Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого- педагогическая адаптация детей раннего возраста к ДОО

arseni_ars 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.05.2019
В настоящей работе исследована адаптация детей раннего возраста в условиям ДОО. В процессе работы были исследованы особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в МАДОУ №44 г. Златоуста . В исследование включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросные листы, беседы. В зависимости от продолжительности адаптационного периода были выделены разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и были разделены на три группы: группа с легкой адаптации (7 детей), адаптации средней тяжести (7 детей ) и группа тяжелой адаптации (2 ребёнка ). У одного ребёнка была поставлена дезаптация. Над составлением индивидуальной работа для данного ребёнка работали все специалисты ДОО. Его родителям рекомендовано амбулаторное обследование состояния здоровья ребенка.
Введение

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый вне семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. При поступление ребенка в детский сад окружающая среда существенно изменяется, нередко это вызывает эмоциональный стресс. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является неизведанным пространством, с новыми окружением и отношениями. Поступление ребенка в ДОО может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Для многих родителей эта проблема стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить малышам, которые впервые переходят из замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Установлено, что адаптация детей раннего возраста к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы[26]. Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию малыша на все происходящее, поэтому период адаптации длится у всех по-разному. Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения. Это связано с особенностями раннего возраста. В этот период у детей наблюдается неустойчивость эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у них негативные эмоции и страхи. При длительном пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, или замедлению темпа психофизического развития ребёнка. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни. А так-же зависит и от взаимоотношений семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важна уверенность родителей в хорошем отношении педагога к ребенку, знали о его компетентности в вопросах воспитания и главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание , доброту) [19]. Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям социального воспитания. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных. Чтобы адаптационный период детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад, который должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста. Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста. Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Задачи: 1) изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста; 2) определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОО; 3) разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Типы адаптации исследованы в работах Белкиной В.Н., Вавиловой Н.Д., Гурова В.Н., Жердевой Е.В., Кирюхиной Н.В., Печора К.Л., Теплюк С.Н., Тонковой-Ямпольской Р.В.. Этими исследователями раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОО. Теоретическая значимость: Раскрыта проблема адаптации детей раннего возраста в ДОО. Предложены варианты ее решения. Обоснованы компоненты педагогического обеспечения процесса адаптации детей в ДОО Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации. К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за ребенком в разные отрезки времени дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……...6 1 Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста в условиях ДОО в психолого-педагогической литературе………..……….………8 1.1Характеристика процесса адаптации и факторы влияющие на неё………………………………………………………………………………...…..8 1.2 Особенности поведения детей в адаптационный период………..................15 1.3 Организация психолого- педагогических условий для адаптации детей раннего возраста …………………………………………………………...………23 2 Практическое значение процесса адаптации детей раннего возраста в условиях ДОО………………………………….……………………...……………………….31 2.1. Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям…………………………………………………….…...…………….……31 2.2. Содержание, формы, методы организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………….……………………………………….38 2.3 Анализ результатов диагностического исследования. ……………………....46 Заключение…......……………………………………………………………….......55 Список использованных источников …………..……………..…………...…..… 58 Приложение А….…………………………………………………….…..................63 Приложение Б………………………………………………………………………72
Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29 12.2012). 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принятый Государственной Думой 21.12.2012, одобренный Советом Федерации 26.12.2012. 3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357); 4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897); 5. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012. № 413); 6. Абрамова, Г.С., Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1998. 7. Алямовская, В.Г., Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999. 8. Афонькина, Ю.А., Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребёнка раннего возраста: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2015. 9. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008.. 10. Алямовкая, В. Ясли - это серьезно / В. Алямовская. - М.: Линка-Пресс. 11. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35. 12. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6 - с.46 -51. 13. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М.Н. Аксарина. – Москва: Медицина 2007. – 304с. 14. Баркан, А.И. Его величество ребенок Текст. М., 1996.-210с. 15. Баркан, А.И. Особенности адаптации и состояния здоровья детей раннего возраста в дошкольных коллективах . М.; 1979. - 22 с. 16. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с. 17. Баширова, Е.В., Куликова Н.И., Климина Л.В. Комплексная программа психолого- педагогического сопровождения детей раннего возраста. Волгоград: Учитель, 2016. – 69с. 18. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 299 с 18. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В.П. Беспалько.М.,:Политиздат,1990.98с. 19. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. - М.: Проспект, 2002. - 414 с. 20. Борисенко, М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002. 21. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 1994. - 226 с. 22. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад М.: Просвещение, 1983. 80 с. 23. Ветровая, В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008 24 Воспитание, обучение и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство. М., Просвещение, 2002. 25 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.. 26. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с. 27. Гайнанова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 686-688. 28. Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова.- М.: ТЦ "Сфера", 2006. - 128 с. 29. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2004. - 275 с. 30. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 31.Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 276с. 32. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация) Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с. 33. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с. 34. З верева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А. И. Ганичева - М.: Академия, 2000. - 408 с. 35. Зубова, Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с.66 - 77. 36. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с. 37. Калинина Р. Вопросы адаптации детей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 34-45. 38. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с. 39. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Владос, 2004. - 416 с. 40. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью Текст.: учеб. пособие для студентов средн. пед. учеб. завед. / С.А. Козлова. М.: Академия. 1998. - 160 с. 41. Коломийченко, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников. учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.А. Гладких. Пермь: Пресс-Тайм, 2005. - 99 с. 42. Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с. 43. Коломийченк, Л.В. Организация предметной развивающей среды по «Программе социального развития» Текст. : методические рекомендации / 44. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37. 45. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с. 46. Кочетова, Н.П., Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет /. - М.: Просвещение, 2001. 47. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк. - М.: генезис, 2000. - 123с. 48. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого- педагогического сопровождение, комплексные занятия – Волгоград: Учитель, 2011. – 127с. 49. Луговская А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с. 50. Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду / Психолог в детском саду. 2014. – №1.- С. 24-49. 51. Мардахаев, JI.B. Словарь по социальной педагогике Текст.: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с. 52. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. 53. Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. - М.: Речь , 2002. - 238 с. 54. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина - 3-еизд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. 55. Найбауэр, А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 123с 56. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005. - 208 с. 57. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с., ил 58. Остроухова А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. - 2000. - №3. 59. Пантюхина, Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (таблица) 60. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. - М., 1998. - 342с 61.Петровский A.B. Быть личностью Текст. / A.B. Петровский. -М.: Педагогика, 1990. 112 с 62. Петровский, В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 63. Печора, К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни М.: Международная педагогическая академии, 1995. 64. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М.: Просвещение, 2006. - 214 с. 65. Пистун, Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Ю. В. Пистун К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1064-1066. 66. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2003. - 350 с. 67. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; Под ред. B.А. Сластенина,. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с. 68. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Текст.: Учеб. пособие. 2-е издание, стереотип. М., Издательский центр «Академия», 2003. - 480 е., с. 142-143. 69. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития М-1994. 70. Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду/ Л.В. Самарина, В.А. Холопова. - СПб., 2003. - 221с. 71. Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. - М.: ТЦ Сфера , 2006. – 23 72. Соколова, Н.А., Вахуренкова Е.Н Факторы адаптации детей к ДОО // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-1. – С. 102-105 73. Солнцев, A.A. Онтогенетические особенностей адаптации детей. Текст.-М.: 1985.-С. 16-25. 74. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание / С. Теплюк. - 2006. - №4. - С.46-51. 75. Тонкова-Ямпольская, Р.В. “Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980), 76. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М.: "Академия", 2007. - 336 с. 77. Эльконин, Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2007. — 384 с 78. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды Текст. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / под. ред. Д.И. Фельдштейна / Вступ, статья Д.И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академии, 1995. 224 с. 79. Эльконин, Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. - 360 с. 80.Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]- htpp/psyhologsova.ucoz.ru › index/vozrastnye…doshkolnogo
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 1.1 Характеристика процесса адаптации и факторы влияющие на неё Каждое современное общество имеет определенный свод правил законов, уставов и других нормативно - правовых и духовных актов. Благодаря им человек имеет условия для проявления и развития своей личности. Становление личности начинается с самого раннего возраста. Процесс вхождения ребенка в мир взрослых имеет свою специфику на ранних этапах онтогенеза. Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Изменение социальной ситуации связано с необходимостью адаптации к новым условиям, нормам и требованиям. Основной задачей взрослых является обеспечить ребёнку эмоциональные и психологические благоприятные условия для гармоничного развития личности [6]. Адаптация определяется как процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума. Показателем адаптации человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях. Адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии, в эмоциональных стереотипах взаимодействия с близкими людьми [38]. В дошкольной педагогике адаптация рассматривается, прежде всего, как медико-педагогическая проблема (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, А.И. Мышкис), решение которой требует создания условий, удовлетворения потребностей детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и детским садом, правильной организации воспитательного процесса [13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg