Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ИСЛАМСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЧУВАШИИ (1988-2010гг.)

arseni_ars 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.05.2019
Влияние мусульманской общины, как в российском обществе, так и в Чувашии постепенно нарастает. С одной стороны, потенциал общины и ислама как социокультурной традиции еще не реализован полностью, с другой — следует предвидеть и такую ситуацию, когда воздействие «исламского фактора» на обстановку внутри России и в Чувашии, на ее внешнюю политику достигнет разумного предела, и мусульманам придется соизмерять свои социальные и политические амбиции с тем, что они являются (пока) конфессиональным меньшинством.
Введение

События, происходящие в нашей стране, вызывают повышенный интерес к анализу истории религиозных движений, в том числе к исламу, его влиянию на экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Этот интерес не всегда получает должное удовлетворение, в результате нередко рождаются искаженные представления о роли ислама в жизни народов России, как в прошлом, так и в настоящем. Об исламе сейчас много пишут, говорят, размышляют по самым различным поводам и причинам. И не только те, кто делает это по роду своих основных занятий (историки, философы, мусульманское духовенство). В последнее время к нему явно возрос интерес со стороны журналистов, политиков, спецслужб. По количеству последователей ислам в России занимает второе место после православия, и распространен среди значительной части верующих на Северном Кавказе, в Татарской, Башкирской, Удмуртской, Марийской и Чувашской Республиках, Ульяновской, Самарской, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областях, Сибири, а также в Москве, Санкт-Петербурге. В этническом отношении население Чувашии многообразно. Перепись 1989 г. показала, что на ее территории проживают более 55 национальностей. Наиболее многочисленной национальностью являются чуваши - 67,8 %, русских - 25,7 %, на долю остальных наций приходится 6,5 % всех жителей Чувашии, среди которых значительное место занимают татары (более 40 тыс. чел.) - 3 % всего населения. Не смотря на то что, миграционная ситуация в стране сказывается и на состав жителей Чувашии, только официально в республике находятся более 8 тысяч мусульман выходцев из СНГ, татарское население в Чувашии остается основным этническим носителем ислама. В городах Чувашии (Чебоксары, Канаш, Шумерля, Новочебоксарск) татар проживает 20 - 22 тыс. чел., в сельской местности 25 - 28 тыс. В районах республики лица татарской национальности расселены на юго-востоке. В Батыревском районе проживает 29,1 % всех татар, в Комсомольском -18,7 %, Шемуршинском - 5,6 %, во всех остальных районах 12,7 %. В настоящее время в городах и районах Чувашской Республики созданы и создаются новые приходы (махалля) мусульман, а также мектебе и медресе (школа по изучению основ ислама), которые особое внимание придают сохранению и распространению традиционного толка ислама в России среди татарского населения. Что касается других национальностей не исламского вероисповедания, то их соприкосновение с исламом в наши дни весьма ограничено (сказываются факторы дезинформации СМИ в отношении ислама и события, происходящие на Северном Кавказе (Чеченской Республике) с 1991 г.). Тем не менее, существуют случаи принятия ислама представителями чувашского и русского населения. К взаимоотношению чувашского населения с исламом в кругах специалистов существует два подхода. Часть исследователей считает, что чуваши являются прямыми потомками коренного населения - булгар, древнего Булгарского царства, существовавшего на берегах Волги до 1236 г. Большая часть народов, входивших в состав Волжской Булгарии, по их мнению, смешалась после захвата с монголами и приняла ислам. Предки чувашей (булгары-сувазы) отстояли язычество и постепенно сформировались в отдельную нацию. Актуальность темы обусловлена тем, что после распада СССР усилилось влияние на мусульманское население России со стороны исламских государств (Турции, Ирана, Иордании и др.), что иногда приводило к усилению в российских регионах и в частности в Чувашии, исламского фундаментализма и модернизма. В этой связи мы со своей стороны хотели бы провести анализ тех событий и исторических фактов, которые мы надеемся, помогут более ясно представить каждому, действительное положение событий - происходивших и происходящих в исламском сообществе Российской Федерации и в Чувашской Республике. Давно известно, что ислам носит не только функцию вероисповедания - обрядового характера (к сожалению рассматриваемый многими как основную функцию), но и является особым универсальным образом жизни и мышления, затрагивающим абсолютно все формы человеческой жизнедеятельности, влияющим и формирующим функции государства и межгосударственных отношений и общества. Исламские каноны регламентируют самые различные стороны бытия, существенно влияя на особенности мировоззрения приверженцев ислама, все это обуславливает высокую степень значимости и актуальности темы нашего исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с1985 по 2010. Нижняя хронологическая рамка обусловлена началом возрождения Ислама в республике (за три года до этого было зарегистрировано девять мусульманских общин). Верхняя хронологическая рамка обусловлена выходом из центрального духовного управления в г. Уфа, и формированием собственной религиозной организации ДУМ ЧР. Объектом исследования являются государственно-исламские отношения России. Предмет исследования специфика государственно-исламских отношений в Чувашии. Цель исследования выявить специфику государственно-исламских отношений и проследить изменения, которые происходят в исламской умме в России и Республике Чувашия изучаемый период. Для достижения этой цели мы поставили перед собой ряд задач. 1. Изучить политику Российского Государства по отношению к мусульманам России; 2. Рассмотреть раскол в исламском обществе России и его отражение в Чувашии; 3. Изучить процесс исламского возрождения в Чувашии Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты можно использовать в научной и учебно-методической литературе в области истории. Эти результаты могут быть применены при разработке пособий, учебной литературы. Научная новизна и значимость работы заключается в том, что в работе дается попытка обобщения истории государственно - исламских отношений в Чувашии в новейшее время. Показывается влияние мусульманских организаций на общественно-политические процессы в современной России; раскрывается политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций в Республике Чувашия. Теоретико-методологической основой исследования стали концептуальные положения научных исследований в области изучения проблем политики государства по отношению к неправославным конфессиям в конце ХX века. В предлагаемом исследовании реализуются различные методы исторического познания. Принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического материала в его динамике, выявлении, как специфических особенностей каждого явления, так и обуславливающих его факторов. Принцип целостности, требующий подхода к изучению каждого явления как системы взаимосвязанных элементов и причин, детерминирующих их. Сравнительно-исторический принцип, позволяющий сравнивать различные этапы конфессиональной политики в динамическом развитии. Проблемно-хронологический принцип, позволяет нам вычленить различные аспекты государственно-мусульманских взаимоотношений и рассмотреть их в хронологической эволюции. Методы исследования. При проведении работы была использована методология исторического исследования, основанная на принципах историзма и системной целостности. При анализе и изложении материала применялись общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные (сравнительно-исторический), сравнительно-сопоставительный анализ фактов и материалов, логический анализ, систематизация и обобщение теоретических данных и фактов, что помогло прийти к конечной цели исследования. Анализ источников. В качестве исторических источников в нашей выпускной квалификационной работе выступили законодательные акты. В настоящее время деятельность исламских религиозных организаций регулируется в РФ рядом законодательных актов: - Конституцией РФ (ст. ст. 14, 15, 19, 28, 29, 30, 55, 59); -Законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», вступившим всилу1октября1997г.; -Уголовным кодексом РФ (ст.ст.4,63,105, 111, 112, 117, 136, 148, 239, 244, 282, 328); - Постановлениями Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 130 «О порядке регистрации, закрытия и открытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций», от 3 июня 1998 г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы»; - Приказом Минюста РФ от 16 февраля 1998 г. № 19 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции РФ», - Положением «Об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ»; - Приказом Минюста РФ № 140 от 8 октября 1998 г. С 1990г. по настоящее время на федеральном уровне принято около 200 законодательных актов, прямо или косвенно относящихся к взаимодействию государства и религиозных объединений. Кроме того, в ряде субъектов РФ отношения с религиозными организациями регламентируют собственные законы. Из современных муфтиятов официальный документ, регламентирующий государственно-исламские отношения, пока выпустил только Совет муфтиев России. В 2001 г. вышел документ «Основные положения социальной программы российских мусульман». Анализ использованной литературы. Научный анализ современного состояния ислама в стране, его связи с прошлым и поиск возможных направлений развития в будущем становится общественной потребностью. Особого внимания при этом заслуживает изучение потенциальных возможностей обновления учения ислама с учетом светского, многонационального и поликонфессионального характера России, необходимости успешной адаптации мусульман к условиям жизнедеятельности общества, вставшего на путь демократических преобразований и рыночных отношений. При написании данной дипломной работы были использованы работы А. Б. Юнусовой , А. В. Малашенко , С. А. Мелькова , Р. Набиева и других учёных. Особо следует сказать о научных достижениях А.В.Малашенко, автора многочисленных статей в журналах «Азия и Африка сегодня», «Россия и мусульманский мир», активно выступающего в качестве популяризатора исторической науки. Во второй половине 90-х годов увидели свет две его монографии - «Мусульманский мир СНГ» (1996) и «Исламское возрождение в современной России» (1998). Особенностью его научного метода является широкое использование приема включенного наблюдения - автор присутствовал на многих мероприятиях, проводимых мусульманскими силами и структурами, в том числе на организационном съезде Духовного управления мусульман Среднего Поволжья (1994), учредительной конференции Союза мусульман России (1995). В общий историографический процесс вписывается линия исламоведения, посвященная мусульманству. В историографическом комплексе складывается определенная специализация и тематизация. Появляются работы, в которых представлен цельный взгляд на проблему ислама в тюрко-татарском мире с точки зрения соотношения истории и современности. Среди этих работ выделяется исследование Р.М.Мухаметшина «Официальные институты мусульман и общественно-политические организации в 1990-е годы» , в котором во взаимосвязи анализируются национальный, религиозный и политический аспекты развития татарстанского общества. В этом ряду заметны публикации Р.А.Набиева, который ведет комплексную разработку проблемы взаимоотношений государства и конфессий на современном этапе развития и в советское время. Получают освещение другие аспекты исторического религиоведения, в частности, роль мусульманских ценностей в структурах повседневности и культурно-национальной идентификации татарской интеллектуальной элиты. О творческой активности и насыщенности научной жизни в Татарстане свидетельствуют представительные научные конференции, проводимые в республике. Издаваемые по итогам этих научных форумов материалы позволяют обозреть историографическую ситуацию не только в Татарстане и России, но и за рубежом. Во второй половине 1990-х годов увидели Совет монографии Л.Ю.Браславского «Ислам в Чувашии» (1997 г.), посвященные истории и современному состоянию ислама в данных республике. В исследованиях этих авторов содержится значительный фактический материал, который позволяет проследить государственно-исламские отношения, положение мусульманской общины, деятельность Духовных управлений. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения в котором определена цель работы и поставлены задачи, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН 11 1.1. Исламский фактор в развитии государственно-конфессиональных взаимоотношений 11 1.2. Государственно исламские отношения в России 22 Выводы по I главе 32 Глава II. РАСКОЛ В ИСЛАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ РОССИИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ЧУВАШИИ 34 2.1. Эпоха распада духовного управления в России 34 2.2.Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики 55 Выводы по II главе 60 ГЛАВА III. ИСЛАМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЧУВАШИИ 62 3.1. Ислам в Чувашии 62 3.1. Развал духовного управления мусульман Чувашской республики. 66 Выводы по III главе 76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Список литературы

1. Ахмадуллин В. А. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты / В. А. Ахмадуллин, С. А Мельков. – М.: Наука, 2000. – 130 с. 2. Ахмадуллин В. А. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917–1945 гг. : дис. … канд. истор. наук. – М.: 2002. – 213 с. 3. Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии / Л.Ю. Браславский. – Чебоксары: 1997. – 160 с. 4. Гросул В.А. Образование СССР (1917-1924 гг.) / В. А. Гросул. – М.: Издательство ИТРК, 2007 – 300 с. 5. Джеффри Х. История создания Советского Союза 1917-1991 / Х. Джеффри. – М.: Издательство «Вагриус», 1994. – 180 с. 6. Дорохин С. М. Национально-государственные образования в системе российского федерализма. Некоторые аспекты современного государствоведения и предпосылки укрепления российской государственности : монография / С. М. Дорохин. – М.: Вуз и школа, 2002. – 168 с. 7. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. – М.: Проспект, 2013. – 320 c. 8. Захаров Д. А. Национальная государственность Чувашии в условиях распада Советского Союза и становления российского федерализма (1990-1993 гг.) : монография / Д. А. Захаров ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары: Атолл, 2006. – 135 с. 9. Кудрявцев А. В. Ислам на Северном Кавказе. Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология / А.В. Кудрявцев. – М.: Наука, 1994. – 210 с. 10. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России / А. Малашенко. – М.: «Московский центр Карнеги», 1998. – 192 с. 11. Мартыненко А. В. Исламское возрождение в Поволжье в конце ХХ – начале XXI в. (на материалах Татарстана, Мордовии, Чувашии, Марий Эл) / А. В. Мартыненко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 3 (35). – С. 62–70. 12. Мельков С. А. Исламский фактор и его влияние на военную политику России: дис. … д-ра истор. наук./ С. А Мельков. – М.: 2002. – 280 с. 13. Минеева Е. К. Наркомнац и становление Марийской, Мордовской, Чувашской автономных республик: исторический опыт и уроки : [монография] / Е. К. Минеева ; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова ; [науч. ред. Ю. П. Смирнов]. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2007. – 299 с. 14. Михайлов С.М. Собрание сочинений / С.М. Михайлов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 510 с. 15. Мухаметшин Р.М. Ислам в общественно-политической жизни современного Татарстана в 90-е годы / Р.М.Мухаметшин. – Казань: 1996. – 250 с. 16. Набиев Р.А. Государственно-конфессиональные отношения в России: учеб. посо-бие / Р.А.Набиев, А.А.Гафаров, Ибрагимов Р.Р. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 204 с. 17. Немцева Т. В. Национальное движение чувашского народа: исторический опыт создания государственности (1917 - 1925 гг. ) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : спец. - Отечественная история / Т. В. Немцева. – Чебоксары: Б.и., 2002. – 24 с. 18. Николаев И. В. Историко-правовые аспекты формирования Чувашской государственности : учеб. пособие для высш. кооп. учеб. заведений / И. В. Николаев. – Чебоксары : Издатель В. С. Шипилевский, 2005. – 84 с. 19. Никольский Н. В. Краткий курс этнографии чуваш / Н.В. Никольский. – Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1928. – 224 с. 20. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш / Н.В. Никольский // Никольский Н.В. Собр. соч. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 179 с. 21. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России / Р. А Силантьев. – М.: Наука, 2010. – 488 с. 22. Силантьев Р.А. «Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. – начало XXI в.). ...»: дис. … д-ра истор. наук.:07.00.15 / Р. А. Силантьев. – М.: 2014. – 254 с. 23. Силантьев Р. А. Новейшая история исламского сообщества России / Силантьев Р. А. – М.: «Ихтиос», 2006, – 632 с. 24. Фаизов Г. Б. Ислам и государство: единство, противоборство, конвергенция. / Г. Б. Фаизов. – Уфа, 2010. – 116 с. 25. Филиппов Н. К. Конституционное право республик - субъектов Российской Федерации : учебник / Н. К. Филиппов. – Чебоксары: Салика, 2000. – 83 с. 26. Филиппов Н.К. Конституционное развитие республик - субъектов Российской Федерации : монография / Н. К. Филиппов. – Чебоксары: Салика, 1999. – 280 с. 27. Шахов М. О. Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие / М. О. Шахов. – М.: Наука, 2003. – 260 с. 28. Юнусова А. Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994 / А. Б. Юнусова. – Уфа: 1994. – 672 с. 29. Юнусова А. Б. Ислам в системе российского законодательства / А. Б. Юнусова // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия: материалы конференции, 22–23 февраля 1999 г. – М.: 1999. – 360 с. Электронные ресурсы 30. Браславский Л. Ю. Ислам в Чувашии [Электронный ресурс]. URL: https://freedocs.xyz/pdf-181150239 (дата обращения: 20.03.2018). 31. Глава VII. Мусульмане СССР и России в конце 1980–1990-х гг.: возрождение традиции и современные тенденции [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/books/school-book/?3477 (дата обращения: 20.03.2018). 32. Заметки из книги Ягафовой Е.А. Чуваши-мусульмане в XVIII- начале XIX вв. [Электронный ресурс]. URL: https://hulkan.livejournal.com/39054.html (дата обращения: 20.03.2018). 33. Ислам в Чувашии [Электронный ресурс]. URL: http://сувары.рф/ru/content/islam-v-chuvashii (дата обращения: 24.04.2018). 34. Исламизация чувашей в Урало-Поволжье в XVIII- начале XX в. [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/14_27457_kiremet-dovolstvuetsya-tolko-skotom-i-dengami.html (дата обращения: 20.03.2018). 35. Исламские политические и неформальные организации России 1990-х гг. (на примере Среднего Поволжья) [Электронный ресурс]. URL: http://author.nbpublish.com/pr/article_712.html (дата обращения: 20.03.2018). 36. Исламское возрождение [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdum.ru/ (дата обращения: 20.03.2018). 37. История политики Ислама [Электронный ресурс]. URL: https://muslim.ru/articles/293/12783/ (дата обращения: 20.03.2018) 38. История создания и внутренняя неоднородность [Электронный ресурс]. URL: http://www.ansar.ru/analytics/duhovnye-upravleniya-musulman-rossii (дата обращения: 20.03.2018). 39. История создания и внутренняя неоднородность [Электронный ресурс]. URL: http://www.islamtat.ru/publ/mozaika/analitika_zametki/dukhovnye_upravlenija_musulman_rossii_istorija_sozdanija_i_vnutrennjaja_neodnorodnost/57-1-0-875 (дата обращения: 20.03.2018). 40. Мартыненко А. В. Исламское возрождение в Поволжье в конце ХХ – начале XXI в. (на материалах Татарстана, Мордовии, Чувашии, Марий Эл) / А. В. Мартыненко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 3 (35). – С. 62–70. 41. Оренбургское магометанское духовное собрание и Центральное духовное управление мусульман - этапы формирования российской уммы [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/ramazan/1/orenburg.htm (дата обращения: 20.03.2018). 42. Обращение председателя Духовного Управления мусульман Чувашской Республики, муфтия Альбира Крганова [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/islam-v-chuvashii (дата обращения: 22.05.2018) 43. Политика российского государства в отношении мусульман [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/11xad9f.html (дата обращения: 20.03.2018). 44. Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://state. kremlin.ru/council/17/statute. (дата обращения: 20.03.2018). 45. Республика Чувашия. История Республики Чувашия [Электронный ресурс]. URL: http://www.protown.ru/ (дата обращения: 20.03.2018). 46. Российское законодательство о свободе совести и свободе вероисповедования [Электронный ресурс]. URL: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2013/2013-05-3.htm (дата обращения: 20.03.2018). 47. Тульский М.. Духовные управления мусульман РФ: история возникновения, расколы и объединения [Электронный ресурс]. URL: https://www.sova-center.ru/religion/publications/2003/10/d1072/ (дата обращения: 25.04.2018).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН 1.1. Исламский фактор в развитии государственно-конфессиональных взаимоотношений Исламское сообщество России во многом является уникальным образованием. Оно исключительно многонационально, причем было таким всегда, а не сформировалось в ходе современных миграционных процессов. Оно поли-конфессионально: мусульмане России придерживаются разных направлений ислама и даже в рамках одной богословской школы демонстрируют значительное разнообразие практического воплощения ее вероучения. Вследствие вышеприведенных факторов российская умма исторически децентрализована. Важным аспектом является периферийность российской уммы по отношению к центрам исламской цивилизации, что обусловливает ее повышенную зависимость от влияния со стороны зарубежных мусульманских структур. Особенной выглядит и система управления российской уммой. Россия стала первым в мире государством, в котором христианские государи заимствовали у мусульманского государства – Османской империи – институт муфтиятов, успешно адаптировав его к своим условиям. Во многом благодаря этому обстоятельству мусульманское меньшинство России стало самым привилегированным мусульманским меньшинством в мире и до сих пор это положение сохраняется. Ислам никогда не воспринимался властями России как однозначная угроза, и о мусульманах судили не по религиозной принадлежности, а по их конкретным делам. Успешное взаимодействие православных самодержцев с выразителями интересов мусульманской уммы сделало возможным создание и расширение Российской Империи, объединившей в своих пределах разные народы и религии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg