Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Социокультурные особенности внутренней трудовой миграции в Удмуртской Республики

arseni_ars 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.05.2019
Роль миграции в развитии производительных сил страны, республики и города Ижевска, с каждым годом все более становится значительной во всех аспектах. Миграционные потоки порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, трудовые ресурсы несут в себе много критериев оценки как в экономической так и законодательной области. Социологические исследования помогают понять механизмы этих процессов.
Введение

Миграция населения – процесс, реагирующий на социально-экономические трансформации и являющийся одним из элементов оценки регионального неравенства. В России велики различия между регионами по многим значимым показателям социально-экономического развития, причем они продолжают нарастать. С теоретической точки зрения можно было бы предполагать, что межрегиональная миграции будет активизироваться. Однако, несмотря на серьезную трансформацию межрегиональных социально-экономических неравенств, направления и масштабы миграции на протяжении последних двух десятилетий остаются устойчивыми. [6]. Миграционные процессы в России в минувшие два десятилетия определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда. Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем. Для России с ее огромными территориальными различиями, обусловленными на значительной части суровыми климатическими условиями, миграция населения всегда имела немаловажное значение, как для демографического, так и экономического развития ее отдельных территорий и регионов, а в отдельные периоды развития и для страны в целом. На современном этапе миграционную ситуацию в нашей стране характеризуют следующие факторы: - резкий рост эмиграции и наряду с этим увеличение иммиграционных потоков; - усиление оттока русскоязычного населения из союзных республик; - ускорение оттока сельского населения в города; - коренные изменения на рубеже двух последних десятилетий в межрегиональных миграциях. [6, с.12]. За последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России. В целом география внутренних межрегиональных потоков достаточно статична. Однако на сегодняшний день среди регионов страны более четко можно выделить принимающие и отдающие население. Принимающие регионы размещены компактно и соответствуют густонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается от Калининградской до Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.). К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. В абсолютном выражении больше всего прибывших в регион за 2010 год было зарегистрировано в Московской области (145,7 тысячи человек). На втором месте по-прежнему оказалась Москва (125,9), на третьем месте – Тюменская область (85,4), далее – Краснодарский край (84,4), Республика Башкортостан (75,6), Санкт- Петербург (67,1) и Красноярский край (62,1). В остальных регионах это число не достигало 58 тысяч человек. В целом внутренняя миграция характеризуется следующими тенденциями. С одной стороны, идут «центростремительные» перемещения населения, стягивание населения в несколько благополучных регионов. С другой – происходит снижение численности населения Дальнего Востока, некоторых регионов Сибири и Европейского Севера. Складывающаяся ситуация опасна с геополитической точки зрения. Демографический вакуум на Дальнем Востоке создает объективные предпосылки для полного замещения населения иммигрантами из соседних стран (прежде всего из Китая). Главная причина – колоссальная и недопустимая диспропорция в уровне социально-экономического развития между регионами страны, поэтому необходимо акцентировать внимание на миграционной политике государства, выявить детерминанты внутренней миграции, понять какие причины определяют подобное поведение людей. [8]. Миграционные потоки между российскими регионами зависят от определенных социально-экономических закономерностей, структура детерминант внутренней миграции в современной России принципиально не отличается от соответствующей структуры в странах с рыночной экономикой. В современной России, в отличие от экономически развитых стран, внутренняя миграция не является реальным инструментом выравнивания межрегиональной дифференциации показателей социально-экономического развития, каким она могла бы быть при политике государства, направленной на преодоление барьеров внутренней миграции, что актуально с учетом понимания всей глубины демографического кризиса. Анализируя причины внутренней миграции, разрабатываемые и публикуемые Росстатом, можно увидеть, что среди причин миграции значительное место занимают (более 58%) так называемые личные и семейные причины, а также желание возвратиться на прежнее место жительства (16,04%), Помимо этого в регионах прибытия мигрантов привлекает возможность трудоустройства (10,97%), благоприятные перспективы получения образования (9,30%). На такие причины, как обострение межнациональных отношений и криминогенной обстановки, экологическое неблагополучие, несоответствие природно-климатическим условиям, в совокупности приходится менее 0,6% внутренних перемещений населения в России. Несмотря на то, что в стране, и прежде всего в крупных городах, нарастает кадровый дефицит, проблема балансировки рынков труда с помощью миграции осознана слабо. Базовые институциональные условия, облегчающие пространственную мобильность граждан, не созданы. К факторам, ограничивающим мобильность, относятся: 1. Сохраняющаяся обязательная забюрократизированная система регистрации. Сохраняется оплата коммунальных услуг не по фактическому потреблению, а исходя из числа зарегистрированных в жилом помещении. 2. Ограничения на доступ к отдельным социальным услугам. Многие системы социального обеспечения остаются привязанными к месту постоянного жительства человека, месту его постоянной регистрации. Это касается услуг здравоохранения, социального и пенсионного обслуживания, в меньшей мере – услуг образовательных учреждений. 3. Неразвитость рынка жилья и его дороговизна в региональных центрах – главная причина, препятствующая переезду туда граждан на постоянное жительство и удерживающая их в состоянии временных трудовых мигрантов. 4. Слабость и неразвитость сети кадровых и рекрутинговых агентств, занимающихся поиском и подбором персонала в других населенных пунктах. Немногие подобные структуры, действующие в этой области, заняты только поисками сверхвостребованных специалистов немассовых специальностей. 5. В России одним из факторов, ограничивающих мобильность, является этнофобия. Человеку с неславянской фамилией и тем более внешностью, вне зависимости от того, является ли он российском гражданином или нет, зачастую сложнее устроиться на работу, снять жилье и т.п. Подводя итог, необходимо также отметить, что миграционные потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концтрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством Объект работы – система расселения населения. Предмет работы – миграционные процессы в Удмуртской Республике. Цель настоящей работы состоит в изучении и выявлении особенностей миграционных процессов в Удмуртской Республике. Согласно цели были сформулированы и решены следующие задачи диссертационного исследования: 1) Выявить и обобщить основные подходы к исследованию миграционных процессов. 2) Составить методическую схему исследования миграционных процессов в пределах конкретной территории. 3) Осуществить анализ миграционных процессов в Ижевске. 4) Выяснить особенности реализации миграционной политики на территории Ижевска. 5) Выявить и обозначить проблемы взаимодействия населения и мигрантов на территории Ижевска. Методы исследования: анализ, синтез, индукция, системный подход, анкетирования и интервьюирования, анализ документов, контент-анализ, экспертный опрос. Теоретическими и методологическими основами диссертационного исследования являются теоретические положения социальных наук, в том числе классической и современной социологии, которые позволяют осуществить рассмотрение феномена миграции, особенностей миграционных процессов на территории Ижевска. Разработка социологического подхода к изучению миграции, методология и методика анализа сознания и поведения мигрантов базируются на трудах Т. Парсонса. Реализация общих теоретических и методологических принципов основывается на методике проведения социологических опросов, которая получила широчайшее освещение в работах таких ученых, как В.Г. Андреенкова, О.М. Маслова и др. Информационная база – данные Госкомстата РФ и статистических органов Удмуртской Республики, федеральные и региональные программы, аналитические материалы органов исполнительной и законодательной власти Удмуртской Республики, информация о миграциях в периодической печати, статистические материалы и аналитические работы международных организаций и зарубежных исследовательских центров. Эмпирическая база исследования: В рамках диссертационного исследования планируется проведение двух исследований: 1) экспертный опрос, состоящий из двух блоков: а) особенности расселения мигрантов, очаги напряженности к мигрантам; б) проблемы реализации миграционной политики на территории г. Ижевска; 2) анкетирование мигрантов, проживающих на территории Ижевска. Объем выборки – 100 человек, тип выборки – стратифицированная; 3) интервьюирование жителей Ижевска – отношение к мигрантам. Объем выборки – 100 чел., тип выборки – целевая.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 9 1.1. Сущность и основные подходы к изучению миграций 9 1.2. Методологическая схема изучения миграционных процессов территории 17 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 49 2.1. Анализ внутренней миграции в Удмуртской республике 49 2.2. Статистический анализ трудовой миграции в Удмуртии 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84 ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ 2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://xn-- d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/acts/15635 (дата обращения: 18.10.2012). 3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032 4. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1653н (ред. от 18.04.2012) «Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год» // «Российская газета», N 26, 08.02.2012. 5. Федеральный закон от 23.12.2010 N 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.12.2010, N 52 (ч. 1), ст. 7000 6. Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски, ре- шения: сборник научных трудов Международной молодежной конфе- ренции / под ред. Г.А. Барышевой. Томский политехнический универси- тет. ? Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. ? 516 с. 7. И.Ю. Кунгурова Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, Ижевск, Россия 8. Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2014 9. Шевцова Е.В. Миграционная политика : Учеб. пособие / Е. В. Шевцова: РАНХиГС, Сиб. ин-т упр.-Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015.-140с. 10. Миграция населения: теория, политика: Учебное пособие / [д-р экон. наук, проф. Воробьева О.Д., д-р экон. наук, проф. Топилин А.В., д-р социол. наук, Мукомель В.И. и др.] ; Под редакцией д-р экон. наук, проф., профессора О.Д. Воробьевой, д-р экон. наук, проф. А.В. То- пилина – Москва: Экономическое образование, 2012. – 364 с.+ 2 вклейки. 11. Молодой учёный Ежемесячный научный журнал № 21 (80) / 2014 12. Маслова И. С. Экономические функции и факторы миграции населения. М., 2013. 13.Переведенцев В. Современная миграция населения России в освещении центральных газет. Миграция и информация. / Под редакцией Ж. Зайончковской. М., 2015. 14. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М. Формула права. 2007. 15. Степаков С. Д. Административно-правовое регулирование трудовой миграции в РФ и странах Европейского союза: сравнительно-правовой анализ: дис... канд. юрид. наук — М., 2014. 16.Тюнина И. И. Конституционно-правовой статус трудящихся-мигрантов в РФ. дис... канд. юрид. наук — Воронеж, 2017. 17. Официальный сайт Президента РФ - http://kremlin.ru/acts/15635 (последнее посещение 27.11.2014г.). 18.Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2013. С. 311 19. Белинская Е.П. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений // Этническая психо-логия. Хрестоматия. СПб.: Речь, 2013. 20. Витковская Г.С. Адаптация вынужденных мигрантов в разных типах поселений в России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. М.: Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, 2014. 21. Гинзбург А.И. Этнонациональные аспекты адаптационных процессов в городской среде // Этносоциальные проблемы города. М., 2016. 22. Дробижева Л. М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: сб. ст. М.: Московский центр Карнеги, 2017. 23. Зайончковская Ж.А. Новоселы в городах: (Методы изучения приживаемости). М.: Статистика, 1972. 164 с. 6. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИАЭ РАН, 2013. 24. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т.) // Федеральная служба статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. Т.14. С. 282, 318. 25. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 2015. 231 с. 26. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном российском городе. Л.: Наука, 2017. 174 с. 27. Степанов В.В., Сусоколов А.А. Русские ближнего зарубежья. Проблемы адаптации в российской деревне // Российский этнограф. 2013. № 9. 28. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 2018. 387 с. 29. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления механизма реализации: автореф. дис. д-ра социол. наук. М., 2015. 30. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. А.В. Сидоровича. - М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, изд-во «ДИС», 2016. - 416 с. 31. Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Фонд «Правовая культура», 2015. - 528 с. 32. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2014. - 568 с. 33. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебное пособие. - М.: Дело, 2013. - 272 с. 34. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебник. - М.: Изд-во «ДИС», 20116. - 320 с. 35. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2015- - 156 с. 36. Экономика: Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: ПРОСПЕКТ, 2014. - 792 с. 37. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 2016. - 786 с. 38. Официальный сайт www.neweurasia.ru 39. Официальный сайт www.udmstat.gks.ru 40. Официальный сайт Росстат www.gks.ru 41. Официальный сайт журнала Эксперт www.expert.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МИГРАЦИЙ Миграция – это пресечение границ населением. Внутренняя трудовая миграция населения - это передвижение населения Миграция рабочей силы сегодня является довольно распространенным мировым явлением. В разные годы ученые искали подход к выведению единой дефиниции понятия «трудовой миграции». Однако до сих пор нельзя однозначно найти ответ на данный вопрос. Под миграцией понимается мобильность, перемещение человека в пространстве. Под миграцией рабочей силы в общих чертах понимается процесс перемещения трудовых ресурсов с целью трудоустройства на более выгодных условиях, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда, чем в стране происхождения или регионе постоянного проживания мигранта. Такие документы как: 1. Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», 2. Европейская конвенция N 93 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов», 3. Рекомендация Международной организации труда (МОТ) N 86 «О трудящихся-мигрантах» затрагивают трудовые права человека. Однако в данных нормативно-правовых актах не дано напрямую определение трудовой миграции, однако, в каждом из них закреплено понятие «трудового мигранта».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
1075 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
1075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg