Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ТЕАТРОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

arseni_ars 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.05.2019
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что приобщаясь через искусство к духовным ценностям культуры, инвалид включается в общественную жизнь, а значит, социально реабилитируется. Разнообразие видов искусства требует от человека разностороннего развития, постоянного самосовершенствования. Театротерапия в отношении форм богаче всего: развитие духовных, физических возможностей, чувства прекрасного. Творческий процесс не терпит остановок, иждивенчества и застоя, поэтому постоянное стимулирование творческой деятельности является залогом развития личности. Помимо этого искусство имеет большой потенциал в профилактике социальных заболеваний, предотвращения пагубных тенденций за счёт яркого эмоционально-чувственного воздействия, формируя определённые эстетико-культурные установки. Поэтому социальная реабилитация искусством является естественной и наиболее доступной формой интеграции инвалидов, решения социально-психологических проблем данной категории. Театротерапия несёт в себе большой потенциал воздействия на личность в разных аспектах: физическом, эмоциональном, психотерапевтическом и социальном.
Введение

Арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) терапией искусством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, театротерапией и танцедвигательной терапией.[1] Терапевтические подходы в целом можно определить как способы профессионально-целевого общения с человеком, которые направлены на устранение или смягчение нежелательных проблем, или устранение их причин, переход к положительным изменениям (например, в чувствах, поведении, физиологии). Этому также соответствует этимология термина «терапия», что в переводе с греческого означает лечение, оздоровление. Любой вид терапии должен проходить при соблюдении ряда условий: - проводиться в определённой обстановке и в определённое время ; -иметь определённую организационную форму (индивидуальную, групповую, семейную и т.д.); -зависеть от возраста, этиологии проблемы и симптомов клиента; - может быть первоначально направлен на соматические или, наоборот, на психологические изменения в клиенте; -может быть направлен на лечение, на профилактику и реабилитацию, а так же может быть полезной в поиске желаемого социального статуса. Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами. Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» может быть выражено в визуальной форме при помощи спонтанных рисования, лепки и живописи. Для терапии искусством существенную роль играли как фрейдовская теория бессознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Терапия искусством применяется как в рамках психотерапии, так и отдельно. Появление арт-терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30-м годам прошлого столетия. Эволюция понятия «арт-терапия» отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления применения художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: - восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; - профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; - социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; - физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации инвалидов. Исследования данной темы можно увидеть в трудах зарубежных (Р. Ассоджиоли, А. Атмаджан, С. Баркер, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Г. Тард, Д. Филлис, Ю. Хабермас,Э. Эриксон); отечественных (Г. М. Андреева, Л. Н. Вождаева, Л. С. Выготский, Т. А. Добровольская, Т. А. Зорин, Л. В. Катина, И. С. Кон, А. И. Копытин, Т. Л. Коршунова, Е. А. Медведева, Е. Л. Миронова, А. В. Мудрик, А. Л. Панов,Т. П. Трубочева, Е. В. Холостова, З.М.Шевцов, П. И. Шевчук, Ю.С. Шемшученко) исследователей.[13] Актуальность исследования. Современная арт-терапия тесно связана с признанием ценности человеческих ресурсов как важнейшего условия развивающегося общества. Забота о людях с ОВЗ неотделима от совершенствования медицинской и социальной помощи, в том числе, путём внедрения эффективных методов профилактики, лечения и реабилитации. В настоящее время кардинально меняется концепция медицинской и социальной помощи. Она всё больше ориентируется на поддержку их внутреннего потенциала, в том числе, активное использование творческой деятельности. Цель исследования– изучение эффективности применения театротерапии как метода социально-психологической реабилитации молодых людей с инвалидностью. Эта общая цель конкретизируется в следующих задачах: 1) изучить особенности театротерапии как одного из направлений арт-терапии 2) проанализировать теоретические подходы к процессу социально-психологической реабилитации; 3) изучить использование метода театротерапии, как метода реабилитации инвалидов; 4) исследовать эффективность реабилитационного процесса молодых инвалидов на базе Центр адаптации и реабилитации инвалидов. Объект исследования – процесс реабилитации инвалидов трудоспособного возраста. Предмет исследования – театротерапия как социально-психологический метод реабилитации инвалидов. Гипотеза исследования: 1) для социализации молодых инвалидов в реабилитационный период необходимо применения активных методов эксперессивной терапии. 2) использование методов театротерапии в процессе реабилитации инвалидов как эффективный компонент для самовыражения и социализации личности. Методы исследования: –теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; – эмпирические: наблюдение, эстественный экперимент; - психодиагностические: беседа, анкетирование. Опытно-экспериментальная база исследования и выборка. Данное исследование проводилось в государственном автономном учреждении Саратовской области «Центр адаптации и реабилитации инвалидов».Была изучена деятельность театрального коллектива людей с ОВЗ трудоспособного возраста. Состав коллектива 10 человек с различными нозологиями. Практическая значимость исследования: выявить эффективность реализации метода театротерапии в процессе реабилитации людей с инвалидностью трудоспособного возраста. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Введение включает характеристику актуальности исследовательской работы, формулировку цели и методов исследования. Первая глава анализирует театротерапию как одного из направлений арт-терапии в реабилитационном процессе людей с ОВЗ трудоспособного возраста. Вторая глава отражает эмпирическое изучение эффективности использования театротерапии в процессе реабилитации инвалидов. В ней раскрыта деятельность театрального коллектива Центра адаптации и реабилитации инвалидов, представлены психологические характеристики участников творческого объединения и значимые изменения, произошедшие в ходе занятий в театральном коллективе. В заключении подводятся итоги проделанной работы. Приложение – анкета, образовательная програма деятельности театрального объединения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 1. ТЕАТРОТЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АРТ -ТЕРАПИИ 2.1 Терапия искусством…………………………………. ……………………..8 2.2Суть, подходы, цели арт-терапии и основы театротерапии………………13 2.3Техники арт-терапии и их применение в процессе реабилитации………24 2.4 Театротерапия как один из методов социализации молодых инвалидов..27 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕАТРОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ 2.1 Социокультурная реабилитация на базе реабилитационного центра……31 2.2Деятельность театральной студии на базе реабилитационного центра….45 2.3 Психологические особенности инвалидов- участников коллектива…….51 2.4 Эффективность реабилитационного процесса с использованием театротерапии ……………………………………………………………….......57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..63
Список литературы

Книги и учебные пособия Однотомные издания 1. Абакулова Е.В. Им открыли окно в мир// Социальная работа. - 2007. 2. Авторский коллектив. Экспрессивная терапия в специальной педагогике. Монография.-СПб :Образовательные проекты,2016.-232с 3. Алексеева О. До равных возможностей ещё далеко//Социальная защита. - 2008. - № 6. 4. Андреева Н. Инновационные программы реабилитации инвалидов//Социальная работа. - 2007. - № 2. 5. Баранова Т.В., Шевченко Е.А., Храмченко Е.Н. Реабилитация молодых инвалидов//Социальная работа. - 2009. 6. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие - М. : КНОРУС, 2012. 7. Басов Н.Ф. Основы социальной работы/Н.Ф.Басова.- Москва: Академия.2007-288с. 8. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 256 с. 9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.3-е изд. М.: Академический проект,2006. 10. Валента Милан, Полинек Мартин Драмотерапия /пер. с чешского под общ. ред. В.И. Белопольского. М: Когито-Центр, 2013.207с. 11. Вассерман Л.И.,Беребин М.А., Косёнков Н.И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева. 1994.№3.С.16-25. 12. Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А. Минде; Пер. с англ.И. Динерштейн. – М.: Эксмо, 2013. – 384 с. 13. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения - М., 1999. 14. Копытин А.И. Основы арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. – СПб.: Издательство "Лань", 1999. – 256 с. 15. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь,2003. 16. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер,2001. 17. Копытин А.И. Арт-терапия- новые горизонты/А.И. Копытин.-Москва: Когито-Центр 2006.-336с. 18. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: «Речь», 2005. 19. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н. , Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании; учеб. Для вузов.М.:Академия,2011.248с. 20. Моздокова Ю.С. Атлас социокультурных реабилитационных технологий М.: Изд-во МГУКИ,2012.131с. 21. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия [Текст] / Л.Д. Назарова. – СПб.: Речь, 2012. – 240 с. 22. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. 23. Путь к работе: Новый взгляд на реабилитацию / Пер. со шведск. Т. Антончик, Л. Копочель, О. Сочнева. - Мн.: УП «Технопринт», 2009 . 24. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 25. Синявская О., Васин С. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью: материалы семинара ООН/ СПб., 2004. 26. Социальная реабилитация человека в техногенном обществе: сборник материалов Международной конференции; М-во образовании науки России, Казан.нац. исслед.технол.ун-т.-Казань:Изд-во КНИТУ,2014.-132с. 27. Строганов А.Е. Психотерапия на базе театральных систем:практическое руководство.сПб.: Наука и техника,2009.496с. 28. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию/ И.В.Сусанина.-Москва:ВЛАДОС.2008-372с. 29. Телешевская М.Э.Искусство делать людей счастливыми: Записки психотерапевта.- М.:Ангстрем2003.-33б.с. 30. Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст]: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ.М. Папуш. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. 31. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002. 32. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., 2003. 33. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов.// М.: 1996. 34. Шапкина Н.В. Социальная антропология инвалидности. Сб. Медико- социальные аспекты реабилитации. М., 2004. 35. Элланский Ю.Г., Пешков С.П. Вопросы реабилитации инвалидов в свете основных положений концепции социальной независимости // Медико-социальная экспертизам реабилитация. 1997, № 1 . 36. Элланский Ю.Г., Пешков С.П. Некоторые методические подходы к проблеме реабилитации инвалидов на современном этапе / В кн.: реабилитация инвалидов с нарушениями двигательных функций. - Новокузнецк, 1991. 37. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. СПб.: Питер, 2004.
Отрывок из работы

1 ТЕАТРОЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ 1.1 Терапия искусством Искусство сопровождало и поддерживало человека, начиная с доисторического времени. Оно активно использовалось людьми в ходе ритуалов, магических и исцеляющих практик и в качестве эффективной формы их взаимодействия друг с другом, освоения и преобразования окружающей среды. Уходя своими корнями в многовековые пласты духовной культуры человечества, питаясь огнём творческого вдохновения, арт-терапия, как одна из форм лечебной, помогающей деятельности, объединившей в себе искусство, медицину, психологию и педагогику, конечно же не является изобретением XX века. Во многих странах мира арт-терапия используется всё более широко. Арт- терапию можно проводить даже с больными не способными к языковому общению- с теми, у кого имеются врождённые заболевания, органические поражения мозга и т.д. Современная арт- терапия тесно связана с признанием ценности человеческих ресурсов как важнейшего условия устойчиво развивающегося общества. Забота о людях неотделима от совершенствования медицинской и социальной помощи, в том числе, путём внедрения эффективных методов реабилитации психических и соматических заболеваний. В настоящее время кардинально меняется концепция медицинской и социальной помощи. Она всё больше ориентируется не только на лечение и реабилитацию, но и на поддержку их внутреннего потенциала жизнестойкости, за счет более активного использования разнообразных доступных внешних ресурсов, связанных с общением и творческой деятельностью.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg