Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности развития личности подростка в условиях обеспечения потребности в безопасности

ikonowosky2016 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.05.2019
Объект исследования: особенности развития личности подростка в условиях психологической безопасности личности. Предмет исследования: социальная ситуация подростка. Цель исследования: изучить теоретические положения по проблеме психологической безопасности личности подростка, различные социальные факторы, влияющие на психологическую безопасность личности, а так же особенности развития личности в условиях психологической безопасности. Гипотеза исследования: имеется взаимозависимость между социальной ситуацией развития личности подростков в условиях психологической безопасности и социальной ситуацией развития. У подростков с высоким уровнем психологической безопасности возможно проявление низкого уровня показателей социальной ситуации, а так же развитие их личностей должно происходить более гармонично. Задачи исследования: 1. рассмотреть понятийный аппарат по психологии безопасности личности; 2. уточнить понятия «психологическая безопасность», «социальная ситуация»; 3. выявить и охарактеризовать влияние социальной ситуации на уровень психологической безопасности личности подростка. Теоретико-методологическая база данного научного труда представлена основными идеями и учениями различных российских (советских) и иностранных ученых-психологов, педагогов и социологов. Методическую базу данного изыскания составили: опросные методы, методы диагностики социальной ситуации Р. Даймонда и К. Роджерса[7], диагностики уровня психологической безопасности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина[7], метод ранговой корреляции Спирмена[7]. Практическое исследование «Особенности развития личности подростка в условиях обеспечения потребности в безопасности» проводилось среди 32 подростков 12-13 лет в государственном (областном) бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной защиты» г. Липецка. Практическая значимость работы: в условиях постоянных изменений в обществе личность подростка испытывает значительные затруднения в адаптации. Кризис подросткового возраста протекает по-разному, дезорганизуя личность подростка, влияет на различные сферы жизнедеятельности и увеличивает уровень тревожности. Используя ранее означенные методики исследования при исследовании уровня психологической безопасности личности, а так же ее тревожности и социальной адаптации, мы можем в полной мере раскрыть особенности изучаемых психологических явлений
Введение

Актуальность. В современном российском обществе происходят активные изменения экономике, политике и общественной жизни. В данной обстановке личность вынуждена адаптироваться к происходящим изменениям в обществе и для этого ей требуется определённая устойчивость. По общепринятому в психологической науке определению, психологическую безопасность личность считают совокупностью целостности и устойчивости психики, духовного и физического здоровья человека. Абсолютно уместным будет считать, что психологическая безопасность свойственна эмоционально уравновешенным, стресссоустойчивым, уверенным в себе, работоспособным, людям, способным к самоорганизации. Проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли ученые такие как: Б.Н. Алмазов[1], И.С. Гусева[3], В.В. Ковров[6], Л.А. Михайлов[8], С.В. Петров[12], Л.И. Шершнев[20] и другие. Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке[20]. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как: 1 состояние сохранности психики человека; 2 сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; 3 устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); 4 возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; 5 состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга. Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития. Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям - являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной. Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию. Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза». Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет. Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания. Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным. Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются: 1. доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.); 2. дисциплина. Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами. Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности. Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения. Активная деятельность, повышенная склонность к самовыражению, усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, крайне свойственны личностям подросткового возраста. Подросткам также свойственны стремление к самоутверждению и отстаиванию своей точки зрения, максимализм в поступках и действиях, повышенный уровень тревожности, а так же обостренная чувствительность. Приведенные выше особенности личности подростка достаточно негативно отражаются на психологической безопасности индивида. Степень исследованности. Сегодня можно смело утверждать, что появилось целое новое направление в психологической науке – психологии безопасности. В формате данного направления науки проводятся теоретические и практические исследования, позволяющие изучить особенности обеспечения психологической безопасности личности на разных этапах ее развития и в условиях различных социальных сред. Наиболее полные и системные научные изыскания проблем психологической безопасности личности начали появляться в конце ХХ века в. в трудах ученых. Психологическая безопасность личности в различных условиях жизнедеятельности личности изучали такие известные ученые как: С. К. Рощин[16], В.А. Соснин[16]. Информационный же аспект обеспечения психической безопасности исследовали И.С. Гусева[3], В.П. Соломин[8] обратили свой взор на особенности различных методик психологической безопасности в образовательных учреждениях. Новизна, социальная значимости, сложность и острота проблем по обеспечению психологической безопасности для личности подростка повлекли за собой необходимость проведения теоретических и эмпирических научных изысканий по данной теме.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей личностного развития подростка в условиях психологической безопасности ...…………………………………..………………11 1.1 Общие закономерности развития в подростковом возрасте………………….11 1.2 Психологическая безопасность личности………………………………………14 1.3 Социальная ситуация подростка …………………………………………………19 Глава 2. Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка как фактор психологической безопасности личности……………………………………………29 2.1 Характеристика испытуемых………………………………………………..……29 2.2 Методы исследования. ……………………………………………………………29 2.3 Анализ полученных результатов…………………………………………………32 Заключение…………………………………………………………………………….38 Список использованных источников…………………………………………….......41 Приложения
Список литературы

1. Алмазов, Б.Н. Социальное отчуждение (Психолого-педагогический аспект) [Текст] / Б.Н. Алмазов - М.: Дата Сквер, 2010. - 168 с. 2. Ашихмина, Г. А. Кудрявкин С.С. Креативное педагогическое взаимодейстивие как механизм формирования инновационного образовательного пространства [Текст] / Г.А. Ашихмина, С.С. Кудрявкин // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. - М.: ИСЭПиМ, 2011. - С.156-160. 3. Гусева, И.С., Прядеин, В.П. Психологическая структура отчуждения личности [Текст] / И.С. Гусева, В.П. Прядеин // Педагогическое образование / Урал. Гос. Пед.ун-т, Екатеринбург, 2012, № 2. 4. Кисляков П.А. Образование и здоровье в педагогическом вузе: опыт реализации и проблемы качества // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 2. С. 25-31. 5. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – Москва : Эксмо-Пресс : Смысл, 2003. – 1136 с. 6. Ковров В.В., Мириманова М.С., Оганесян Н.Т. Воспитательная система образовательного учреждения как ресурс обеспечения психологической безопасности. - М.: Эконом - информ, 2012 - 204 с. 7. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты\ А.Ф. Кудряшов.-Петрозаводск.,:1992-318 8. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М.: Дрофа, 2008. - 288 с. 9. Немов р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология / учеб. Пособие. - Спб: Питер, 2010. 10. Новикова Л.И. Воспитание - воспитательная система - воспитательное пространство // Педагогика воспитания.: Избранные педагогические труды / Л. И. Новикова. - М.: Пер Сэ, 2010. - 336 с. 11. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Богданова Л.В. Психическая предпатология: превентивная диагностика и коррекция [Текст] - Спб.: ЭЛБИ - СПб, 2010. - 368 с. 12. Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: учебное пособие. М.: «Русский журнал», 2011. 328 с. 13. Петровский А.В. Человек над ситуацией. - М.: Смысл, 2010. - 547 с. 14. Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности / под ред. В.Г. Моралова. - Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2011. - 336 с. 15. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве [Текст]: сб. статей /Составитель: Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013. -146 с. 16. Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый под ход к безопасности человека, общества и государства. М., 1995 17. Семенов В.В., Григолашвили И.С.,Жданова Л.В. Возможности оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в переживании суицида учащегося / Теоретические и прикладные аспекты деятельности ЦЭПП. - М.: Сборник статей / отв. ред. И.А. Баева. - М.: Эконом - информ, 2011. 18. Социально-психологические проблемы исследования и оценки безопасности в образовании: Сборник научных статей / под. ред. И.А. Баевой, В.В. Коврова. - М.: Эконом - информ, 2012. - 335 с. 19. Туник, Е.Е. Психологические защиты. Тестовая методика. [Текст] / Е.Е. Туник.-СПб.: Речь, 2010.- 219 с. 20. Шершнев Л.И. Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России».
Отрывок из работы

1.1 Общие закономерности развития в подростковом возрасте В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с десяти – одиннадцати до четырнадцати – пятнадцати лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Особенности подросткового возраста в отечественной психологии, педагогике, физиологии освещались в работах Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, И.Я.Кона, Л.С.Выготского и многих других. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных формах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом – подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует. По мнению Г.А. Ашихминой[2], главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит сознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни. Интенсивное развитие приобретают волевые черты: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия, способность к целенаправленной волевой деятельности. Центральным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы. Чувство взрослости связанно с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется нормальный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности. В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, мешает ориентации в жизненных ситуациях. И все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье. Социально-психологическое и биологическое положение подросткового возраста является переходным от детства к взрослости. Связанная с этим коренная ломка – инволюция одних психических особенностей и выздоровление других – обуславливает ряд психологических трудностей, носящих характер как субъективно значимых для подростка, так и объективных, нередко осложняющих взаимодействие с ним. В сфере эмоций это сочетание повышенной сензитивности с частой внешней грубостью и развязностью, эмоциональной неустойчивости и внушаемости с повышенным упрямством, негативизмом и аффективной возбудимостью. Л.С.Выготский, называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогенезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое еще не обретено. В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь нервной [5]. В подростковом возрасте можно выделить следующие направленности личности: • гуманистическая направленность – отношение подростка к себе и обществу положительны; • эгоистическая направленность – он сам является более значительным, чем общество; • депрессивная направленность – он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным; • суицидальная направленность – ни общество, ни личность для подростка не представляет никакой ценности. 1.2 Психологическая безопасность личности Современные общественные реалии таковы, что человек вынужден постоянно сталкиваться различными непредсказуемыми и стрессовыми ситуациями. По этой причине в последнее время все большее количество ученых обращают свой взор на чрезвычайную важность активного изучения проблематики психологической безопасности личности это вызвано в первую очередь тем, социальная среда, в которой проживает человек, становится с каждым днем все более и более опасной и враждебной. Проблемы личностного развития подростка в условиях обеспечения потребности в безопасности. Психологическая наука, исследует закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной саморегуляции поведения с целью сохранения целостности, устойчивости и стабильности личности или групп людей как психологических систем. Психологическая безопасность исследует следующие направления: • психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека; • психические состояния, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • субъективные особенности личности. Изучив понятие «психологическая безопасность» С.К. Рощин[16] и В.А Соснин[16], проведя анализ содержания этого термина на основе толкований, данных толковыми словарями разных государств. В ходе изучения различных толковых словарей было выявлено следующее: значение слова «безопасность» связано не столь сильно с «отсутствием угрозы», но гораздо более тесно связано с эмоциями, самоощущением, настроением индивидуума. В разных слоях общества, в культурах различных народов оформились весьма похожие понимание безопасности, внимание в которых заострено на чувствах и эмоциональном состоянии личности, тесно связанных с ее настоящим и судьбой в будущем. Оттолкнувшись от итогов проведенного исследования, ученые создали определение психологической безопасности, как нахождение общества в таком состоянии при котором общество в целом и каждый отдельный член общества, в частности, оценивают качество жизни как достойное, потому что оно обеспечивает возможности удовлетворения различных потребностей личности в настоящем, а так же дает основания быть уверенным в будущем. Принимая во внимание выше означенную информацию, термин «психологическая безопасность» следует трактовать как состояние личности, характеризующееся ее психологической защищенностью, целостностью как активного субъекта социальных взаимодействий Личная психологическая безопасность зависит от множдества экзогенных и эндогенных факторов, каждый из которых несет в себе определеннное, зачастую резко негативное, психологическое воздействие. К факторам внешней среды относятся различные источники психологического воздействия, а так же само специфическое психологическое воздействие; особое место в числе внешних воздействий занимает фоновая сойиальная среда К экзогенным же факторам принято относить знаиния самого человека, а так же его личностные особенности. Психологическая безопасность личности обеспечивается уровнем психологической защиты личности. Психологическая защита это целый комплекс различных индивидуальных, социальны, а так же социально-психологических механизмов, обеспечивающих писихологическую безопасность человека как личности, а так же активнось как субъекта социальных взаимодействий, психологическую защищенность в среде, ненотъемлемой частью которой являются различные экзо- и эндогеннные факторы. Практически невозможно возникновение психологической опасности личности. Сама суть термина «безопасность» означает отсутствие угроз, либо возможность надежно защититься от них.Опасность же означает присутствие либо воздействие многобразных деструктивных, дестабилизирующих и негативно влияющих факторов. Наиболеее часто понятие «психологическая безопасность трактуется через применение понятий психического здоровья и угрозы. Наиболее распространенные источники угроз психологической безопасности можно, пусть и весьма условно, разделить на две большие группы: источники, чье воздействие оказывается на личность из вне, и внутренний источники угроз психологической безопасности. личности. Экзогенные источники угроз : • государство и государственные органы управления; • общество; • социальные группы; • естественная психобиосоциальная природа человека; • особенности развития и деятельнонсти психики личности. Психологическую безопасность личности определяют три фактора: • человеческий фактор; • фактор среды; • фактор защищенности Человеческий фактор и фактор среды являются основополагающими. Человеческий фактор представлен многообразием ответных реакций на угрозы. Среда ассоциируется с физической и социальной составляющей. Социальная среда подразделяется на микро- и макро- уровни. Уровень макросоциальной среды прредставляет из себя сумму демографических, политических и экономических факторов. Микросоциальная среда предствалена в первую очередь семьей , друзьями и коллегами человека. Фактором защищенности принято называть различные средства, используемые людьми для защиты от тревожных и несущих угрозу ситуаций. Данные средства защиты могут быть как физическими или социальными, так и исключительно психологическми. От конструктивности, активности поведения и жизни индивида напрямую зависит уровень его психологической защищеннности. Стоит отметить, что крайне важным условием плодотворного поведения выступает достаточная социализация инстинктов, потребностей и мотивов деятельности человека, т.е. удовлетворение его потребностей. Относительно критериев и показателей отражающих состояние психологической безопасности, стоит отметить, что исходя из природы писихического состояния человека, не только субъективные, но и объективно наблюдаемые показатели. В ходе анализа теоретических данных мною были выделены следующие объективные и субъективные свойства психологическй безопасности личности: • защищённость (субъективное переживание и соответствующие этому переживанию объективные поведенческие маркеры); • удовлетворённость (субъективное переживание и соответствующие ему объективные поведенческие проявления); • уверенность в себе (субъективное переживание, а также объективные поведенческие признаки, соответствующие данному переживанию). Защищенность – отражающее психологическую безопасность состояние, проявляющееся в виде переживания личностью в своей защищенности в сложившихся обстоятельствах. В числе критериев психологической защищенности стоит отметить следующие: • переживание поддержки со стороны социального окружения; • переживание поддержки со стороны родителей; • переживание симпатии со сверстников. Доподлинно известно, что дружеская(социальная) поддержка является внешним ресурсом, способствующим сохранению личностью собственнного «я» в сложных жихненных ситуациях. Удовлетворенность. Удовлетворенность, ровно как и психологическая безопасность задевает многие важные уровни и сегменты социальных отноншений личности. В этот оценочный критерийсостояния психологической безопасности включены следующие аспекты: • субъективное благополучие как интегральный показатель удовлетворенности; • переживание эмоционально-положительного отношения со стороны референтных групп; • переживание эмоционально-положительного отношения со стороны ровесников; • переживание удовлетворенности своей деятельностью. Уверенность в себе. В этом критерии состояния психологической безопасности личности выделяют следующие два аспекта: • особенности личной тревожности; • переживание уверенности в себе в трудных ситуациях и общении. Тревожность личности способствует нарушению состояния ее психологической безопасности и противоположна уверенности в себе. Соласно мнению, как ученых так и простых обывателей, уверенность в себе связана с психологическим здоровьем, способностью личности сохранять свою целостноять Уверенность в себе, согласно отечественным и зарубежным исследованиям тесно связана с психологическим здоровьем личности, ее способностью сохранять свою целостность и продолжать плодотворную деятельность в различных сферах жизни , как в обычное время, так и в условиях различных кризистных ситуаций . Очень важно заметить, что психологическая безопасность личности имеет социально-психологический характер, функционируя и проявляясь в среде социальных отношений личности и межличностных взаимодействий, создавая единое структурное образование – социально-психологическую безопасность личности. Представляя собой мотивационную, оценочную и коомуникативную систему, психологическая безопасность личности структурирует и направляет поведение человека на определенные цели. Для каждой личности характерна своя уникальная организация психологической безопасности, достижение которой может быть облегчено.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 57 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Психология, 163 страницы
1650 руб.
Дипломная работа, Психология, 96 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg