Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Элементарная поисковая деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

ikonowosky2016 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.05.2019
Объект исследования: познавательная активность дошкольников. Предмет исследования: педагогический процесс с использованием элементарной поисковой деятельности как средства развития познавательной активности у дошкольников. Цель: опытно-экспериментальным путем обосновать возможности применения элементарной поисковой деятельности как средства развития познавательной активности и её эффективность на практике. Задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования. 2. Изучить психолого-педагогические основы применения поисковой деятельности как средства развития познавательной активности у дошкольников. 3. Опытно-экспериментальным путём выявить эффективность применения поисковой деятельности для развития познавательной активности дошкольников. Гипотеза: опыты являются эффективными средствами для развития у младших школьников интереса к исследовательской деятельности Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования; педагогический эксперимент. База исследования: МБДОУ № 82 «Подсолнушек» г. Набережные Челны.
Введение

Современная система развития дошкольного образования за последнее время претерпела ряд изменений с учетом внедрения федеральных государственных требований (ФГТ). Именно они сейчас определяют структуру основной образовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «познание», среди числа других, ориентировано на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития [1]. Развитие познавательной активности во все времена было и остается важным и необходимым для полноценно¬го воспитания детей. Многочисленные исследования осо¬бенностей и закономерностей познавательной активно¬сти детей, проведенные Г.И. Щукиной, О.А. Холодовой, О.Л.Матюшкиной, А.И.Савенковым, Н.У. Садыковой, Е.А Морозовой выдвинули проблему познавательного разви¬тия на приоритетное место. Одним из методов познания, формирования целостной картины мира и расширения кругозора является проведение элементарного экспериментирования и поисковой деятельности с дошкольниками. Именно средство элементарного экспериментирования и поисковой деятельности дает детям реальные представления о разных сторонах исследуемого объекта познания, о его взаимоотношениях с другими исследуемыми объектами познания и со средой обитания этих объектов познания, вызывает у детей интерес к исследованию окружающий действительности. В процессе экспериментирования и поисковой деятельности происходит обогащение памяти детей, активизируется мышление и мыслительные процессы, так как у детей постоянно возникает потребность совершать операции синтеза и анализа, классификации и сравнения, экстраполяции и обобщения [2]. Актуальность исследования объясняется тем, что, хотя существуют ряд исследований, которые посвящены изучению развития и формирования познавательной активности у дошкольников (А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, Д.Н. Богоявленский, Г.И. Щукина, О.В. Дыбина и др.), эксперементирования и поисковой деятельности (Л.М. Маневцова, О.Л. Князева, Н.Н. Поддьяков и др.), роли сказов в воспитательной и образовательной деятельности (А.И. Никифоров, К.Д. Ушинский, Н.М. Ведерникова и др.), проблемы о взаимосвязи влияния экспериментирования и элементарной поисковой деятельности дошкольников на развитие и формирование познавательной активности в практике и теории дошкольного образования до сегодняшнего дня остаётся исследованным в недостаточной степени.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Познавательная активность дошкольников и ее формирование посредством элементарной поисковой деятельности 5 1.1 Взгляды ученых на проблему познавательной активности дошкольников 5 1.2 Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте 8 1.3 Развитие познавательной активности посредством эле элементарной поисковой деятельности дошкольников 10 Глава 2 Работа по развитию познавательной активности дошкольников посредством элементарной поисковой деятельности 14 2.1 Выявление уровня развития познавательной активности у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента 14 2.2 Формирование познавательной активности дошкольников посредством элементарной поисковой деятельности 17 2.3 Эффективность средства элементарной поисковой деятельности для развития познавательной активности дошкольников 19 Заключение 21 Список использованных источников и литературы 23 Приложение
Список литературы

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М., Воронеж, 2011. – 322 с. 2. Бурменская, Г. В. Возрастная и педагогическая психология / Г. В. Бурменская, Е. И. Исенина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 272 с. 3. Дыбина, О.В. Влияние поисково-позна¬вательной деятельности на развитие активности ребенка / О.В. Дыбина // Материали за 8-а международна научна практична конфе¬ренция, «Ключови въпроси в съвременната наука». - 2012. Том 14. Педагогические науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - С. 69-76 4. Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предмет¬ным миром: Учебное пособие / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с. 5. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова. - М. : ТЦ «Сфера», 2015. - 192 с. 6. Зайко, В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в сис¬теме «детский сад — школа» / В.В. Зайко: Диссер. ... канд. пед. наук, 2009. 7. Князева, О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач / О.Л. Князева // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 86-93. 8. Литвиненко, С. В. Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников как компоненты школьной готовности / С. В. Литвиненко // Начальное образование, 2009. № 2, - С. 21. 9. Литвиненко, С. В. Варианты образовательно-воспитательных микросред в педагогической практике / С. В. Литвиненко // Начальное образование, 2010. № 4, - С. 14-15. 10. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и развития / Н. А. Менчинская.- М.: Просвещение, 2004. – 124 с. 11. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.- 2009.- №2.- С. 5. 12. Поддьяков, Н.Н. Вариативность преобразований предмета дошкольниками как условие его познания / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психоло¬гии. - 2006. - № 4. - С. 49-53. 13. Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / Н.Н. Поддьяков. - М. : Просвеще¬ние, 2010. - 192 с. 14. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект / Н.Н. Поддьяков. – Волгоград.: Речь, 2015. - 77 с. 15. Поддьяков, Н.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами / Н. Н. Поддьяков // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 34-41. 16. Суркова, Т.В. К Проблеме развития и обучения детей раннего возраста / Т.В. Суркова // Вектор науки Тольяттинского государ¬ственного университета. - 2011.- № 3. - С. 295-298. 17. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2008. – 288 с. 18. Щетинина, В.В. Формирование познавательной ак¬тивности детей старшего дошкольного возраста в процес¬се поисковой деятельности: автореф. дисс. кан.пед.наук/ В.В. Щетинина. - М, 2016. - 24 с. 19. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Знание, 2009. - 160 с. 20. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г. И. Щукина.– М.: Педагогика, 2012.– 230 с. 21. Шапиро, А.И. Секреты знакомых продуктов. Яйцо. Изд. Дом «Сфера». Санкт-Петербург 2009г. 57с. 22. Виноградова, Н.А., Е.П. Панкова Образовательные проекты в ДОУ. Айрисс-Пресс 2010г. 156с. 23. Бережнова, О.В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Изд. Дом «Детский мир». 2011г. 105с. 24. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986.- 228 с. 25. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. – 1984. - № 1.- С.14. 26. Голицин, В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19. 27. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. – С.22. 28. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007. – 176 с. 29. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – 3-е изд., перераб. И доп. - СПб.: Речь, 2014. – 320 с. 30. Стишенок, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 141 с 31. Фролов, А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников.– М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 400 с. 32. Хухлаев, О.Е., Хухлаева О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки. Академический проект, 2005. – 176 с.
Отрывок из работы

1.1 Взгляды ученых на проблему познавательной активности дошкольников Ребёнок дошкольного возраста в процессе активности проявляет себя самостоятельной личностью, свободной от внешнего воздействия. Ребёнок самостоятельно ставит цели, сам определяет способы, пути, методы достижения цели, удовлетворяя собственные интересы, свою волю и потребности. На данном виде активности основана детская творческая деятельность, но, по мнению Н.Н. Поддъякова, творческая деятельность обусловлена взаимодействием ребенка со взрослыми. Ученый отмечает, что малыш так усваивает содержание поисковой деятельности, которое определено педагогами, что поисковая деятельность, опираясь на опыт ребенка в предыдущих действиях, трансформируется в достижение дошкольника, значительно меняя содержание и форму. Активность дошкольника, которая стимулируется взрослым (родителем или воспитателем) характеризуется тем, что взрослые организуют деятельность ребенка, показывают и рассказывают, как нужно делать. В процессе поисковой действительности дошкольник получает тот результат, который был заранее определен взрослым. Само понятие или действие формируется в соответствии с заданными параметрами. Такой процесс происходит без ошибок и проб, без переживаний и мучительных поисков [6]. На современном этапе проблема развития познавательной активности дошкольников остается одной из актуальных в дошкольном образовании, поскольку активность является непременным условием для формирования качеств умственных и личностных, а также самостоятельности и инициативности. Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. Познавательную активность ученые понимают по-разному. В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности - активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы. Ряд ученых (А.Г. Литвак, А.Р. Лурия, М.С.Певзнер, В.И.Селиверстов) рассматривают познавательную активность, как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом. Известно, что познание - главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность». В современных исследованиях подчёркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие познавательной активности и инициативы у дошкольников, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. В старшем дошкольном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются психофизические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность и познавательный интерес, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию. Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обосновывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления- с жизни и книжки. Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать. Проанализировав работу по развитию познавательной активности детей в дошкольных образовательных учреждениях, пришла к выводу, что необходимо использовать эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. В работе по развитию познавательной активности дошкольников воспитатель может использовать следующие направления: формирование экспериментальной активности дошкольников; развитие творческой инициативы детей в повседневной жизни. Основная задача первого направления – использование экспериментальных методов обучения. Это не увеличение количества знания, а путь их расширения, концентрации вокруг наиболее значимых аспектов, осознанная творческая деятельность ребёнка. Экспериментальная деятельность формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям. Для развития этого вида деятельности и для приобретения навыков работы с простейшими исследовательскими приборами в группе необходимо оборудовать мини лабораторию. Лаборатория необходимо постоянно пополнять новым экспериментальным материалом. Каждая неделя может быть посвящена определённой познавательной теме: «Природа», «Полезные вещи», «Животные и растения», «Космос» и другие. После Проведение занятий по предложенным тематикам способствует возникновению множества вопросов у детей, в основе которых лежит познавательный мотив. Педагог не должен торопится с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Специальные исследования показывают, что важнейшим психолого-педагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей и отношение их к заданиям и занятиям, является та атмосфера, которая сопровождает весь ход занятия, от его начала и до конца. Дружное сотрудничество снимает напряжение у детей, помогает установить с ними тесный контакт, предвидит совместный поиск неизвестного. Используя вопросы, разнообразные ситуации, взрослый направляет поисковую деятельность ребёнка, корректирует её. Тут играет роль всё - мимика, жесты, эмоции. Педагог ведёт детей, но они не должны замечать этого, иначе авторитарное общение возьмёт верх и активность будет проявляться только на репродуктивном уровне (ребёнок будет иметь нестойкий интерес к познанию, легко отвлекаться, повторять всё за образцом, а от самостоятельного поиска отказываться). Задача второго направления заключается в развитии интересов к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, стремление к систематизации конкретных материалов вещей. Эффективным средством повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определённому познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, но в то же время, мы знаем, что ребёнок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлён. К ситуативной мотивации относятся взаимодействие с самим педагогом. Если ребёнку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольника. И ещё, необходимо знать, что нельзя отрицательно оценивать дошкольника, результаты его деятельности. Ребёнок имеет право на ошибку, т.к. он только учится, и учится на своих ошибках, а не на чужих. Наше задание - выяснить. Установить причины ошибок, чтобы находить возможности их исправления. Исходя из вышеизложенного, можно заключить о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, так как очень тесно переплетены в сознании дошкольника. Собственная активность детей связана с деятельностью, которая направлена на взрослого, а умения, знания и навыки, которые получены от взрослого, принимаются дошкольников, становясь его опытом, и ребенок оперирует ими, как собственными. Познавательная активность детей рассматривается учеными c разных точек зрения: как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как «ориентировочно-исследовательская» деятельность (Е.Н. Соколова, Дж. Бернлайн, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.); как проявление интересов и мотивов (Г.И. Шукина, Н.Г. Морозова и др.); как промежуточный компонент между познавательной деятельностью и потребностью (М.И. Лисина, А.М. Матюшкин и др.); как творческая активность детей (О.К. Тихомиров, Я.А. Пономарев); как черта личности (А.И. Крупнов, М.А. Данилов, К.А. Абульханова-Славская, Р. Капустина, В.И. Лозовая и др.); как интегральное свойство личности (В.В. Зайко, З.Ф. Чехлова и др.). Познавательная активность детей характеризуется процессом познания, водит в познавательную деятельность детской личности [7]. В психолого-педагогической литературе не существует единого мнения в понимании определения познавательной активности детей. Для выявления сути данного определения существует много понятий: «деятельное состояние ребенка» (Т.И. Шамова), «ценное образование личности ребенка» (Г.И. Щукина), «стремление ребенка к познанию» (Т.И. Зубкова). Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам рассмотреть понятие познавательной активности с точек зрения различных ученых (таблица 1.1). Определяя свою позицию в решении проблемы определения познавательной активности в таблице выделены некоторые значимые определения и подходы познавательной активности. Т.И. Шамова характеризует познавательную активность, как повышенную ориентировочную, интеллектуальную реакцию на исследуемый материал на основе появившейся потребности. Т.И. Шамова подчеркивает, что в этом проявляется личность ребенка с его отношением к характеру и содержанию поисковой деятельности и стремлением мобилизовать собственные усилия по достижению, поставленных целей. Таблица 1.1 Подходы поисковой активности дошкольников Взгляды ученых на познавательную активность Ученые В основе развития и формирования познавательной активности лежат преодоления детьми противоположностей между растущими познавательными потребностями личности и возможностями их удовлетворения, обладающими детьми в данный момент В.С. Ильин [10, с. 154] Ценное образование личности, которое выражает отношение ребенка к деятельности Г.И. Щукина [9, с. 17] Естественное стремление ребенка к познанию, характер и содержание деятельности, его интенсивность и интегральное образование личности Т.И. Зубкова [12, с. 7] Деятельное состояние, проявляющееся в отношении детей к процессу и предмету этой деятельности Т.И. Шамова [11, с. 36] Л. Аристова, рассматривая познавательную активность как проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объектам познания, подчеркивает наличие таких компонентов, как избирательность подхода к объектам познания, формулирование целей, задач, которые необходимо решать. Р. Капустин, А. И. Крупнов подчеркнуть, что познавательная активность проявляется в интенсивном стремлении к овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение целей, стабильность и объем взаимодействия поступающих из внутренней инициативы человека. Сравнительный анализ различных подходов к трактовке понятия позволил нам рассматривать познавательную активность дошкольника с точки зрения формирования личности в целом. Учитывая важность интеграции психолого-педагогических явлений в становлении личности ребенка (О. В. Дубина, ТК. Комарова, М. В. Короткова, В. П. Чепиков и др.), формирование познавательной активности как проявление интеграции (слияние) существующих и приобретенных качеств ребенка в единую, целостную систему, охватывающую все сферы детской личности и характера-resouses обобщенное психологическое образование, имеющих новые функции и другой (субъективной) позиции ребенка в деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg