Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика преподавания ОБЖ по подготовке к военной службе.

ikonowosky2016 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.05.2019
Актуальность проблемы и определило тему исследования. Объект исследования – процесс военно-патриотического воспитания учащихся 10-11-х классов в ходе изучения раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ. Предмет исследования – работа преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию учащихся 10-11-х классов на уроках раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ. Цель исследования – выявить методы и приемы военно-патриотического воспитания на уроках раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ с учащимися 10-11-х классов. Задачи исследования 1. Проанализировать методологические основы военно-патриотического воспитания, его цели и задачи, основные методы. 2. Определить основные направления работы преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию на уроках по разделу «Основы военной службы» с учащимися 10-11-х классов. 3. Определить эффективность работы по военно-патриотическому воспитанию, проводимой с учащимися 10-11-х классов при изучении раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ.
Введение

Последние годы учебы в школе для старшеклассников - это время подведения итогов, определения жизненного пути. И задача педагогического коллектива образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь им сделать правильный выбор, приблизиться к пониманию настоящих, а не мнимых жизненных ценностей, а это, в первую очередь, физическое и психологическое здоровье, крепкая семья, надежные друзья, чувство национальной гордости, любовь к Родине, готовность к защите ее священных рубежей. В целях реализации требований Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства РФ об организации обязательной подготовки граждан к военной службе в учебной программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для старших классов разделу «Основы военной службы» отводится значительная часть учебного времени. Не секрет, что у многих современных молодых людей сложилось негативное мнение об армии в целом и даже откровенное нежелание служить в Вооруженных Силах РФ. Поэтому формальный подход к изучению тем раздела «Основы военной службы» сегодня категорически неприемлем. [9] Формированию у обучаемых уважения и внутренней готовности к особому виду государственной службы – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации - в большой мере будет способствовать грамотно выбранная методика преподавания предмета, работа во внеурочное время, занятия в кружках, участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, а также использование инновационных технологий, презентаций, тематических выставок. Жизнь требует внесения целого ряда кардинальных корректив в содержание воспитательного процесса. Оно должно исходить из современных реалий, нового политического мышления, обусловливаться положениями оборонительной военной доктрины России, учитывать приоритет общечеловеческих ценностей. Военно-патриотическое воспитание требует обновления его форм, методов и средств, исходя из изменившихся духовных потребностей и интересов подрастающего поколения, ее образовательного уровня и социально-психологических особенностей.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические подходы в формировании качеств личности в патриотической работе…………………………………………………….…5 1.1 Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система…5 1.3 Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии…..7 Глава 2. Работа преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию в процессе учебной деятельности……………………………..14 2.1. Педагогические условия военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ …………………………………………………………………………… 14 2.2 Работа преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию в процессе учебной и внеучебной деятельности………………………………22 Заключение……………………………………………………………………..29 Список используемой литературы……………………………………………31 Приложение…………………………………………………………………….34
Список литературы

1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе : сборник сценариев внеурочных мероприятий / И. Агапова, М. Давыдова. - М. : Айрис-Пресс, 2010. - 224 с. 2. Бачевский, В. И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе : дис. канд. педагог. наук : 13.00.01 : Н. Новгород, 2008. - 211 c. 3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков / Н. К. Беспятова. - М.: Феникс, 2009. - 192 с. 4. Бурдейный, М. А. Все о призывниках и военной службе / М. А. Бурдейный. - М. : Вече, 2009. - 208 с. 5. Гаврилов, В. П. Допризывная подготовка: учебное пособие / В. П. Гаврилов, В. В. Капский. - М. : Амалфея, 2010. - 204 с. 6. Воронова, Е. А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2011. - 288 с. 7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: метод. пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-Пресс, 2011. - 164 с. 8. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание подростков / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Сфера, 2011. - 224 с. 9. Мазыкина, Н. В. Равнение на победу: метод. рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. - М. : Просвещение, 2010. - 192 с. 10. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание школьников : методические рекомендации / М. Д. Маханева. - 2-е изд. доп. - М. : АРКТИ, 2010. - 172 с. 11. Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы: учеб. пособие/ А. Волоктин [и др.]. - М. : Дрофа, 2009. - 203 с. 12. Пашкович, А. Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / А. Пашкович, Е. Шитов. - М. : Глобус, 2011. - 165 с. 13. Пузырев, А. Ю. Организация военной подготовки призывников и призывов в РККА накануне Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] : Государственный архив социально-политической истории : [web - сайт]. 11.05.2011. < http://gaspito.ru/index.php/publication/35-statyi/137-2011-05-11-05-59-08. > (11.12.2011). 14. Смирнов, А. Т. Основы военной службы: учеб. пособие/ А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. - 2-е изд. - М. : Феникс, 2009. - 240 с. 15. Сорокин, Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника / Ю. К. Сорокин. - 3-е изд. доп. - М.: Феникс, 2009. - 164 с. 16. Сосницкий, В. Н. Физическая подготовка допризывной молодежи с учетом типологии двигательных способностей : дис. канд. педагог. наук : 13.00.04 / Сосницкий Виктор Николаевич. - Волгоград, 2008. - 172 с. 17. Сухарев, А. С. Административно-правовое положение военных комиссариатов : дис. канд. юрид. наук : 12.00.14 / Сухарев Александр Сергеевич. - М., 2008. - 205 с. 18. Травин, В. В. Управление человеческими ресурсами / В. В. Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова. - М. : Дело АНХ, 2009. - 128 с. 19. Тупикин, Е. Основы военной службы / Е. И. Тупикин, А. Т. Смирнов. - М. : Академия, 2010. - 309 с. 20. Ушаков, С. А годен ли ты к военной службе? Требования к состоянию здоровья призывника, военнослужащего в нормативных актах о военно-врачебной экспертизе / С. Ю. Ушаков, Ю. А. Тюрина. - Киров: Бюро медицинской статистики Департамента здравоохранения Администрации Кировской области, 2010. - 165 с. 21. Хоботова, Л. Армия. Российская история ХХ столетия: Служба и служение / Л. Хоботова. - М. : Юрист, 2010. - 264 с. 22. Оренбуржье. Портал Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс] : Перечень областных целевых программ - 2011. < http://www.orenburg-gov.ru:8080/magnoliaPublic/regportal/Info/Invest/RegProgram > (01.12.2011). 23. Оренбуржье. Портал Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]: Выступление на зональном совещании с представителями муниципальных образований, отделов военного комиссариата Оренбургской области, организаций регионального отделения ДОСААФ России Оренбургской области, казачьих обществ Оренбургского отдельного казачьего общества "Первый отдел ОКВ" : < http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/government-personalities/pavlychev/2011-11-02.html > (16.12.2011). 24. Патриотическое воспитание граждан - на контроле Правительства области [Электронный ресурс] // новостной портал Орен-ру : [web-сайт]. 17.12.2011. < http://www.oren.ru/news/2613996/ > (19.12.2011). 25. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие, 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.
Отрывок из работы

1.1 Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система. Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления. Объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами. Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у россиян высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.[4. c. 57-62] Опираясь на приведенное выше определение сущности военно-патриотического воспитания, следует отметить, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, направления и средства. Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите. С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В- третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы. Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы. Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.[5. c. 115-128] Военно-патриотическое воспитание как целостная система активно взаимодействует с внешней (по отношению к ней) социальной средой. Механизм этого взаимодействия носит сложный характер, ибо многие трудно уловимые процессы, например спонтанно складывающееся общественное мнение, могут оказать не менее сильное воздействие, чем целенаправленная, хорошо отлаженная воспитательная система. В то же время известные события могут вызвать повышение военно-патриотической активности. Организуя процесс военно-патриотического воспитания, очень важно учитывать подобные процессы, для того чтобы своевременно корректировать формы и методы воздействия на формирование оборонного сознания людей.[6. c. 156-170] 1.2 Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии. Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает практических работников общими методологическими принципами оценки его результативности, способствует выработке единых, конкретных показателей, по которым можно с наибольшей степенью вероятности судить об оптимальности функционирования рассматриваемой системы. Это тем более важно, что специальных работ, посвященных анализу данной проблемы, до сих пор нет.[12. c. 39-53] Зачастую эффективность военно-патриотического воспитания определяется только по результатам подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, что в значительной степени искажает общую картину, деформирует ее, ибо из «зоны эффективности» исключается такой важный элемент как воинская служба. Более того, во многих случаях об эффективности системы судят по успешно проведенным, хотя важным, но эпизодическим мероприятиям или масштабным военно-патриотическим кампаниям. Такое смещение или подмена одного понятия другим отнюдь не способствует улучшению воспитательного процесса, в значительной мере затрудняет оценку результативности, а, следовательно, и совершенствование в перспективе. Как и в любом виде деятельности, эффективность военно-патриотического воспитания заключается в достижении определенных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами. Правильно сформулированная цель способствует исключению стихийности и волевых решений в системе военно-патриотического воспитания. Она рождает перспективу, придает воспитательному процессу планомерный, осознанный характер. И наоборот, неправильно поставленная цель обрекает различные органы воспитания на топтание на месте, слепой подбор эпизодических, стихийных мероприятий, выработку решений «пожарного» порядка, бессистемность, а в итоге приводит к нежелательным результатам. Повседневная воспитательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы каждый раз достигалась конкретная цель - получение молодыми людьми определенной социальной информации, на основе которой формировались бы необходимые качества (умения) для защиты Родины. При этом воспитание должно быть таковым, чтобы можно было обеспечить переход на более высокие ступени совершенствования личности. Если будет достигаться каждый раз эта цель, то будет решаться шаг за шагом и более сложная задача - достижение общих социальных целей.[14. c. 23-49] Отдельное военно-патриотическое мероприятие само по себе не может сразу же, сиюминутно сформировать у личности нужные для вооруженного защитника своей страны качества. Его цель заключается, главным образом, в создании платформы для зарождения или дальнейшего совершенствования этих качеств. Поэтому, оценивая эффективность отдельных мероприятий, надо подходить к ним именно с этих позиций. Здесь непосредственный результат может быть выражен в интересе молодых людей к той или иной информации военно-патриотического характера, тем или иным навыкам и умениям, которые они получают на данном конкретном мероприятии, в положительных или, наоборот отрицательных суждениях и высказываниях о нем, в проявлении инициативы в предстоящей деятельности. Эффективность системы военно-патриотического воспитания заключается в полной реализации социальной цели - содействия дальнейшему укреплению обороноспособности страны, выражающемуся в формировании у различных социальных групп трудящихся, и особенно молодого поколения, всей совокупности высоких мировоззренческих, морально-психологических, героико-нравственных, физических и военно-профессиональных качеств, необходимых для выполнения своего патриотического воинского долга. Это дает возможность перейти к поиску конкретных показателей, критериев воспитательного процесса. В самом общем виде под системой критериев эффективности военно-патриотического воспитания следует понимать совокупность конкретных показателей, выражающих меру достижения тех или иных воспитательных целей, неразрывно связанных с формированием оборонного, героико-патриотического сознания молодежи, других социальных групп. Данная система должна ориентировать деятельность того или иного субъекта воспитания, строго совпадающую с общегосударственными интересами, вызывать у него (а также у каждого человека) живой интерес к действительным, а не мнимым результатам своего труда, использованию резервов и возможностей творчества, в одинаковой степени отвечать требованиям общества, коллектива и личности. Использование количественных показателей при установлении результативности системы военно-патриотического воспитания имеет довольно широкие границы. С их помощью можно охарактеризовать результативность воспитательного процесса. С достаточной степенью вероятности, например, можно измерить уровень включенности молодежи в процесс военно-патриотического воспитания, ее активность в этой сфере общественно-политической деятельности, степень овладения молодыми людьми необходимыми политическими и военно-профессиональными знаниями. Статистические показатели могут быть использованы и при измерении отношений, ценностных ориентаций, установок юношества в сфере предстоящей воинской службы. К числу других требований, относящихся к системе критериев, о которых идет речь, следует отнести требование объективности. Важнейшим требованием к системе рассматриваемых критериев является требование сравнимости. Это означает, что набор определяемых нами показателей должен быть сопоставим между собой, должен позволять сравнивать результативность воспитательных воздействий в зависимости от временных факторов. Придавая большое значение частным конкретным показателям эффективности различных звеньев военно-патриотического воспитания, сосредоточим основное внимание на определении совокупности критериев, обусловленных конечной социальной целью и показывающих результативность системы в целом. Исходя из логики данного рассуждения, мы можем говорить о частных показателях эффективности усилий, характеризующих: - уровень мировоззренческих, военно- политических и военно-профессиональных знаний молодежи; - уровень военно-профессиональных навыков и умений; - уровень военно-профессиональных действий; - уровень убеждений личности, ее героико-патриотического сознания. При этом важно отметить, что каждый из этих показателей должен рассматриваться в следующих конкретных условиях: - в период до службы в Вооруженных Силах России; - в период службы в армии и на флоте; - в период после срочной воинской службы. Значительно труднее дать оценку уровня убеждений, оборонного, патриотического сознания юношества. Проникновение в их глубину затруднено в силу изменчивости, динамичности, мобильности сознания, влияния на него многих разнопорядковых внутренних и внешних факторов и связей. В то же время убеждения отнюдь не абстрактная категория. Они представляют собой совокупность конкретных отношений, социальных ориентаций, установок в сфере деятельности молодых людей по выполнению своего конституционного долга. Оценивая уровень убеждений, важно обращать внимание на взаимосвязь их со знаниями, ибо знания, слитые с определенным отношением к ним, составляют убеждения. Истинная убежденность человека в корне отличается от слепой веры, фанатизма. Она базируется на рациональной основе. Анализ критериев данной группы показывает, что при их использовании в практической деятельности возникает по меньшей мере две трудности. Первая из них заключается в сложности вычленения влияния на формирование убеждений (выраженных в отношениях, интересах, ориентациях) именно военно-патриотического воспитания, ибо здесь воздействует множество других факторов. Другой трудностью является сложность получения необходимой социальной информации, характеризующей результативность воспитательного процесса. Выход из этого положения как в первом, так и втором случаях может быть найден только посредством применения научных методов анализа, дальнейшего развития и расширения проведения конкретных логических исследований. Определяющим, главным критерием результативности системы военно-патриотического воспитания является уровень социального поведения молодежи в армейской обстановке, в том числе и в боевой. Перед практическими работниками - организаторами процесса военно-патриотического воспитания, как впрочем, и перед всеми идеологическими кадрами неизменно встает вопрос о том, как с наибольшей достоверностью измерить результативность воспитательных усилий, какими приемами, способами и методами пользоваться при этом. [12. c. 30-67] Научная методика определения эффективности военно-патриотического воспитания предполагает прежде всего выбор и постановку конкретной, строго очерченной исследовательской задачи. Определив исследовательскую задачу и характеристику объекта изучения, следует перейти к уточнению основных понятий и фактов, воздействующих на эффективность воспитательного процесса. От того, насколько тщательно будет проведена эта работа, в значительной степени зависит выполнение поставленной задачи. Важно также выстроить и общую картину воздействия на тот или иной процесс объективных и субъективных факторов, отражающих социальные условия, в которых он функционирует и развивается, диалектику их взаимосвязи как между собой, так и с изучаемыми явлениями. Среди последующих операций методического плана следует выделить разработку рабочих гипотез в отношении эффективности того или иного компонента системы, обусловленных исследовательской задачей. Гипотезы рождаются как из имеющегося старого, так и могут возникнуть в процессе самого исследования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 21 страница
252 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 37 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 22 страницы
614 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg