Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Возможности использования дидактических игр на уроках математики в 5 классах

arseni_ars 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.05.2019
В данной работе рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Автором изучено 25 источников учебно-методической литературы, подобрано 12 игр по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе и проанализировано 12 конспектов по данной теме. Изучив более подробно и глубоко вопросы, связанные с использованием дидактических игр на уроках, поставленные цели и задачи решены. Гипотеза дала положительный результат.
Введение

Повышением интеллектуальной нагрузки на уроках математики заставляет подумать о том, как поддерживать у учащихся заинтересованность к изучаемому материалу, их активность на в течении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новейших результативных способов и методов обучения и таких методических приемов, какие активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному получению знаний. Проявление заинтересованности к математике у существенного количества учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на занятиях любой учащийся работал активно и увлеченно, и применять это как отправную точку для появления и формирования любознательности, глубокой познавательной заинтересованности. Это немаловажно в подростковом возрасте, когда еще формируются интересы и склонности к тому или иному предмету. Поэтому именно в данный период необходимо стараться выявить притягательные стороны математики. Существенная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания. Данный метод обладает как образовательной, развивающей так и воспитывающей функциями. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия учителя и ученика, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельной заинтересованности. В ходе игры у детей вырабатывается привычка концентрироваться, мыслить самостоятельно, повышается внимание, формируется интерес. Увлекшись, дети не обращают внимание на то, что учатся, узнают, запоминают новое, развивают воображение. Дидактические игры очень хорошо контактируют с «серьезным» обучением. Использование на уроке дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать процесс обучения более занимательным и увлекательным, создает у детей рабочее настроение, позволяет легче справляться с трудностями в усвоении учебного материала. Различные игры, с помощью которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают заинтересованность детей к учебному материалу. Игра должна рассматриваться как мощный необходимый рычаг интеллектуального развития детей. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не следует рассматривать как какую-либо забаву, не нужно воспринимать ее как занятие, которое доставляет удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. В определении «дидактическая игра» выделяется ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Данная тема является актуально потому что математика — это важнейшая наука и именно с ней человек контактирует каждый день в своей жизни. Поэтому учителя достаточно серьезно подходят к обучению математике, делая уроки интересными и насыщенными. Но чтобы сделать уроки более интересными и увлекательными, у учителей как правило не хватает времени. Поэтому ведутся поиски более эффективных методов обучения, которые акцентировали внимание школьников на занятиях. Существенная роль здесь отводится дидактическим играм. Цель: подбор дидактических игр, развивающих познавательный интерес. Задачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы; - разработать конспекты уроков с использованием дидактических игр, их провести и проанализировать; - провести анализ опытно-экспериментальной работы. Объектом исследования является игровая учебная деятельность на уроках математики. Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса учащихся 5 класса на уроках математики. Игра – это феномен культуры. Она обучает, воспитывает, развивает, развлекает, дает отдых. Так же «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в дальнейшем школьном обучении и труде». 1 Именно поэтому педагоги и психологи ориентируют на это воспитателей и учителей, подчеркивая, что создаваемые дидактические игры имеют функции интенсивного развития детей. Дидактические игры, а именно познавательные, дают нам возможность всесторонне развить личность, развить способности, сплоченности детей на основе общих замыслов и интересов. Важно отметить, что перед тем как использовать дидактические игры на уроке, необходимо учесть психологические особенности детей данного возраста и то, какие виды игр наиболее уместны для данного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе обучения математике 5 1.1. Психолого-педагогическое обоснование понятия 5 1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного 7 Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках математики при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» 15 2.1. Разработка конспектов уроков с использованием 15 2.2. Опытно-экспериментальная работа. Анализ ее результатов 28 Заключение 29 Литература 30
Список литературы

1.Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2011.- №3.- 123с. 2.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – Л.,2012.-243с. 3.Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – 2015.-№4.-56с. 4.Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 2011.- 192с. 5.Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2013.-№27.-31с. 6.Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 2011.- 96с. 7.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2015.- №1.- 98с. 8. Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2014.- №19. – 30с. 9. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2014.- №6.- 87с. 10. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 2016. – 95с. 11. Коконов, А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. – М.: Издательский дом «Генжер», 2018.- 80с. 12. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Просвещение, 2014.- 575с. 13. Кордемский, Б.А. Увлечь школьников математикой.– М., 2014.- 371с. 14. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 2011.- 345с. 15. Минаева, С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2012.- 128с. 16. Минскин, Е.М. От игры к занятиям. – М.: Просвещение, 2016.- 192с. 17. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. М., 2014. – 876с. 18. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2013. -№2.- 32с. 19. Спивановская, А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 2016.- 123с. 20. Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2011.- №23.- 32с. 21. Финько, З. Игровые уроки 5-6 классы // Математика. – 2015. - №23. – 34с. 22. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 2012. – 240с. 23. Шмаков, С.А. Культура – досуг – ребенок. – М.: Просвещение, 2013. – 381с. 24. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2014. – 156с. 25. Шукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2010. – 245с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе обучения математике 1.1. Психолого-педагогическое обоснование понятия Познавательный интерес – важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности. Интерес – сложное понятие, которое можно рассмотреть с позиций разных групп авторов. В переводе с латинского языка слово «интерес» (interest) означает «имеет значение, важно». Филологи дают следующее определение: «Интерес – это особое внимание к чему- нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять; занимательность, значительность». С точки зрения психологов: «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней». Значит, каковы бы ни были трактовки этого понятия, можно сказать, что значение интереса велико. Интерес побуждает к овладению знаниями, заставляют учеников активно работать, преодолевая трудности и препятствия. Познавательный интерес – более узкое понятие, суть которого заключается в целенаправленном стремлении учащихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес – интегральное образование личности. Интерес имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные – так и объективные, и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставить активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. «Смертный грех учителя – быть скучным». 2 Этот афоризм определяет понимание учителем места познавательного процесса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса. Такой подход к познавательному процессу как внешнему стимулу обучения может иметь основания. Действительно, если из окружающего мира человек отбирает только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, что особо важное и значительное в обучении нужно представить в интересной для учеников форме. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg