Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Москва третий Рим – предпосылки, развитие и последствия теории для развития Русской Православной Церкви с 15 века по 17 век

arseni_ars 90 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 18 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.05.2019
Развитая Филофеем в политическую теорию формула “Третьего Рима” была не нова для литературы XV-XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества. Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила — ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии -оправданием или обоснованием каких-либо агрессий.
Введение

Теория “Москва — Третий Рим” послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. Идея «Москва — Третий Рим» окончательно сложилась в XVI веке. Суть ее хорошо известна. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами. Но в 1453 году Константинополь — Второй Рим — все же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет православия, стала Москва. С подачи украинского историка Иконникова, изложившего ее в 1869 году в своей докторской диссертации, длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях. „Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать“ [9, 441]. Эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции. Однако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии», а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества. Теория «Москва — третий Рим» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «Москва — третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «Москва — третий Рим» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности Исторография темы. Для изучения темы были использованы научные работы в области философии, истории, литературы, политологии следующих специалистов: Н.С. Ионникова, Н.Ф. Каптерева, Н.В. Синицына, Д.Н. Стремоухова, Ф.А. Терновского, Е.В. Тимошина, Н.И. Ульянова, А.А. Шахматова, В.Д. Яковлева. Научные исследования данных авторов способствовали исследованию основных вопросов, связанных с сутью концепции «Москва - Третий Рим», ее идеологемой, двойственностью На сегодняшний день нет ни одной специальной историографической работы, посвященной исследованию судьбы теории «Москва — третий Рим» в России конца XV — начала XVII вв. Цель работы: исследовать сущность концепции «Москва - Третий Рим». Задачи работы: 1) рассмотреть причины зарождения и становления идеи «Москва - Третий Рим»; 2) раскрыть особенности теории «Москва – Третий Рим»; 3) рассмотреть теологический смысл идеи «Москва - Третий Рим»; 4) описать двойственность теории «Москва - Третий Рим»; 5) определить самодержавный смысл идеи «Москва - Третий Рим».
Содержание

Введение… 2 1. Суть концепции «Москва – Третий Рим»… 3 2. Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государства… 7 Заключение… 16 Список литературы… 17
Список литературы

1. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства: Учебник. — М.: НОРМА – ИНФРА-М; 2000 2. Всеобщая история государства и права. / Под ред. З.С. Черниловского. — М., 1999. 3. Зайцев К. Чудо русской истории / Церковь о государстве. – Старица, 1993. 4. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1997. 5. История государства и права России. / Под ред. И.А. Исаева. — М 1999. 6. Карташов А.В. Судьбы Святой Руси. – М., 1999. 7. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в девяти томах. Т. 3. — М., 1987. 8. Никульшин Д.А. Проблема превращения эсхатологической концепции монаха Филофея в идеологическую доктрину Московского государства // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2002. — № 4. 9. Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. — М., 1984. 10. Шмурло Е. Третий Рим / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – М., 1890-1907.
Отрывок из работы

1. Суть концепции «Москва – Третий Рим» Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе , а может настоятеле, Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, следующее: “человек сельский, учился буквам, а еллинских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал”. Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей постоянно жил в монастыре (“той старец неисходен бе из монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес знаем”). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность, благодаря которой он “многа показал дерзновения к государю… боярам и наместникам”, бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М.Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются “великий Константин… Блаженный святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие… их же корень до тебе”.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg