Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Теоретические аспекты феномена подростковой агрессии в отечественной и зарубежной психологии

ikonowosky2016 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.05.2019
Целью курсовой работы является исследование и выявление гендерных различий проявления агрессивности у подростков, а также коррекция агрессивного поведения подростков. Задачи курсовой работы: - проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека; - ознакомиться с определением понятия «агрессия», ее важнейшими характеристиками, видами и структурными компонентами; - охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию. - изучить гендерные различия проявления агрессивности; - провести экспериментальное исследование по выявлению гендерных различий проявления агрессивности у подростков. Объектом курсовой работы выступает феномен агрессивности у подростков. Предмет курсовой работы - гендерные особенности проявления агрессивности. Гипотеза курсовой работы заключается в том, что какие существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков, причем у мальчиков преобладают физические и вербальные виды агрессивного поведения. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме «Диагностика и коррекция агрессивного поведения подросткового возраста» Эмпирические методы: тест («Тест рука»Э.Вагнер), анкетирование, проективная методика «Кактус»), опросник «Басса-Дарки», методика Ассингера.
Введение

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. Во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьезное беспокойство. Особенно острой является проблема роста подростковой преступности. Сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и не получила должной разработки в отечественной психологии. Но даже в тех случаях, когда обсуждались проблемы детской агрессивности, ей однозначно приписывалась деструктивная окраска. В социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться социально приемлемым и необходимым качеством. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения. Агрессия, как ни одна индивидуально-личностная характеристика, воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии. Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С Розенцвейга, А. Бандуры, Л.М. Семенюк и др. Многоплановое исследование этой проблемы нашли отражение в работах таких авторов как Ю.М. Антонян, М.Н. Жарова, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С.Л. Соловьева, И.А. Фурманов. Несмотря на достигнутые успехи в теории и практике исследования агрессии, данная проблема не является до конца решенной и раскрытой. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. теоретические аспекты феномена подростковой агрессии в отечественной и зарубежной психологии 5 1.1. Определение агрессии, агрессивности, формы проявления, ее типы и виды 5 1.2. Психологические особенности подросткового возраста 7 1.3. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте 11 ВЫВОДЫ 18 ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 15 2.1. Организация и методика проведения исследования 15 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 16 2.3. Коррекционная программа 21 ВЫВОДЫ 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 28
Список литературы

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2018. - 816 с. 2. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с. 3. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 2015. - 142 с. 4. Воробьева, К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - №6. 2015. - С. 55 - 61. 5. Глебов, В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. Столица. - 2018. - №5. - С. 16 - 17. 6. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. - 2017. - №3. - С. 107-110. 7. Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста / Е.А. Иванова // Сибирский психологический журнал. - 2015. - №21. - С. 85 - 88. 8. Кадыржанова, Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ. - 2016. - №1. - С. 99-103. 9. Креч, Д. Элементы психологии / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С. 84-98. 10. Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. - 2015. - №4. - С. 84-90. 11. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е стереотип. / Ю.Б. Можгинский. - М.: «Когито-Центр», 2018. - 181 с. 12. Поликаркина, М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа Я» в подростковом возрасте / М.С. Поликаркина // Вестник ОрГУ. - 2015. - №2. - С. 296 - 301. 13. Пономарева, М.А. Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков / М.А. Пономарева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - №3. - С. 125-130. 14. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2016. - 494 с. 15. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2017. - 816 с. 16. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - М.: Изд-во Михайлова В.А - 2016. - 288 с. 17. Романко, О.А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О.А. Романко // Психология обучения. - 2017. - №9. - С. 53-63. 18. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2018. - №1. - С. 81-87. 19. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. - 93 с. 20. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 541 с.
Отрывок из работы

1.1. Определение агрессии, агрессивности, формы проявления, ее типы и виды Понятие агрессии в психологии определяется как форма поведения, нацеленная на причинение другому психологического или физического ущерба. Иногда понятие агрессии используется и в более широком значении. Например, когда речь идет о стремлении к независимости или энергичном отстаивании собственного мнения. Также существует определение агрессии, которое описывает ее как переступание социальных норм. Большинство людей, включая психологов, агрессивным человеком считают того, кто совершает действия, нарушающие общепринятые правила поведения. Агрессия и агрессивное поведение часто является грубой попыткой принуждения другого человека, с целью навязать свои правила. Агрессор может причинить жертве ущерб, однако, целью является не это, а желание изменить поведение оппонента. Нападающие стремятся упрочить свою власть и настоять на своем, чтобы повысить чувство собственной значимости. Практически все виды агрессии в психологии имеют негативное определение, однако, в некоторых случаях агрессия может быть необходимой, способствующей поддержанию жизни. Такая агрессия называется доброкачественной. Остальные виды агрессии, не имеющие отношение к сохранению жизни, называют злокачественными. Формы агрессии: 1) Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений; 2) Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве; 3) Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием; 4) Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения; 5) Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве; 6) Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия. Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы. Виды агрессии: 1) Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия. 2) Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого. 3) Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения. 4) Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию. 5) Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора. 6) Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения. 7) Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию. 8) Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения. 1.2. Психологические особенности подросткового возраста Несмотря на то что нам кажется, что подростковый возраст – это такая данность, которая была в жизни человека всегда, тем не менее как отдельный период жизни он был выделен только во второй половине XIX века. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что подростковый возраст является особенным периодом, был Федор Михайлович Достоевский. В то же время на Западе исследованиями подросткового возраста занимался психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Он предложил определение подросткового возраста, ставшее очень популярным, как "возраст бури и натиска". Позже эти исследования были продолжены уже в периоде с 1900-х годов Эдуардом Шпрангером, а в России этими исследованиями занимался известный психолог Лев Семенович Выготский, и позднее большое количество психологов и специалистов уделяло свое внимание подростковому возрасту. Подростковый возраст рассматривался с разных позиций психологических теорий. С позиции изучения развития мышления у Жана Пиаже подростковый возраст рассматривался как период, в котором человек формировал когнитивные способности, связанные с мышлением, с интеллектуальной деятельностью. Жан Пиаже описывал это через прохождение стадий абстрактного мышления и формальных операций. Считалось, что к окончанию подросткового периода развития у ребенка должна быть сформирована способность к рефлексии, к самоосознанию. Это то, о чем писал Лев Семенович Выготский. Это тоже то новообразование, которое должно быть сформировано за период подросткового возраста. Про длительность и Блонский, и Лев Семенович Выготский, и западные исследователи говорили о том, что длительность подросткового возраста с самого начала могла быть разной в зависимости от степени благополучия общества, в котором происходило развитие ребенка и человека. Чем более благополучно общество, тем более длителен подростковый период, период взросления. Кроме благополучия/неблагополучия общества также будут влиять культурные особенности. Есть такие общества, в которых подростковый возраст протекает с очень маленьким количеством конфликтов между родителями и детьми. И наоборот, в других обществах сепарация (отделение) подростков от родительской семьи, происходит через конфликтное, протестное поведение. Это тоже было показано исследователями. В этой связи становится интересным то, как подростковый возраст выглядит сейчас, что сейчас происходит с подростками. Наши коллеги, отечественные и зарубежные, выделили интересные особенности и интересные результаты исследований подросткового возраста. Первое наблюдение: увеличивается период подросткового возраста. Раньше считалось, что подростковый возраст длится от 12 до 16–18 лет, хотя всегда была тенденция рассматривать верхнюю границу как готовую к увеличению в зависимости от степени благополучия той среды, в которой ребенок развивается. Раньше, когда человек развивался и проживал свой подростковый возраст, результатом этого обычно становилось обретение профессии. Даже в 1980-е подросток выбирал себе вуз, либо колледж, либо ПТУ, техническое училище, дальше он мог выбрать профессию, и по этой профессии человек бы работал. Считалось ценностью, что человек, выбрав одну профессию, работает в этой профессии от момента окончания вуза – университета или училища – и до пенсионного возраста (по крайней мере, так считалось в российском обществе). И тех людей, которые часто меняли работу, называли летунами. Сейчас требование современного общества состоит в том, что необходимо быстро приспосабливаться и быть готовым поменять свою профессию, если в ней пропадает необходимость. Многие из людей моего поколения поступали на юристов и экономистов и планировали, что это та профессия, с которой будет связано достижение успеха, самореализация. Но в какой-то момент в обществе произошел переизбыток людей этой специальности, они были вынуждены менять профессию. И один из аспектов, которые раньше являлись критерием успеха человека, подростка, – это формирование устойчивой идентичности, образа "я". В нынешнем обществе, когда можно изменить все, можно изменить пол, можно изменить возраст через внешнее впечатление, становится важнее не столько сформировать жесткую, устойчивую идентичность как образ себя, который неизменчив на протяжении длительного периода жизни, сколько сформировать многообразие ролей, из которых бы подросток мог выбирать. Освоить некоторые алгоритмы и рамки, которые бы человек мог выбирать и использовать в зависимости от того периода, от той ситуации, от контекста, в котором он находится. То есть идентичность становится, на мой взгляд, контекстуальной. И это то, что подросток сейчас может осваивать через компьютерные игры, через социальные сети, когда подросток экспериментирует со своей сетевой идентичностью, меняя аватарки, фотографии или играя за эльфов, эльфиек – в зависимости от того, что ему больше нравится, а не от своего пола. Выбор персонажа в компьютерной игре не привязан к полу ролевой идентичности, что и показывают современные исследования. Изначально в обществе ряд проявлений подросткового возраста воспринимались как негативные и требующие регуляции. Конфликтное поведение, протестное поведение подростка в отношениях с родителями воспринималось как негативное. В то же время Питер Хилл показал в своих исследованиях, что именно конфликтное поведение с родителями помогает подростку сформировать навык принятия решения, навык организации своей жизни в ситуации множественного выбора. Взрослый человек в современной жизни, в большей степени, может быть, урбанистической, находится в ситуации, когда ему необходимо выбирать. Необходимо выбирать между дополнительным временем на работе или временем в семье, между возможностью встретиться с друзьями либо провести время с родителями или с детьми. Этот навык организации своей жизни в сложной индивидуальной социальной ситуации формируется в том числе в подростковом периоде, когда подросток вынужден выбирать между друзьями и родителями, пойдет ли он гулять с друзьями или останется делать уроки. А это часто один из основных поводов конфликтов между родителями и подростками, связанный с послушанием, с дисциплиной дома. Что еще поменялось в жизни современного подростка? Явно поменялась семейная среда, в которой живет подросток. Если раньше семья зачастую была достаточно устойчивой ячейкой, в которой существовали семейные традиции и в которой было постоянное количество членов, то в современном обществе сама семья сильно поменялась. Есть много нормальных вариантов семейной жизни: это и семьи, в которых один родитель воспитывает подростка, и семьи, в которых подросток воспитывается общиной, и сложносочиненная семья родителей, у которых подросток, воспитывающийся в нескольких семьях – в семье своей мамы с отчимом, с отцом и мачехой, и он может получать разный опыт родительских фигур. Такое многообразие, безусловно, тоже влияет на развитие подростка. Безусловно, важной частью подросткового возраста являлись подростковые группы, подростковые компании. Общение в группе, общение в компании для подростка является одним из тех важных видов деятельности, которым подросток посвящает свое время. Можно говорить о том, что подростковый возраст – это возраст "мы", это возраст идентичности с группой сверстников. И роль сверстников для подростков очень важна.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg