В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством (ст.37 УПК) прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Необходимость прокурорского надзора за данной деятельностью обусловлена многочисленными нарушениями законности, допущенными органами предварительного расследования. В 2017 году органами прокуратуры Российской Федерации на досудебной стадии уголовного судопроизводства выявлено 5 156 665 нарушений законов, из них при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении – 3778553, при производстве следствия и дознания - 1289297. Органами прокуратуры было поставлено на учет по инициативе прокурора преступлений, ранее известных, но по разным причинам не учтенных - 148228. Прокурорами было направлено 268048 требований об устранении нарушений федерального законодательства в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, отменено 17205 постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовного дела, 2381432 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, 29829 постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), 440576 постановлений о приостановлении предварительного расследования.
Исходя из этого, актуальным является повышение эффективности прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.
Предметом исследования охватываются закономерности деятельности прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, а также правовое регулирование прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения комплекса следующих задач:
1. Определить понятие и содержание прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия;
2. Проанализировать становление и развитие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия;
3. Изучить полномочия прокурора на стадии предварительного следствия;
4. Охарактеризовать средства прокурорского реагирования на стадии предварительного следствия;
5. Выработать рекомендации по совершенствованию правовой регламентации и организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, приказы Генерального прокурора Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили: сведения о надзорной работе органов прокуратуры РФ Генеральной прокуратуры РФ, судебная практика.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких ученых как: Жабкин А.С. , Сычев Д.А. , Буланова Н.В. , Малов А.А .
Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также такие общенаучные и специальные методы, как: системный, сравнительно-правовой, структурно-логический, формально-юридический, статистический. Так, формально-юридический метод и методы формальной логики использовались для характеристики закрепленных в законе, юридически значимых предписаний и положений по исследуемым вопросам, а также в целях выявления проблем правового регулирования и правоприменения, выработки предложений по совершенствованию законодательства. Применение сравнительно-правового и системного методов позволило сравнить действующее законодательство Российской Федерации с предшествующим, выявить положительные и отрицательные положения.
В процессе исследования проводились систематизация, обобщение и контент-анализ действующего законодательства и ведомственных нормативных актов, информации о результатах деятельности органов, осуществляющих предварительное следствие, судебной практики, практики надзорной деятельности прокуроров, и иных правоохранительных органов по исследуемой проблематике.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка литературы и приложений.