др. Формированию лексических навыков речи посвящены исследования В.А.Бухбиндера, П.Б Гурвича, Е.И. Пассова, В.С. Коростелева, А.Н. Шамова, Г.В. Роговой, М.А. Бурлакова, Е.Н. Солововой, Р. Картера, В. Лобана и др. В этих исследованиях рассматривается дифференцированный подход к проблеме обучения иностранному языку в процессе чтения, устной речи, теории лексических упражнений, семантическом подходе с учетом возрастных особенностей обучаемых. Однако стоит отметить, что методика обучения расширению активного словаря не получила достаточного развития [71.13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Медицина, 43 страницы
280 руб.
Дипломная работа, Маркетинг, 79 страниц
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg