Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УСПЕШНОСТЬЮ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА

arseni_ars 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.05.2019
Поставленные нами цели и задачи выполнены. Проведен анализ литературных источников по проблеме исследования, который свидетельствует о том, что личность учителя и его стиль педагогического общения играет важную роль в успешности адаптации первоклассников. С помощью теста на выявление тенденций к стилям педагогического общения Бочаровой О.Н., анкеты на оценку школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, методики «Лесенка» В.Г. Щура на самооценку и теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена на выборке из 10 учителей начальных классов и 150 первоклассников было проведено исследование взаимосвязи стиля педагогического общения учителя и успешности адаптации детей.
Введение

Актуальность. Проблема школьной адаптации в первом классе, не смотря на кажущуюся банальность, остается актуальной, имеющей большое практическое значение. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, она создает предпосылки полноценного психического развития и успешности ребенка в будущем. Под адаптацией, в исследовании, вслед за Л.И. Божович, В.В.Давыдовым, В.С. Мухиной, понимается успешность обучения ребенка, мотивация к процессу обучения, удовлетворенность отношениями со сверстниками и учителем. Наблюдение за практикой работы учителей младших классов свидетельствует о том, что важнейшим фактором успешности адаптации является стиль педагогического общения, под которым, в данной работе вслед за Г.М. Коджаспировой, понимается профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе. Исследованием проблемы адаптации ребенка к школе занимались Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман, Э.В. Вялых и др. К настоящему времени в современной теории и практике по проблеме выбора стиля педагогического общения учителя уже накоплен определенный опыт, который отражен в трудах А.Ю. Максакова, Д.А. Мишутина, О.В. Зеленской, Т.Ю. Трескова, С.В. Иванова, Е.Я. Захаровой, Н.А. Лопаревой, В.И. Карикаш, С.Л. Братченко, А.Г. Исмагиловой и др. Однако, вопросы, касаемые влияния стиля педагогического общения учителя начальных классов на успешность адаптации ребенка, в современной научно-методической литературе остаются недостаточно изученными. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью успешной психолого-педагогической адаптации младших школьников и недостаточной теоретической изученностью влияния стиля педагогического общения учителя начальных классов на успешность адаптации первоклассников, это и определило актуальность выбранной темы нашей выпускной работы. Цель исследования: изучение взаимосвязи стиля педагогического общения учителя с успешностью адаптации первоклассника. Объект исследования: адаптация первоклассника. Предмет исследования: взаимосвязь стиля педагогического общения учителя с успешностью адаптации первоклассника. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем педагогического общения учителя и успешностью адаптации учащихся. Задачи исследования: 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования; 2. Исследование стилей педагогического общения учителей первых классов; 3. Изучение успешности адаптации первоклассников к школе; 4. Выявление наличия взаимосвязи между стилем педагогического общения учителя и успешности адаптации первоклассника. В процессе исследования были применены следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ научно-методической литературы; 2. Анализ документов; 3. Методы психодиагностики: для учителей – тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения О.Н. Бочаровой; для детей – анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой; методика «Лесенка» В.Г. Щура; тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. 4. Обработка данных осуществлялась методами математической статистики: t- критерий Стьюдента, дисперсионный анализ. Исследование было выполнено на базе одной из средних общеобразовательных школ города Кемерово. Выборка исследования: в исследование приняли участие 10 учителей начальных классов (6 из них в возрасте от 20 до 24, со стажем работе не более 2-х лет, 4 учителя в возрасте от 38 до 47 лет со стажем работы более 10 лет) и 150 учащихся первых классов. Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы педагогами начальных классов при определении содержания, форм и методов работы по адаптации детей к школе, в профотборе учителей, а также школьными психологами. Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

Введение 5 Глава 1. Методологические основы изучения стиля педагогического общения учителя как фактора успешности адаптации первоклассника 8 1.1. Личность учителя как проблема психологического исследования 8 1.2. Проблема психолого-педагогической адаптации младших школьников на начальном этапе обучения 15 1.3. Стиль педагогического общения в работах отечественных и зарубежных психологов 27 1.4 Стиль педагогического общения учителя начальных классов и успешность адаптации первоклассников 31 Выводы по 1 главе 37 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля педагогического общения учителя с успешностью адаптации первоклассника 38 2.1. Организация и процедура исследования 38 2.2. Изучение стиля педагогического общения 39 2.3 Изучение успешности адаптации детей к школе 43 2.4. Изучение наличия взаимосвязи стиля педагогического общения учителя и успешности адаптации первоклассников 48 Выводы по 2 главе 56 Заключение 59 Список литературы 61 Приложения 66
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. Проблема общения в психологии. – М.,1981. – С.218-241. 2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. – Л., 2013. – С. 41-60. 3. Андрющенко, Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на этапе обучения. / Т.Ю. Андрющенко, Н.В. Карабекова. – М.: Просвещение, 2014. – 221 с. 4. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – СПб.: Питер, 2012. – 212 с. 5. Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие / под ред. проф. Ю.П. Ветрова. – М.: книголюб, 2014. – 232 с. 6. Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. – Иркутск, 2013. – Вып. 5. – С. 212-257. 7. Бисалиева, С.К. Роль учителя в адаптации ребенка к школе / С.К. Бисалиева, М.В. Пронина // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – №4 (5). – С. 258-260. 8. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2012. – 351 с. 9. Введенский, B.H. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2013. – №10. – С. 51-55. 10. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2012. – 192 с. 11. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 7–12. 12. Волынская, Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учеб. пособие / Л.Б. Волынская. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 168 с. 13. Вялых, Э.В. Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов / Э.В. Вялых // Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 57-59. 14. Гаманюк, О.А. Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов / О.А. Гаманюк // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 6-11. 15. Гуткина, Н.И. Задачи диагностики готовности 6-летних детей к школьному обучению / Н.И. Гуткина // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Т. 2. М., 2012. – 172 с. 16. Драйден, Г. Революция в обучении: пер. с англ. / Г. Драйден, Д. Вос. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2013. – 673 с. 17. Дядинчук, Т.Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 553-556. 18. Ермакова, И. Цена адаптации и как ее снизить / И. Ермакова // Народное образование. – 2012. – №4. – С. 48-56. 19. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 288с. 20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология.-Ростов-на-Дону:Феникс,1997. – 480с. Кавказова, Л. Детский сад – школа. Эксперимент / Л. Кавказова // Обруч, 2014. – №1. – С. 5-9. 21. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада//Вопросы психологии.-2000.-№5. – С.65. 22. Калмыкова, З.И. Обучаемость и принципы построения методов диагностики / З.И. Калмыкова. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 261 с. 23. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В.Г. Каменская. – 2-e изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2012. – 288 с. 24. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.- Лен.:ЛГУ,1969. – С.49 25. Кочеренко, О.А. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе / О.А. Кочеренко // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 370-372. 26. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2012. – 208 с. 27. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – М.: АПКРО, 2012. – 212 с. 28. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. – М., 2013. – 351 с. 29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., – 1984. – С.248 30. Либин, А.В. Элементы теории стиля человека.//Психология сегодня в материалах 1 Всероссийской конференции. – М.,1996. –С.32-33. 31. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей / М.И. Лисина // Принцип развития в психологии. – М., 2012. – 112 с. 32. Литвинова, О.В. Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика / О.В. Литвинова, И.Б. Фомичева // Молодой ученый. – 2017. – №31. – С. 67-70. 33. Люленкова, О.Ю. Факторы адаптации детей к школе / О.Ю. Люленкова // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 84-87. 34. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2013. – 583 с. 35. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. – 352 с. 36. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с. 37. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М., 2013. – 96 с. 38. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2012. – 200 с. 39. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с. 40. Панфилова, О.И. Профессиональная компетентность учителя начальных классов как научная категория / О.И. Панфилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 218-221. 41. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2012. – 273 с. 42. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 208с. 43. Савина, Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины / Н.Н. Савина // Наука и школа. – 2013. – №3. – С. 18-21. 44. Свеженцова, Г.М. Подготовка детей к школе / Г.М. Свеженцова // Начальная школа. – 2014. – №5. – С. 67-69. 45. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева. – М.: ВАКО, 2008. – 72 с. 46. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. –М.:Смысл, 2000. – 199 с. 47. Цукерман Г.А. Готовность к школе / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С. 28-34. 48. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман. – Томск: «Пеленг», 2012. – 160 с. 49. Шарипова, Ш.С. Профессиональная педагогическая компетентность учителя / Ш.С. Шарипова // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 511-514. 50. Шенбергер, И.А. Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика / И.А. Шенбергер, О.В. Литвинова, И.Б. Фомичева // Молодой ученый. – 2017. – №31. – С. 67-70. 51. Ярматов, Р.Б. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя / Р.Б. Ярматов // Молодой ученый. – 2012. – №12. – С. 535-537.
Отрывок из работы

Глава 1. Методологические основы изучения стиля педагогического общения учителя как фактора успешности адаптации учащегося 1.1. Личность учителя как проблема психологического исследования Значимость личности учителя в современной школе велика. Чтобы идти в ногу со временем учитель должен быть профессионалом своего дела. Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительным наличие только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно считать единством общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основные аспекты которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности. Можно выделить различные подходы к нахождению структуры профессиональной компетентности. Один из них связывается с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой – с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога в сферах: ? самостоятельной образовательной и преподавательской деятельности; ? воспитательной деятельности; – научно-методической и научно-исследовательской деятельности; ? социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности; ? коррекционно-развивающей управленческой деятельности ?49, с.511?. Независимо от форм деятельности учителя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов: 1) системы знаний, определяющей теоретическую готовность учителя; 2) системы умений и навыков, составляющей основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 57 страниц
1425 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg